Возрастные эпохи
|
Раннее детство
|
Детство
|
Отрочество
|
Возрастные периоды
| Младенчество (2 мес. – 1 год)
| Ранний возраст (1 – 3 года)
| Дошкольный возраст (3 – 6-7 лет)
| Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет)
| Подростковый возраст (10-11 – 14-15 лет)
| Ранняя юность (14-15 – 18 лет)
|
Кризисы развития
| Новорожденности (0 – 2 мес. )
| 1 года
| 3-х лет
| 6 – 7 лет
| 10 – 11 лет
| 14 – 15 лет
|
Социальная ситуация развития
| “Мы”; связанность младенца со взрослым
| Ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый
| Ребенок – ВЗРОСЛЫЙ
Ребенок – сверстники
| Ребенок – взрослый (УЧИТЕЛЬ, родители)
Ребенок – сверстники
| Подросток – СВЕРСТНИКИ
| “Порог” взрослой жизни
|
Ведущая деятельность
| Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым
| Предметно-манипулятивная деятельность
| Сюжетно-ролевая игра
| Учебная деятельность
| Интимно-личностное общение со сверстниками
| Учебно-профессиональная деятельность
|
Преимуществен-ная сфера развития
| Мотивационно-потребностная сфера (М–П)
| Операционально-техническая (О-Т)
| М-П
| О-Т
| М-П
| О-Т
|
Психологические новообразования
| 1. “Комплекс оживления”.
2. Потребность в общении.
3. Постоянство предметов (память).
4. Предметность восприятия.
5. Передвижение в пространстве.
6. Первые слова.
7. Эмоционально-насыщенные представления.
8. Индивидуальная психическая жизнь.
| 1. Речь.
2. Наглядно-действенное мышление.
3. Репродуктивное воображение.
4. Правильный способ употребления предметов.
5. Самосознание.
6. Прямохождение
| 1. Наглядно-образное мышление.
2. Творческое воображение.
3. Произвольность памяти.
4. Произвольность внимания.
5. Внутренние действия восприятия.
6. Сенсорные эталоны.
7. Внутренняя речь.
8. Слияние речи с мышлением.
9. Контекстность речи.
10. Познава-тельная актив-ность.
11. Эмоцио-нальная и нравственная саморегуляция.
12. Воля.
13. Самооцен-ка (1-я).
14. Психосек-суальная идентичность (1-я).
15. Иерархия мотивов.
| 1. Словесно-логическое мышление.
2. Внутренний план действий.
3. Произволь-ность психической деятельности.
4. Самостоятель-ность.
5. Трудолюбие.
6. Рефлексия.
| 1. Логичность памяти.
2. Теоретичность мышления.
3. Самооценка (2-я).
4. Психосексу-альная идентичность (2-я).
5. Чувство взрослости.
| 1. Критичность и системность мышления.
2. Мировоззрение
3. Самоопределе-ние.
4. Идентичность “Я”.
|