Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. В.Д. Мирончук, Г.С. Ігошкін ІСТОРІЯ УКРАЇНИ (Учебник) 324с.



 

 

 

Украинское культурно-национальное возрождение

 


Введение

 

Превратив некогда автономную Украину в обычную имперскую провинцию, российский царизм, казалось бы, лишил украинцев нормальных условий для развития их языка и культуры. Но, как ни странно, именно с этого времени начинается невиданный ранее духовный подъем украинского народа, охвативший весь XIX в., и получивший в литературе название украинского культурно-национального возрождения. В настоящей работе рассмотрим основные черты этого периода и выдающихся деятелей, которые создали ряд направлений и произведений украинской культуры. Тема настоящей работы является актуальной, поскольку позволяет проследить преемственность украинской культуры и показать ее роль в национальной истории нашей страны.


украинское культурно-национальное возрождение

украинское культурное национальное возрождение

Каковы наиболее характерные черты этого феномена? Во-первых, на рубеже XVIII—XIX вв. зарождается современный украинский литературный язык и современная украинская литература; во-вторых, в XIX в. зарождаются и получают развитие украинские профессиональные театр, музыка, живопись и другие виды искусства; в-третьих, формируются кадры национальной интеллигенции, просветителей и ученых, которые начинают разрабатывать и пропагандировать украинскую «национальную идею».

Условной датой начала украинского возрождения можно считать 1798 г., когда в Петербурге были опубликованы первые три части поэмы И. П. Котляревского (1769-1838) «Энеида». Именно это бурлескно-травестийное произведение, написанное на полтавском диалекте украинского народного языка, положило начало современному украинскому литературному языку и современной украинской литературе. Получив высокую оценку читающей публики, «Энеида» стала своего рода декларацией того, что украинский язык и украинская культура являются фактом, с которым надо считаться (в ту эпоху было немало скептиков, полагавших, будто отдельного украинского языка не существует, а имеется лишь «малороссийское наречие», диалект русского языка; соответственно, украинцы рассматривались не как отдельный народ со своей самобытной культурой, а как «малоросы» — разновидность единого русского народа). Среди других известных произведений Ивана Котляревского можно назвать пьесы «Наталка Полтавка» и «Москаль-чародей», поставленные на сцене в первой трети XIX в. и опубликованные, соответственно, в 1838 и 1841 гг.

Вслед за Котляревским раскрылся художественный талант и других украинских писателей, поэтов, драматургов и баснописцев. Авторами широко известных и сатирически острых басен были ректор Харьковского университета П. Гулак-Артемовский (1790—1865) и полтавчанин Евгений Гребёнка (1812—1848). Основоположником украинской прозы по праву считается харьковчанин Г. Квитка-Основьяненко (1778—1843), выпустивший в 1834 г. «Малороссийские рассказы Грицька Основьяненко». К его лучшим произведениям относятся повести «Маруся» и «Конотопская ведьма», драматические произведения «Искренняя любовь» и «Сватанье на Гончаровке», комедия «Шельменко-деншик».

Формирование новой украинской литературы завершается творчеством выдающегося поэта-романтика Т. Г. Шевченко (1814—1861), первый поэтический сборник которого — «Кобзарь» — увидел свет в Петербурге в 1840 г. По замечанию М. Семчишина, в национальном мировоззрении Шевченко основную роль играют три символа: слава (национальные традиции), слово (национальная культура) и правда (общечеловеческие ценности). Поэтический мир Великого Кобзаря сложился под влиянием устного народного творчества. Как народный подвиг воспевал он борьбу за волю, славу, национальное самоутверждение (поэма «Гайдамаки»). В то же время постоянным мотивом, терзавшим его душу, был тернистый путь человека через трагедии, зло и несправедливость земной жизни,

При всей «простоте» и «народности» Шевченко далеко не всем удается постичь философскую глубину его произведений; по сей день остается загадкой умение поэта заглянуть в самые потаенные уголки «украинской души», передать с помощью слова наиболее характерные черты украинской ментальности, органично связать мысли, чувства и обыденную жизнь народа с универсумом.

То, что Шевченко знал жизнь простого народа не понаслышке, вполне объяснимо — он сам был выходцем из крепостных крестьян. В детстве у него пробудился интерес к рисованию, и помещик Энгельгардт, у которого он служил «казачком», решил сделать из него своего домашнего художника. В Петербурге Шевченко учился у художника Ширяева. Когда его талант заметили и оценили представители петербургской художественной элиты (Карл Брюллов, Василий Жуковский и др. ), они решили выкупить Шевченко из крепостной неволи. Энгельгардт запросил за него две с половиной тысячи рублей. Чтобы собрать нужную сумму, Брюллов написал портрет Жуковского, который весной 1838 г. купила на аукционе царская семья. Получив свободу, Шевченко стал студентом Петербургской академии искусств. Именно в студенческие годы раскрылся его поэтический дар и был издан «Кобзарь».

В 1843 г. Шевченко приехал на Украину для занятий живописью, а затем стал преподавать в Киевском университете. Где-то в конце 1845 г. или начале 1846 г. в Киеве возникло нелегальное «Украино-славянское общество св. Кирилла и Мефодия», в работе которого принимали участие профессор-адъюнкт Н. И. Костомаров, учитель петербургской гимназии П. А. Кулиш, юрист Н. И. Гулак, полтавские учителя В. М. Белозерский и Д. П. Пильчиков, полтавский помещик Н. И. Савич и ряд студентов Киевского университета. Посещал заседания этого христианско-демократического кружка и Тарас Шевченко. Однако лидером и идеологом Кирилло-Мефодиевского общества был не он, а Николай Костомаров (1817—1885) — крупный историк, писатель и публицист. Его «Книги бытия украинского народа» стали программой общества. Основополагающей являлась идея панславизма — федерации вольных славянских народов, объединенных евангельскими правилами любви, кротости и терпения. В то же время впервые четко формулировалась национальная идея: каждый народ имеет свою миссию в истории, реализуя определенные функции «мирового духа». Разница между российским, польским и украинским толкованием истории мирового духа состоит в постулировании особой украинской миссии в мире, которая вытекает из традиционного украинского свободолюбия. Украина «не пропала, ибо она не знала ни царя, ни пана, а хотя и был царь, так чужой, и хотя были и есть паны, так чужие, хотя те паны и из украинского рода, однако не говорили по-украински, суть выродки, а настоящий украинец не любит ни царя, ни пана и знает одного Бога».

Один из студентов донес на участников Кирилло-Мефодиевского общества, и в марте 1847 г. полиция приступила к арестам «заговорщиков». Через три месяца дело было закрыто, так как главный начальник III отделения его императорского величества собственной канцелярии генерал-адъютант граф А. Г. Орлов не усмотрел в деятельности «мефодиевцев» покушения на устои самодержавия. «Украйно-славянское общество св. Кирилла и Мефодия, — писал он, — было не более как ученый бред трех молодых людей. Учредители его Гулак, Белозерский и Костомаров по самому положению ученых людей... были не в состоянии ни вовлечь в свое общество военных или народ, ни сделаться скорою причиною восстания».

Из всех участников общества больше всех пострадал Шевченко. При обыске жандармы нашли его поэму «Сон», где в оскорбительной форме поэт писал о царе Николае I и его супруге. Этого оказалось достаточно, чтобы Шевченко «забрили» в солдаты и отправили в глухой гарнизон с запретом писать и рисовать. Службу он проходил в закаспийских степях; лишь в 1857 г. новый царь Александр II (1855—1881) разрешил ему вернуться к цивильной жизни. Однако здоровье поэта было серьезно подорвано, и в 1861 г. он умер на сорок седьмом году жизни.

 

Выдающиеся писатели украинского возрождения

 

Одним из соратников Шевченко по Кирилло-Мефодиевскому обществу был П. А. Кулиш (1819—1897) — поэт, прозаик, журналист, издатель, литературный критик и этнограф. Пантелеймон Кулиш по праву считается основоположником украинского исторического романа («Черная рада», 1845—1847). Кроме того, он известен исторической поэмой «Украина», прекрасными переводами Библии и произведет ний Шекспира.

Художником-новатором в жанре басни проявил себя Леонид Глебов (1827—1893), прибегавший к эзопову языку и аллегории. Большое влияние на развитие национального самосознания украинского народа оказали произведения Марка Вовчка (М. А. Вилинская-Маркович, 1833—1907). В 1857г. появились ее «Народные рассказы», в 1860 г. — социальная повесть «Институтка», в 1871 г. — историческая повесть «Маруся». Марко Вовчок внесла заметный вклад не только в украинскую, но также русскую и французскую литературу; еще при жизни писательницы ее произведения были переведены почти на все европейские языки.

В жанре реалистической повести работал И. С. Нечуй-Левицкий (1838—1918). Он дал широкую панораму жизни простого народа, развернутые характеристики персонажей, великолепные пейзажи украинской земли. Проблемам украинских крестьян посвящены его остросоциальные повести «Бурлачка», «Микола Джеря», «Кайдашева семья».

Крупнейшим мастером социально-психологического романа был Панас Мирный (А. Я. Рудченко, 1849—1920). Особой известностью пользуются его романы «Разве ревут волы, когда ясли полны? » и «Гулящая».

Классиками украинской драматургии стали И. К. Карпенко-Карый (Тобилевич, 1845—1907), автор пьес «Наймичка», «Бесталанная», «Мартын Боруля», «Савва Чалый» и др.; М. Л. Кропивницкий (1840—1910), написавший реалистические пьесы «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Мироед, или Паук», «Пока солнце взойдет, роса очи выест»; М. П. Старицкий (1840—1904), известный социально-бытовой драмой «Ой, не ходи, Грицю... », исторической драмой «Богдан Хмельницкий» и комедией «За двумя зайцами».

Наиболее заметный вклад в развитие украинской литературы на рубеже XIX—XX вв. внесли И. Я. Франко (1856—1916), Леся Украинка (Л. П. Косач-Квитка, 1871—1913), М. М. Коцюбинский (1864—1913) и О. Ю. Кобылянская (1863—1942). Иван Франко объединял в себе энциклопедические знания, многообразие литературных, научных и политических интересов, новаторство и масштабность общечеловеческой проблематики. Оригинальность художественного мышления Франко отчетливо проявилась в стихотворениях лирического цикла, вошедших в сборник «С вершин и низин». Ценным вкладом в мировую литературу стали его философские поэмы «Смерть Каина» и «Моисей», а повести «Борислав смеется» и «Захар Беркут» стали классикой украинской литературы. В настоящее время произведения Ивана Франко изданы в 50 томах.

Леся Украинка родилась в одной из самых образованных семей на Волыни: ее мамой была известная писательница Елена Пчелка, дядей — первый украинский социалист Михаил Драгоманов, среди родственников — композитор Николай Лысенко и драматург Михаил Старицкий. Леся создала более 20 драматических произведений, в которых актуальные философско-этические проблемы были выражены в нетрадиционных для украинской литературы образах и сюжетах, взятых из мировой истории, литературы и мифологии. Она всесторонне разработала жанровую форму драматической поэмы, модифицировала ее на основе неоромантизма. В ее творчестве присутствует прометеев мотив («В катакомбах», «Кассандра», «Ифигения в Тавриде»). Идея национального освобождения наиболее полно отражена в произведениях «Боярыня» и «Оргия». Примером новаторского жанра является драма-феерия «Лесная песня», тесно связанная с народной мифологией; синтез поэзии и музыки нашел свое воплощение в лирическом цикле «Семь струн», «Мелодии», «Ритмы», а философский взгляд на жизнь — в произведении «Contra spem spero! ».

Леся Украинка свободно владела двенадцатью иностранными языками, хорошо знала культуру многих стран Европы, Азии, Африки и Америки. Ее разнообразные таланты стали уникальным явлением не только украинской, но и мировой культуры

Влияние импрессионизма заметно в творчестве Михаила Коцюбинского и Ольги Кобылянской. Роман Коцюбинского «Fata morgana» представляет собой прекрасный образец нового психологизма. Широкую известность приобрели его новеллы «Сон», «На острове», повесть-баллада «Тени забытых предков», в которой писатель обратился к праосновам украинской, в частности гуцульской, ментальности.

Значительный вклад в развитие социально-психологической литературной школы внесла Ольга Кобылянская. Одно из ее лучших произведений — повесть «Земля», отличающаяся тонким пониманием психологии крестьянина, трагичностью коллизии в ее кульминации (братоубийство), новаторскими чертами стиля.

Одной из первых в украинской литературе Ольга Кобылянская обратилась к феминистическим идеям, проблеме эмансипации женщин, создала целостные образы женщин-интеллигенток (повести «Ниоба», «Через кладку»).

 

Развитие театрального искусства

 

Наряду с развитием новой украинской литературы развивается и театральное искусство. Появлению украинского профессионального театра предшествовали любительские спектакли, объединявшие актерскую игру и пение. Из домашнего театра генерал-губернатора Я. Лобанова-Ростовского возник в 1818 г. Полтавский театр. В 1819—1821 гг. его возглавлял Иван Котляревский; именно для Полтавского театра он написал пьесы «Наталка Полтавка» и «Москаль-чародей», в которых использовал приемы народного вертела, интермедии, многочисленные народные песни и водевильные диалоги.

Театральные традиции Котляревского продолжил Квитка-Основьяненко, один из создателей Харьковского профессионального театра. Большой успех имели его социально-бытовые комедии «Сватанье на Гончаровке» (1835) и «Шельменко-денщик» (1838).

Основоположником сценического реализма в украинском и российском театральном искусстве был крупнейший актер XIX в. Михаил Щепкин (1788—1863). Свою актерскую деятельность он начал в 1805 г., будучи крепостным. В 1821 г. представители украинской и российской интеллигенции выкупили его из крепостного рабства. Щепкин первым из актеров перешел от классической манеры игры к сценическому реализму. Он выступал в театрах Харькова, Полтавы и Киева, а с 1824 г. — в московском Малом театре.

Во второй половине XIX в. параллельно с развитием профессионального театра ширилось аматорское движение, способствовавшее подъему национальной культуры. Любительские спектакли были популярны в Чернигове, Полтаве, Елисаветграде (Кировоград) и Киеве. Именно в аматорских кружках начинали свою деятельность реформаторы украинского театра Карпенко-Карый, Кропивницкий, Садовский, Саксаганский, Старицкий.

Карпенко-Карый работал в русле двух театральных систем — романтично-исторической и реалистично-бытовой. Он был актером и драматургом, написал 18 пьес, среди которых — социальная драма «Бурлака», социально-психологические драмы «Наймичка» и «Бесталанная», комедии «Мартын Боруля», «Сто тысяч» и «Хозяин», историческая трагедия «Савва Чалый».

В 1890 г. Карпенко-Карый и Саксаганский создали «Общество российско-малороссийских артистов под управлением П. К. Саксаганского». На его основе в 1900 г. возникла объединенная труппа корифеев украинского театра — «Малороссийская труппа М. П. Кропивницкого под управлением П. К. Саксаганского и М. К. Садовского при участии М. К. Заньковецкой». Мария Заньковецкая (Адасовская, 1854— 1934) была самой известной украинской актрисой того времени. Современники сравнивали ее с итальянской актрисой Элеонорой Дузе и француженкой Сарой Бернар.

Талант Марка Кропивницкого проявился в самых разных сферах театрального искусства: он был и актером, и режиссером, и драматургом, и театральным директором. В его драматургическом наследии — более 40 пьес. В1881 г., когда царские власти разрешили пользоваться на сцене украинским языком, Кропивницкий основал в Елисаветграде первый профессиональный украинский театр; в 1885 г. в его труппе насчитывалось уже около ста актеров Подъем профессиональной украинской музыки в XIX в. был связан как с народным песенным творчеством, так и с влиянием русской оперной классики. В 1809 г. российский оперный театр открылся в Одессе. Здесь выступали как дирижеры П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков, пела Соломия Крушельницкая, гастролировали итальянский тенор Э. Карузо и американская танцовщица А Дункан. В 1867 г. спектаклем «Аскольдова могила» АН. Верстовского началась деятельность русской оперы в Киеве.

Первая украинская опера, «Запорожец за Дунаем», была написана С. С. Гулаком-Артемовским (1813—1875) в 1862 г. и поставлена в 1863 г. в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. На украинской сцене ее впервые поставил М. Кропивницкий в 1884 г.

 

Музыка и живопись

 

Во второй половине XIX в. возникла система украинского музыкального образования. На базе филиалов Российского музыкального общества открылись училища в Киеве, Одессе, Харькове. Самым известным украинским композитором того времени, пианистом, дирижером и основателем профессиональной музыкальной школы был, безусловно, Н. В. Лысенко (1842—1912). В 1867—1869 гг. он учился в Лейпцигской консерватории, издал там «Сборник украинских песен». Заметным явлением в его музыке стала тема творчества Шевченко (более 80 вокально-хоровых произведений разных жанров). В Киеве Лысенко организовал ежегодные шевченковские концерты. До сих пор популярны такие оперы композитора, как «Рождественская ночь» (1873), «Утопленница» (1883), «Наталка Полтавка» (1889), «Тарас Бульба» (1890) и «Энеида» (1911).

В украинской живописи в первой половине XIX в. развивались портретный, историко-батальный, пейзажный и бытовой жанры. Выдающимся представителем реалистической портретной живописи был бывший крепостной В. А. Тропинин (1776—1857). В 1820-е годы он создал обобщенный образ представителя украинского народа (картина «Украинец»), серию портретов крепостных крестьян. Реалистические традиции Тропинина в украинском портретном искусстве развивали Шевченко, Сошенко и др.

Появилась сеть художественных объединений, школ и училищ. В 1865 г. была открыта рисовальная школа в Одессе, реорганизованная в 1889 г. в Одесское художественное училище. Важным центром художественного образования стала Киевская рисовальная школа, основанная в 1875 г. Н. И. Мурашко (в ней учились Пимоненко, Красицкий, Малевич). Мастерами пейзажного и исторического жанров были С. И. Васильковский, А. И. Куинджи, Н. С. Самокиш. В Феодосии (Крым) работал непревзойденный художник-маринист И. К. Айвазовский (1817—1900, картины «Девятый вал», «Черное море», «Чесменский бой» и др. ).

В архитектуре в рассматриваемый период на смену барокко приходит классицизм, связанный с великодержавным, имперским художественным мышлением. Основные компоненты архитектуры классицизма — симметрично-осевая композиция строений, геометрически четкое и удобное планирование помещений, широкое использование ордера. Национальная особенность украинского классицизма проявилась, прежде всего, в сохранении цветовой гаммы, типичной для барокко (голубой с белым и золотым). В новом стиле возводились жилые дома, административные здания, учебные заведения и т. д. В 30—40-гг. XDC строились университет, обсерватория и институт благородных девиц в Киеве (архитектор В. Берегти), театры в Одессе, Киеве, Полтаве и Львове. В соответствии с «регулярным планом» в Одессе архитектор Ф. Боффо спроектировал знаменитый Приморский бульвар, площадь возле него, Потёмкинскую лестницу, старую биржу (ныне городской совет), дворец Нарышкиной (ныне Дворец культуры моряков).

В конце указанного столетия при строительстве новых зданий в Киеве доминировал стиль «французского возрождения». В этом стиле построены дом Купеческого собрания (1882, архитектор В. Николаев; ныне — филармония), Украинский драматический театр им. И. Франко (1898, архитекторы Г. Щлейфер, Э. Братман), Оперный театр (1897— 1901, архитектор В. Шретер), формы которого напоминают театр «Гранд-Опера» в Париже. В византийско-русском стиле был построен Владимирский собор (1852—18%). Хотя среди архитекторов преобладали иностранцы, их творчество стало хорошей школой, как для российских, так и для украинских мастеров.

 

Формирование системы образования

 

Эпоха украинского культурно-национального возрождения отмечена также формированием новой системы образования. В начале XIX в. (1803—1804) царское правительство провело реформу, в результате которой структура народного образования приобрела следующий вид: церковно-народное училище (школа); уездное училище; гимназия; университет. Первыми гимназиями были Новгород-Северская (1804), Харьковская (1805), Киевская (1809) и Симферопольская (1812).

Первый на Украине университет был открыт в 1805 г. в Харькове благодаря стараниям местных дворян, в частности, известного ученого, просветителя и общественного деятеля В. Каразина. Ректором университета назначили П. Гулака-Артемовского, сформировавшего прекрасный коллектив педагогов, ученых и писателей. Харьков превратился в ведущий культурный и просветительский центр Украины, здесь начали издавать «Украинский вестник» и «Украинский журнал». За период с 1805 по 1861 г. Харьковский университет выпустил 2800 специалистов, из которых около 500 стали преподавателями, а 66 получили профессорское звание.

В 1834 г. открылся Киевский университет св. Владимира, первым ректором которого стал профессор М. Максимович. При университете работали музей древностей, физический, минералогический и зоологический кабинеты, ботанический сад, обсерватория и анатомический театр; были созданы основы национальной исторической (в том числе археологической) школы, школы фольклористики и языкознания.

Одним из основателей украинской исторической науки был Д. Н. Бантыш-Каменский, написавший 4-томную «Историю Малой России» (1822). В 1846 г. вышла в свет анонимная «История Русов», представлявшая собой скорее политический трактат, чем научное исследование. Она смело обличала тиранию и рабство, прославляла и романтизировала казацкое прошлое и доказывала, что не Россия, а Украина является прямой наследницей Киевской Руси; в отличие от Бантыш-Каменского, автор считал украинцев отдельным от русских народом и призывал царизм предоставить этому народу автономные права. Широкая популярность «Истории Русов» способствовала дальнейшему росту интереса к изучению национальной истории.

 

Развитие украинской интеллигенции

украинское культурное национальное возрождение

Нетрудно заметить, что развитие культурных процессов, просветительская деятельность и зарождение национального самосознания были неразрывно связаны с появлением новой социальной группы — интеллигенции. Интеллигенция воспринимала житейские реалии с точки зрения определенных идей и идеологий, а не конкретных сословных прав, привилегий и повинностей (как это наблюдалось до ее появления в иных социальных группах). «Вместо того чтобы рассматривать общество в узкой перспективе шляхтича, мещанина или крестьянина, — отмечал О. Субтельный, — представители интеллигенции считали, что они смотрят на общество в целом, учитывая интересы всех. Со временем критика существующего порядка вещей стала обычной темой в выступлениях интеллигенции — и до такой степени, что в конце XIX в. часть интеллигенции даже посвятила себя борьбе за изменение статус-кво любой ценой и любыми методами».

Кадры украинской интеллигенции формировались в основном в учебных заведениях: в харьковском и киевском университетах, одесском Ришельевском и Волынском лицеях, Нежинской гимназии высших наук, духовных семинариях, педагогических институтах. При этом их контакты с другими социальными группами были минимальными. Подобно российским интеллигентам, украинская интеллектуальная элита до самого конца XIX в. оставалась весьма скромной социальной прослойкой, изолированной от широких народных масс и погруженной в собственные проблемы. И, тем не менее, влияние ее идей на общественную жизнь к началу XX в. неожиданно станет столь сильным, что это повлечет за собой резкую политизацию и поляризацию общества, возникновение политических партий и программ радикального переустройства всего общественного строя.


Заключение

 

Таким образом, в период украинского возрождения XIX в. происходит формирование национальной литературы, упрочившей значение и роль украинского языка и формирующей украинскую культуру, значительные успехи достигнуты в области развития музыки и изобразительного искусства. Появляются знаменитые архитектурные произведения. Этот период знаменуется развитием национальной интеллигенции, которая оказывает значительное влияние на развитие всего общества в целом.


Литература

 

1. Новітня історія України (1900—2000): Підручник / А. Г. Слюсаренко, В. І. Гусєв, В. М. Литвин та ін. — 2-ге вид., переробл. і допов. — К: Вища шк., 2002

2. О. Субтельний Історія України. 720с.

3. В. Д. Мирончук, Г. С. Ігошкін ІСТОРІЯ УКРАЇНИ (Учебник) 324с.

Размещено на Allbest. ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.