Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чтобы зарабатывали сами



Дотирование одних регионов за счет других — обычная для мировой практики ситуация. «Украина — унитарное государство, а значит, для него абсолютно нормально постоянное распределение ресурсов между регионами», — объясняет Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.

Правда, тут есть одно «но». Дело в том, что практически во всем мире бюджетные дотации направлены на то, чтобы подтянуть экономику депрессивных регионов и в будущем уменьшить их потребность в дотациях. Например, в Мексике деньги традиционно зарабатывали промышленные и нефтедобывающие регионы, сосредоточенные на восточном побережье и возле Мехико. Но в последние два десятилетия большая часть денежной помощи из центра системно вкладывалась в развитие сельского хозяйства и туризма — это очень помогло стране, когда государственный нефтедобывающий сектор несколько лет назад оказался на грани кризиса.

В Украине все происходит с точностью до наоборот. За редким исключением объем дотаций определяется не структурными проектами, а сиюминутной политической конъюнктурой. Простой пример: по словам Олега Устенко, когда его фонд проводил аналогичное исследование в 2010 году, результаты были совершенно иными: дотации из госбюджета в расчете на душу населения были минимальными в восточных областях. И максимальными — в западных, за исключением разве что Львовской.

Полностью избавиться от дотационности нереально. Уменьшить дотации и дать стимул к развитию экономики могла бы децентрализация бюджета. По крайней мере, областям не нужно было бы вначале отправлять большую часть своих доходов в центр, чтобы потом ожидать их возвращения. «Проводить эту реформу нужно. Но только постепенно, создавая стимулы для того, чтобы области учились зарабатывать больше, ведь заработанные деньги останутся в их распоряжении», — объясняет Владимир Лановой. По его словам, в мировой практике регионам оставляют обычно именно те налоги, которые взимаются на местах. В то же время платежи, осуществляемые в бюджет при импорте, например, импортные пошлины или акцизы, идут в центральную казну.

За последние 20 лет подобные проекты десятки раз обсуждались в ВР. Однако ни один из них не дошел даже до второго чтения. Что неудивительно. Ведь когда средства движутся сначала из региона, а потом в регион, на таком «движении» всегда можно неплохо заработать. Кроме того, такое «движение» — неплохой инструмент дополнительного контроля регионов центром. Во всяком случае во время последних протестов премьер-министр Николай Азаров позволил себе прямо пригрозить блокированием выплат Госказначейства западным областям — если те будут продолжать митинги протеста.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.