Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Царь-танк.



 

В эпоху 1-й мировой войны, мировые державы, участницы боевых действий, столкнулись с одной проблемой, не имевшей место в войнах предыдущих. В начале ХХ века изменилась тактика ведения боя. На смену противостоянию пехотных полков «стенка на стенку» и лихим ударам кавалерии ХIХ века, пришли укрытия в виде окопов и блиндажей, хорошо защищенных дотов и многокилометровых заграждений из колючей проволоки. Под прикрытием пулеметов и крупнокалиберной артиллерии, солдаты противостоящих сторон закапывались все глубже в грунт; росла протяженность окоп, толщина земляных насыпей и бетонных конструкций укреплений.

«Окопная война» характеризуется, прежде всего, отсутствием активных боевых действий или небольшим, незначительным продвижением атакующих вглубь территории противника. При этом наступающая сторона несет значительные потери.

Переломить сложившуюся на фронтах ситуацию был призван новый вид боевой техники – танк. Машины на гусеничном ходу, надежно укрывая броней экипаж от пуль, проламывали оборону противника.

Не лишним будет отметить, что слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн — благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Название прижилось. Примечательно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань».

Одной из первых, подобных машин был «колесный танк Лебеденко», также именовавшийся современниками, как: «Царь-танк», «Нетопырь», «Летучая мышь», «Мамонт», «Мастодонт», построенный в единственном экземпляре.

Что же представляла из себя эта боевая машина? По конструкции танк напоминал сильно увеличенный орудийный лафет, общей длинной 17, 8 м, и шириной 12 м. Высота машины, если мерить по ее максимальной величине, то есть диаметру колеса, составляла 9 метров. Весил танк, в проекте 40 тонн, но на практике, вес увеличился до 60 тонн.

До сих пор, Царь-танк считается самой крупной бронированной сухопутной боевой машиной из когда-либо построенных, движение ему обеспечивали 2-а трофейных мотора «Майбах» по 240 л. с. каждый, снятых с подбитого немецкого дирижабля, разгонявших машину по шоссе до 17 км/ч.

Экипаж танка составлял 15 человек, укрытых 10 мм броней со лба, бортов и кормы корпуса, и 8 мм броней днища и крыши машины. В проекте толщина бронелистов была 7 и 5 мм соответственно. Увеличение бронирования машины и обусловило увеличение общего веса.

Вооружение. У первого и единственного Царь-танка, оно отсутствовало. На тестовую/испытательную модель оружие не установили, за ненадобностью. Но, в проекте, было размещение нескольких пулеметов калибра 7, 62 мм в двух башнях – на крыше и под днищем машины, и в спосонах, располагавшихся в выступающих за плоскости колёс крайних точках Т-образного корпуса. Так же была предусмотрена и возможность замены в дальнейшем пулеметов на пушки.

Спроектирована и построена эта боевая машинаинженером капитаном Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 годах. В разработке ее принимали участие также известный ученый Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин.

Проект машины отличался оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы.

В то же время в России было еще несколько более реальных проектов боевых машин как, например, вездеход Пороховщикова или танк Менделеева, но, несмотря на дороговизну, а также необычность, сложность и огромные размеры своей машины, Лебеденко сумел пробить свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у императора, во время которой Лебеденко подарил государю заводную деревянную модель машины с двигателем на базе граммофонной пружины.

По воспоминаниям придворных, Николай II и Лебеденко битых полчаса «аки дети малые» ползали по полу, проверяя модель в гонках по комнате. Игрушка резво бегала по ковру и легко преодолевала даже стопки из двух-трех пухлых томов «Свода законов Российской империи».

Восхищенный машиной, император распорядился немедленно открыть финансирование проекта, выделив на его реализацию 210 тыс. рублей. Работы под высочайшим патронажем шли быстро — вскоре была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом (в районе поселка Орудьево) первая модель. 27 августа того же года начались ее ходовые испытания. Применение больших колёс способствовало повышенной проходимости — машина валила довольно толстые березы как спички. Однако задний каток, в силу слишком малых размеров и неверного распределения всего веса, почти сразу после начала испытаний стал увязать в мягком грунте, пока окончательно не лишил танк подвижности. Передние большие колёса не могли вытащить его.

Испытания показали и значительную уязвимость машины (прежде всего, незащищенных массивных колес), от артиллерийского огня, особенно от фугасных снарядов. Поэтому приемная комиссия дала отрицательное заключение, и проект был свернут, тем более что оказались безуспешными и все последующие попытки хотя бы сдвинуть увязший «Царь-танк» с места.

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Опытно-конструкторские работы больше не проводились, а сюрреалистическая махина еще долго ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году ее не разобрали на металлолом.

От Царь-танка ныне осталось небольшое наследие: фрагментарные находки металлических частей танка (болты/заклепки) на территории испытательного полигона, небольшое количество фотографий машины, и её модель, экспонируемая в Дмитровском музее в здании МВК.

Подводя итоги можно отметить, что по мнению большинства историков и исследователей «Царь-танк» был очень интересным, но нежизнеспособным проектом, однако, появись он на фронте, мог стать мощнейшим психологическим оружием, вызывая у противника настоящую панику. Стоит добавить еще и то, что работа над этой неудачной машиной дала импульс к дальнейшему развитию техники. Напимер, опыт, приобретённый молодыми тогда Микулиным и Стечкиным позволил им разработать свой двигатель АМБС-1, имевший весьма передовые для того времени характеристики и технические решения (например, непосредственный впрыск топлива в цилиндры). Оба стали позднее выдающимися советскими специалистами по авиационным двигателям, академиками АН СССР.

Хочется отметить и еще одну интересную особенность истории Царь-танка. В зависимости от субъективного восприятия фактов, эта машина может считаться не только одним из первых, но и первым танком в мире.

Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Но решения – решениями, а результат был следующим.

Большинство специалистов повоенной техники и историков считают, что первыми в истории танк построили Англичане. В Великобритании первый танк, получивший название Mark I, был готов в 1916 году. В том же году, 15 сентября прошел боевое крещение. Произошло это в битве на реке Сомме, во Франции, где было задействовано 49 машин. Тут, кстати, стоит отметить, что из этих 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

Во Франции, первым танком считается Рено FT-17, разработанный Луи Рено в 1916-17 годах и принятый в 1917-м году на вооружение французской армией. Кстати, танк оказался настолько удачный, что эксплуатировался ещё в начале Второй мировой войны в армиях Польши и Франции. При конструировании этого танка впервые были применены многие решения, ставшие затем классикой танкостроения. Он имел вращающуюся башню с установленной в ней лёгкой пушкой или пулемётом (в отличие от «спонсонного», то есть в выступах по бокам корпуса, расположения вооружения в Mk. 1), низкое удельное давление на грунт и, как следствие, высокую проходимость, относительно высокую скорость и хорошую маневренность.

Первым же русским танком, то есть построенным, принятым на вооружение и запущенным в массовое производство, был «танк М», или «Русский Рено», построенный на основе  конструкции французского Рено FT-17, захваченного красноармейцами у Белой армии в 1919-м году. Машина была доставлена в мскву, разобрана и изучена. На основе этого опыта, в 1920 году был построен первый танк типа М, получивший  имя «Борец за Свободу тов. Ленин», а всего за период 1920-21 гг было построено 15 машин.

Но и эта машина отличается от «первых танков» Англии и Франции тем, что она так и не прошла боевого крещения. К гражданской войне, закончившейся в 1921 г., танки М не успели. В 1930 г. были сняты с вооружения.

Царь танк стоит в этой истории особняком. Во-первых, он не подходит под описание классического танка и им, собственно не является. Его классифицируют как «боевую машину». Во-вторых, дальше, чем неудачный прототип, проект не был реализован, то есть ни массового производства, ни участия в боях у творения Лебеденко не было.

Однако, построен этот прототип был на год раньше западных боевых машин (1915), и, возвращаясь к субъективному восприятию, может считаться первым в истории танком. Решать вам.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.