|
|||
Нормативный правовой акт как источник права. Пределы действия нормативных актов. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Нормативный и правовой акт это акты официального правотворчества, компетентного органа или лица, направленный на установление, изменение или прекращение действия юридических норм. Это официальный документ, созданный в одностороннем порядке, компетентными органами публичной власти или должностными лицами и содержащий обобщенные правила поведения, общеобязательность которых обеспечена возможностью государственного принуждения. Преимущества нормативных актов: 1) Могут достаточно быстро приниматься, изменяться или отменяться, что позволяет оперативно и эффективно реагировать на изменение потребностей общественного развития, обеспечивая динамику права и его соответствие потребностям общественной жизни. 2) Исходят из единого центра, нормотворческих органом публичной власти, что позволяет праву функционировать как единой целостной системе в приделах страны. 3) Нормативные акты позволяют точно и четко фиксировать содержание юридических норм, создавая его формальную определенность и единообразие понимания, толкования и применения норм. Признаки нормативных актов: 1) Содержат нормы права, адресованные неопределенному кругу лиц, т. е. неперсонифицированным субъектам. 2) Действуют непрерывно с момента вступления в силу до ее утраты. 3) Рассчитан на многократное использование, применение. 4) Регулирует наиболее типичные социально значимые общественные отношения. 5) Имеет официально документальную форму. 6) Издается в одностороннем порядке, специально уполномоченными компетентными органами и должностными лицами. 7) Носит властный, общеобязательный характер. 8) Обеспечивается возможностью государственного принуждения. 9) Обладает юридической силой, т. е. способностью вызывать определенные правовые последствия.
Все нормативные правовые акты имеют определенные предметные, временные, территориальные и социальные пределы: 1) Предметное действие акта определяется в зависимости от предмета правового регулирования, т. е. с того круга общественных отношений, который призван урегулировать нормативный акт. 2) Действие по кругу лиц означает субъектов на которых распространяется действие акта. По общему правилу, акт распространяется в равной мере на всех субъектов находящихся на соответствующей территории, но могут быть исключения и акты могут распространяться только на определенную категорию субъектов. 3) Действие нормативного акта в пространстве означает территорию на которую распространяются его предписания. По общему правилу акт распространяется на всю территорию Находящуюся в пределах юрисдикции органа его принявшего, территориальный принцип действия) экстерриториальность означает территории находящиеся за пределами государства, но на которые распространяется юрисдикция этого государства. Иностранное законодательство и международное право применяется на территории государства лишь постольку, поскольку это допустимо законодательством государства и соглашениями с зарубежными странами. Действие акта может быть сужено и распространяться только на отдельные территории. 4) Действие нормативного акта во времени означает период времени в течении которого действуют его предписания. Нормативный акт вступает в силу: А) С момента или по истечении определенного срока после его официального опубликования. Официальным является опубликование в официальных источниках опубликования. Опубликованность акта предполагает осведомленность субъектов, а его содержание, а отсюда следует, предполагается, что не знание акта не освобождает от ответственности, но от не знания акта следует отличать невозможность узнать акт. Б) Срок предусмотренный самим актом. В) Срок предусмотренный другим нормативным актом о введении его в действие.
Нормативный акт утрачивает силу: 1) В результате его отмены, а отменить акт может только орган его принявший. 2) В результате его замены другим более новым актом. 3) По истечении срока на который акт принимался. 4) При признании акта несоответствующим конституции другим законам. По общему правилу закрепляется прямая сила нормативного акта. Обратная сила это распространение действия акта на отношения возникшие до его вступления в юридическую силу. По общему правилу нормативный акт обратной силы не имеет и применяется только к отношениям возникшим после его вступления в силу, но в качестве исключения самими актами, могут быть предусмотрены случаи, когда они будут иметь обратную силу. Переживание или ультраактивность акта, это когда нормативный акт продолжает ограниченно действовать после утраты юридической силы и как правило применятся к длящимся отношениям, которые возникли, когда действовал и продолжаются после его отмены.
28. 02. 11. Виды нормальтивного акта: 1. ПО юридической силе нормальтивные акты делятся на законы и подзаконные нормальтивные акты. Законы это обладающие высшей юридической силой принимаемые законодательными органами государства по строго определенной продцедуре, акты первичного характера содержащие первичные правовые нормы дающие общую, поверхнустную регламентацию правоотношения. Черты или признаки законов: 1. Высшая юридическая сила, т. е их содержанию не должны противоречить другие нормативные акты, а в случае противоречия действую нормы закона. 2. Принимаются только законодательными органами власти, входящими в законодательную ветвь власти и не могут приниматься органами исполнительной или судебной власти. 3. Строгая продцедура, порядок, принятие законов. Они принимаются в занотворческом порядке, который, как правило устанавливается: конституцией страны, регламентами законодательных органов и включают в себя указание на лиц обладающих правом законодательной иннициативы, формы обсуждения проекта закона, голосование по нему, принятие, одобрение, подписание, опубликование и т. д 4. Закон-это акт первичного характера, он содержит первичные правовые нормы дающие общую, поверхнустную регламентацию правоотношения. 5. Как правило законы делятся на три группы: 1. Конституция, как основной закон государства закрепляющая основы государственного и общественного устройства страны. 2. Констутиционные законы, это те, которые непосредственно вытекают из конституции принимаются по предусмотренным ее вопросам. 3. Обыкновенные, текущие законы, 2. Подзаконные нормальтивные акты -это принимаемые на основании его исполнения законов а кты вторичного характера содержащие вторичные правовые нормы детализирующие первичные нормаы закона, к ним относятся: указы президента, постановления правительства, акты министерства и ведомств, подзаконные акты органов субъектов федерации, акты органов местого самоуправления, локальные подзаконные акты, принимаемые в рамках отдельных организаций.
Система права. Система законодательства.
Система права -это внутренне строение права заключащася в упорядоченном располоении правовых предписаний в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Система права отражает и закрепляет в юридической форме закономерности общественной жизни выражающиеся в наиболее типичных общественных отношениях. С развитием общественных отношений и появлением новых норм прававидоизменяется и сама система права. Подходы к определению системы права: 1. Генетический, выделяется два элемента системы: 1. Первичный или естественный, в своей основе имеет критерием человека с его естественными принадлежащими от рождения возможностями, которые послужили предпосылкой становления и развития норм называемых естественным правом. 2. Производный или позитивный, а основе критериев имеет государство и правотворческие органы являющиеся источником позитивного права 2. Исторический подход, основан на анализе эволюции системы права, как социального явления и в качестве критерия делени системы используется понятие формы права. Выделяются: 1. обычное право 2. Прецедентное 3. Договорное 4. Доктринальное 5. Каномическое 6. Право законов. 3. В основе построения системы лежит значимость правовых предписаний для адресатов правового регулирования и выделяется: 1. материальное право, адрессовано непосредственно субъектам и косается их прав. 2. Процессуальное-право регламентирующее порядок осуществления формально юридических продцедур и являющееся вспомогательным по отношению к материальному 4. В зависимости от направленности политики государства выделяется: 1. Национальное право, включающее правовые предписания действующие внутри страны; 2. Международное право, содержащее международные нормы выходящие за пределы юрисдикции одного государства. Однако существует мнение, что международное право является частью национального. 5. Традиционный подход, состоит в понимании строения системы права исходя из предмета и метода правового регулирования. Выделяется две сферы права: 1. Право частное, предусматривает частные правоотношения и основывается на диспозитивном методе правового регулирования. 2. Право публичное, предусматривает публичные правоотношения и основывается на императивном методе регулирования. Система права-это обсуловленное состоянием развитие общественых отношений, внутренне строение права, представляющее собой совокупность, взаимосвязанных правовых предписаний, институтов, отраслей и сфер права характеризующихся внутренним единством и дифферецианции в соответствии с особенностями регулируемых общественых отношений. Элементами системы права выступают отрасли, сферы, подотрасли, институты, субинституты права и отдельные правовые предписания. Отрасль права-это часть чичтемы права, объективно сложивщееся обособленная группа правовых норм и институтов регулирующая однородные общественые отношения на основе определенных принципов и специфических способови и характеризующуюся относительной самостоятельности, устойчивостью и автономностью функционирования. Отрасль прва - это совокупность однородных правовых норм предусматривающая качественно-однородную группу общественых отношений присущих ей методам правового регулирования. Каждая отрасль права характеризуется предметом и методом правового регулирования. Предмет-это то, что регулирует отрасль, то есть совокупность общественных отношений. Метод-это то, как регулируются отношения, приемы и способы их регулирования. Выделяют: 1. Императивный метод, это метод власти и подчинения строго властного предписания, когда субъектом не предоставляется других вариантов поведения и норма не может быть изменена по соглашению сторон. 2. Диспозитивный метод, это детод основанный на инициативности, диспозитивности свободе воли, учатников отношений, когда нормы права предоставляют субъектам возможность выбора различных вариантов поведения. Все отрасли права делятся на три группы: 1. Это профилирующие или базовые отрасли, это основополагающие, наиболее важные отрасли предусматривающее наиболее важные общественные отношения. К ним относятся конституционная, административная, гражданская, уголовная, уголовно процессуальное, гражданско процессуальное и орбитражно-процессуальное право. Базовые отрасли делятся на: 1. материальные, это те которые предусматривают правоотношение посвящены правам и обязонностям субъектов, а так же иным юридическим вопросам по существу. 2. процессуальные, посвященны вопросам продцедурно-процессуального характера и направленны на реализацию правовых возможностей предусмотренных материальным правом. Материальные и процессульные отрасли носят парный характер. Материальное право без процессуального бессильно, а процессуальное без материального беспредметно. Вторая группа отраслей: производные или специальные отрасли, это те, которые предусматривают относительно узкие группы общественных отношения и являются производными от базовых отраслей, например: трудовое, жилищное, семейное право. Третья группа компексные отрасли, это те, которые имеют комплексный предмет и метод регулирования и включают в себя нормы двух и более отраслей права. Например: экологическое право. Отрасли включают в себя подотрасли и институты права. Подотрасли и институт, это совокупность норм опредененного вида предусматривающих отределенный вид общественных отношений в рамках рода отраслей. Подотпрасль, включает в себя два и более правовых института. Институт может быть отраслевым, когда он включает нормы одной отрасли права и межотпраслевым, когда включает нормы нескольких отраслей права. Черты правовых институтов : 1. Каждый институт предназначен для регулирования определенной сферы общественных отношений или отдельных действий субъектов права. 2. Правовой институт нормативно обособлен, то есть дл его выделения отводятся части, разделы, нормативного акта. 3. Включает набор, который позволяет полностью упорядочивать определенно-общественые отношения. Первыйчным элементом системы права является правовое предписание выступающее регулятором единичного, обособленного, общественного отношения или одной из сторон такого отношения.
Система законодательства это иерархичесткая упорядоченная, совокупность юридических источников, которые являются внешней формой отношения правовых предписаний. Выделяют два подхода в системе законодательств: 1. Систему законодательства составляют только нормальтивные правовые акты 2. Систему законодательства составляют все действующие источники права . И вместо источника в системе законодательства определяются его юридическая сила. Система законодательства в отличии от системы права носит субъективный истуственный харатер. В ольшинстве случаев система права и система законодательства соответствуют друг другу. Но возможность случая когда есть система законодательства, но нет системы парва и наоборот. Элементы системы законодательства: 1. Отраслевое, базовое законодательство предствавленное кадифицированными нормативными актами. 2. Внутриотраслевое законодательство включающее в себя юридические источники права регламентирующие общественные отношения в рамках одной отрасли права в соответствии с ее подотраслями и институтами. 3. Комплексное межотраслевое законодательство. содержащие правовые акты относящиеся к двум и более отрослям нафионального права. Система права и система законодательства соотносятся как содержание и форма. Система законодательства является производной от системы права и носит по отношению к ней вторичный характер.
Упорядочение приведение в систему нормативных правовых актов и правовых предписаний с целью устранения их овторов и коллизий, а так же удобство их поиска и использования. Цель систематизации: 1. Создание единой и непритеворечивой системы законодательства. 2. Создание условий для быстрого поиска в законодательном массиве требуемого докумета либо правового предписания. 3. Устранение усторевших и неэффективных правовых предписаний. 4. Разрешение юридических коллизий 5. Выевление и ликвидаци пробелов в праве и обновление имеющегося законодательства. Формы систематизации законодательства: 1. Учет правовых актов, это вид систематизации заключающийс в сборе, регистрационной обработке правовых предписаний, а так же информации об их реквизитах заинтерисованными субьектами. Виды учетов: 1. Журнальный учет, заключающийся в фиксации реквизитов правовых актов в специльных журналах. 2. Карточный учет, который предпологает заведения на каждый заинтересовавший и имеющийся правовой акт, специальной карточки, содержащей основную информацию о документе, его реквизты, совокупности с другими подобными карточками образующих соответствующую картотеку. 3. Автоматизированный учет, основанный на использовании возможности электронно вычислительной и компьютерной техники. Учет может быть алфовитным, хронологическим и тематическим. 1. Алфовитный, это когда правовые акты распологаются в алфовитном порядке в зависимости от их наименования. 2. Хронологический, когда правовые акты учитываются по дате их принятия. 3. Тематический, объединяющий перечни документов по их тематике и предмету правового регулирования. 2. Иннкорпорация, это внешняя обработка нормативного материала, когда нормативные акты упорядочиваются только внешне, то есть по форме без изменения из содержания. Иннкорпорация может быть: 1. хронологическои это когда акты упорядочиваются по времени, дате их принятия с объединением в различные сборники. 2. предметной(отраслевая), это когда акты упорядочиваются по предмету правового регулирования, принадлежности к определенной отрасли законодательства. Иннкорпорация может быть: 1. Официальная, это когда она осуществляется специально уполномоченными компитентными субъектами и влечет общеобязательные правовые последствия. 2. Неофициальная, не влечет никаких правовых последствий и не требует спеуиальной квалификации лица ее осуществляющего.
3. (форма систематизации) Консолидация, это деятельность компитентных субъектов наделенных правотворческими полномочиями по переработке правовых предписаний, раличных актов с целью устранения противоречий между ними. Когда несколько правовых актов регулирующих общий для них круг общественых отношений и приведенных в соотвестсвие друг к другу объединются в один документ, которые признается официальным источником права и обладает юридической силой. При этом акты объединенные в единый документ не утрачивают своего самостоятельного значения и могут применятся как поодиночке, так и в рамках конселидированного акта. В ходе конселидации правовые акты и их нормы распологаются в определенной логической последовательности, что обуславливает создание. Внутренней структуры нового, единого документа. Осуществляется редакционная переработка текстов в нормативных актах недопускающая противоречия между ними и имеющая целью изложения правовых предписаний единым стилем в рамках общей терминологии. 4. Кодификация, это существенная внутренняя переработка нормативного материала при которой меняется сам смысл правовых норм отменяются устаревшие и вносятся в новые нормы права. Это дейтельность право-творческих органов публичной власти по содержательной переработке, существующих праввых предписаний и формулирование новых, результатом которого выступает создание нового по форме и содержанию правового акта. Кодификация рассматривается как часть правотворческого процесса в результате которого появляется принципиально новый правовой акт, устав, кодекс, положение. Кодификация это наиболее совершенный вид систематизации. Это коренная всесторонняя переработка действующих в какой либо сфере правовых актов путем подготовки, создания и принятия нового кадифицированного правового акта. Виды кадификации: 1. Всеобщая, которая обеспечивает обхват всей системы права отдельного государства. 2. Отраслевая, характеризующаяся тем, что кадифицированные акты охватывают определенную отрасль или подотрасль права. 3. Специальная, которая включает правовые предписания различных отраслей права, но регулирующих одну и ту же сферу общественных отношений.
01. 03. 11 Правотворчество. Правотворчество это процесс подготовки содержательной переработки либо прекращения действий правовых актов как документов обладающих определенной юридической силой. Субъектами правотворчества выступают либо компетентные органы публичной власти и их должностные лица, либо население в целом. В результате правотворческой деятельности происходит наступление юридически значимых последствий обязательных для определенных субъектов права. Выделяется позитивное и негативное правотворчество. Позитивное правотворчество непосредственно связано с принятием изменения или отмены правовых норм, а негативное – это есть признание актов несоответствующими конституции или иным актам. Признаки правотворчества:
Цель правотворчества: Состоит в создании нормативных условий для упорядочения общественных отношений посредством придания праву формальные определенности. Задачи правотворчества: 1. Создание новых правовых предписаний для упорядочения возникающих общественных отношений. 2. Конкретизация и детализация существующих правил поведения и правовых предписаний. 3. Дополнение существующих правовых норм в том числе, с целью устранения существующих пробелов в праве. Принципы правотворчества: 1. Демократизм, означает установление и неуклонное осуществление демократической процедуры, подготовки и принятия правовых актов, участия общественности, учет общественного мнения. 2. Законность, то есть проведение правотворческой процедуры только на основании и в соответствии с требованиями закона, что выражается в следующем: 2. 1 Правотворческий орган не в праве выходить за рамки своей компетенции. 2. 2 Соблюдение правотворческим органом, процедуры принятия акта, содержание правового акта должно соответствовать требованиям и права не иметь расхождений и противоречий с другими правовыми актами обладающими более высокой юридической силой. 3 Принцип гуманизма, то есть правотворчество направленно на обеспечение и защиту прав и свобод личности, удовлетворение человеческих потребностей, недопущение унижения, дискредитации, дискриминации человека. 4. Принцип гласности означает принцип необходимости обеспечения, возможность ознакомления с правовыми актами до их вступления в силу и обсуждения в правотворческом органе. Использование правового опыта состоит в опоре и учете на имеющийся правовой опыт как собственного так и зарубежных стран. Связь с практикой означает учет практики правоприменительной деятельности с целью повышение эффективности действия норм. Своевременность означает оперативное внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты и создание новых правовых предписаний, в соответствии с качественным изменение общественных отношений требующих правового реагирования. Правотворчество проходит два этапа: 1. Препроектный, на этом этапе выявляется социальная потребность в правовом регулировании общественных отношений, выявлять и оценивать такую потребность в правила, как сами правотворческие органы так и население в целом, общественные организации и т. д. В результате этого формируется идея о создании правового акта и ее оформление в виде текста «проекта документа» или письменного обоснования необходимости разработать такой документ. 2. Проектный этап. На нем ведется работа над самим документом непосредственно в самом правотворческом органе. Проектный этап проходит следующие стадии: 2. 1. Правотворческая инициатива, состоит во внесении субъектом правотворческой инициативы в правотворческий орган предложения о принятии правового акта или проекта соответствующего документа. 2. 2. Рассмотрение и обсуждение проекта правового акта в правотворческом органе. 2. 3. Принятие проекта-документа в качестве правового акта, правотворческим органом либо соответствующим должностным лицом, которое государство наделило правом принятия правовых актов. Принятие может осуществляется коллегиально или единолично и завершается подписанием документа соответствующим должностным лицом. 2. 4. Обнородование правового акта заключается в доведении правовых предписаний до субъектов права. Либо в предоставлении им возможности ознакомится с содержанием актов путем их официального опубликования. 2. 5. Вступление принятого правового акта в юридическую силу, после чего становится обязательным для определенных субъектов права и начинает вызывать юридически значимые последствия. Необнародованные акты не обладают юридической силой и не могут влечь правовых последствий, за исключением актов содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, и не затрагивающую права и законные интересы человека и гражданина. Промульгация – это принятие правового акта компетентным должностным лицом и введение этого документа в действие. Ратификация – это присоединение государства международными договорами и распространения их действия на территории всей страны. Денонсация – это процедура расторжения международного договора. Пролонгация – продление действия международного договора.
Норма права. Норма права – это формально определенная, общеобязательное правило поведения субъектов обеспеченная возможность государственного принуждения. Норма права – это элемент системы права выраженный в виде отдельного общеобязательного формально определенного правила поведения обеспеченного возможностью государственного принуждения, в случае его не выполнения и предусматривающие узкий участок, в сторону одного простого общественного отношения. Признаки правовых норм: 1. Общеобязательность, то есть норма предусматривает права и обязанности для всех субъектов оказавшихся предусмотренной нормой типичной ситуации общественном отношении и норма действует независимо от воли и желания отдельных субъектов. 2. Властный характер, то есть в нормах выражается официальная властная воля государства. 3. Формальная определенность, то есть нормы формируются в результате сложного правотворческого процесса включающего правотворческую деятельность субъектов гражданского общества и органов государства и всегда внешне формально выражены, закреплены в формах источников права. 4. Нормативность, то есть норма всегда рассчитана на многократное применение в отношении неопределенного числа однотипных ситуаций общественных отношений. 5. Системность норм, если одна норма охватывает регулирование, узкую сторону общественных отношений, то нормы объединяясь в систему с четко определенной структурой оказываются способными регулировать целые комплексы общественных отношений. 6. Регулятивный характер, то есть нормы права выступают регулятором общественных отношений упорядочивающим их необходимым образом. 7. Юридическая детализированость или микросистемность означает наличие определенного внутреннего строения нормы права со строго фиксированным набором элементов. Структура правовой нормы – это состав и взаимосвязь ее основных элементов. В структуру входят гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза – это условие применения нормы. Часть нормы предусматривающая фактические обстоятельства, условия при которых норма начинает действовать. Диспозиция – это само правило поведения. Часть нормы предусматривающая какими должны или могут быть поступки субъектов права при выполнении предусмотренных гипотезой условий, предусматривающая права и обязанности субъектов оказавшихся в предусмотренной гипотезой, ситуацией, общественном отношении. Санкция – это юридические последствия благоприятного и неблагоприятного характера, которые могут наступит в случае реализации, диспозиции нормы права. Санкция рассматривается в узком и широком смысле. В узком понимании – это часть нормы предусматривающая меры воздействия с неблагоприятными последствиями в виде определенных решений, которые могут быть применены государством к лицу, нарушившему правовой запрет или не выполнившему юридическую обязанность. В широком смысле – последствия предусмотренные в санкции могут быть как негативными, так и позитивными, благоприятными. Позитивный санкции – то предусмотренные в качестве последствия мер поощрения, адресатов правового регулирования за их правомерное поведение принесшее пользу обществу и государству. Гепотизы, диспозиции и санкции по степени определенности могут быть абсолютно определенными, в которых перечисляются все имеющие юридическое значение обстоятельство и относительно определенные, в которых содержатся открытый, неполный перечень обстотельств, имеющих существенное значение для реализации нормы права. Гипотеза, диспозиции и санкиция в зависимости от объема количества составляющих элементов могут быть простые, сложные и альтернативные. Простые это когда структурный элемент нормы права содержит одно единственное условие, либо один единственный вариант поведения, либо одно единственное возможное последствие. Сложные это когда норма права содержит несколько условий и только при наличии всех она может быть реализована, либо когда нормой права адресату предписывается выполнить несколько различных деяний или в качестве результата выполнения наступает несколько последствий. Альтернативные, когда норма права подлежит реализации если выполнено хотя бы одно из перечисленных в ней условий, либо если адресат правового регулирования может выбрать один любой вариант поведения из несколько перечисленных или когда правопременитель может применить в отношении адресата правового регулирования одно из нескольких предусмотренной нормой последствий. Виды санкций: 1. Карательные или неготивные санкции, которые предусматривают неблагоприятные правовые последствия, устонавливают вид и меру ответственности лица за совершения им правонарушения. 2. Поощрительные или позитивные санкции, которые предполагают поощрение субъекта за его социально полезный поступок 3. Правовосстановительные санкции, которые восстанавливают адресата в правах и обязанностях, которые были им ранее утрачены в связи с каким либо юридически значимым событием. 4. Правоотрицающие, которые фиксируют официальный отказ в признании правового характера в возникших правоотношениях. Статья нормативного акта. Статья нормативного акта – это, как правило имеющее название и порядковый номер, часть нормативного акта, содержащее в том или ином сочетании отдельные элементы юридических норм. Статья и норма не тождественны друг другу. Смысл нормы не сводится к тексту статьи, а только может быть установлен путем анализа этого текста. Соотношение норм права и статьи нормативного акта: 1. Норма права полностью совпадает со статьей нормативного акта. 2. норма права уже по содержанию и меньше по объему статьи нормативного акта. 3. Норма права шире по объему статьи нормативного акта. Статья может содержать одну или несколько норм, но чаще всего не содержит ни одной нормы, а только отдельные элементы норм. В зависимости от того на сколько полно в статье излагается норма, выделяется прямой, отсылочный и бланкетный способы выражения норм. Прямой, это когда в статье излагаются все элементы, нормы. Отсылочный, применяется в целях сокращения повторов, когда отдельные элементы норм совпадают, то совпадающий элемент воспроизводится один раз, а в остальных случаях делается отсылка. Бланкетный, это когда норма включает в себя какие-то специальные правила поведения, которые в тексте нормы не воспроизводятся, но на необходимость использования которых делается общее указание – отсылка. Виды норм права: 1. По способу выражения фиксации в письменной форме, в устной форме и визуальной форме. 2. По методу правового регулирования: императивные – не допускающие никаких отступлений от установленного ими правилами, диспозитивные – предоставляющие адресатам правового регулирования возможность самостоятельно регулировать меру своего поведения путем выбора из предложенных вариантов. Поощрительные, то есть стимулирующие субъектов права социально полезному или социально-нейтральному правомерному поведению. Рекомендательные нормы- ориентирующие адресата на желательный для общества и государства вариант поведения, которые при это не является для него обязательным. 3. По способу правового регулирования, запрещающие, то есть обязывающие адресатов воздержаться от совершения определенных действий. Позитивно обязывающие то есть предписывающие субъектам совершить требуемые действия. Дозволяющие предоставляющие право действовать в собственных интересов. Управомачивающие – позволяющие в целях выполнения юридической обязанности использовать дополнительные средства воздействия над субъектом. 03. 03. 11 В зависимости от функции права, которые нормы выполняют: 1. Регулятивные нормы, которые не имеют в своей структуре негативной санкции и ориентированы на упорядочение общественных отношений путем их детальной регламентации с указанием субъективным прав юридических обязанностей субъектов права. 2. Охранительные нормы, которые защищают с помощью правовых средств разливные, социальные блага. По функциональному назначению: 1. Материальные нормы, которые регламентируют содержательную сторону общественных отношений и выступают в меру субъективных прав и юридических обязанностей адресатов правового регулирования. 2. Процессуальные, которые регулируют порядок осуществления официальных юридических процедур. По функциональной направленности: 1. Дефинитивные нормы, это нормы определения содержащие определения важнейших правовых понятий. 2. Оперативные нормы, то есть временно действующие. 3. Учередительные нормы, это нормы принципы, устанавливающие определенные правовые институты в правовой системе страны или международного сообщества. 4. Обеспечительные нормы, это нормы гарантии обеспечивающие определенные условия для осуществления того или иного законного вида деятельности или состояния. В зависимости от предмета правового регулирования: 1. Конституционно правовые, которые содержатся в конституции и иных конституционных актах. 2. Административно правовые, которые регулируют отношения между органами публичной власти и населением по вопросам общественного порядка и социального управления 3. Гражданско-правовые, регулирующие имущественные и неимущественные отношения. 4. Семейно правовые, регулирующие семейные правоотношения связанные с осуществлением супружеских и родительских прав и обязанностей. 5. Уголовно правовые. 6. Международно правовые. 7. Трудовые. И иные...
|
|||
|