Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список рекомендуемой литературы



 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

- МСХА имени К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Зооинженерный факультет

 

Зооинженерный факультет

Кафедра Зоологии

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для лабораторно-практических занятий по зоологии беспозвоночных

для студентов очной формы обучения

по направлению 020400 Биология

 

 

ФИО ___________________________

Группа _________________________

 

 

ТЕМА 14

Подраздел Целомические (Coelomata)

Надтип Трохофорные (Trochozoa)

 Тип Кольчатые черви (Annelida)

Класс Первичные кольчецы (Archiannelida)

Класс Многощетинковые (Polychaeta)

Класс Малощетинковые (Olygochaeta)

Задание 1. Изучить гомономную сегментацию тела и вторичную полость (целом). Функции целома (опорная, половая и т. д. ) и кровеносной системы. Кожномускульный мешок и параподии.

Задание 2. Рассмотреть внешнее строение многощетинковых (Polychaeta) и малощетинковых (Olygochaeta) червей. Зарисовать.

Задание 3. Рассмотреть под микроскопом параподии многощетинкового червя. Зарисовать.

Задание 4. По таблицам и препаратам рассмотреть внутреннее строение многощетинкового червя. Зарисовать.

Задание 5. Вскрыть и изучить внутреннее строение малощетинкового червя. Зарисовать в цвете, сделать необходимые обозначения.

 

Рис. 1. Внешнее строение многощетинкого червя (                        ):

1 – простомиум; 2 – перистомиум; 3 - сегменты тела; 4 – пигидий; 5 – глаза; 6 – антенны; 7 – пальпы; 8 – усики; 9 – параподии.

 

Рис. 2. Параподия многощетинкового червя:

1 – спинной усик (циррус); 2 – брюшной усик (циррус); 3 – нотоподия; 4 – невроподия; 5 – базальный членик; 6 – щетинки; 7 - опорная щетинка (ацикула).

 

 

Рис. 3. Поперечный срез многощетинкового червя:

1 – эпителий; 2 – кольцевые мышцы; 3 - продольные мышцы; 4 – нефридий; 5 – брюшной кровеносный сосуд; 6 – спинной кровеносный сосуд; 7 – кишка; 8 – целом; 9 – брюшной нервный ствол.

 

Рис. 4. Внешний вид дождевого червя (Lumbricus sp. ):

1 - простомиум; 2 - рот; 3 - половые отверстия; 4 - поясок; 5 – пигидиум; 6 - анальное отверстие; 7 - сегменты тела

 

 

Рис. 5. Поперечный разрез тела дождевого червя:

1 - кутикула; 2 - эпидермис; 3 - кольцевые мышцы; 4 - продольные мышцы; 5 - эндотелий; 6 - целом (вторичная полость тела); 7 - щетинки; 8 - метанефридий; 9 - брюшной кровеносный сосуд; 10 - брюшная нервная цепочка; 11 - просвет кишечника; 12 - складка кишечника (тифлозоль); 13 - спинной кровеносный сосуд

Домашнее задание

  1. Написать основные крупные таксономические и экологические группы кольчецов. Значение олигохет в пресноводных водоемах и в почвообразовательных процессах. Филогенетические связи кольчецов с моллюсками, членистоногими и близкими к ним группами.

 

1. Нарисовать схему классификации типа Кольчатые черви.

Класс

 

Подклассы

 

Отряды

 

Представители

 

 

ТЕМА 15

Тип Кольчатые черви (Annelida)

Класс Пиявки (Hirudinea)

 

Задание 1. Рассмотреть внешний вид медицинской пиявки (Hirudo medicinalis).

Задание 2. По таблицам и препаратам рассмотреть внутреннее строение медицинской пиявки (Hirudo medicinalis). Зарисовать.

Задание 3. Отметить черты специализации пиявок связанных с их особенностями питания.

 Задание 4. Вскрыть и изучить внутреннее строение медицинской пиявки (Hirudo medicinalis). Зарисовать в цвете, сделать необходимые обозначения.

 

Рис. 1. Поперечный разрез через среднюю часть тела пиявки Hirudo medicinalis:

1-эпителий; 2-кольцевая мускулатура; 3-диагональная мускулатура; 4-продольная мускулатура; 5-дорзовентральные мышечные пучки; 6-паренхима; 7-пищеварительная система; 8- лакунарные каналы; 9-половая система (семенники).

 

Рис. 2. Медицинская пиявка, вскрытая со спинной стороны:

1-передняя присоска, 2- задняя присоска, 3- простомиум, 4 – кожно-мускульный мешок, 5- рот, 6-глотка, 7- желудок, 8- боковые выросты кишечника, 9- задняя кишка, 10-прямая кишка, 11- нефридий, 12-половая система, 13-брюшная нервная цепочка, 14-брюшной лакунарный канал.

Домашнее задание

1. Написать основные черты специализации пиявок связанных с их особенностями питания.

 

ТЕМА 16

Тип Членистоногие (Artropoda)

Подтип Жабернодышащие (Branchiata)

Класс Ракообразные (Crustacea)

Задание 1. Изучить основные особенности подтипа: кутикуляризация и хитинизация покровов, строение и функции экзоскелета; гетерономная метамерия, тагматизация и цефализация; строение и функциональные характеристики органов движения, специализация конечностей.

Задание 2. Рассмотреть внешний вид речного рака, отмечая наиболее характерные черты членистоногих. Научиться отличать самца от самки по признакам полового диморфизма.

Задание 3. Вскрыть, изучить и зарисовать расчлененного речного рака (Astacus sp. ): отделы тела и все конечности.

 

 

Рис. 1. Расчлененный речной рак (Astacus sp. ):

1 - головогрудной щит (карапакс); 2 - брюшко; 3 - антеннулы; 4 - антенны; 5 - верхние челюсти (мандибулы); 6 - нижние челюсти (максиллы); 7 - ногочелюсти; 8 - ходильные конечности; 9 – плавательные ноги; 10 – хвостовой плавник.

 

 

Рис. 2. Анатомия речного рака:

1 – сердце; 2 – желудок; 3 – печень; 4 – задняя кишка; 5 – жабры; 6 – половые органы; 7 – брюшная нервная цепочка; 8 – артерии.

 

Домашнее задание

1. Записать морфофизиологические отличия водных и наземных членистоногих Crustacea, их таксономическое разнообразие. Экологические группы членистоногих гидробионтов, их роль в планктоне и бентосе мирового океана.

 

ТЕМА 17

Тип Членистоногие (Artropoda)

Подтип Жабернодышащие (Branchiata)

Класс Ракообразные (Crustacea)

Подклассы Жаброногие (Branchiopoda), Цефалокариды (Cephalocarida),

Максиллоподы (Maxillopoda), Ракушковые (Ostracoda).

Задание 1. Рассмотреть ветвистоусых (Cladocera) рачков. Зарисовать строение дафнии.

Задание 2. Рассмотреть веслоногих (Copepoda) рачков. Зарисовать строение циклопа.

Задание 3. Изучить по таблице разнообразные формы паразитических веслоногих ракообразных.

Задание 4. Рассмотреть макропрепараты усоногих раков (Cirripedia) - морских желудей (Balanus).

Задание 5. Рассмотреть представителей  Ракушковых ракообразных (Ostracoda)

 

 

Рис. 1. Строение самки дафнии (Daphnia pulex):

1 - раковина; 2 - антенна; 3 - сложный глаз; 4 - сердце; 5 - кишечник; 6 - выводковая камера.

 

Рис. 2. Строение самки циклопа (Cyclops sp. ):

1 - головогрудь; 2 - брюшко; 3 - фурка; 4 - антенны; 5 - антеннулы; 6 - простой глаз; 7 - яйцевые мешки.

Домашнее задание

1. Зарисовать схему классификации ракообразных.

Тип

 

Подтип

 

Класс

 

Подкласс

 

Отряд

 

Представители

 

ТЕМА 18

Тип Членистоногие (Artropoda)

Подтип Хелицероносные (Chelicerata)

Класс Паукообразные (Arachnida)

Задание 1. Изучить кутикуляризацию и хитинизацию покровов, строение и функции экзоскелета паукообразных. Отметить особенности гетерономной метамерии, тагматизации и цефализации Chelicerata.

Задание 2. Изучить особенности строения и функциональные характеристики органов движения, специализацию конечностей Arachnida. Рассмотреть макропрепарат скорпиона, фаланги, паука и клеща. Изучить внешнее строение, зарисовать со спинной стороны одного из представителей, сравнить особенности сегментации.

Задание 3. Изучить внутреннее строение паукообразных по таблице. Зарисовать схему расположения основных органов.

Задание 4. Рассмотреть микропрепараты ротовых аппаратов пауков и клещй (хелицеры и педипальпы). Зарисовать хелицеры и педипальпы.

 

 

Рис. 1. Внешнее строение скорпиона (Buthus sp. ):

1 - головогрудь; 2 - переднебрюшие; 3 - заднебрюшие; 4 - хелицеры; 5 - педипальпы; 6 – ходильные конечности; 7 – тельсон.

 

 

Рис. 2. Внешнее строение паука (отр. Aranei):

1 - головогрудь; 2 - брюшко; 3 - ходильные конечности; 4 - паутинные бородавки; 5 - хелицеры; 6 – педипальпы, 7-осязательные волоски и трихоботрии, 8-глаза.

 

 

Рис. 3. Хелицеры и педипальпы паука (отр. Aranei):

Хелицеры: 1-основной членик, 2 – второй членик (когтевидный)

Педипальпы: 1- челюстная лопасть, 2- жесткие волоски на ней, 3-тазик (coax), 4 – вертлуг (trochanter), 5- бедро (femur), 6-колено, 7- голень (tibia), 8- лапка (tarsus), 9-коготок

 

ТЕМА 19

Тип Членистоногие (Artropoda)

Подтип Хелицероносные (Chelicerata)

Класс Паукообразные (Arachnida)

Задание 1. Описать комплекс адаптаций у представителей Acari (дыхание, выделение, защита от испарения и т. д. ). Синантропные и паразитические и клещи гематофаги и переносчики трансмиссивных заболеваний, медицинское и эпидемиологическое значение.

Задание 2. Рассмотреть макропрепарат пастбищного (иксодового) клеща (Ixodes sp. ). Зарисовать внешнее строение взрослой особи.

Задание 3. Изучить различные стадии развития пастбищного (иксодового) клеща (Ixodes sp. ).  Рассмотреть и найти на микропрепарате признаки личинок и нимф пастбищного клеща.

Задание 4. Рассмотреть микропрепарат клеща варроа (Varroa sp. ).

Задание 5. Рассмотреть и зарисовать микропрепарат почвенного клеща (Sarcoptiformes).

Задание 6. Рассмотреть и зарисовать микропрепарат паутинного клеща (Tetranychus sp. ).

Задание 7. Изучить особенности внешнего строения чесоточного зудня  надсем. Sarcoptoidea (по таблице). Зарисовать.

 

Рис. 1. Внешний вид иксодового клеща (Ixodes sp. ):  

1-хелицеры, 2-пальпы, 3-грудные ноги.

 

Рис. 2. Ротовой аппарат иксодового клеща (Ixodes sp. ):  

1-гипостом, 2-концевой членик хелицер, 3-пальпы, 4 -футляр для хелицер, 5-воротничок хоботка.

 

Домашнее задание

  1. Дать характеристику клещам (с указанием их таксона), сгруппировав их по особенностям среды обитания и типам питания.

 

2. Описать цикл развития амбарных клещей.

 

 

3. Написать особенности жизненного цикла гамазовых клещей сем. Gamasoidea на примере крысиного клеща.

 

 

Контрольная работа №5

 

1. Тип Annelida. Характеристика, классификация, представители, значение.

2. Класс Polychaeta. Характеристика, представители, значение

3. Класс Oligochaeta. Характеристика, представители, значение.

4. Роль Oligochaeta в почвообразовательных процессах.

5. Класс Hirudinea. Характеристика, представители, значение

6. Тип Arthropoda. Общая характеристика. особенности строения, представители, значение.

7. Тип Arthropoda. Систематика (подтипы, классы, подклассы, отряды).

8. Подтип Branchiata. Характеристика, классификация, представители, значение.

9. Класс Crustacea. Характеристика, классификация, представители, значение.

10. Подкласс Branchiopoda. Характеристика, систематика, представители, значение.

11. Отряд Cladocera. Характеристика, представители, значение.

12. Подкласс Maxillopoda. Характеристика, систематика, представители, значение.

13. Отряд Copepoda. Характеристика, представители, значение.

14. Отряд Cirripedia. Характеристика, представители, значение.

15. Подкласс Malacostraca. Характеристика, систематика, представители, значение.

16. Отряд Isopoda. Характеристика, представители, значение.

17. Отряд Decapoda. Характеристика, представители, значение.

18. Подтип Chelicerata. Характеристика, систематика, представители, значение.

19. Класс Arachnida. Характеристика, систематика, представители, значение

20. Отряд Scorpiones. Характеристика, представители, значение.

21. Отряд Solifugae. Характеристика, представители, значение.

22. Отряд Aranei. Характеристика, представители, значение.

23. Отряд Acariformes. Характеристика, систематика, представители, значение.

24. Отряд Opiliones. Характеристика, представители, значение.

25. Отряд Parasitiformes. Характеристика, представители, значение.
ТЕМА 20

Тип Членистоногие (Artropoda)

Подтип Трахейнодышащие (Tracheata)

Надкласс Шестиногие (Hexapoda)

Класс Насекомые скрыточелюстные (Insecta – Entognatha)

Класс Насекомые открыточелюстные (Insecta – Ectognatha)

 

Задание 1. Изучить комплекс адаптаций у наземных трахейнодышащих членистоногих (дыхание, выделение, защита от испарения и т. д. ). Значение Hexapoda для наземных экосистем. Синантропные и паразитические Hexapoda и переносчики трансмиссивных заболеваний, медицинское и эпидемиологическое значение, одомашнивание насекомых.

Задание 2. Изучить особенности сегментации насекомых на примере расчлененного июньского хруща (Amphimallon solstialis).

Задание 3.  Изучить и зарисовать строение разных типов ног насекомых.

Задание 4. Изучить микропрепараты ротовых аппаратов разных Hexapoda. Зарисовать строение ротовых аппаратов 5 основных типов: грызущий, грызуще-сосущий, колюще-сосущий, лижущий и сосущий.

 

 

Рис. 1. Расчлененный жук __________________________:

1 - голова; 2 - сегменты груди (переднее-, средне-, заднегрудь); 3 - абдомен; 4 - элитры; 5 - крылья; 6 – грудные конечности; 7 - сложные глаза; 8 – антенны (сяжки).

 

Рис. 2. Различные типы конечностей насекомых.                         

1 – бегательная,  2 – прыгательная, 3 – хватательная, 4 - роющая

а – coxa, б – trochanter, в – femur, г – tibia, д - tarsus

 

 

Рис. 3. Различные типы ротовых аппаратов насекомых:

 1-грызущий; 2-грызуще-сосущий; 3 -сосущий; 4 - колюще-сосущий; 5-лижущий

а - верхняя губа (labrum); б-жвалы (mandible); в-максиллы (maxilla);

г-нижняя губа (labium); д-подглоточник (hipopharynx).

Домашнее задание

Нарисовать схему классификации насекомых:

Тип

Подтип

Надклассы

Классы

Подклассы

 

Отряды насекомых с неполным превращением

 

Отряды насекомых с полным превращением

 

ТЕМА 21

Тип Членистоногие (Artropoda)

Подтип Трахейнодышащие (Tracheata)

Надкласс Шестиногие (Hexapoda)

Класс Насекомые скрыточелюстные (Insecta – Entognatha)

Класс Насекомые открыточелюстные (Insecta – Ectognatha)

Задание 1. Изготовить и рассмотреть препарат ногохвостки Collembola sp. Зарисовать.

Задание 2. Изучить внутреннее строение насекомых.

Задание 3. Изучить цикл развития насекомых с полным превращением. Зарисовать основные стадии.

Задание 4. Изучить цикл развития насекомых с неполным превращением. Зарисовать основные стадии.

 

Рис. 1. Первичнобескрылое насекомое (Collembola sp. )

 

 

Рис. 2. Основные стадии жизненного цикла насекомых с неполным превращением

 

 

Рис. 3. Основные стадии жизненного цикла насекомых с полным превращением

Домашнее задание

  1. Написать экологические группы насекомых по типам питания.

 

 

  1. Описать основные особенности организации общественных насекомых.

 

2. Указать основные типы личинок насекомых.

 

ТЕМА 24

Тип Членистоногие (Artropoda)

Подтип Трахейнодышащие (Tracheata)

Надкласс Шестиногие (Hexapoda)

Класс Насекомые скрыточелюстные (Insecta – Entognatha)

Класс Насекомые открыточелюстные (Insecta – Ectognatha)

 

Записать признаки надклассов, классов и основных отрядов насекомых по следующему плану:

1. Представители

2. Особенности строения

3. Среда обитания и образ жизни

4. Значение

 

Подготовить устный доклад с иллюстрациями по одному из отрядов (по индивидуальному заданию).

 

ТЕМА 23

Тип Моллюски (Mollusca)

Задание 1. Изучить особенности морфологии моллюсков (Mollusca). Строение и функции мантии, мантийной полости и раковины.

Задание 2. Изучить особенности строения классов моллюсков (изменение функций раковины, мантии и ноги, симметрия брюхоногих моллюсков и т. д. ). Адаптации к нектонному образу жизни головоногих моллюсков (Cephalopoda), развитие высшей нервной деятельности.

Задание 3. Филогения моллюсков. Разнообразие экологических ниш, занимаемых моллюсками, наземные и водные группы, их роль в различных экосистемах (как биофильтраторов, промежуточных хозяев гельминтов и др. ). Промысловое использование и развитие аквакультуры моллюсков.

 

 

Рис. 1. Внешний вид представителей разных классов моллюсков:

1-беззубка

2- ахатина

3-каракатица

 

Рис. 2. Нарисовать продольный разрез через голову брюхоногого моллюска:

1-ротовое отверстие, 2- глотка, 3-радула, 4-мешок радулы.

 

Домашнее задание

  1. Перечислить комплекс мантийных органов

 

  1. Дать характеристику экологических групп моллюсков (с указанием таксона) в зависимости от среды обитания.

 

ТЕМА 24

Тип Моллюски (Mollusca)

Задание 1. Рассмотреть и зарисовать внешний вид двустворчатых моллюсков - беззубки, устрицы, мидии, гребешка.

Задание 2. Зарисовать вскрытого моллюска, сопоставляя препарат с таблицей.

Задание 3. Рассмотреть и зарисовать брюхоногих моллюсков - виноградной улитки, голого слизня, прудовика, катушки.

Задание 4. Изучить макропрепараты головоногих моллюсков - осьминога, кальмара, каракатицы.

 

Рис. 1. Внешний вид беззубки (Anodonta sp. ):

1 - створки раковины; 2 - годичные кольца роста; 3 - лигамент; 4 - жаберный сифон; 5 - клоакальный сифон; 6 - нога

 

 

Рис. 2. Анатомия беззубки (Anodonta sp. ): 1 - мантия; 2 - нога; 3 – жабры (ктенидии); 4 - жаберный сифон; 5 - клоакальный сифон; 6 - рот; 7 - ротовые лопасти; 8 - желудок; 9 - печень; 10 - кишечник; 11 - задняя кишка; 12 - анальное отверстие; 13 - сердце; 14 - перикардий; 15 - почки; 16 – гонады.

 

Рис. 3. Анатомия брюхоногого моллюска:

1-голова, 2-нога, 3- край мантии, 4- перикардий, 5-желудочек сердца, 6-предсердие, 7- легкое, 8- местоположение почки, 9-мочеточник, 10-наружное отверстие почки, 11-прямая кишка, 12-анальное отверстие, 13-дыхательное отверстие, 14-половое отверстие

Домашнее задание

1. Нарисовать схему классификации типа Моллюски.

 

 

2. Написать особенности строения и организации головоногих моллюсков.

 

 

ТЕМА 25

Вторичноротые животные

Тип Иглокожие (Echinodermata)

Задание 1. Ознакомьтесь с внешним строением морской звезды, изучая на сухом и влажном фиксированном препарате. Научитесь различать оральную и аборальную стороны, найдите ротовое и анальное отверстия, амбулякральные ножки, мадрепоровую пластинку. Зарисуйте звезду с аборальной стороны.

Задание 2. Рассмотрите внешний вид морского ежа. Обратите внимание на форму тела, пятилучевую симметрию, наличие жевательного аппарата - " аристотелева фонаря".

Задание 3. По таблицам и фиксированным препаратам ознакомьтесь с особенностями внешнего и внутреннего строения представителей классов офиуры, морские лилии, голотурии.

Задание 4. Изучите строение и функции водно-сосудистой (амбулякральной) системы иглокожих, зарисуйте схему.

 

 

Рис. 1. Морская звезда (Asterias). Внешний вид с аборальной стороны:

1 - тело; 2 - лучи; 3 - мадрепоровая пластинка

 

Рис. 2. Схема строения амбулякральной системы иглокожих: 1 - мадрепоровая пластинка; 2 - каменистый канал; 3 - кольцевой канал; 4 - радиальный канал; 5 - амбулякральные ножки; 6 - ампулы амбулякральных ножек.

Домашнее задание

  1. Эволюция и таксономическое разнообразие иглокожих. Признаки, сближающие их с другими вторичноротыми (эмбриональное развитие, покровы, мезодермальные элементы скелета). Функциональная роль различных иглокожих в морских экосистемах, промысловое значение морских ежей и голотурий. Описать.

 

  1. Дать характеристику основных таксономических групп иглокожих. Привести примеры.

 

 

Контрольная работа №6

1. Подтип Tracheata. Характеристика, систематика, представители, значение.

2. Надкласс Myriapoda. Характеристика, представители, значение.

3. Надкласс Hexapoda. Характеристика, систематика, представители, значение.

4. Строение основных типов ротовых аппаратов насекомых. Примеры (с указанием отряда).

5. Типы конечностей насекомых и их строение. Примеры (с указанием отряда).

6. Подкласс Apterygota. Характеристика, систематика, представители, значение.

7. Подкласс Pterygota. Характеристика, систематика, представители, значение.

8. Отдел Hemimetabola. Особенности развития, систематика, представители, значение.

9. Отряд Orthoptera. Особенности строения и биологии, представители, значение.

10. Отряд Blattodea. Особенности строения и биологии, представители, значение.

11. Отряд Odonata. Особенности строения и биологии, представители, значение.

12. Отряд Mantodea. Особенности строения и биологии, представители, значение.

13. Отряд Anoplura. Особенности строения и биологии, представители, значение.

14. Отряд Homoptera. Особенности строения и биологии, представители, значение.

15. Отряд Hemiptera. Особенности строения и развития, представители, значение.

16. Отряд Isoptera Особенности строения и биологии, представители, значение.

17. Отдел Holometabola. Особенности развития, систематика, представители, значение.

18. Отряд Coleoptera. Особенности строения и биологии, представители, значение.

19. Отряд Aphaniptera. Особенности строения и биологии, представители, значение.

20. Отряд Lepidoptera. Особенности строения и биологии, представители, значение.

21. Отряд Diptera. Особенности строения и развития, представители, значение.

22. Отряд Hymenoptera. Особенности строения и биологии, представители, значение.

23. Тип Mollusca. Характеристика, классификация, представители, значение.

24. Подтип Conchifera. Характеристика, представители, значение.

25. Подтип Amphineura. Характеристика, представители, значение.

26. Класс Gastropoda. Характеристика, представители, значение.

27. Класс Bivalvia. Характеристика, представители, значение.

28. Класс Cephalopoda. Характеристика, представители, значение.

29. Тип Echinodermata. Характеристика, классификация, представители, значение.

30. Типы питания различных таксономических групп Echinodermata.

31. Амбулякральная и псевдогемальная системы Echinodermata.

32. Класс Asteroidea. Характеристика, представители, значение.

33. Класс Crinoidea. Характеристика, представители, значение.

34. Класс Ophiuroidea. Характеристика, представители, значение.

35. Класс Echinoidea. Характеристика, представители, значение.

36. Класс Holothurioidea. Характеристика, представители, значение.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Тихомиров И. А., Добровольский А. А., Гранович А. И. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. - Товарищество научных изданий КМК Москва-Санкт-Петербург, 2005. -304 с. + ХIV табл.

2. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. - М.: Высш. школа, 1981. - 606 с.

3. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

4. Зеликман А. Л. Практикум по зоологии беспозвоночных. М.: Высш. шк., 1969.

 

Дополнительная литература

1. Барнс Р., Кейлоу П., Олив П., Голдинг Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход. - М.: Мир, 1992. - 584 с.

2. Беклемишев В. Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. Т. 1. Проморфология. - М.: Наука, 1964. - 432 с.

3. Беклемишев В. Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. Т. 2. Органология. - М.: Наука, 1964. - 447 с.

4. Жизнь животных / Под ред. Р. А. Пастернак. Т. I, II, III, 1988

5. Заренков Н. А. Сравнительная анатомия беспозвоночных. Моллюски. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 188 с.

6. Заренков Н. А. Сравнительная анатомия беспозвоночных. Простейшие, двуслойные. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 180 с.

7. Заренков Н. А. Членистоногие (общие сведения). Ракообразные. Ч. 1. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 194 с.

8. Заренков Н. А. Членистоногие (общие сведения). Ракообразные. Ч. 2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 198 с.

9. Иванов А. В. Происхождение многоклеточных. - М.: Наука, 1968 - 287 с.

10. Иванов П. П. Происхождение многоклеточных животных. - М.: Наука, 1968. - 287 с.

11. Иванова-Казас О. М. Сравнительная эмбриология беспозвоночных животных. Простейшие и низшие многоклеточные. - Новосибирск.: Наука, 1975 - 370 с.

12. Левушкин С. И., Шилов И. А. Общая зоология. - М.: Высшая школа, 1994. - 432 с.

13. Малахов В. В. Загадочные группы морских беспозвоночных. М.: Изд-во МГУ, 1990. 144 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.