|
|||
{154} Указатель спектаклей ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ш «Арлекин-скелет», пантомима Ж. ‑ Б. ‑ Г. Дебюро, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. К. М. Миклашевский — 84
«Блокада России», сценарий С. Э. Радлова, Театр Домов отдыха (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 66 – 68
«Великодушный рогоносец», фарс Ф. Кроммелинка, Театр Актера (Москва), 1922, реж. В. Э. Мейерхольд — 109, 115, 116 – 119, 129 «Виндзорские проказницы», комедия В. Шекспира, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 83 – 84 «Воровка детей», мелодрама А. Ф. Деннери, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 89, 99 «Вторая дочь банкира», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 54, 58 – 59, 62
«Гарантии Гента», буффонада В. З. Масса, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 97, 99 «Горячее сердце», комедия А. Н. Островского, МХАТ (Москва), 1926, реж. К. С. Станиславский — 143 «Господин де Пурсоньяк», комедия Ж. ‑ Б. Мольера, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. В. Н. Соловьев — 84
«Два болтуна», интермедия М. Сервантеса, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер — 92 «Деревенский судья», комедия П. Кальдерона, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. С. Э. Радлов — 84
«Женитьба», комедия Н. В. Гоголя, Фабрика эксцентрического актера (Петроград), 1922, реж. Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг — 8, 11, 106 – 115, 139 {155} «Жирофле-Жирофля», оперетта Ш. Лекока, Камерный театр (Москва), 1922, реж. А. Я. Таиров — 8
«Земля дыбом», драма М. Мартине «Ночь», Театр Вс. Мейерхольда (Москва), 1923, реж. В. Э. Мейерхольд при участии С. М. Третьякова — 129 «Зори», драма Э. Верхарна, Театр РСФСР‑ I (Москва), 1920, реж. В. Э. Мейерхольд, сопостановщик В. М. Бебутов — 34, 37, 113
«Каракатака и каракатакэ», французский фарс XVII в., Мастерская театра «Четырех масок» (Москва), 1918, реж. Н. М. Фореггер — 88 «Каракатака и каракатакэ», французский фарс XVII в., Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка? ) — 92 «Коварство и любовь», трагедия Ф. Шиллера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919 – 48 «Крокодил и Персея», пьеса Ф. Поччи, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка? ) — 92
«Лекарь поневоле», комедия Ж. ‑ Б. Мольера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919 – 48 «Лес», комедия А. Н. Островского, Театр им. Вс. Мейерхольда (Москва), 1924, реж. В. Э. Мейерхольд — 8, 12, 13, 109, 141 – 143 «Любовь и золото», мелодрама С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. С. Э. Радлов — 81 «Любовь к трем апельсинам», опера С. С. Прокофьева, Академический театр оперы и балета (Петроград), 1926, реж. С. Э. Радлов — 143
«Макбет», трагедия В. Шекспира, Театр трагедий (Петроград), 1918, реж. А. М. Грановский — 6 «Мандрагора», комедия Н. Макиавелли, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка? ) — 92 «Мексиканец», инсценировка Б. В. Арватова по Дж. Лондону, Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1921, реж. В. С. Смышляев и С. М. Эйзенштейн — 8, 126 «Мистерия-буфф», Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи В. В. Маяковского (I‑ я редакция), Театр Музыкальной драмы (Петроград), 1918, реж. В. Э. Мейерхольд, сопостановщик В. В. Маяковский — 8, 18, 28 – 33, 39, 40, 96 «Мистерия-буфф», Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи В. В. Маяковского (II‑ я редакция), Театр РСФСР‑ I (Москва), 1921, реж. В. Э. Мейерхольд — 8, 34 – 38, 96 {156} «Мистерия-буфф», Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи В. В. Маяковского, Цирк Саламанского (Москва), 1921, реж. А. М. Грановский — 6 «Мудрец», комедия А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1923, реж. С. М. Эйзенштейн — 8, 28, 30, 114 – 116, 119, 121 – 126, 128 – 129, 133 – 137, 139 – 140, 143
«Невеста мертвеца», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 49 – 50, 54 – 56, 60, 63
«Обезьяна доносчица», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 54, 55, 62, 74
«Первый винокур», комедия Л. Н. Толстого, Эрмитажный театр (Петроград), 1919, реж. Ю. П. Анненков — 8, 11, 41, 43 – 49, 61, 86 «Пленник», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 75 «Пошились у дурнi», («Остались в дураках»), комедия М. Л. Кропивницкого, Березиль (Киев), 1925, реж. Л. Курбас — 8 «Приемыш», мелодрама С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 78 – 82, 85 «Принцесса Брамбилла», каприччо по Э. ‑ Т. ‑ А. Гофману, Камерный театр (Москва), 1920, реж. А. Я. Таиров — 8 «Принцесса Турандот», сказка К. Гоцци, III студия МХАТ (Москва), 1922, реж. Е. Б. Вахтангов — 124, 126 «Проделки Смеральдины», комедия В. Н. Соловьева, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. В. Н. Соловьев — 55, 84 «Противогазы», мелодрама С. М. Третьякова, Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1924, реж. С. М. Эйзенштейн — 129, 136 «Пьеро ревнивец», пантомима Ж. ‑ Б. ‑ Г. Дебюро, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. К. М. Миклашевский — 84
«Работяга Словотеков», комедия А. М. Горького, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 66, 68 «Ревизор», комедия Н. В. Гоголя, Государственный театр им. Вс. Мейерхольда (Москва), 1926, реж. В. Э. Мейерхольд — 12
«Саламанкская пещера», интермедия М. Сервантеса, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер — 92 {157} «Слышишь, Москва?! », агит-гиньоль С. М. Третьякова, Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1923, реж. С. М. Эйзенштейн — 134 «Смерть Тарелкина», комедия А. В. Сухово-Кобылина, Театр ГИТИС (Москва), 1922, реж. В. Э. Мейерхольд — 8, 115, 119 – 122, 140 «Султан и черт», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 54, 57 – 59, 62
«Табареновский фарс или злоключения Люкаса», Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер — 92 «Танцы машин», композиция Н. М. Фореггера, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 88, 103 «Тартюф», комедия Ж. ‑ Б. Мольера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919 – 48 «Трумф», шуто-трагедия И. А. Крылова, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка? ) — 92
«Удачный обман», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 55
«Хорошее отношение к лошадям», буффонада В. З. Масса, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 93 – 95, 99
«Царь Эдип», трагедия Софокла в обработке Г. фон Гофмансталя, Немецкий театр (Берлин), 1909, реж. М. Рейнхардт — 6 «Царь Эдип», трагедия Софокла, Театр трагедий (Петроград), 1918, реж. А. М. Грановский — 6
«Шестеро влюбленных», комедия К. М. Миклашевского, Народная комедия (Петроград), 1922, реж. С. Э. Радлов — 55 [1] См.: Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1. [2] См.: Мейерхольд В. Э. Реконструкция театра (1929 – 1930 гг. ) // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 2. С. 195. [3] Мелик-Хаспабов В. П. Пути нашего цирка // Цирк и эстрада. 1928. № 3 – 4. Фев. С. 3. [4] Эрдман Б. Р. Неповторимое время // Цирк и эстрада. 1928. № 3 – 4. 15 – 28 фев. С. 6. [5] Мелик-Хаспабов В. П. Пути нашего цирка // Цирк и эстрада. 1928. № 3 – 4. Фев. С. 3. [6] См.: Кузнецов Е. М. Цирк. M., 1971. С. 360. [7] Маков П. А. Новейшие театральные течения // Марков П. А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 1. С. 304. [8] Там же. [9] Там же. С. 307. [10] Мокульский С. С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. М.; Л., 1926. С. 16. [11] Ошибка: 1922. [12] Гвоздев А. А. Классики на советской сцене // Литературный современник. 1933. № 6. Июнь. С. 128. [13] Пиотровский А. И. Кинофикация театра // Жизнь искусства. 1927. № 47. 27 нояб. С. 4. [14] Шкловский В. Б. О законах строения фильм Эйзенштейна // Шкловский В. Б. За 60 лет. M., 1985. С. 113. [15] См.: Шкловский В. Б. Эйзенштейн. М., 1973. [16] См.: Шкловский В. Б. Их настоящее. М.; Л., 1927. [17] А. А. Гвоздев в середине двадцатых годов искренне приветствовал цирковое мастерство в театре. См.: Гвоздев А. А. Игра телом и вещами [1925 г. ] // Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987. С. 43 – 45. [18] Такое отношение сохранится на многие десятилетия. В книге К. Л. Рудницкого эта ленинская цитата станет одной из характеристик «Леса». См.: Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 319. [19] Алперс Б. В. Конец эксцентрической школы [1936 г. ] // Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. M., 1977. Т. 2. С. 290. [20] Рудницкий К. Л., Зоркая Н. М., Шахназарова Н. Г. Искусство, рожденное революцией // Страницы истории советской художественной культуры. 1917 – 1932. М., 1989. С. 31. [21] Там же. [22] Хренов Н. А. Некоторые аспекты социального функционирования искусства на первых этапах развития советской художественной культуры // Страницы истории советской художественной культуры. С. 157. [23] Комментарии // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918 / Сост. и ком. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М., 1997. С. 464. [24] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 215. [25] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. С. 223, 224. [26] Мейерхольд В. Э. Возрождение цирка [: Выступление 17 февраля 1919 г. ] // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 33. [27] Там же. С. 34. [28] Там же. [29] Соловьев В. Н. О технике нового актера // Театральный Октябрь. Сборник 1. Л.; М., 1926. С. 43. [30] Мейерхольд В. Э. Да здравствует жонглер! // Эхо цирка. 1917. № 3. 1 (14) авг. С. 3. [31] Там же. [32] Там же. [33] Там же. [34] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 226. [35] Маринетти Ф. ‑ Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. М., 1986. С. 161. [36] Там же. С. 160. [37] См.: Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 1996. [38] Маринетти Ф. ‑ Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 160. [39] Там же. [40] Маринетти Ф. ‑ Т. Рождение футуристской эстетики // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. [Спб. ]: Прометей, [1914]. С. 91. [41] Маринетти Ф. ‑ Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 160. [42] Там же. С. 158. [43] Там же. С. 160. [44] Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство. 1908 – 1917. М., 1990. С. 241. [45] См.: Маринетти Ф. ‑ Т. Программа футуристской политики // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. С. 238 – 239. [46] Маринетти Ф. ‑ Т. Наслаждение быть освистанным // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. С. 89. [47] Там же. [48] Там же. С. 90. [49] Там же. С. 88. [50] Там же. С. 90. [51] Маринетти Ф. ‑ Т. Наслаждение быть освистанным // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. С. 88. [52] Там же. С. 90. [53] Маринетти Ф. ‑ Т. Music Hall // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. С. 231. [54] Там же. С. 232. [55] Там же. С. 233. [56] Там же. С. 231. [57] Там же. С. 233. [58] Там же. С. 237. [59] Там же. [60] Там же. С. 236. [61] См.: Владимиров С. В. В. В. Маяковский // Владимиров С. В. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976. С. 5 – 25; Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 63 – 77, 115 – 126; Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 226 – 234, 244 – 251; Февральский А. В. Первая советская пьеса «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. М., 1971. С. 7 – 200. [62] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 229. [63] Там же. С. 228. [64] Там же. С. 229. [65] Там же. [66] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 271. [67] Там же. С. 270. [68] Там же. [69] Там же. С. 269. [70] Там же. С. 269. [71] Гладков А. К. Мейерхольд говорит. Записи 1934 – 1939 // Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 311. [72] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 228. [73] Февральский А. В. «Кинофикация театра» // Искусство кино. 1978. № 4. Апр. С. 143. [74] См.: Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 74. [75] Левинсон А. Я. «Мистерия-буфф» Маяковского // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918. С. 385. [76] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 230. [77] Соловьев В. Н. «Мистерия-буфф» // Стройка. 1931. № 11. 16 апр. С. 15. [78] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 230. [79] Левинсон А. Я. «Мистерия-буфф» Маяковского // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918. С. 385. [80] Строева М. Н. Герой и среда // В поисках реалистической образности: Проблемы советской режиссуры 20 – 30‑ х годов. М., 1981. С. 92. [81] «Мистерия-буфф» глазами зрителей 20‑ х годов [: Публикация анкет] // Театр. 1990. № 1. Янв. С. 82. [82] Февральский А. В. Первая пьеса Октября: К десятилетию московских постановок «Мистерии-буфф» // Советский театр. 1931. № 9. Сент. С. 5. [83] Аксенов И. А. Театр и зритель эпохи революции // О театре. Тверь, 1922. С. 110. [84] «Мистерия-буфф» глазами зрителей 20‑ х годов // Театр. 1990. № 1. Янв. С. 82. [85] Февральский А. В. «Мистерия-буфф» в театре РСФСР // Рабочий и театр. 1935. № 17. Сент. С. 6. [86] Февральский А. В. Первая пьеса Октября: К десятилетию московских постановок «Мистерии-буфф» // Советский театр. 1931. № 9. Сент. С. 5. [87] Валь В. В. В пролетарском театре. Малярной кистью по домотканному холсту // Гудок. 1921. 8 июня. № 320. С. 2. [88] Бескин Э. М. Революция и театр // Вестник работников искусств. 1921. № 7 – 9. Апр. – июнь. С. 31. [89] Февральский А. В. «Мистерия-буфф» в театре РСФСР // Рабочий и театр. 1935. № 17. Сент. С. 7. [90] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. С. 213. [91] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. С. 214. [92] См.: Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3 – 4 июля. № 494 – 495. С. 1. [93] Анненков Ю. П. Веселый санаторий // Жизнь искусства. 1919. 1 – 2 нояб. № 282 – 283. С. 3. [94] Там же. [95] См.: Н. Н. [Носков Н. Д. ] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1. [96] Ромм Г. Воспитание смеха // Жизнь искусства. 1919. 7 – 9 нояб. № 286 – 288. С. 3. [97] Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 49. [98] Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2. [99] Н. Н. [Носков Н. Д. ] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1. [100] См.: Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2. [101] Н. Н. [Носков Н. Д. ] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1. [102] См.: Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2. [103] Анненков Ю. П. Веселый санаторий // Жизнь искусства. 1919. 1 – 2 нояб. № 282 – 283. С. 3. [104] Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. Т. 2. С. 49. [105] Н. Н. [Носков Н. Д. ] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1. [106] Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3 – 4 июля. № 494 – 495. С. 1. [107] Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2. [108] Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2. [109] Там же. [110] Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1. [111] Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2. [112] Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1. [113] Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3 – 4 июля. № 494 – 495. С. 1. [114] Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3 – 4 июля. № 494 – 495. С. 1. [115] Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1. [116] См.: Гвоздев А. А. Классики на советской сцене // Литературный современник. 1933. № 6. Июнь. С. 128. [117] См., напр., рецензии Е. М. Кузнецова 1920 – 1921 гг. [118] См.: Золотницкий Д. И. Зори Театрального Октября. С. 239 – 265. [119] См.: Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1. [120] Радлов С. Э. Несколько хронологических данных (письмо в редакцию) // Жизнь искусства. 1920. 20 апр. № 428. С. 2. [121] См.: Хроника // Жизнь искусства. 1920. 16 марта. № 399. С. 3. [122] Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2. [123] Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1. [124] Радлов С. Э. Юность театра // Театр и драматургия. 1935. № 6. Июнь. С. 20 – 25. [125] Александров А. С. [Б. н. ] // Советский цирк. 1918 – 1938: Сборник / Под общ. ред. Е. М. Кузнецова. Л.; М., 1938. С. 93. [126] Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2. [127] Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1. [128] Радлов С. Э. Электрификация театра // Радлов С. Э. Статьи о театре. Пг., 1923. С. 16. [129] Радлов С. Э. Словесная импровизация в театре // Там же. С. 59. [130] Там же. [131] Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2. [132] Радлов С. Э. Словесная импровизация в театре // Радлов С. Э. Статьи о театре. С. 60. [133] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 25 июня. № 487. С. 2. [134] Радлов С. Э. Юность театра // Театр и драматургия. 1935. № 6. Июнь. С. 21. [135] Цит. по: Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1. [136] Там же. [137] Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1. [138] Рыков А. В. Народная комедия // Зеленая птичка. Пг., 1925. С. 167. [139] Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2. [140] Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1. [141] Там же. [142] Там же. [143] Цит. по: Там же. [144] Уже после закрытия Народной комедии Радлов писал: «С гордостью сознаю, что почти ни одному интеллигенту не известны мои пьесы, которые знают наизусть папиросники Петроградской стороны» (Радлов С. Э. К пятилетию государственных театров Петрограда // Жизнь искусства. 1923. № 8. 27 фев. С. 9. ), — а А. И. Пиотровский сетовал летом 1920 года: «“Народная комедия” остается до сих пор не принятой даже частью петербургского пролетариата. Дети образуют самую преданную и самую постоянную ее аудиторию» (Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 25 июня. № 487. С. 2. ). [145] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2. [146] Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1. [147] См.: Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1. [148] См.: Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1. [149] Там же. [150] «Замена секторных люков движущимися ширмами, помещенными в разрезе боковых деревьев-практикаблей, откуда появляется черт в зеленом, освещаемый вспышкой бенгальских огней, финал первого действия, когда тот же черт, сыпля с балкона зеленый порошок на всех театральных персонажей комедии и заставляя их покинуть эстраду и спуститься в зрительный зал, выкидывает плакат с начертанными на нем знаками “антракт”». (Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1. ) [151] Александров А. С. [Б. н. ] // Советский цирк. 1918 – 1938. С. 96. [152] Беленсон А. Э. «Вторая дочь банкира» (Театр народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 24 – 26 апр. № 432 – 434. С. 1. [153] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2. [154] Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1. [155] Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2. [156] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2. [157] Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2. [158] См.: Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1. [159] См. напр.: Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2. [160] Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1921. 29 нояб. № 819. С. 2. [161] Рыков А. В. Указ. соч. С. 166. [162] Анненков Ю. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 65. [163] Там же. [164] Там же. [165] Рыков А. В. Указ. соч. С. 166. [166] Анненков Ю. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 65. [167] Там же. С. 66. [168] Там же. С. 65. [169] Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1. [170] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2. [171] Там же. [172] Радлов С. Э. Театр Народной комедии. Ответ друзьям // Жизнь искусства. 1920. 27 – 29 марта. № 410 – 412. С. 2. [173] Радлов С. Э. О комическом театре и публике. (Размышления в театре Сабурова) // Новые ведомости. Веч. вып. 1918. 4 апр. № 39. С. 8. [174] Там же. [175] Державин К. Н. Актер и цирк // Жизнь искусства. 1920. 30 марта. № 413. С. 1. [176] См.: Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 25 июня. № 487. С. 2. [177] См., напр.: Чадаев В. Н. Из‑ за деревьев леса не видящие (К постановке пьесы Горького «Работяга Словотеков») // Красная газета. 1920. 20 июня. № 134. С. 3. [178] Пиотровский А. И. Хроника ленинградских празднеств 1919 – 22 годов // Массовые празднества. Л., 1926. С. 64. [179] См.: Ходасевич В. М. Массовые действа, зрелища и праздники // Театр. 1967. № 4. Апр. С. 13 – 14. [180] Беленсон А. Э. Два гиганта // Жизнь искусства. 1920. 23 июня. № 485. С. 1. [181] Анненков Ю. П. Веселый санаторий // Жизнь искусства. 1919. 1 – 2 нояб. № 282 – 283. С. 3. [182] Там же. [183] Там же. [184] Шкловский В. Б. Искусство цирка // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 нояб. № 284 – 285. С. 1. [185] Там же. [186] Там же. [187] Там же. [188] Мовшенсон А. Г. < А> кробатика цирковая и акробатические элементы в театре // Жизнь искусства. 1920. 29 янв. № 357. С. 2. [189] Там же. [190] Там же. [191] Там же. [192] Мейерхольд В. Э. Возрождение цирка // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 34. [193] Мовшенсон А. Г. Четыре и одна // Жизнь искусства. 1920. 27 мая. № 462. С. 1. [194] Там же. [195] Мовшенсон А. Г. < А> кробатика цирковая и акробатические элементы в театре // Жизнь искуcства. 1920. 29 янв. № 357. С. 2. [196] Державин К. Н. Актер и цирк // Жизнь искусства. 1920. 30 марта. № 413. С. 2. [197] Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2. [198] Державин К. Н. Актер и цирк // Жизнь искусства. 1920. 30 марта. № 413. С. 2. [199] Там же. [200] Там же. [201] Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2. [202] Там же. [203] Мовшенсон А. Г. Четыре и одна // Жизнь искусства. 1920. 27 мая. № 462. С. 1. [204] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2. [205] Например: «Театр и цирк — разветвление одной и той же традиции актерства. Надоело указывать на значение слова histrio, на акробатическую технику комиков dell ‘arte, на д’Арбеса, выступавшего попеременно в бытовых комедиях Гольдони и театральных сказках Гоцци, наконец на Дебюро» (Рыков А. В. Указ. соч. С. 165. ) [206] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2. [207] Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1. [208] Там же. [209] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2. [210] Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1. [211] Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1. [212] Там же. [213] Там же. [214] Там же. [215] Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 7 – 8 авг. № 524 – 525. С. 2. [216] Кузнецов Е. М. Театр занимательности // Жизнь искусства. 1920. 12 авг. № 528. С. 1. [217] Там же. [218] Рыков А. В. Указ. соч. С. 175. [219] Балухатый С. Д. Поэтика мелодрамы // Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л., 1990. С. 45. [220] Кузнецов Е. М. Театр занимательности // Жизнь искусства. 1920. 12 авг. № 528. С. 1. [221] Радлов С. Э. Театры Возрождения и возрождение театра // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1. [222] Там же. [223] Трауберг Л. З. Курс на USA // Tеатр. 1923. № 12. 18 дек. С. 9. [224] Радлов С. Э. Театры Возрождения и возрождение театра // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1. [225] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Пиотровский А. И. За советский театр! Л., 1925. С. 18 – 21. [226] Рыков А. В. Указ. соч. С. 175. [227] Кузнецов Е. М. «Любовь и золото» (Театр «Народная комедия») // Жизнь искусства. 1921. 5 – 8 февр. № 669 – 671. С. 1. [228] Там же. [229] Рыков А. В. Указ. соч. С. 175. [230] Мовшенсон А. Г. Несколько мыслей о декорациях и художниках. Цвет и плоская декорация В. М. Ходасевич // Жизнь искусства. 1920. 14 сент. № 556. С. 1. [231] Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19 – 21 нояб. № 610 – 612. С. 1. [232] «Виндзорские проказницы» [: Интервью с С. Э. Радловым] // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1. [233] Рыков А. В. Указ. соч. С. 171. [234] Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19 – 21 нояб. № 610 – 612. С. 1. [235] См.: Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 256. [236] Державин К. Н. Эксцентрики Шекспира // Жизнь искусства. 1920. 13 окт. № 581. С. 1. [237] Рыков А. В. Указ. соч. С. 168. [238] Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1921. 29 нояб. № 819. С. 2. [239] Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19 – 21 нояб. № 610 – 612. С. 1. [240] Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1921. 29 нояб. № 819. С. 2. [241] Анненков Ю. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 66. [242] Там же. С. 63. [243] Там же. С. 66. [244] Там же. С. 72. [245] Там же. С. 67. [246] Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века. М., 1996. С. 46. [247] Соболев Ю. В. Мастерская театра «Четырех масок» // Рампа и жизнь. 1918. № 26 – 30. 15 (28) июля. С. 8. [248] Фореггер Н. М. Про Табарена-шарлатана и шарлатанов // Современная драматургия. 1991. № 3. Май – июнь. С. 224. [249] Там же. С. 225. [250] Там же. [251] Там же. [252] Там же. С. 224. [253] В 1922 году о мелодраме «Воровка детей» критик напишет: «Текст пьесы купюрован. Лаконичен. Оставлено лишь минимальное количество фраз, необходимых, чтобы обозначить вехи скелета сценария, и еще еле заметная доза вставных фраз, нужных как точки опоры, для необычных сплетений интриги. В таком виде текст превратился только в ремарки автора и режиссера, по которым надо строить игру актеров». (Хрисанф Х. [Херсонский Х. Н. ] «Воровка детей» (Театр Фореггера)) // Театральная Москва. 1922. № 40. 16 – 21 мая. С. 13. [254] Соболев Ю. В. Мастерская театра «Четырех масок» // Рампа и жизнь. 1918. № 26 – 30. 15 (28) июля. С. 8. [255] Там же. [256] Театрал. «Всенародное» и интимное // Театр. 1918. 24 – 26 июня (7 – 9 июля). № 2112. С. 2. [257] Там же. С. 3. [258] Возрождение цирка [: Доклады Н. М. Фореггера и В. Э. Мейерхольда 17 февраля 1919 года в Международном союзе артистов цирка] // Вестник театра. 1919. № 9. 25 – 27 фев. С. 4. [259] Возрождение цирка [: Доклады Н. М. Фореггера и В. Э. Мейерхольда 17 февраля 1919 года в Международном союзе артистов цирка] // Вестник театра. 1919. № 9. 25 – 27 фев. С. 4. [260] Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина. С. 47. [261] Московский балаган // Вестник театра. 1919. № 8. 20 – 23 февр. С. 8. [262] См.: Фореггер Н. М. Про Табарена-шарлатана и шарлатанов // Современная драматургия. 1991. № 3. Май – июнь. С. 220. [263] Фореггер Н. М. Год работы // Театральная Москва. 1922. № 33. 28 марта – 2 апр. С. 10. [264] См.: Масс В. З. Хорошее отношение к лошадям: Буффонада-Парад // Москва с точки зрения: эстрадная драматургия 20 – 60‑ х годов. М., 1991. С. 243. [265] Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина. С. 47. [266] Мелик-Хаспабов В. П. Маски театрального «сегодня» // Вестник театра и искусства. 1922. № 22. 4 апр. С. 4. [267] Там же. [268] Алекс. Абр. [Абрамов А. И] «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 23. 17 – 22 янв. С. 11. [269] В той же рецензии А. И. Абрамова: «Принцип постановки все тот же, какой применялся в последних работах мастерской — маски, вечные маски театра, преломленные в гранях нашей современности». [270] Мелик-Хаспабов В. П. Маски театрального «сегодня» // Вестник театра и искусства. 1922. № 22. 4 апр. С. 4. [271] А‑ мов. «Гарантии Гента» (Мастерская Фореггера) // Известия. 1922. 23 апр. № 89. С. 3. [272] См.: Из проекта положения о школе актерского мастерства, составленного Л. С. Вивьеном и В. Э. Мейерхольдом [3 ноября 1918 г. ] // Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917 – 1921. Л., 1968. С. 348. [273] Масс В. З. По поводу «Искусства на дне» // Театральная Москва. 1922. № 27. 14 – 19 февр. С. 11. [274] Фореггер Н. М. Пьеса. Сюжет. Трюк // Зрелища. 1922. № 7. 10 – 16 окт. С. 11. [275] Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7. 27 июня – 3 июля. С. 6. [276] Даже творчество Чаплина было знакомо в основном «понаслышке»; В. Я. Парнах, только что вернувшийся из-за границы, просвещал своих соотечественников: «В России этот исключительный кино-эксцентрик никому не известен. “Человек на пропеллере” — лишь одна из многочисленных подделок. Ввиду блокады, Россия была лишена Чаплина, дорогого всем, кто способен смеяться и молодеть в Америке и в Европе». (Парнах В. Я. Пролетариат и эксцентризм // Зрелища. 1922. № 13. 21 – 26 нояб. С. 11. ). [277] Трувит [Абрамов А. И. ] «Гарантии Гента». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 37. 25 – 30 апр. С. 12. [278] Мелик-Хаспабов В. П. Московские письма. II. Эпизод или символ? // Вестник театра и искусства. 1922. № 29. 30 мая — 5 июня. С. 3. [279] А‑ мов. «Гарантии Гента» (Мастерская Фореггера) // Известия. 1922. 23 апр. № 89. С. 3. [280] Мелик-Хаспабов В. П. Московские письма. II. Эпизод или символ? // Вестник театра и искусства. 1922. № 29. 30 мая — 5 июня. С. 3. [281] Фореггер Н. М. Пьеса. Сюжет. Трюк // Зрелища. 1922. № 7. 10 – 16 окт. С. 11. [282] Там же. [283] Там же. [284] Там же. [285] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 271. [286] Там же. [287] Таврабук Ю. Заметки зрителя. «Воровка детей». Мастерская Н. Фореггера // Эрмитаж. 1922. № 2. 22 – 28 мая. С. 8. [288] Алекс. Абр. [Абрамов А. И. ] «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 23. 17 – 22 янв. С. 12. [289] Брик О. М. Агит-холл // Эрмитаж. 1922. № 4. 7 – 12 июня. С. 5. [290] Растиньяк. Грядущий Мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 4. 7 – 12 июня. С. 4. [291] Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7. 27 июня – 3 июля. С. 6. [292] Там же. [293] Там же. [294] Там же. [295] Там же. [296] Там же. [297] Там же. С. 5. [298] Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7. 27 июня – 3 июля. С. 5. [299] Марков П. А. Фореггер и Масс [1922 г. ] // Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 60. [300] Недостаточная подготовка актеров в мастерской, дилетантизм отмечались критикой сплошь и рядом. См. напр.: Алекс. Абр. [Абрамов А. И. ] «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 23. 17 – 22 янв. С. 12; Трувит [Абрамов А. И. ] «Гарантии Гента». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 37. 25 – 30 апр. С. 12; Уриэль [Литовский О. С. ] «Воровка детей» в мастерской Фореггера // Известия. 1922. 14 мая. № 106. С. 4. [301] Масс В. З. По Сеньке шапка… // Театральная Москва. 1922. № 42. 30 мая — 5 июня. С. 5. [302] Крылова С., Лебединский Л., Тоом Л. Долой фореггеровщину [: Письмо в редакцию] // Правда. 1923. 3 мая. № 96. С. 5. [303] Эмирь. Кому это надо? // Жизнь искусства. 1921. 13 дек. № 821. С. 6. [304] Там же. [305] Там же. [306] Козинцев Г. М. АБ! // Эксцентризм. Пг. [На обложке: Эксцентрополис], 1922. С. 3. [307] Маринетти Ф. ‑ Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 160. [308] Козинцев Г. М. АБ! // Эксцентризм. С. 3. [309] Там же. С. 4. [310] Там же. [311] Там же. С. 5. [312] Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Там же. С. 14. [313] Козинцев Г. М. АБ! // Там же. С. 4. [314] Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Там же. С. 15. [315] Трауберг Л. З. Кинематограф в роли обличителя // Там же. С. 10. [316] Козинцев Г. М. АБ! // Там же. С. 5. [317] КаТэ. [Козинцев Г. М., Трауберг Л. З. ] Блокнот эксцентриков, № 2 // Жизнь искусства. 1923. № 8. 27 фев. С. 10. [318] Из манифеста эксцентрического театра // Эксцентризм. С. 2. [319] Трауберг Л. З. О постановке «Женитьбы» // Искусство кино. 1991. № 3. Март. С. 121. [320] Недоброво В. В. ФЭКС. М.; Л., 1928. С. 9. [321] Козинцев Г. М. Тиль Уленшпигель // Козинцев Г. М. Собр. соч.: В 5 т. Л., 1986. Т. 5. С. 8. [322] Трауберг Л. З. О постановке «Женитьбы» // Искусство кино. 1991. № 3. Март. С. 121. [323] См. напр.: Театр и музыка // Петроградская правда. 1922. 17 окт. № 209. С. 5. [324] Радлов С. Э. К пятилетию государственных театров Петрограда // Жизнь искусства. 1923. № 8. 27 февр. С. 8. [325] Александров А. С. [Б. н. ] // Советский цирк. 1918 – 1938. С. 100. [326] Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Эксцентризм. С. 13. [327] Козинцев Г. М. О кино, ФЭКСах и себе // Козинцев Г. М. Собр. соч. T. 1. С. 358. [328] Козинцев Г. М., Трауберг Л. З. Еще одно DЕ // Там же. Т. 5. С. 79. [329] См. об этом: Клющчинский P. Эксцентризм и эксцентричность // Киноведческие записки. Вып. 7. С. 121 – 154. [330] Недоброво В. В. ФЭКС. С. 14. [331] Козинцев Г. М., Трауберг Л. З. Еще одно DЕ // Козинцев Г. М. Собр. соч. Т. 5. С. 78. [332] Козинцев Г. М. Глубокий экран // Там же. T. 1. С. 56. [333] Мейерхольд В. Э. Актер будущего // Эрмитаж. 1922. № 6. С. 10 – 11. [334] ЦГАЛИ. ф. 963. ед. хр. 300. л. 9, 10. Цит. по: Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 269. [335] Мейерхольд В. Э. Чаплин и чаплинизм // Февральский А. В. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978. С. 224. [336] Гладков А. К. Из воспоминаний о Мейерхольде // Москва театральная. М., 1960. С. 358. [337] Левидов М. Ю. Театральные силуэты // Современный театр. 1927. № 9. С. 140. [338] Фореггер Н. М. Кое‑ что по поводу моды // Зрелища. 1923. № 55. 25 – 30 сент. С. 5. [339] См.: Жаров М. И. Жизнь. Театр. Кино: Воспоминания. М., 1967. С. 172. [340] Гарин Э. П. С Мейерхольдом. M., 1974. С. 59. [341] Федоров В. Ф., Эйзенштейн С. М. К постановке «Смерти Тарелкина» мастерской В. Э. Мейерхольда. [21 ноября 1922 г. ] // Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921 – 1926. С. 202. [342] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 276. [343] См.: Марголин С. А. Балаганное представление // Мейерхольд в русской театральной критике: 1920 – 1938. С. 62 – 66; Соболев Ю. В. «Смерть Тарелкина» // Театр и музыка. 1922. № 12. 19 дек. С. 295 – 297. [344] Вас. Ф. [Федоров В. Ф. ] «Смерть Тарелкина». Мастерская Вс. Мейерхольда // Зрелища. 1922. № 13. 21 – 26 нояб. С. 10. [345] Федоров В. Ф., Эйзенштейн С. М. К постановке «Смерти Тарелкина» мастерской В. Э. Мейерхольда. [21 ноября 1922 г. ] // Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921 – 1926. С. 202. [346] См. об этом: Ряпосов А. Ю. В. Э. Мейерхольд и театр А. В. Сухово-Кобылина: Автореф. дис… канд. иск. СПб., 1998. С. 14. [347] См.: Золотницкий Д. И. Будни и праздники Театрального Октября. Л., 1978. С. 38. [348] Соболев Ю. В. «Смерть Тарелкина» // Театр и музыка. 1922. № 12. 19 дек. С. 296. [349] Литовский О. С. «Левый фронт» или эксцентрический парад? («Смерть Тарелкина») // Мейерхольд в русской театральной критике: 1920 – 1938. М., 2000. С. 58. [350] Херсонский X. Н. «Мудрец» в Пролеткульте // Известия. 1923. 11 мая. № 103. С. 6. [351] С. Ас. «На всякого мудреца довольно простоты» // Рабочая Москва. 1923. 16 мая. № 105. С. 6. [352] Я. А. [Апушкин Я. В. ] Театр Пролеткульта. «Мудрец» // Жизнь искусства. 1923. № 41. 16 окт. С. 17. [353] Февральский А. В. «На всякого мудреца довольно простоты» // Правда. 1923. 9 мая. № 101. С. 5. [354] Эйзенштейн С. М. Souvenirs d’enfance // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 1. С. 231. [355] Штраух М. М. Редкие кадры // Советский экран. 1973. № 2. 16 – 31 янв. С. 16. [356] Левшин А. И. На репетициях «Мудреца» // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974. С. 140. [357] Там же. С. 146. [358] Там же. С. 145. [359] Ромм М. И. Возвращаясь к «монтажу аттракционов» // Кинематограф сегодня. М., 1967. С. 63. [360] Там же. [361] Львов Н. И. «Мексиканец» // Вестник театра. 1921. № 87 – 88. 5 апр. С. 14. [362] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 272. [363] Там же. С. 270. [364] Там же. [365] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 270. [366] Там же. С. 271. [367] Там же. С. 270. [368] Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 281. [369] Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 158. [370] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 272. [371] См.: Хренов Н. А. Зрелищные формы культуры и массовая публика / Зрелищные искусства. М., 1988. Вып. II. 24 с. [372] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 271. [373] См.: Кумейко Е. «Мудрец» в Пролеткульте // Зрелища. 1923. № 37. 22 мая. С. 6. [374] Херсонский Х. Н. «Мудрец» в Пролеткульте // Известия. 1923. 11 мая. № 103. С. 6. [375] Я. А. [Апушкин Я. В. ] Театр Пролеткульта. «Мудрец» // Жизнь искусства. 1923. № 41. 16 окт. С. 17. [376] Ценовский А. «Мудрец» // Труд. 1924. 4 дек. № 276. С. 6. [377] Эйзенштейн С. М. [Б. н. ] // Как я стал режиссером. Рига, 1946. С. 290. [378] Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 281. [379] См., напр.: Ценовский А. «Мудрец» // Труд. 1924. 4 дек. № 276. С. 6. [380] S. «Слышишь, Москва? » // ЛЕФ. 1924. № 4. Авг. — дек. С. 217. [381] Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 158. [382] Эйзенштейн С. М. Психология искусства // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. С. 183. [383] Арватов Б. И. Театр как производство // О театре. С. 120 – 121. [384] Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 281. [385] Пиотровский А. И. Народная комедия // Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969. С. 52. [386] Пиотровский А. И. Внешторг на Эйфелевой башне // Жизнь искусства. 1923. № 23. 12 июня. С. 18. [387] Пельше Р. А. Доклад // Луначарский А. В., Пельше Р. А., Плетнев В. Ф. Пути современного театра. М.; Л., 1926. С. 27. [388] Обслуживание рабочего зрителя // Рабочий и театр. 1925. № 28. 14 июля. С. 3. [389] Ивинг В. П. Рабочий зритель в цифрах // Рабочий и театр. 1926. № 13. 30 марта. С. 8. [390] Тверской К. К. Активный зритель // Рабочий и театр. 1925. № 49. 8 дек. С. 4. [391] Рудницкий К. Л., Зоркая Н. М., Шахназарова Н. Г. Искусство, рожденное революцией // Страницы истории советской художественной культуры. С. 40. [392] Мейерхольд В. Э. Выступление на обсуждении спектакля [«Лес»] 18 февраля 1924 года // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. С. 55. [393] Шершеневич В. Г. Предлагаю для дискуссии. Мои тезисы // Зрелища. 1924. № 76. 4 – 10 марта. С. 2. [394] Радлов С. Э. Сказка: нелепая и чудная // Рабочий и театр. 1926. № 7. 16 февр. С. 6. [395] Мейерхольд В. Э. Лекция на курсах режиссеров драматических театров. 17 января 1939 года // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. С. 470.
|
|||
|