Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функции государства.



*Понятия и признаки функции гос-ва.
Направления, в которых осуществляется деятельость государства плучили в теории название функций государства. Сущность любого государства проявляетя через осуществляемые им и государством функции. В научной литературе нет единого мнения по вопросу класификации иопределеию характеристик функций государства. В основе всех подходов лежит представление о функциях государста как основных направлеий их деятельностм. При этом следует подчеркнуть специфический смыл понятия функция и ее особое значение в категориальом аппарате теории государства и права.
Функция это категория системного подхода и она может быть применена в характеристике любых систем. Назначение данно категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, описание этой деятельности, осущеествление которой требуется системе для достижения ее целей. При характеристики фукций го-ва следует учитывать следующие моменты:
1)ф-и необходими отличать от целей и задач стоящих перед государством.
2)ф-и отражают ту деятельность государства, которое оно должно осуществлять, чтобы решать поставлнные перед ним задачи.
3)в реальной деятельности, го-во может отклонятся от своих ф-ий
4)ф-и государства объективно заданы целями и хадачами государства.
Если цели и задачи государства определяют его функции, то функции в свою очередь требуют от государства соответствующего его построения и способа организации.
Функции государства подвержены эволюции в той же мере, как и само государство.
В связи со сменой целей и задач у государства могут исчезать одни функции и появляться другие. Может меняться и содержание самой функции.
Функции оскществляются в особых организационно правовых формах и свойственныъ государству спецефических методов.
Функции гос-ва следует отичать от функции его органов.
Функции государства и их содержания обусловленны рядом факторов:
1) потребностью необходимости сохранения самого общества. (общесоциальный фактор)
2) сущностью государства иего природой.
3) целями и задачами стоящими перед государством.
*Признаки функции гос-ва:
1) Функции вырожают и предметно конкретизируют социальную и политеко-правовую сущность государства.
2) В функциях воплощается и раскрывается сущность и роль гос-ва как субъекта политико правовой системы. Реализуется разносторонняя практическая гос. деятельность как внутри самого государства, так инамеждународной арене.
3) Функции гос-ва охватывает его деятельность в целом, в отличии от функций отдельных гос и негос. функций. Общеобязательный характер функций гос-ва закрепляется в понятия гос. сувиренитета. Который исходит из прерогативы гос власти над всеми остальными видами власти в гос-ве.
4) Функции гос-ва носят комплексный собирательный харакер. На их содержание и характер реализаций оказывают существенное влияние, оссобенности, закономерности исторического развития, данимака соц. экономических, политических и духовных преоброзоваий в жизни общества.
Функции гос-ва это направление гос. деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется его социальная сущность. Основными правовыми формами реализации функции современного гос-ва являются - правотворческая, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деяельность.
Вся функциональная деятельность гос-ва направлен на достижение главной цели - обеспечение выживания человечеству как биологического и соц. явления.
Функции государства как направление деятельности вырожает и предметно конкретизирует сословно-классовую и общечеловеческую сущность гос-ва, которые будуче объективно обусловленные потребностями общества задаются характером исторически-определенного типа общества.

Критерии класификаций.

В литературе представлены различные варианты разделения функций (пример: общесоц. и классовые ф-и; внутр. и внеш.; постоян. и времен. )
*класификации:
1)продолжительности. - постоян и времен.
Постоян ф-и не ограничены во времени, как правило осуществл. гос-вом в течении всего периода существования. Важнейш постоян ф-и является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное гос-во и образуют. В некоторых случаях данная функци именуется генеральной ф-ей. К постоян ф-им относятся так же - ф-и международного содрудничества и защиты гос суверинитета.
Временные ф-и осуществляются на протяжении опредленного периода для достижения конктерных задач.
2)по значимости - оснвныеи поизводные
Основные ф-и это наиболее общие направления деятельности гос-ва по осуществлению стратегических целей изадач, чтоящий перед гос-вом в конкретный исоический период. Производные ф-и представляют собой более узкие и конкретные направления гос деятельности, которые в савокупности образуют основную ф-ию.
3)по содржанию гос деятельности - политич, соц, экологич, ...
4)по сфере деятельности - внутр и внешн
Основными внутр ф-ми гос-ва явлю: экономическая, сациальная, ф-ия развития культуры развития и оброзования, фискальая ф-ия, экологическая ф-я, ф-я охраны и прав свобод граждан, ф-я защиты всех норм собственности, ф-я охраны правопорядка. В эконом ф-и наиболее полно отражается современная роль гос-ва в облости хозяйства. В основе этой ф-и лежит реализация принципов рыночной экономики. Основными элементами рыночных отношенй является: экономическая свобода, право собственности, конкурения, реально работяющая на рынке товаров и усгул. В условиях рынка возникает необходимость поиска оптимальных способов участии гос-ва в экоомических процессах, налаживание эффективного гос регулирования, совместимого и рыночным механизмом. Современная экономическая функция охватывает такие направления гос деятельности, как:
1)структурная перестройка российской экономики,
2) приемущественная поддержка стратегических высоко конкурентных на мировом рынке и социально значмых для России производств.
3)демонополизация производств.
4)реальная поддержка производителей.
5)целенаправленная инвестиционная политика.
6)отстаивание интересов российских компаний на внутр рынке.
7)продолжение приватизации
8) реформы экономического механизма ограрного спектора.
9)снижение темпов инфляции и торможение роста цен.
10)недопущение спада экономики
11)формирование современной системы расчетов и проведения реформы цент банка.
*Социальная ф-я
Вытекает из положения конституции, которое закрепляет, что Российское гос-во является социальным. Политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнть и свободное развитие человека.
Содержание ф-и:
1)охрана труда и здоровья людей
2)установление гарантированной минимальной оплаты труда.
3)гос. поддержка семьи, митеринства, отцовства и детства инвалидов пожелых граждан.
4)развитие системысоциаьных служб
5)устаноление гос. пенсий, пособий
6)борьба с бедностью и углеблением в неравенство и ростом безработицы.
7)стабилизация уровня жизни населения.
8)равномерное распределения экономических благ между населением.
Ф-ия развития культуры, науки и образования. Данная ф-ия сожилась вместо раннее осуществлявшееся культурно воспитательной ф-ии, где доминировала монопоьная гос. экономика.
Развитие конституции РФ закрепляет идеологическое многообразие, при этом утснавливается, что никкая экономика не может вступать в качестве общегосударственной или обязательной.
Статья 44-ая конституции закрепляет, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, вобода преподования, а так же охрана индивидуальой собственности.
Содеожание данной ф-ии составляет:
1)гос. поддержка развития культуры
2)поддержка физкультуры и спорта.
3)деятельность по развитию радио, телевидения, средств массовой комуникации и информации.
4)сохраненияисторико-культурныъ памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.
5)гос. поддержка науки, обеспечение ее интеграции в новые рыночные условия.
6)создание благоприятных условий для творческой деятельности научныъ коллективов для свободной состязательности различных научных школ и направлений.
7)поддержка приоритетного развитя фундаментальных, теоретических исследований и новых научных нехнологий.
8)обеспечение эффективного использования образовательного и научного потенциала высшей школы.
9)меры по улучшении работы общеобразовательных школ.
Правовая основа реализации:
1)закон об образовании
2)указ президента об гос. поддержки культуре
Экологическая ф-я
Основное содержание:
1)гос. управление и координация деятельности в облости охраны окружающей среды
2)регулирование природопользования
3)обепечение экологической безопасности
4)озоровление и улучшение качества окружающей среды
В этой сфере гос. :
1)устанавливает нормотивы предельно допустимых концентрация ведных веществ в биосфере, следи за их выполнением.
2)устанавливает законы о природопользования
3)гос. принемает меры гос. воздейстия на нарушителя
Главная роль по осуществлению экологич ф-и принадлеж: гос комтету окр. среды.
Реализацию обеспеч: закон об основах лесного законодательства, закон о недрах, закон об экологической экспертизе, об радиоцеонной безопасности начеления.
Фискальная ф-я.
Содержание:
1)формирование и пополнения бюджетов различных уровней
2)осуществление сбора установленных сборов, налогов и пошлин
3)финансирование расходов, предусмотренных бюджетом
4)внесение изменений в зконодательстве о налогах и сборах
Правовые акты: в федеральном законе, в налоговом кодексе РФ, в бюджетном кодексе РФ, в федеральном законе об основах налоовой системы РФ.
Ф-я охраны прав свобод граждан.
Статья 2-ая РФ провозглашает права свобод человека высшей ценностью
Статья 8-ая РФ - в РФ признаюся и защищаются равным образом все формы собственности.
Возрастает значение оханы правопорядка и обеспечении режима право законности.
Уголовный кодекс, уголовно исполнительный кодекс и некоторые законы.
Внешнии ф-и государства.
Ф-ия обороны страны, обеспечении мира и поддержания мирового порядка, сотрудничество и укрепение связей со странами СНГ, интеграция в миовую экономику и сотрудичество с другими странами для решеий глобальных проблем.
Ф-ия обороны страны реализуется путем создания вооруженных сил, высоко-эфективных по своем характеру, создание необходимиго запаса боеприпасов, военной техники и вооружений, наличие оборонной инфраструкруты.
Ф-ия обеспечения мира и поддержание мирового порядка.
Данная ф-ия сводится к недопущению новой глобальной войны. Основой реализации явл.:
Укрепление обязательного для всех режима не распростронение оружий массого уничтожения и новейших технологиц. Военнотехническое сотрудничество с другими странами, повышения контролируемости международной торговли оружием при соблюдении коммерческих интересов России.
Введение вдействие и реализация договора о сокращении стратегических вооружений.
Укрепление связей со странами СНГ.
Данная ф-я определяет необходимость всемирного развития СНГ, недопущение конфликтов в близи границ стран СНГ, соблюдение эконических интересов стран членов СНГ.
РФ укрепляет содужиство по линии формирования эконоического союза и общего рынка СНГ.
Создание системной коллективной безопасности.
Совместная охрана границ. Комплексное решение проблемы соблюдение меж. стандартов прав человека нац. меньшинств.
Создание единого информационного пронстранства на границах СНГ.
Реализация осуществляется путем налаживания партнерства с США и гос-вами З. Европы, Индии, Китаем и др. гос-вами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Снятие ограничений на внешниеэкономические связи. Участие в международных экономических организациях.
Правовые основы: закон об иостран. ивнестициях, закон о регулировании и контроле, закон о гос. внеш зимствованиях, о присоединение РФ к уставу совета Европы.
*3) Формы осуществления ф-ий гос-ва.
Под формой осуществления ф-ий гос-ва понимается:
1) деятельность основных звеньев механизма гос-ва
2) однородность по своим внеш признакам деятельность гос-ва
3) деятельность негос. организациях, наделенных соответствеющими полномочиями.

2 формы реализации: правовые и внеправовые(организационные)
Основн. ф-ими: законодательное, управленческое(исполнительное), судебное, контроле-надзорная деятельность.
Законодательн. деятельность заключается в издании представительными и заканадательными органами законов, обязательных для исполнения всеми субъектыми.
Судебная деятельность: охватывает реализацию ф-ий гос-ва путем осуществления првосудия всеми звеньями судебной системы.
Контроль-надзорная деят.: выполнения ф-ий гос-ва по средствам осуществл. гос надзора и контроля над законностью.
Организационные формы деятельности гос органов по реализации ф-ий. Организационо подготовительная работа, которая зависит от конкретно каждой ф-и. Мероприятия организационного хар-ра непосредственно не связаны с юридически знчемыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.
Ф-и гос-ва реализуются по средствам опрееленных медотов. Методы реализации ф-и зависят о содержания самой ф-и.
В виду сложости и многообразности обществен. отношений, особую роль преобретает деятельность гос-ва, по их упорядочинью и регламентации. Все отношения в обществе можно разделит на 2 группы:
1) отношения урегулированные правом
2) отношния урегулированные другими юридическими нормами.
Реализация методов в рамказ правового регулирования предполагае использование механизма гос принуждения, которое в свою очередь связано с вмешательством в сферу частных инересов. Пределами такого вмешательства являются:
1) Законодательное закрепление функциональных молномочий органов и должностных лиц, осуществляющих свою деяельность в соответствии с принципом разрешено лиж то, что разрешено законом.
2) Установление пинципов, в соответствии с кот. гражданам разрешено всё, что не запрещено законом.
Вмешатеьство в сферу частн интересов возможно с след случаях:
1) Чрезвычайная ситуация
2) Гос. целесообразности
3) По инициативе заинтересованного лица
4) Адекватная реакция гос-ва на правонарушение

СЕМИНАР - Понятия и признаки государства.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.