Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ла­гер­ный взгляд на серб­скую ис­то­рию



Ла­гер­ный взгляд на серб­скую ис­то­рию

Неза­вис­на Др­жа­ва Хр­ват­ска – фа­шизм на серб­ской зем­ле

Бу­ду­ще­му му­че­ни­ку до­ве­лось жить в Неза­ви­си­мом Го­су­дар­стве Хор­ва­тия (НДХ – Неза­вис­на Др­жа­ва Хр­ват­ска). Это бы­ло на­цист­ское об­ра­зо­ва­ние, сфор­ми­ро­ван­ное с по­мо­щью гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии и Ита­лии Мус­со­ли­ни, по бла­го­сло­ве­нию па­пы Рим­ско­го Пия XII, на тер­ри­то­рии Юго­сла­вии – Хор­ва­тии и Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны – сра­зу по­сле за­хва­та Юго­сла­вии гит­ле­ров­ски­ми вой­ска­ми.

НДХ во­шла в ис­то­рию неви­дан­ны­ми звер­ства­ми, учи­нён­ны­ми хор­ва­та­ми по от­но­ше­нию к сер­бам, ев­ре­ям и цы­га­нам. В пе­ри­од Вто­рой ми­ро­вой вой­ны в НДХ бы­ло уни­что­же­но око­ло 2 мил­ли­о­нов сер­бов. В НДХ сер­бы бы­ли объ­яв­ле­ны вне за­ко­на – с по­мо­щью ка­то­ли­че­ской церк­ви, под ру­ко­вод­ством ар­хи­епи­ско­па Ало­изия Сте­пин­ца, ко­то­ро­го па­па Иоанн Па­вел II впо­след­ствии при­чис­лил к свя­тым, про­во­ди­лась чу­до­вищ­ная по сво­им мас­шта­бам, пла­но­мер­ная по­ли­ти­ка ис­треб­ле­ния сер­бов: их бы­ло мож­но без­на­ка­зан­но уби­вать, пы­тать, из­го­нять из до­мов, от­би­рать иму­ще­ство…

Из мно­го­чис­лен­ных конц­ла­ге­рей са­мым из­вест­ным стал Ясе­но­вац, в ко­то­ром по­гиб­ло 700 000 че­ло­век.

Ву­ка­шин из ста­рин­но­го ро­да Манд­рап

Ву­ка­шин про­ис­хо­дил из гер­це­го­вин­ско­го ро­да Манд­рап, имев­ше­го свою ветвь и в Са­ра­е­во (сто­ли­ца Бос­нии), хо­ро­шо из­ве­стен древ­ний кра­си­вый особ­няк Манд­ра­па на ули­це Ми­ло­ша Оби­ли­ча.

Манд­ра­пы – древ­ний за­жи­точ­ный ку­пе­че­ский са­ра­ев­ский род. Они про­сла­ви­лись как бла­го­тво­ри­те­ли и за­щит­ни­ки цер­ков­ных вла­де­ний и церк­ви свя­тых Ар­хан­ге­лов Ми­ха­и­ла и Гав­ри­и­ла, так на­зы­ва­е­мой ста­рой серб­ской пра­во­слав­ной церк­ви, от­но­сив­шей­ся к 15 ве­ку, ко­то­рая бы­ла древ­ней­шим зда­ни­ем в Са­ра­е­во. Сы­но­вья ста­ро­го Чи­ча Манд­ра­пы – Че­до и До­бри­ло, два­дца­ти и два­дца­ти пя­ти лет, уже с ап­ре­ля–мая 1941 го­да бы­ли свя­за­ны с «ле­са­ми», то есть, с во­ору­жен­ны­ми на­род­ны­ми от­ря­да­ми, за­щи­щав­ши­ми серб­ские се­ла и те ме­ста, в ко­то­рых сер­бы укры­ва­лись от усташ­ско­го тер­ро­ра и ге­но­ци­да, на­чи­нав­ши­е­ся в мае 1941 го­да в окрест­но­стях Са­ра­е­во. Оба они по­стра­да­ли в Ясе­нов­це, там же где и их дя­дя – свя­той Ву­ка­шин.

До 70-тых го­дов до­жи­ли толь­ко сын Манд­ра­пы Бог­дан, тя­же­лый ин­ва­лид, и дочь Слав­ка – учи­тель­ни­ца. Ее сын, внук Чи­ча Манд­ра­пы, в вось­ми­де­ся­тые го­ды ра­бо­тал биб­лио­те­ка­рем в На­род­ной (уни­вер­си­тет­ской) биб­лио­те­ке «Ве­ни­ца», ко­то­рая поз­же бу­дет сня­та и по­ка­за­на в ре­пор­та­жах ми­ро­вых СМИ как «объ­ект, пре­вра­щен­ный в раз­ва­ли­ны серб­ски­ми гра­на­та­ми со сто­ро­ны Тре­бе­ви­ча», а на са­мом де­ле сго­рев­шая в по­жа­ре, ее со­жгли, чтобы уни­что­жить огром­ный об­ли­чи­тель­ный ар­хив о про­шлом Са­ра­е­во и о со­су­ще­ство­ва­нии трех ре­ли­ги­оз­ных об­щин (т. е. че­ты­рех, вклю­чая ев­рей­скую).

Сам особ­няк Манд­ра­па на ули­це Ми­ло­ша Оби­ли­ча яв­ля­ет­ся яр­ким об­раз­цом го­род­ской ар­хи­тек­ту­ры 18–19 вв. (он на­по­ми­на­ет дом Ма­на­ка в Бел­гра­де, а еще боль­ше дом, в ко­то­ром те­перь на­хо­дит­ся ка­фе «Знак во­про­са», на­про­тив ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Бел­гра­де), дол­жен был стать па­мят­ни­ком эт­ни­че­ской куль­ту­ры и на­хо­дить­ся под за­щи­той го­су­дар­ства.

В этом до­ме жил и ра­бо­тал (за­ни­ма­ясь тор­го­вым де­лом) и бу­ду­щий свя­той му­че­ник. Он поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем как рев­ност­ный за­щит­ник вла­де­ний Серб­ской пра­во­слав­ной Церк­ви на Баш-чар­шии (боль­шой из­вест­ный рай­он Са­ра­е­во), и по­это­му имен­но этот храм и все серб­ское Са­ра­е­во име­ют се­рьез­ные ос­но­ва­ния про­слав­лять свя­то­го Ву­ка­ши­на – ра­ба Бо­жия и слу­гу Ар­хан­ге­лов как сво­е­го небес­но­го за­щит­ни­ка и по­кро­ви­те­ля. Вме­сте с ним в ста­рой церк­ви пев­чи­ми и чте­ца­ми слу­жи­ли Че­до, Доб­ро и дру­гие чле­ны се­мьи Манд­ра­па. И пусть даст Гос­подь, чтобы и се­го­дня этот храм и серб­ское Са­ра­е­во хра­ни­ла ико­на и ве­ра свя­то­го Ву­ка­ши­на ясе­но­вац­ко­го, кле­пац­ко­го, гер­це­го­вин­ско­го, са­ра­ев­ско­го, серб­ско­го и все­пра­во­слав­но­го!

До по­след­не­го вздо­ха он со­хра­нил в ду­ше Хри­стов мир, а по­след­ним его дви­же­ни­ем бы­ло «трое­перст­ное крест­ное зна­ме­ние» (кр­ста од три пр­ста), за ко­то­рое па­лач и от­сек ему ру­ку … Пусть это крест­ное зна­ме­ние свя­то­го Ву­ка­ши­на Ясе­но­вац­ко­го, па­рит над этим ис­стра­дав­шим­ся на­ро­дом как бла­го­сло­ве­ние и мир, мир Хри­стов, ибо толь­ко «сим по­бе­ди­ши»!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.