|
|||
Лев Николаевич Толстой 14 страница⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Мытари -- то есть сборщики податей. ... притчей о самарянине. -- См.: Евангелие от Луки, 10: 25-37. Вот что говорит, например, Ориген в своем ответе Цельзию (глава 63). -Цельс (II в. ) -- философ-эклектик, эпикуреец, автор работы " Истинное слово" (" Sermo verus" ), написанной около 150 г. Нападая на основы христианства, пытался доказать опасность христианского общества для всех общественных и политических учреждений. Ориген написал восемь книг " Против Цельза" (" Contra Celsum" ). См.: Лебедев Н. Сочинение Оригена против Цельза. М., 1878. ... один крестьянин... от военной службы. -- Речь идет об Иване Васильевиче Сютаеве (ум. 1928), который за отказ от военной службы просидел несколько лет в разных тюрьмах, в том числе и в Шлессельбургской крепости. ... Христос придет в свой срок... независимо от нашей жизни. -- В Евангелии и Апокалипсисе говорится о грядущем пришествии Христа, втором пришествии (см.: Евангелие от Матфея, 24: 30; откровение Иоанна Богослова, 12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3). Иоанн Креститель... говорит, что приблизилось Царство Бога... -- См.: Евангелие от Матфея, 3: 2, 11. ... Христос предвидит соблазны мира... -- См.: Евангелие от Матфея, 18: 6, 7; главы " Соблазн", " Борьба с соблазном" в " Соединении и переводе четырех Евангелий" (см.: ПСС. Т. 24. С. 571-649); трактат " Христианское учение" (1894-1896). Перекуют люди мечи на орала и копья на серпы. -- См.: Книга пророка Исаии, 2: 4. Я в темноте избил руки и колена, отыскивая дверь... лучше пройти в дверь... -- Мотив открытия " двери жизни" -- один из основных мотивов метафорической символики Евангелия. Комментируя притчи о пастыре и овцах и о десяти мудрых девах в " Соединении и переводе четырех Евангелий", Толстой подчеркивал: "... для жизни людей есть выход, этот выход есть разумение Не рассуждать нужно о том, кто и как спасется, а нужно работать, биться, силою входить в двери Было время входить -- не вошел, дверь затворилась" (ПСС. Т. 24. С. 483, 557). См. также раздел " Иисус -- дверь жизни" в этом трактате (Там же. С. 477-481). В работе " О жизни" (1886-1887) мироотношение, основанное на ложных представлениях о добродетели, сравнивается Толстым с " давкой обезумевшей толпы у дверей жизни" (Там же. Т. 26. С. 338). Объясняя неустанность своей проповеди идеи непротивления, в конце жизни Толстой писал: "... что же делать человеку, который видит, что толпа, давя, губя друг друга, валит и напирает на неразрушимую дверь, надеясь отворить ее наружу, когда он знает, что дверь отворяется только внутрь" (Там же. Т. 37. С. 54). ... борьба между стремлением к жизни животной и жизни разумной... сущность жизни каждого... -- Подробнее см. об этом в трактатах " О жизни" и " Царство Божие внутри вас". ... это есть прелесть или гордость. -- Духовная прелесть -- грех, коренящийся не в недостатке веры, религиозности, церковности, а напротив -в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. ... гегельянизм и его дети... -- Гегельянство -- философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Спиритизм с его учеными последователями... -- Спиритизм (медиумизм) получил широкое распространение в России с начала 1870-х гг. Его пропагандистами были Н. П. Вагнер, А. Н. Аксаков, А. М. Бутлеров. Конфуцианство -- древнекитайская философская школа, затем самое влиятельное философско-религиозное течение; основано Конфуцием. Буддизм. -- Шакьямуни, индийский принц Сиддхарта Гаутама (сер. 1-го тыс. до н. э. ), получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветленного, основатель буддизма, одной из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность; в качестве центральной проблемы буддизм выдвигает проблему бытия личности; стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о " четырех благородных истинах": страдание как факт, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. Личность Будды интересовала Толстого до конца жизни. Так, в частности, к концу 1885-1886 гг. относится его незавершенный замысел " Сиддарта, прозванный Буддой, то есть святым. Жизнь и учение его"; позднее -- для " Круга чтения" (1904-1908) им пишется статья " Будда". Издательство " Посредник" выпускает в 1911 г. книгу П. А. Буланже " Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой". См. также: Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. М., 1971. С. 113-225. Сократ (ок. 470 -- 399 до н. э. ) -- древнегреческий философ. Выдержки из диалога Платона " Федон" о Сократе были включены Толстым в " Круг чтения" (1904-1908). Подробнее об отношении Толстого к Сократу см.: Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 32-34. Стоики... основой истинной жизни. -- Имеются в виду этические воззрения Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. ... бороться с мельницами... -- мотив, восходящий к " Дон Кихоту" (1605-1615) Сервантеса. Конфуций (551-479 до н. э. ) -- древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Отрывок под строкой -- из его книги " Великая наука". Ср.: " Великая наука, или мудрость жизни, состоит в том, чтобы раскрыть и поднять светлое начало разума, которое мы все получили с неба; она состоит в том, чтобы обновить людей, в том, чтобы научить людей свое высшее назначение полагать в совершенстве, иначе сказать, в высшем благе" (Буланже П. А. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903. С. 103). Марк Аврелий Антонин (121-180) -- римский философ-стоик, император. Отрывок под строкой -- из пятой главы (( 21) его книги " Размышления". Ср.: " Из всего, что есть в мире, чти сильнейшее, а это то, что всем распоряжается и всем ведает. Точно так же из всего, что в тебе, чти сильнейшее -- оно как раз единородное первому. Ибо и в тебе это то, что распоряжается другими, и твоя жизнь им управляется" (Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. М., 1985. С. 27). ... Эпиктет... -- Приводимого Толстым изречения в афоризмах Эпиктета не обнаружено. ... по догмату искупления... -- Речь идет об искуплении Иисусом Христом вины рода человеческого, нарушившего первоначальный завет с Богом через грех прародителей.. ... и целым рядом проповедей и притч показывает... отрекшись от призрака жизни... -- См.: Евангелие от Матфея, 19: 17-21; от Марка, 10: 17-18, 25-27; от Луки, 12: 15-21, 33, 14: 15-24, 16: 14-31 и др. Соломон. (евр. -- мирный, благодатный) -- третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 -- 928 до н. э. ), изображенный в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен. Ему приписывается авторство книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней. Можно, по выражению Паскаля... к которой мы все бежим... -- Паскаль Блез (1623-1662) -- французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Толстой вспоминает следующее суждение Паскаля: " Мы беспечно устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим". (Франсуа Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры. пер. Э. Линецкой. М., 1974. С. 150) ... жизнь... есть насмешка... -- Перефразировка заключительных строк стихотворения М. Ю. Лермонтова " И скучно и грустно... " (1840): И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка... Ср. в письме Н. Н. Страхову от 30 ноября 1875 г.: "... первое испытанное мною чувство, когда я вступал в старость, было недоумение, потом ужас, тяжелое чувство отчаяния и в том, что бойкая фраза поэта не есть фраза, а что действительно жизнь есть пустая и глупая шутка, которую кто-то подшутил над нами" (ПСС. Т. 62. С. 227). Ср. в письме к А. А. Фету от 10-15 октября 1880 г.: " Как же мне не любить, не верить и не следовать тому свету, при котором то, вследствие чего весь мир живых людей является не какой-то злой шуткой кого-то, а той средой, в которой осуществляется вместе и разумение, и высшее благо. Такой свет мне дает Евангелие" (Там же. Т. 63. С. 29). Мотив уподобления жизни глупой шутке, разыгранной чужою волей, присутствует уже в черновой разработке монолога Андрея Болконского в канун Бородинского сражения в " Войне и мире" (1863-1869): " Глупо, когда не понимаешь, мерзко, когда понимаешь всю эту шутку" (Там же. Т. 14. С. 105). ... Прежде всего покайтесь... одумайтесь... -- См.: Евангелие от Матфея, 3: 2, 8, 10. ... " одумайтесь, а то все погибнете". -- См.: Евангелие от Марка, 1: 15. ... сгоревшие в бердичевском цирке... -- Пожар бердичевского цирка произошел 1 января 1883 г., в огне погибло около 300 человек (см.: Голос. 1883. No 6). ... погибшие на кукуевской насыпи... -- 30 июня 1882 г. на Московско-Курской железной дороге близ деревни Кукуевка произошла катастрофа: в ночь на 30-е -- страшный ливень размыл железнодорожную насыпь. Погибло 50 человек (см.: Московские вед. 1882. No 208). Притча о девах... Страшный суд... -- См.: Евангелие от Матфея, 24: 30, 25: 1-13; Откровение Иоанна Богослова, 12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3. ... говорится о Ионе во чреве китовом... -- См.: Евангелие от Матфея, 12: 39-42, 16: 4; от Луки, 11: 29-32. Иона -- пятый из двенадцати малых пророков, посланный в Ниневию (столицу Ассирийского царства) проповедовать смирение и покаяние. Но от этого посланничества Иона хотел бежать. Во время бури, изобличенный мореходами и выброшенный в море, был проглочен китом. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, был извержен китом на берег и отправился в Ниневию. Проповедь Ионы имела полный успех (см.: Книга пророка Ионы, 1-4). ... о восстановлении храма... -- См.: Евангелие от Марка, 14: 58; от Иоанна, 2: 19-21. Тиле Корнелий Петр (1830-? ) -- нидерландский богослов, профессор Лейденского университета. Макс Мюллер (1823-1900) -- санскритолог и историк религий. С его книгой " Исследование истории рилигий" (" Essai sur l'histoire des religions" ), вышедшей в Париже в 1872 г., Толстой знакомится в 1875 г. ... апокрифического Даниила... -- Даниил -- ветхозаветный пророк. Подлинность Книги пророка Даниила неоднократно подвергалась сомнению. ... Я есмь путь, жизнь и истина... -- См.: Евангелие от Иоанна, 14: 6. ... я огонь низвел на землю... пока не спасутся люди. -- См.: Евангелие от Луки, 12: 49-50. ... притчи: о женщине, нашедшей полушку... о блудном сыне. -- См.: Евангелие от Луки, 14: 12, 16, 15: 11-32; от Иоанна, 10: 11-18. ... в исполнении воли Бога, как понимал это Авраам... -- Авраам -ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа. Трагическая кульминация пути Авраама как " друга Божьего" -- испытание его веры: по требованию Бога он должен принести в жертву своего сына Исаака, единственную надежду на продолжение рода. Авраам повинуется, и в последний момент ангел останавливает жертвоприношение. Нашелся человек христианин, который сказал credo, quia absurdum... -Имеется в виду Тертулиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 -- после 220) -христианский богослов и писатель. ... в теозофическом учении... -- Теософическое учение -- мистическое богопознание; в отличии от теологии (системы знаний о Божестве, основанной на откровении и догматах), теософия опирается на непосредственные данные мистического восприятия, которому придается форма законченной и связной системы. ... чьи дела были злы... -- См.: Евангелие от Иоанна, 3: 19, 20. ... отвечали себе словами Пилата: что есть истина? -- См.: Евангелие от Иоанна, 18: 38. Пилат Понтий (или Понтийский) -- римский прокуратор в Иудее в 26-36 гг., давший согласие на казнь Иисуса Христа. Эти слова... иронию над одним римлянином... -- Имеется в виду Сократ и его предсмертное обращение к своим обвинителям. См. извлечение из " Апологии Сократа" Платона в " Круге чтения" (1904-1908) Толстого: "... меня, присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина" (ППС. Т. 41. С. 349). Извлечение из Платона Толстой предваряет следующим суждением: " С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного" (Там же. С. 348). Учение о жизни... оно единое на потребу... -- См.: Евангелие от Луки, 10: 41-42. См. также статью Толстого " Единое на потребу" (1905). ... подпал тому же искушению... в силе духа, вернулся в Галилею... -См.: Евангелие от Матфея, 4: 1-11; от Луки, 4: 1-13. Все самые тяжелые минуты моей жизни... в которых я живу теперь... -См. " Исповедь". ... Молоху... -- Молох -- почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене божество, которому приносились человеческие жертвы; наименование самого ритуала жертвоприношения. ... кто хочет следовать мне... жизнь вечную. -- См.: Евангелие от Матфея, 10: 34-42. ... возьми крест и иди за мной... -- См.: Евангелие от Матфея, 10: 38, 16: 24; от Марка, 8: 34, 10: 21; от Луки, 9: 23, 14: 27. Турки жарят их... разрывают внутренности. -- Имеется в виду русско-турецкая война 1877-1878 гг. ... не замучили бы в Севастопое и Плевне. -- (? ). ... Христос призывает людей к ключу воды... воды живой... -- См.: Евангелие от Иоанна, 4: 10-15, 7: 37-39. Ср. Откровение Иоанна Богослова, 7: 16-17, 21: 6, 22: 17. Французы вооружаются... в 70-м году... -- 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. Война кончилась поражением Франции, которая по Франкфуртскому миру, заключенному 19 мая 1871 г., должна была уступить Пруссии Эльзас -- Лотарингию и уплатить 5 миллионов франков контрибуции. ... как того расслабленного, который не жил 38 лет, а дожидался ангела у купели. -- См.: Евангелие от Матфея, 8: 6, 9: 2, 6; от Марка, 2: 3-5, 9, 10; от Луки, 5: 18, 24. Сын человеческий... в выкуп за многих. -- См.: Евангелие от Матфея, 20: 28; от Марка, 10: 45. Учение Христа о труде... и пятью хлебами. -- См.: Евангелие от Матфея, 15: 33-36, 16: 5-12; от Марка, 6: 37-44; от Луки, 24: 30-31; от Иоанна, 6: 5, 7, 21: 5-13. ... как научил их Христос на берегу моря. -- Имеется в виду Нагорная проповедь, произнесенная Христом недалеко от озера Галилейского, которое называли морем. ... тропари... -- Тропарь -- один из видов церковного песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. ... в катехизисе Петра Могилы... -- Петр Могила (1596-1647) -- Киевский митрополит и духовный писатель; его катехизис для православных христиан был издан в 1662 г., после смерти автора. ... в катехизисах Платона... -- Речь идет о Платоне (П. Левшин, 1737-1812) -- митрополите Московском, проповеднике и православном писателе. В его катехизисе о войне и смертной казни говорится: " Судии, кои повинного предают на смерть, так же и воины, которые, защищая отечество, убивают неприятелей, заповеди сия преступниками называться не могут. Ибо через то они самому Богу и правосудию его по званию своему служат" (Платон, митрополит. Православное учение, или Сокращенная христианская богословия. М., 1819. С. 190). ... в катехизисе Белякова... -- Имеется в виду И. Беляков. Сведений о нем обнаружить не удалось. Филарет (В. М. Дроздов, 1783-1867) -- митрополит Московский, автор труда " Пространный христианский катехизис православной Восточной церкви", служившего учебником Закона Божия во всех школах. ... тех детей, которых Христос... единого из малых сих. -- См.: Евангелие от Матфея, 18: 2-6; от Марка, 9: 36-37, 42, 10: 13-16; от Луки, 9: 47-48, 17: 2, 18: 15-17. " Горе вам... клевета на Святой Дух" -- См.: Евангелие от Матфея, 23: 13-39. Люди эти, садящиеся, по выражению Христа, на седалище Моисея... -- См.: Евангелие от Матфея, 23: 2. ... с проповеди Павла... метафизически-каббалистическую теорию... -Каббала (др. -евр., буквально -- предание) -- мистическое течение в иудаизме. ... исповедуют даже глухой исповедью... -- Речь идет о предсмертной исповеди, когда исповедуют умирающего человека, который не в состоянии исповедываться. ... запрещая переводы Библии... -- Первый русский перевод Библии был подготовлен Библейским обществом под покровительством Александра I и министра народного просвещения и духовных дел князя А. Н. Голицына в конце 1810-х -- начале 1820-х гг. Это предприятие встретило сильную оппозицию, которая полагала, что простой народ не должен читать Библию на понятном ему языке, так как из этого произойдут ереси и расколы. Оппозиция победила: в 1824 г. отпечатанный тираж русского " Пятокнижия" был сожжен в печах кирпичного завода Александро-Невской Лавры. Россия получила Библию на современном русском языке только после великих реформ Александра II, в 1876 г. ... через так называемых сектантов... -- Сектанты -- последователи религиозных учений, отличных от принятого церковью. Люди плыли... а кормщик правил. -- См.: Деяния, 27: 11; Послание Иакова, 3: 4; Откровение Иоанна Богослова, 18: 17. Иудей жил... строил храм... -- Имеется в виду храм Соломона, который в течении семи лет строили десятки тысяч людей (см.: Третья Книга Царств, 5: 3, 6). Спенсер. -- Имеется в виду Спенсер Герберт (1820-1903) -- английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Свет светит, и тьма не обнимает его. -- См.: Евангелие от Иоанна, 1: 5. ... что высоко перед людьми... блаженны нищие и униженные. -- См.: Евангелие от Матфея, 5: 2-19. ... Бог сотворил вначале человека... так чтобы два были одно... -- См.: Евангелие от Матфея, 19: 4-6; от Марка, 10: 8. ... все, что сверх простого утверждения или отрицания... есть зло. -См.: Евангелие от Матфея, 5: 37. ... знание истины есть талант... -- См.: Евангелие от Матфея, 25: 15-29. См. примечание Толстого к притче о наследстве (талантах) в " Соединении и переводе четырех Евангелий" (ПСС. Т. 24. С. 323-327). Я верю... должен передать истину. -- См. примечание о пророке Ионе. (? ) ... когда возвысите сына человеческого, все привлечетесь ко мне... -См.: Евангелие от Иоанна, 12: 32. Миклухо-Маклай поселился... делала добро. -- Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1898) -- путешественник и естествоиспытатель. Толстой имеет в виду его пребывание в Новой Гвинее: высадившись в 1871 г. со слугой-шведом и одним полинезийцем, Миклухо-Маклай прожил там до 1872 г.; в 1876 г. он возвратился в Новую Гвинею и оставался там до 1878 г., занимаясь, кроме исследовательской работы, лечением туземцев-папуасов, сумев устранить их первоначальное недоверие и враждебность (письмо Толстого к Миклухо-Маклаю от 25 сент. 1886 г. и ответ последнего см.: ПСС. Т. 63. С. 378-381). Г. Галаган В записных книжках за февраль-март 1901 г. Толстой стал все чаще записывать свои мысли о религии, а также делать выписки из книг и ссылки на источники, служащие ему необходимым материалом для работы над статьей. В дневнике 11 февраля записано: " Читаю книгу Чичерина: Наука и религия. Точка зрения верна, но самоуверенность, туманность выражения, предвзятые мысли, -и оттого легкомысленно и незначительно". В дневнике и в записной книжке за февраль-март 1901 г. находится ряд выписок из Вовенарга, Бейля, Констана, касающихся определения религии, впоследствии включенных во вторую главу окончательного текста статьи. Там же записаны отдельные мысли о религии Кольриджа, Прудона, Руссо, Свифта и др. Статья была закончена в начале января 1902 г. " Определение святейшего синода" об отлучении Толстого от церкви появилось в " Церковных ведомостях" 24 февраля 1901 г., а на другой день почти все газеты вышли с полным текстом этого определения на первых полосах. " Святейший синод" рассчитывал, что удастся подорвать авторитет Толстого, унизить его и тем ослабить его мощное воздействие на умы современников, особенно простых русских людей. Впрочем, отлучение было проведено с некоторой робостью и неуверенностью: торжественное анафемствование Толстого не провозглашалось с амвонов православных церквей ни в 1901 г, ни позднее. Прежде всего потому, что личная анафема, т. е. упоминание имен грешников, была отменена в России задолго до 1901 г. Кроме того, с редактированием и публикацией текста отлучения церковники намеренно медлили и пропустили тот день (единственный в году), когда полагалось возглашать анафему. Свой ответ синоду Толстой начал спустя месяц после публикации отлучения побуждаемый " увещательными" письмами. В своем ответе он еще раз подтвердил свои взгляды на религию и официальную церковь. Чертков Владимир Григорьевич (1854-1936) -- друг и единомышленник Толстого, издатель его сочинений, организатор издательства " Посредник" (1884-1935), издавал вместе с П. И. Бирюковым газету " Свободное слово" (Лондон, 1901-1905), сб. " Листки " Свободного слова" (1892-1902), редактор полн. собр. соч. Л. Н. Толстого в 90 тт.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке RoyalLib. ru Написать рецензию к книге Все книги автора Эта же книга в других форматах
|
|||
|