|
|||
КАРТИНА ВТОРАЯ
Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.
Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах! Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки. Королева. Ладно уж, диктуйте. Профессор.
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит!
Королева. Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет. ) Травка зе‑ не…
Входит Канцлер.
Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа. Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой. ) Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать… Королева. Опять начертать! Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве. Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать? Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать». Королева (про себя). По‑ ми‑ ло‑ вать… Каз‑ нить… Лучше напишу «казнить» – это короче.
Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.
Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче! Королева. О чем это вы? Профессор. Ах, ваше величество, что вы написали! Королева. Вы, конечно, опять заметили какую‑ нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли? Профессор. Нет, вы правильно написали это слово – и все‑ таки сделали очень грубую ошибку. Королева. Какую же? Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись! Королева. Еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время. Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество! Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь… Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной! Профессор. Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь? Королева. Не помню что‑ то… Это меня никогда не интересовало… А вас? Профессор. Разумеется, интересовало, ваше величество! Королева. Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дела. Профессор. Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги. ) Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь? Профессор. Не смею сказать, ваше величество! Королева. Ничего, я разрешаю. Профессор (робко). Поставил бы в угол… Королева. Ха‑ ха‑ ха! (Указывая на углы. ) В тот или в этот? Профессор. Это все равно, ваше величество. Королева. Я бы предпочла этот – он как‑ то уютнее. (Становится в угол. ) А если она и после этого не захотела бы сказать, сколько будет семью восемь? Профессор. Я бы… Прошу прощения у вашего величества… я бы оставил ее без обеда. Королева. Без обеда? А если она ждет к обеду гостей, например, послов какой‑ нибудь державы или иностранного принца? Профессор. Да ведь я же говорю не о королеве, ваше величество, а о простой школьнице! Королева (притягивая в угол кресло и садясь в него. ) Бедная простая школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу! Профессор (роняя книги). Ваше величество!.. Королева. Да‑ да, могу. Почему бы нет? Профессор. Но чем же я прогневал ваше величество? Королева. Ну, как вам сказать. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются! Профессор. Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если это вам не угодно! Королева. Клянетесь жизнью? Ну хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Спросите у меня что‑ нибудь. (Садится за парту. ) Профессор. Сколько будет шестью шесть, ваше величество? Королева (смотрит на него, наклонив голову набок). Одиннадцать. Профессор (грустно). Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь? Королева. Три. Профессор. Правильно, ваше величество. А сколько будет… Королева. Сколько да сколько! Какой вы любопытный человек. Спрашивает, спрашивает… Лучше сами расскажите мне что‑ нибудь интересное. Профессор. Рассказать что‑ нибудь интересное, ваше величество? О чем же? В каком роде? Королева. Ну, не знаю. Что‑ нибудь новогоднее… Ведь сегодня канун Нового года. Профессор. Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев! Королева. Вот как? В самом деле? Профессор. Совершенно точно, ваше величество. Месяцы называются: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль… Королева. Вон их сколько! И вы знаете все по именам? Какая у вас замечательная память! Профессор. Благодарю вас, ваше величество! Август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Королева. Подумать только! Профессор. Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда еще не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь – раньше августа. Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель? Профессор. Это невозможно, ваше величество. Королева. Вы – опять? Профессор (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа! Королева. Скажите пожалуйста! А если я издам такой Закон и поставлю большую печать? Профессор (беспомощно разводит руками). Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свой подарки и забавы. Декабрь, январь и февраль – катанье на коньках, новогоднюю елку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, в апреле из‑ под снега выглядывают первые подснежники… Королева. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала. Профессор. До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких‑ нибудь три месяца, или девяносто дней… Королева. Девяносто! Я не могу ждать и трех дней. Завтра новогодний прием, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти – как вы их там назвали? – подснежники. Профессор. Ваше величество, но законы природы!.. Королева (перебивая его). Я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши. ) Эй, кто там? Пошлите ко мне Канцлера. (Профессору. ) А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается. ) Ну, «Травка зенелеет, солнышко блестит». Да‑ да, так и пишите. (Задумывается. ) Ну! «Травка зенелеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по‑ королевски…» Что бы им такое пообещать? Погодите, это писать не надо!.. Ну вот, придумала. Пишите. «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании». Ну, написали? Как вы медленно пишете! Профессор. «…на седой лисе…» Я давно уже не писал диктанта, ваше величество. Королева. Ага, сами не пишете, а меня заставляете! Хитрый какой!.. Ну, да уж ладно. Давайте перо – я начертаю свое высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли. )
В это время в дверях появляется Канцлер.
Ставьте печать – сюда и сюда! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой приказ. Канцлер (быстро читает глазами). К этому – печать? Воля ваша, королева!.. Королева. Да‑ да, воля моя, и вы должны ее исполнить!..
Занавес опускается. Один за другим выходят два Глашатая с трубами и свитками в руках.
Торжественные звуки фанфар Первый Глашатай.
Под праздник новогодний Издали мы приказ: Пускай цветут сегодня Подснежники у нас!
Второй Глашатай.
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит!
Первый Глашатай.
Кто отрицать посмеет, Что ласточка летит, Что травка зеленеет И солнышко блестит?
Второй Глашатай.
В лесу цветет подснежник, А не метель метет, И тот из вас мятежник, Кто скажет: не цветет!
Первый Глашатай. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников! Второй Глашатай. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по‑ королевски! Первый Глашатай. Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине! Второй Глашатай. Подарим бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании! Первый Глашатай. На подлинном собственной ее величества рукой начертано: «С Новым годом! С первым апреля! »
Звуки фанфар.
Второй Глашатай.
Ручьи бегут в долину, Зиме пришел конец.
Первый Глашатай.
Подснежников корзину Несите во дворец!
Второй Глашатай.
Нарвите до рассвета Подснежников простых.
Первый Глашатай.
И вам дадут за это Корзину золотых!
Первый и Второй (вместе).
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит!
Первый Глашатай (хлопая ладонью о ладонь). Брр!.. Холодно!..
|
|||
|