Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





03 ноября 2015 года. г.Санкт-Петербург



 

 


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области


 


191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52


 


http: //www. spb. arbitr. ru


 


Именем Российской Федерации


 


РЕШЕНИЕ


 


Дело № А56-45485/2015

03 ноября 2015 года

г. Санкт-Петербург


 


 


Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2015 года.


 


Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2015 года.


 


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Балакир М. В.,


 


при ведении протокола судебного заседания секретарем Алтуниным А. К.,


 


рассмотрев в судебном заседании дело по иску:


 


истец: Общество с ограниченной ответственностью " Арсенал-Н" (адрес: Россия 188661, д. Новое Девяткино, Ленинградская область, Всеволожский р-н, Арсенальная, 6, п. 3, ОГРН: 1077847522818)


 


ответчики: 1) Администрация Муниципального образования " Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, 2) Акционерное общество " Арсенал-1" (адрес: Россия 188661, дер. Новое Девяткино, Ленинградская область, д. 57, офис 83-84; Россия 188661, пос. Мурино, Ленинградская обл.,, ул. Бульвар Менделеева д. 5, корп. 1, пом. 31Н)


 


о признании недействительным соглашения о сотрудничестве № 05 от 17. 12. 2013


 


при участии


 


- от истца: представитель Кожевников Е. И., по доверенности от 05. 09. 2015


 


- от ответчика: представитель Миронов П. В., по доверенности от 17. 09. 2015


 


представитель Уткин М. Ю., по доверенности от 19. 10. 2015


 


представитель Глазкова Е. Ю., по доверенности от 22. 06. 2015


 


установил:


 


ООО «Арсенал-Н», учредитель ЗАО «Арсенал-1», обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском с учетом заявления в порядке статьи 49 АПК РФ к Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) и ЗАО «Арсенал-1» о признании недействительным Соглашения о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05.


 


В судебном заседании представитель истца поддержал требование, указав на то, что заключенное соглашение не соответствует требованиям статьи 168, 173 ГК РФ, п. 1 статьи 10 ГК РФ.


 


Представитель Администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение» против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве, заявил о пропуске срока исковой давности для защиты своих прав.


 


Представитель АО «Арсенал-1» исковое требование признал, поддержал правовую позицию заявителя.


 


Исследовав материалы и доказательства по делу, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.


 


17. 12. 2013 между закрытым акционерным обществом «Арсенал-1» и Администрацией было заключено Соглашение о сотрудничестве № 05.


 


08. 06. 2015 Инспекцией ФНС по Всеволожскому району ЛО зарегистрированы изменения наименования организационно-правовой формы Общества с закрытого акционерного общества (ЗАО) на акционерное общество (АО) и места его нахождения, в подтверждение чего суду предоставлены новая редакция устава, лист записи ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ.


 


Согласно п. 1. 1 предметом Соглашения является сотрудничество в рамках реализации проекта планировки территории земельного участка площадью 146 044 кв. м. (14, 6044 га) (кадастровые номера земельных участков: 47: 07: 0722001: 252, 47: 07: 07220001: 270, 47: 07: 07220001: 271, 47: 07: 07220001: 272, 47: 07: 07220001: 273, 47: 07: 07220001: 274, 47: 07: 07220001: 277, 47: 07: 07220001: 278, 47: 07: 07220001: 279, 47: 07: 07220001: 280, 47: 07: 07220001: 281, 47: 07: 07220001: 282, 47: 07: 07220001: 283, 47: 07: 07220001: 285, 47: 07: 07220001: 621, 47: 07: 07220001: 622), утвержденного Постановлением Администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение» от 08. 09. 2008 г. № 92, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Новое Девяткино, принадлежащего на праве собственности группе компаний «Арсенал-Недвижимость», для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и в связи с этим участие ЗАО «Арсенал-1» в модернизации и развитии инженерной и социальной инфраструктуры МО «Новодевяткинское сельское поселение».


 


В соответствии с п. 2. 1. 1 Соглашения Администрация обязуется оказывать содействие АО «Арсенал-1» в освоении принадлежащего на праве собственности ГК «Арсенал-Недвижимость» земельного участка площадью 146 044 кв. м. (14, 60044 Га), расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Новое Девяткино, находящемся в собственности ГК «Арсенал-Недвижимость».


 


Согласно п. 2. 1. 2 Соглашения Администрация обязуется оказывать АО «Арсенал-1» поддержку во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, Ленинградской области, муниципальными органами власти, предприятиями и учреждениями.


 


В свою очередь, согласно п. 2. 2. 1 Соглашения ЗАО «Арсенал-1» обязуется при реализации настоящего проекта планировки территории земельного участка принять участие в финансировании работ по развитию инженерной и социальной инфраструктуры муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» путем перечисления денежных средств в сумме 40 341 030 руб. 65 коп.


 


Истец, ссылаясь на то, что вышеуказанное соглашение является недействительным, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием. Арбитражный суд полагает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в связи со следующим:


 


В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или иного лица, в интересах которого установлено ограничение, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о таком ограничении.


 


В соответствии с п. 2. 1. 1 Соглашения Администрация обязалась оказывать содействие АО «Арсенал-1» в освоении принадлежащего на праве собственности ГК «Арсенал-Недвижимость» земельного участка площадью 146 044 кв. м. (14, 60044 га) расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Новое Девяткино, находящемся в собственности ГК «Арсенал-Недвижимость».


 


       Таким образом, при отсутствии указаний в соглашении на конкретные объекты инженерной и социальной инфраструктуры, Администрация может абсолютно произвольно использовать полученные средства исключительно по своему усмотрению на любые цели, в том числе никак не связанные с предметом Соглашения.


 


В судебном заседании представитель Администрации пояснил, что полученные от АО «Арсенал-1» денежные средства вместе с полученными от других застройщиков средствами должны быть направлены на строительство семиэтажного дома культуры в деревне Новое Девяткино, при этом проектно-сметная документация на дом культуры не утверждена, разрешение на строительство не получено, конкурс на право заключения муниципального контракта на постройку дома культуры не проведен.


 


АО «Арсенал-1» на дату подписания Соглашения о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 являлось по своей организационно-правой форме закрытым акционерным обществом – коммерческой организацией преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ).


 


 Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона 26. 12. 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.


 


Оказание Администрацией содействия АО «Арсенал-1» в освоении земельного участка и поддержки во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, Ленинградской области, муниципальными органами власти, предприятиями и учреждениями согласно условиям соглашения не имеет материального выражения с определенным объемом, порядком оказания и сроками.


 


Соответственно, согласно условиям оспариваемого Соглашения АО «Арсенал-1» перечисляет денежные средства в пользу Администрации безвозмездно, поскольку в порядке встречного предоставления ничего не приобретает, не получает, а следовательно, заключение Соглашения противоречит целям деятельности АО «Арсенал-1» как коммерческого юридического лица, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. Таким образом, данная сделка была совершена АО «Арсенал-1» в противоречии с уставными целями деятельности.


 


Кроме того, соглашение о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 было заключено на основании Решения совета депутатов Муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №15/01-07 от 12. 03. 2010 «Об утверждении Положения «О порядке взаимодействия органов местного самоуправления «Новодевяткинское сельское поселение» с организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории МО «Новодевяткинское сельское поселение» в целях модернизации и развития инженерной и социальной инфраструктуры муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение»» (далее – Положение) и Протокола от 17. 12. 2013 № 05 заседания комиссии по обеспечению взаимодействия органов местного самоуправления МО «Новодевяткинское сельское поселение» с организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории МО «Новодевяткинское сельское поселение.


 


Согласно п. 2. 2. 1 Соглашения возможный объем финансирования АО «Арсенал-1» работ по развитию инженерной и социальной инфраструктуры муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» составлял 40 341 030 руб. 65 коп.


 


Из п. 1. 8 Положения о порядке взаимодействия следует, что рекомендуемый максимально возможный размер финансирования не может составлять более 25% от объема капитальных вложений, подтвержденных проектно-сметной документацией, прошедшей соответствующую государственную экспертизу.


 


Администрация на момент заключения Соглашения о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 и к моменту судебного разбирательства не представила какого-либо подтверждения требуемого объема финансирования, какой-либо проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, исходя из которой можно было определить объем требуемого финансирования. Наличие подтверждения целей расходования средств финансирования необходимо, учитывая п. 3. 1 Положения о порядке взаимодействия, в соответствии с которым денежные средства в качестве безвозмездного поступления перечисляются в бюджет МО «Новодевяткинское сельское поселение» и расходуются в соответствии с их назначением.


 


Пунктом 4. 1 Положения о порядке взаимодействия определено, что расходование средств бюджета МО перечисленных хозяйствующими субъектами в качестве безвозмездных поступлений в бюджет МО осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, исключительно на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, в соответствии с планом первоочередных мероприятий и адресной программой МО. Ежегодно Совет Депутатов муниципального образования при утверждении бюджета утверждает план первоочередных мероприятий местного значения на развитие социальной и инженерной инфраструктуры и адресную программу капитальных вложений.


 


Подтверждение назначения расходования требуемых от АО «Арсенал-1» объемов финансирования на момент заключения спорного Соглашения № 05 отсутствовало, и суду представлено не было.


 


На момент подписания Соглашения о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 Проект планировки территории по существу уже был реализован: в большей части жилые дома, социальные и инженерные объекты были построены. Доказательств того, что Администрация принимала участия в его реализации, она не представила. Более того, данные обстоятельства подтверждаются, в том числе представленными разрешениями на ввод объектов капитального строительства (жилых домов, детского сада, центра бытового обслуживания с паркингом) в эксплуатацию, ответом и. о. председателя Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы ЛО, которым подтверждается, что помимо объектов капитального строительства АО «Арсенал-1», на земельных участках, входящих в территорию Проекта планировки были возведены и оборудованы детские площадки, зона отдыха, хоккейная коробка, площадка для большого тенниса. При капитальном строительстве на земельном участке кадастровый номер 47: 07: 07-22-001: 0075 и на выделенных из него земельных участках с кадастровыми номерами 47: 07: 0722001: 252, 47: 07: 0722001: 270, 47: 07: 0722001: 271, 47: 07: 0722001: 272, 47: 07: 0722001: 273, 47: 07: 0722001: 274, 47: 07: 0722001: 277, 47: 07: 0722001: 278, 47: 07: 0722001: 279, 47: 07: 0722001: 280, 47: 07: 0722001: 281, 47: 07: 0722001: 282, 47: 07: 0722001: 283, 47: 07: 0722001: 285, 47: 07: 0722001: 621, 47: 07: 0722001: 622 организациями, осуществившими присоединения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения являются: ОАО «Теплосеть Санкт-Петербург», ООО «ЛенОблВод», ОАО «Водотеплоснаб», ЗАО «ТКС «Нева», ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети», ОАО «Ленэнерго»; при этом инженерные сети, находящиеся на балансе МО «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области для снабжения объектов капитального строительства, построенных АО «Арсенал-1» и другими компаниями группы «Арсенал», не использовались.


 


Напротив Администрация оказывала и продолжает оказывать активное противодействие в реализации Проекта планировки территории, в частности отказала в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, что послужило предметом рассмотрения в рамках арбитражных дел № А56-41770/2011, А56-81001/2013,           А56-7975/2014 (действия Администрации были оспорены в суде и признаны незаконными); отказала в присвоении адресов построенным жилым домам, что является предметом рассмотрения в рамках арбитражных дел № А56-14596/2015, А56-39558/2015. )


 


21. 11. 2013 между Правительством Ленинградской области, Администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район», Администрацией муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение», ООО «Арсенал-Н» (инвестор) было заключено соглашение № 5 о сотрудничестве по вопросам устойчивого развития территории комплексного освоения в целях жилищного строительства в ЛО, которое согласно п. 2. 1 определяет порядок взаимодействия перечисленных лиц и инвестора, реализующего проект комплексного освоения территории в целях жилищного строительства «Жилой квартал «Девяткино» в дер. Новое Девяткино Всеволожского района ЛО, по вопросам:


 


- обеспечения устойчивого развития территории комплексного освоения;


 


- строительства жилья и объектов социального назначения;


 


- обеспечения сбалансированного учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.


 


Согласно приложению № 1 к данному Соглашению от 21. 11. 2013 № 5 застройщик АО «Арсенал-1» входит в перечень лиц, налоговые отчисления которых учитываются в рамках этого соглашения.


 


В соответствии с разделом 3. 2 Соглашения от 21. 11. 2013 № 5 Администрация в рамках своей компетенции обязалась утвердить проект планировки территории, выдать градостроительные планы, выдать разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. При этом инвестор и лица, налоговые отчисления которых учитываются в рамках этого соглашения, никаких денежных отчислений в связи с реализацией этого соглашения совершать не обязаны.


 


Данное Соглашение от 21. 11. 2013 № 5 исполняется инвесторами-застройщиками, в том числе посредством строительства входящими в группу компаний «Арсенал» застройщиками за счет собственных средств АО «Арсенал-1» и ООО «Луч» детских садов, центра бытового обслуживания, паркинга. Неисполняемое сторонами Соглашение о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 по существу дублирует в определенной части Соглашение от 21. 11. 2013 № 5.


 


С момента заключения Соглашения о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 по настоящий момент стороны его не исполняли. Доказательств исполнения Соглашения о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 Администрация не представила.


 


Кроме того, арбитражный суд считает, что соглашение о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 противоречит также Уставу муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, согласно которому Администрация не обладает полномочиями по оказанию содействия коммерческим организациям в освоении принадлежащих им земельных участков, в том числе путем поддержки во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, Ленинградской области, муниципальными органами власти, предприятиями и учреждениями взаимодействию с другими государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями. К вопросам местного значения в соответствии со ст. 8 Устава эти действия также не относятся.


 


Кроме того, в оспариваемом Соглашении не указано, каким именно образом Администрация собирается использовать денежные средства, перечисляемые АО «Арсенал-1», в развитии социальной и инженерной инфраструктуры. Таким образом, при исполнении Соглашения о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 Администрация получает в бесконтрольное распоряжение денежные средства, которые может использовать по своему усмотрению, а не на цели развития инфраструктуры.


 


Учитывая, что согласно п. 2. 2. 1 Соглашения от 17. 12. 2013 № 05 АО «Арсенал-1» обязуется при реализации настоящего проекта планировки территории земельного участка принять участие в финансировании работ по развитию инженерной и социальной инфраструктуры муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение», путем перечисления денежных средств в сумме 40 341 030 руб. 65 коп., выплата АО «Арсенал-1» указанной значительной суммы без ответного предоставления со стороны контрагента Администрации причинит значительный ущерб финансовому состоянию АО «Арсенал-1».


 


При этом АО «Арсенал-1» является застройщиком согласно ФЗ № 214-ФЗ, то есть, основные денежные средства являются денежными средствами дольщиков. Данные средства особым образом учитываются на балансе организации и могут расходоваться исключительно на цели строительства многоквартирных жилых домов. Иное расходование денежных средств дольщиков, в том числе, на несогласованное абстрактное развитие непонятно какой инфраструктуры, означает прямое и грубое нарушение положений ФЗ №214-ФЗ и иных нормативных актов, регулирующих долевое участие граждан в строительстве многоквартирных домов. Произвольное перечисление значительной денежной суммы на неуставные направления деятельности в противоречие с ФЗ №214-ФЗ повлечет за собой неисполнение обязательств перед гражданами-дольщиками по строительству и сдаче в эксплуатацию многоквартирных домов.


 


В соответствии с п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляется в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положения БК РФ.


 


В период подписания АО «Арсенал-1» и Администрацией МО «Новодевяткинское сельское поселение» соглашения о сотрудничестве отношения с участием МО регулировались Федеральным законом № 94-ФЗ от 21. 07. 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), который утратил силу лишь с 01. 01. 2014г. в связи с принятием Федерального закона № 44-ФЗ от 05. 04. 2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соответственно, Соглашение о сотрудничестве № 05 от 17. 12. 2013г. должно быть подписано и заключено исключительно в соответствии с требованиями Федеральный закон № 94-ФЗ и в предусмотренном им порядке.


 


Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 94-ФЗ под государственными и муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов РФ и МО их потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ и МО.   


 


Под размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Федеральный закон № 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 94-ФЗ).


 


В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:


 


1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;


 


2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).


 


Соглашение о сотрудничестве № 05 от 17. 12. 2013 г. между АО «Арсенал-1» и Администрацией МО «Новодевяткинское сельское поселение» заключено в нарушение требований ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 3, 5, 9, 10, 55 Федерального закона № 94-ФЗ и потому является недействительным (ничтожным) в силу ст. 168 ГК РФ.


 


Изложенные в Соглашении о сотрудничестве от 17. 12. 2013 №05 обязательства Администрации МО являются властными, публично-правовыми и не могут быть предметом гражданско-правовой сделки. Публичные, властные полномочия не включены в перечень объектов гражданских прав и не являются оборотоспособными. Включение публичных, властных полномочий, которыми обладает Администрация МО, в текст Соглашения № 05 противоречит ст. ст. 128, 129 ГК РФ; и прямо нарушает ст. 168 ГК РФ, сделка с объектом, полномочиями, оборот которых запрещен, является ничтожной.


 


При таких обстоятельствах, суд полагает, что иск ООО «Арсенал-Н» к Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и ЗАО «Арсенал-1» о признании недействительным Соглашения о сотрудничестве от 17. 12. 2013 № 05 подлежит удовлетворению как противоречащее целям деятельности ООО «Арсенал-Н».


 


Кроме того, арбитражный суд считает, что в действиях Администрации МО по заключению Соглашения № 05 и в требованиях о его исполнении, суд усматривает злоупотребление правом.


 


Согласно ст. 8. ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.


 


По мнению суда, условия оспариваемого Соглашения от 17. 12. 2013 № 05 не только не предусмотрены законом, но и прямо ему противоречат. В п. п. 2. 1. 1, 2. 1. 2 Соглашения в качестве обязанностей Администрации МО указано оказание содействия в освоении принадлежащего на праве собственности группе компаний «Арсенал-Недвижимость» земельных участков и оказание поддержки АО «Арсенал-1» во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, Ленинградской области, муниципальными органами власти, предприятиями и учреждениями. Таким образом, указанные в качестве обязательств Администрации МО полномочия являются явно не гражданско-правовыми, а административно-властными, властно-распорядительными, которые Администрация МО имеет не как субъект гражданского оборота, а как муниципальное образование в силу своего административного статуса. Соглашение, в котором Администрация МО лишь констатировала наличие у него обязанностей исполнять предписания публичного, в том числе градостроительного характера, не может квалифицироваться как гражданско-правовая сделка. В противном случае публичные полномочия Администрации МО исполнялись бы за дополнительную оплату, предусмотренную Соглашением в размере 40 341 030 руб. 65 коп.


 


Данная позиция сформулирована Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 03. 04. 2012 по делу № 17043/11, согласно которой споры, связанные с неисполнением муниципальным образованием обязанностей, предусмотренных публичным законодательством, хотя бы такие обязанности и были упомянуты в соглашениях, заключенных публичным образованием с частным лицом, не имеют частно-правовой природы, а вытекают из публично-правовых отношений. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 05. 02. 2013 № 12444/12 по делу №А32-24023/2011 указал, что соглашения, предметом которых является констатация наличия у публичного образования определенной компетенции в сфере градостроительства, предоставления земельных участков и т. п., а также выражения публичным образованием готовности исполнять обязанности, установленными градостроительным и земельным законодательством, не являются гражданско-правовыми сделками.


 


Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Требование исполнения Соглашения № 05, об истребовании денежных средств за исполнение публично-правовых, властных полномочий представляет собой заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).


 


На злоупотребление Администрацией МО правом указывают и представленные сведения об активном участии АО «Арсенал-1» и других предприятий группы кампаний «Арсенал» в развитии социальной и инженерной инфраструктуры Новодевяткинского сельского поселения, строительство дорог, моста, трансформаторной подстанции, детских садов, центра бытового обслуживания, паркинга, детских площадок, зон отдыха, хоккейной коробки, площадки для большого тенниса, в том числе исполнение Соглашения № 5 от 21. 11. 2013 г. с участием Правительства Ленинградской области, Администрации МО «Всеволожский муниципальный район», Администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение» и ООО «Арсенал-Н».


 


Пункт 2 ст. 10 ГК РФ предусматривает, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Одним из способов защиты гражданских прав, применимым в данном случае, является признание Соглашения от 17. 12. 2013 № 05 недействительным.


 


Доводы ответчика о пропуске заявителем срока исковой давности признаны необоснованными в связи со следующим:


 


В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям оприменении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такойсделки недействительной (п. 3 ст. 166 ГК РФ) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.


 


Судом установлено, что о факте заключения АО «Арсенал-1» и Администрацией оспариваемого соглашения о сотрудничестве № 5, и, соответственно о нарушении своих прав как учредителя и о возможном нарушении прав граждан-дольщиков по Федеральному закону № 214-ФЗ, ООО «Арсенал-Н» стало известно только после 19. 03. 2015 г., когда в открытом доступе на сайте www. arbitr. ru появилась информация о предъявлении Администрацией иска к АО «Арсенал-1» о взыскании суммы долга и неустойки, что послужило поводом для обращения генерального директора ООО «Арсенал-Н» за разъяснениями существа возникшего спора к ныне действующему директору АО «Арсенал-1». Совершенно очевидным является то обстоятельство, что оспариваемая сделка может причинить существенный вред АО «Арсенал-1», поскольку уплачивая 40 341 030 (сорок миллионов триста сорок одна тысяча тридцать рублей) рублей 65 копеек, общество в ответ не получает ничего.


 


Кроме того, заслуживают внимание доводы заявителя о том, что с момента заключения Соглашения о сотрудничестве № 05 и по настоящий момент Администрацией МО «Новодевяткинское сельское поселение» не были совершены какие-либо действия, свидетельствующие о реальном исполнении соглашения о сотрудничестве № 5 со стороны Администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение».


 


Принимая во внимание признание заявленных требований АО " Арсенал-1", с учетом установленных по делу обстоятельств, заявленные требования подлежат удовлетворению.


 


Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области


 


решил:


 


1) Признать недействительным соглашение о сотрудничестве № 05 от 17. 12. 2013, заключенное между ЗАО «Арсенал-1» и Администрацией муниципального образование «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.


 


2) Взыскать с Администрации муниципального образование «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу ООО «Арсенал-Н» 6000 руб. расходов по госпошлине.


 


Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.


 


Судья                            Балакир М. В.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.