Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ хорового произведения



 

Попов Николай Иннокентиевич – современный композитор, заслуженный деятель искусств Украины, неоднократный лауреат всемирных и отечественных фестивалей, выдающийся общественный деятель Запорожья и Запорожской области, педагог, преподаватель дирижерских дисциплин и по классу композиции Запорожского музыкального училища им. П. И. Майбороды.

Попов Н. И. родился 11 июня 1950 года в г. Щигры Курской области.

В творческом репертуаре композитора симфонические, камерно-инструментальные, вокальные произведения, музыка к театральным спектаклям.

Традиции жанра театральной музыки отобразились на симфонических произведениях, например: сюита «Ромео и Джульетта», которая возникла на основаниях музыки к драматическому спектаклю. Театральная конкретность проявляется в симфоническом произведении «Образы».

Хормейстерское образование композитора, работа с хором вызвала тяготение к хоровым жанрам. Такие как: кантата «Сердцу бей, бой», на стихи В. Маяковского, для чтеца, детского голоса, хора и симфонического оркестра; поэма «Плакали Ангелы», на слова А. Матвейчука для хора, солистов, оркестра; «Величальная Украина», на стихи Г. Лютого для смешанного хора, чтеца и оркестра.

Радостный мир детства всегда привлекал композитора – мюзикл «Мойдодыр».

В разнообразии жанров, к каким обращается Николай Попов, следует вспомнить еще камерные произведения, от вокального цикла на стихи Р. Бернса до композиции для разных инструментов (Концерт для кларнета, Интродукция и рондо для двух виолончелей, Концертная пьеса для скрипки и фортепиано).

Произведения композитора постоянно входят в программы концертов Международного фестиваля «KIEV-MUSIC-FEST» и других престижных фестивалей нашей страны.

 

 

Плакали ангели в небі прозорім,

Райдужно падали сльози мов зорі.

Небо світилося так світанково

Духом святилося мовлене слово!

Плакали ангели вигнувши крила

В небі поранені лебеді білі.

Небо скривавили хижі знамена

Люди знеславили Боже імено!

Діва Марія мати ласкава,

Грішний тобі молюсь.

Плачу криваво, Діва Марія,

Яко Твій син Ісус.

Діва Марія там на Галгофі

Знову звелись хрести.

Тиха від горя там на Галгофі

Темних людей прости.

Виплачуть ангели сльози солоні,

В небо простягнуться наші долоні

Гідні до милості і до розплати.

Годі вам Ангели в небі ридати!

 

По жанру произведение – хоровая поэма, характер – лирико-драматический.

Форма трехчастная, с элементами репризности

Начинается произведение с 4хтактового оркестрового вступления в виде «креста». После чего вступает хор a`capella в унисон (такты 5-10). Сложность для хора состоит в том, что это сложный вид техники для хорового исполнения ( унисон и a`capella), который требует слаженности тембров, хорошего ансамбля и владения хора хоровыми навыками, так как это, так называемое, вступление исполняется закрытым ртом на Р.

 

 

Оркестр вступает в нюансе FF. Первые два такта темп Adagio(медленно). Затем, когда вступает хор, темп – Andante (не спеша, шагом).

Размер 4/4, сложный.

В 8 такте оркестр вступает в нюансе mP. Размер меняется на 12/8 (сложный). В оркестре происходит мелодическое развитие, подвижная нюансировка.

 

В 16 такте вступает хор и солист. Ведущая партия у хора, а солист вступает мелодически. Исполнение хора и оркестра в нюансе mP.

 

Стремительное развитие мелодии подходит к 24 такту, где хор и оркестр звучат на FF, акцентируя первую долю. Также это происходит и в 25 такте. Темп Adagio – медленно. В этих тактах хор держит аккорд половинными длительностями, поэтому очень важно именно пропеть, а не прокричать эти аккорды, так как нюанс FF, и с хорошей опорой на дыхании. Партия оркестра представляет собой мотив в виде креста.

 

 

В 32 такте звучит мощноеtutti хора. Pocorellentando – постепенно расширяя. Завершается первая часть октавным унисоном всего хора в нюансе FF.

 

 

Вторая часть начинается в темпе Andantecantabile–не спеша, шагом, певуче. В нюансе mP. Аккомпанемент спокойный, лирический. В 41 такте начинается соло лирического баритона в нюансе mP.

 

В 50 такте вступает хор гаmF, соло сопрано в этот момент выполняет роль мелодического фона. Она не зависит от хора, так как у нее совершенно самостоятельная партия.

 

В 54 такте солистка поет тему, а хор в это время поет с закрытым ртом в нюансе mP, выполняя роль гармонического фона.

 

 

Сложность для солистов заключается в том, чтобы пение на одном звуке не превращалось в стучание, а было плавным на legato.

Вторая часть произведения заканчивается унисоном хора в нюансе P. Темп спокойный, размер 4/4.

 

Третья часть произведения начинается проведением оркестра в размере 12/8 к кульминации всего произведения. Хор вступает в 70 такте в нюансе FF.

 

Подвижная нюансировка и мощноеtutti хора, а также текст придает музыке мощность и глубокий философский смысл. После чего в 78 такте начинается небольшой лирический эпизод, в котором мелодия проходит в партии сопрано в нюансе mP.

 

 

Далее происходит постепенное снижение динамики.

В 93 такте хор и оркестр звучат в нюансе mP, dolorozo–скорбно. Постепенно затихает до нюанса РРР.

 

 

Основная тональность произведения – c-moll.

Размер переменный, 12/8 – сложный, 4/4 – сложный.

Метр простой, четырехдольный.

 

Произведение написано в темпе Adagio–медленно. Но для большей выразительности композитор почти в каждом разделе произведения меняет темп. Вступление – Adagio, такт 8 – Moderato, такт 26  – Moderatoespressivo, такт 40 – Allegrettocantabile, такт 58 – Adagio, такт 62 – Allegretto, такт 70 – TempoIespressione, такт 78 – Allegrettoconafetto, такт 93 – Andantedolorozo. Так же постоянные приемы агогики: pocorallentando, pocoritenuto, цезуры, ферматы.

 

Прием звуковедения в основном legato.

Общий диапазон хора G- h2.

Сопрано:

В 6 такте для сопрано тесситурно неудобно петь скачокg–f1, так как g малой октавы – нен входит в диапазон партии сопрано. Поэтому эту ноту можно или вообще не петь, или петь, но «не садясь» на нее. Во многих местах, как например в 70 такте, где звучит мощное tuttiхора на FF, и у партии сопрано высокая тесситура, нужно петь не крича и в правильной позиции, опираясь на дыхание.

Альт:

В тактах 58-62, 16-23, 93-99 на партию альтов приходится основная нагрузка, так как они поют в унисон с партией сопрано и для партии альтов это удобная тесситура, в то время как сопрано не могут петь ярко.

В 26 такте партия альтов так же поет в унисон с партией сопрано, но так как тесситура в некоторых местах для них высокая, то они должны следить за ансамблем и петь в высокой позиции.

Тенор:

В основном, партия тенора звучит в высокой тесситуре. Очень важно, чтобы они не кричали и брали эти ноты фальцетом.

В тактах 4, 58, 60, 94, 96 тесситура очень неудобная и низкая, поэтому здесь за теноров могут спеть басы, так как хор звучит в унисон.

Бас:

Партия басов выполняет роль гармонической основы. Поэтому они должны звучать уверенно и сочно. Сложность для партии басов заключается в темпе восьмых длительностей, так как они менее подвижны, нежели другие партии.

В отношении звукоформирования, следует обратить внимание на то, что преобладает твердая атака звука.

Дыхание цепное и по фразам.

Аккомпанемент выступает самостоятельно, так как у него своя партия.

Главная задача – передать драматургию произведения. Должен быть мелкий ритмический и дикционный ансамбль.

Встречаются divisiв партиях теноров, сопрано и альтов.

 

 

Для передачи характера, композитор использует подвижную нюансировку, мощноеtutti хора, смену темпов, ферматы в высокой тесситуре.

 

Очень важен первый темп, заданный дирижером в начале произведения. В нем должна даваться информация о темпе и характере произведения.

Дирижер должен четко знать вступление каждой партии, где смена темпа, где смысловая и музыкальная кульминация всего произведения. Жест должен четко соответствовать характеру произведения.

 

 

Репетиционный план:

1. Беседа об авторе;

2. Показ произведения;

3. Работа над произведением с сольфеджированием;

4. Работа над текстом;

5. Работа над выразительностью.

 

 

Запорожское Государственное Музыкально Училище

им. П. И. Майбороды

 

 

Анализ хорового произведения

Н. И. Попова

«Плакали Ангели»

Выполнила:

студентка IV курса

дирижерско-хорового отдела

Кавелина Мария

 

 

класс преподавателя

Гапон И. А.

 

 

г. Запорожье, 2012 год



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.