|
||||||||||
Познавательные дела
Познавательные дела Название: «Машина времени» Форма: познавательная ролевая игра. Возраст участников: 13-15 лет. Педагогические задачи : познакомить ребят с правами и обязанностями ребенка и вожатого в лагере; научить видеть последствия своих действий, научить ответственности за свои поступки. Необходимое оборудование и оформление: 5 экземпляров Устава лагеря, карточки с описанием проблемных ситуаций, 5 ручек, 5 листов. Краткое описание: 1. Вступительное слово вожатого. Обсуждение вопроса: чем отличаются права человека от его обязанностей? 2. Работа по 4 группам. Знакомство с Уставом ВДЦ «Орленок», зафиксированными в нем правами и обязанностями ребенка и вожатого: группа № 1 изучает права ребенка; группа № 2 изучает права вожатого; группа № 3 изучает обязанности ребенка; группа № 4 изучает обязанности вожатого. 3. Введение в игру. Каждый из нас порой хотел бы повернуть время назад и исправить некоторые свои жизненные ошибки, или заглянуть в будущее и узнать, правильно ли я поступил. Сегодня у вас есть такая возможность. С помощью «машины времени» мы попадем в любой временный промежуток и сможем проанализировать увиденное. 4. Игровая разбивка на 5 групп. Объяснение правил игры: * Каждая группа – это «Кнопки машины времени»: нажимая на «кнопку № 1», мы узнаем, что будет сейчас; «кнопку № 2» – что будет через час; «кнопку № 3» – что будет через неделю; «кнопку № 4» – что будет через годы; «кнопку № 5» - что будет в конце жизни. * Каждая кнопка имеет 2 функции: 1 функция (половина группы) - разбирает ситуации с точки зрения прав ребенка и вожатого; 2 функция (другая половина группа) – с точки зрения обязанностей ребенка и вожатого. * Участник группы №1 вытягивают карточку с описанием проблемной ситуации, зачитывает ее. * Все группы обсуждают ситуацию. * Участник группы №1 выбирает кнопку, на которую он хотел бы нажать, чтобы представители этой группы познакомили всех участников игры с решением проблемной ситуации в соответствии со своим временным периодом. * Ответивший участник выбирает следующую кнопку и т. д., чтобы высказались представители всех групп. * Представитель группы №1 комментирует решения других «кнопок» и дает свой вариант решения. * Все группы отвечают на вопрос ведущего игры: «Почему ты принял такое решение? Что тобой двигало: принцип, правило…? » * Обсуждение следующей ситуации. Все действия повторяются. 5. Подведение итогов игры: насколько ребята усвоили права и обязанности детей, зафиксированные в Уставе Центра. Варианты ситуаций: * Я очень хотел(а) поесть чипсы, поэтому убежал в магазин через дорогу, так как заранее знал, что вожатый мне не разрешит. * Вожатая обнаружила у меня складной нож и забрала его. * Ко мне на выходные приехали родители и привезли целый пакет сладостей, но врачи и вожатые запретили их есть. * Сегодня ночью, пока не было вожатых, мы так веселились! Дрались подушками, измазали все шторы и двери пастой. Еще и девчонок соседнего домика напугали. * Я очень хотела купаться, и вожатый разрешил мне сделать это в тихий час. Где, кем, когда создано: детский лагерь «Солнечный», Анастасия Лагерек, Елена Крамаренко, август 2003 года. Название: «Что в имени тебе моем» Форма: коллективно-творческое дело. Возраст участников: 11-15 лет. Педагогические задачи : помочь ребятам лучше узнать друг друга, задуматься над своими личностными качествами, чертами характера. Краткое описание: 1. «Общее». Вожатый предлагает ребятам разбиться на 4 группы по тем временам года, в которые они родились: весной, летом, осенью, зимой. Затем каждая группа, посоветовшись между собой, должна составить общую характеристику лиц обоего пола, родившихся в данный сезон природы. Насколько совпадает человеческий характер с характером природы, подвластны ли люди, родившиеся в это время, годовому циклу, чем они отличаются от других людей, какими способностями и талантами обладают? Ребята должны продемонстрировать умозаключения на собственном примере. Затем вожатый зачитывает характеристики натур, данные известным психологом и писателем Борисом Хигиром, ребята соотносят эти описания со своими чертами характера, удивляются, соглашаются, спорят. 2. «От общего к индивидуальному». Разговор пойдет о собственных именах ребят отряда. Имя человека - одно из важнейших составляющих его индивидуальности. В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени. Вожатый спрашивает ребят, знают ли они историю своего имени, в честь кого они были названы, кого из знаменитых тезок они могут назвать. Разговор идет по кругу. Чтобы он получился и все в разговоре приняли участие, можно составить и написать схему выступления, пользуясь методом неоконченных предложений. Мое имя означает … Больше всего мне нравится в себе … Я чувствую себя счастливым, когда … Я чувствую печаль, когда … Я бы хотел быть похожим на … Моя мечта … Я хочу стать … Я хотел бы узнать о … Когда-нибудь, я надеюсь … Если ребята затрудняются в объяснении происхождении своего имени, вожатый может им помочь с помощью книг. 3. Заканчивая этот разговор, вожатый еще раз обращает внимание на общие и индивидуальные признаки каждого, на серьезность тех характеристик, которые заложены в имени каждого человека, а также на то, что право на имя и гражданство ребенка зафиксировано в статье 7 «Конвенции о правах Ребенка», которая была принята 20 января 1979 года Генеральной Ассамблеей ООН. Звучит она так: «С момента рождения ребенок получает право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу». Где, кем, когда создано: методический отдел, Юрий Беляков, 2000 год.
Название: «Джуманджи» Форма: интеллектуально-творческая игра. Возраст участников: 14-15 лет. Педагогические задачи : помочь ребенку выбрать направление творческой работы; диагностика творческих способностей ребенка; пополнение банка идей отрядных дел. Необходимое оборудование и оформление: ватман, краски, кисточки, фломастеры, стяги, карта «Джуманджи», игральная кость с цифрами от 1 до 3. Предварительная подготовка: 1. Создается детская творческая группа. Участники группы являются организаторами и ведущими станций. Ведущие станций придумывают по 5 творческих заданий, оформляют свою станцию. 2. Отряд делиться на три команды, в каждой выбирается капитан. Правила игры: 1. Капитаны жребием определяют очередность выхода на маршрут 2. Карта разделена на 6 секторов. Капитан с помощью игральной кости определяет, на сколько секторов может переместиться его команда. 3. Каждый сектор карты имеет свой цвет – обозначение станции, на которую предстоит отправиться команде. 4. После выполнения задания на одной станции команда должна вернуться к карте, чтобы капитан определил следующий сектор - станцию. 5. Хозяин Игры мешает командам выполнять задания на станциях. 6. Выигрывает команда, которая первой доберется до финиша. Краткое описание: 1. Вступительное слово Хозяина Игры. Объяснение правил. 2. Посещение станций: Интеллектуальная, Художественная, Спортивная, Сценическая, Центральная. 3. Подведение итогов игры. Где, кем и когда создано: детский лагерь «Солнечный», Алексей Яшкин, июнь 2003 года.
Название: «Твои права» Форма: занятие. Возраст участников: 13-15 лет. Педагогические задачи : формирование у подростков знаний и умений по защите и отстаиванию своих прав и прав других людей; знакомство с «Конвенцией о правах Ребенка». Краткое описание: 1. Знакомство. Подросткам предлагается продолжить фразу: «Я пришел на занятие, чтобы…», которая выявляет цель участия в занятии. 2. Знакомство с правилами занятия: * Каждый участник имеет право быть активным. * Каждый участник имеет право говорить НЕТ, но при этом должен предложить свой вариант. * Каждый участник имеет право на откровенность. * Каждый участник имеет право быть услышанным. * Каждый участник имеет право высказывать свое мнение. * Каждый участник имеет право говорить от своего имени. 3. Рассказ об истории создания, содержании, основных положениях «Конвенции о правах Ребенка». 4. Упражнение «Хорошо – плохо». Ведущий предлагает объект или явление. Необходимо, чтобы один участник нашел в нем как можно больше положительных признаков, а второй - как можно больше отрицательных. Например: Свобода – это хорошо, можно делать что хочешь, ни от кого не зависеть, поступать, как думаешь. Свобода – это плохо, нужно думать о том, как выжить самому, отвечать за себя, понимать, зачем ты свободен. 5. Беседа по направлениям: * права подростков декларируются, но не соблюдаются; * мы живем в правовом государстве, но в нашем государстве нарушают права человека даже высшие чиновники; * о детях необходимо заботиться, но мало кто это делает; * многие подростки лишены бесплатного дополнительного образования и т. д. 1. Работа микрогрупп. Ведущий делит участников на группы по 5–6 человек. Каждой группе дается задание в течение 3-5 минут придумать ситуацию, в которой, по их мнению, были нарушены права ребенка, записать ситуацию на карточке, отдать ее ведущему. Ведущий раздает карточки с описанием ситуаций группам. Каждой группе дается задание в течение 10 минут ответить на вопросы: * Какие права ребенка были нарушены в данной ситуации? * Может ли ребенок в данной ситуации сам защитить свои права? * К кому ребенок может обратиться за помощью защиты своих прав? * Как можно выйти из данной ситуации, не нарушая ничьих прав? Затем все участники выражают свое согласие или несогласие и предлагают, если возможно, свой вариант ответа. 7. Подведение итогов. Где, кем и когда создано: педагогический колледж «Орленка», Людмила Винокурова, 2003 год.
|
||||||||||
|