|
|||
Биография
Валенти́ н Алекса́ ндрович Серо́ в Валенти́ н Алекса́ ндрович Серо́ в (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи). Биография Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи). 1860—1870 Летом 1869 года вместе с родителями выехал за границу, в Швейцарию. Целью поездки была встреча отца с Рихардом Вагнером. 1870—1880 1871 год — Валентин Серов после смерти отца (20 января), в связи с отъездом матери в Мюнхен для продолжения образования после ухода из консерватории, был помещён в коммуну Н. Н. Друцкой-Соколинской в имении Никольское Смоленской губернии. Здесь впервые проявился его талант к рисованию. 1872 год — после распада коммуны Валентин Серов был привезён к матери в Мюнхен. 1873 год — летом в местечке Мюльталь под Мюнхеном познакомился с немецким гравёром Карлом Кёппингом (Karl Koepping (нем. )), у которого стал учиться рисованию. 1874 год — с октября начал заниматься в Париже с И. Е. Репиным. 1875 год — после возвращения в Россию живёт летом в Абрамцево у Мамонтовых Здесь был написан натюрморт «Синяя ваза». В сентябре начал посещать гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге. 1876 год — с весны, вместе с матерью и её гражданским мужем, Василием Ивановичем Немчиновым, живёт в Киеве и на хуторе Немчинова Ахтырка, Харьковской губернии. 1877 год — осенью начал учиться во втором классе киевской гимназии; одновременно посещал рисовальную школу Николая Мурашко, где был удостоен малой серебряной медали. 1878 год — вновь, вынужденно, уехал с родителями в Ахтырку, где появились карандашные рисунки имения; осенью возобновил занятия с И. Е. Репиным; Валентин Серов был определён в третий класс первой московской прогимназии. 1879 год — в начале апреля мать Валентина Серова с двумя младшими детьми, Сашей и Надей, уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив старшего сына в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль; был отчислен за неуспеваемость; летом с Репиным жил в Абрамцеве, участвовал в домашних спектаклях семьи С. И. Мамонтова; появились первые известные карандашные портреты Валентина Серова: Марии Яковлевны Симонович, Саввы Ивановича Мамонтова, Татьяны Анатольевны Мамонтовой и учителя, Ильи Ефимовича Репина; с осени живёт с Репиным в Санкт-Петербурге; познакомился с О. Ф. Трубниковой. 1880—1890 1880 год — в начале лета путешествовал с Репиным по Украине и Крыму; осенью был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств и дополнительно посещал частную студию П. П. Чистякова. 1881 год — зимой рисовал членов семейства тётки, Аделаиды Семёновны Симонович-Бергман; 31 марта окончил рисунок головы своего учителя П. П. Чистякова; летом работал с Репиным в Абрамцеве и окрестностях. 1882 года — в августе переведён из вольнослушателей Академии в студенты; с осени посещал акварельные классы И. Е. Репина. 1883 год — летом путешествует по Крыму и Кавказу со своим товарищем В. Д. Дервизом. 1884 год — летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой; в переписке с О. Ф. Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства; в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие теперь, нежели прежде. 1885 год — весной кратковременно был в Москве; в мае — в Мюнхене, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом; в конце августа-начале сентября, возвращаясь из-за границы, в Москве, написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, д`Андраде; в сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу году вернулся в Москву. В конце года в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей. 1886 год — в начале года написал этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван-Зандт; в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, встретился с невестой О. Ф. Трубниковой и написал её портреты у открытого окна; летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. 1887 год — в январе начал портрет Марии Фёдоровны Якунчиковой, который будет окончен в начале следующего года; по заказу тульского помещика сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и в мае с друзьями отправился в Италию; с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками»; в конце года — в Ярославле, где начинал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). 1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой; летом жил у Дервиза в Домотканово, где была написана «Девушка, освещённая солнцем» и ряд пейзажей; в августе — в Абрамцеве, в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой о венчании в январе следующего года; в декабре — в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора Бларамберга и начал писать портрет отца; выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М. » («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей; в самом конце года в Санкт-Петербург приехала его невеста, Ольга Фёдоровна Трубникова. 1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин); в сентябре супруги Серовы были на Всемирной выставке в Париже. 1890 год — с конца предыдущего года давал уроки рисованию Володе фон Мекк (1877—1932)) — сыну В. К. фон Мекк; в начале года по заказу С. И. Мамонтова был написан портрет А. Мазини; в феврале родилась дочь Ольга; с начала года вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ для церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина написать картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)», затем в мастерской появился М. Врубель; с подачи Репина В. Серов впервые участвовал в очередной, XVIII выставке ТПХВ — с портретом отца, и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова; всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры), летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком); осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был уже подписан с М. В. Нестеровым; на конкурсе МОЛХ получил первую премию за портрет А. Мазини. 1891 год — принимал участие в иллюстрировании собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, приуроченном книгоиздателем П. П. Кончаловским к 50-летию смерти поэта — одновременно с этим выполнил портреты Кончаловского и его жены, а также К. Коровина и певца Ф. Таманьо; летом, живя в Абрамцеве, попробовал себя в создании керамических изделий в организованной С. И. Мамонтовым гончарной мастерской; уже зимой выполнил портрет З. В. Мориц. 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс; по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей; летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр Валентинович Серов (1892—1959); работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать директора, известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса; конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи. С 1894 года Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1897 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. В 1899 году Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети». На ней изображены сыновья художника Саша (справа) и Юра стоящие на балконе дачи Вас. Матэ в Зеленогорске. 1900—1910 Серов был хорошо знаком с врачом и коллекционером Иваном Трояновским, а также с семьей Виктора Обнинского. Летом 1904 года Серов долго гостил в имении Белкино (Калужская область). Здесь им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком (Нижегородский художественный музей). Этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома» (Третьяковская галерея). 1910—1911 Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Двоюродный племянник Валентина Серова — французский микробиолог и лауреат Нобелевской премии Андре Львов.
|
|||
|