Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Барокко в архитектуре



 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                            МБОУ «СОШ№7»

 

                                  РЕФЕРАТ

 

                                  На тему:

 

 

«Архитектура Барокко. »

 

 Выполнил:

Щербинина Александра,

  Ученица 11 «А» класса

                                                                                                                          Проверил:

Тарасенко Марина Константиновна,

                                                                                                                    Учитель МХК

 

 2018

Г. Кемерово

 

 

Барокко в архитектуре

Баро́ кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») – стиль в живописи, архитектуре, литературе и музыке XVII—XVIII веков.

Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и Америки (преимущественно Центральной и Южной). Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. Сложная геометрия, неожиданные световые эффекты, разнообразие сложных узоров и пышного декора, где вогнутые пространства неожиданно сменяются выпуклыми, пришли на смену более спокойной эпохи гармонии позднего ренессанса. Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Оба потрудились над зданиями Ватикана, который является чуть ли не главным символом этого архитектурного стиля.

В оформлении интерьеров в стиле барокко используется скульптура, резной орнамент, роспись, зеркала, массивные колонны и лестницы. Из материалов применяется травертин, доломит, мрамор, базальт. Контрасты масштабов, игра света и тени, интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) - все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. Из общего ряда можно выделить наиболее ярких архитекторов того времени. В Италии это ФранческоБорромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св. Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти, иПьетро да Кортона. Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV, в Австрии - Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – ФранческоКаратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774). Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу.

 

Архитектура барокко породила новые прогрессивные тенденции в создании городских и садово-парковых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими территориями. Окружающий ландшафт украшают группы фонтанов с величественными скульптурами, в садах ставят театральные спектакли под открытым небом. Сам стиль вынуждает к созданию эффектных зрелищ, атмосферы на грани иллюзий и реальности.

Барокко – культура излишества. Выразители этого излишества – складка и завиток. Если ровная поверхность стены вдруг начинает вздыматься, словно волна, – это барокко. Барокко (вслед за одним из его ответвлений – маньеризмом) выработало множество новых типов построек. Это величественный городской дворец, барочный монастырь, загородная вилла с дворцом и барочным садом.

 

Барокко – материализованное влечение к необычному, удивительному, поразительному. От этого стиля нам достались ландшафтная архитектура, сады и парки с гигантскими скульптурами и гротескные маски, театры под открытым небом, необычные здания с экзотическими деталями. Барокко коллекционирует необычное и чудесное. Гравюры, минералы, диковинные растения. Для первых музейных коллекций создаются отдельные кабинеты.

О садах нужно сказать особо. Постройки барокко стремятся вовлечь в себя площадь перед дворцом или сад перед монастырем. Здание существует вместе с прилегающими территориями, а не само по себе.

Человеку барокко (и архитектору в том числе) было свойственно задавать вопросы об устройстве мира, и ответ

 

этот часто находился не в божественных сферах. Архитекторы и скульпторы барокко теперь охотно путают экстаз божественный с человеческим. В знаменитой скульптуре «Экстаз Святой Терезы» Бернини у святой такое томное выражение лица, что над ним посмеивались даже современники.

 

В России расцвет стиля барокко приходится на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурныхкомпозиций. Вместе с тем русские архитекторы активно использовали яркий цвет и колористические контрасты в окраске, включая золочение. В качестве отделочных материалов с целью дальнейшей покраски предпочтение отдается штукатурке и гипсу. Поэтому цвета становятся более яркими и насыщенными: красный, синий, желтый в сочетании с белым. В качестве лепного декора используются лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. Для отделки различных деталей интерьера, а также кровельных покрытий применяется техника золочения.

 

В конце XVII-начале XVIII века русское барокко разделилось на множество течений: «московское» барокко, «нарышкинское» барокко, вслед за ними – «строгановское» и «голицынское». Такие названия возникли благодаря фамильному роду персон, под покровительством которых строились самые значимые объекты эпохи. Существуют даже «уральское барокко» и «сибирское барокко».

 

Самым ярким олицетворением барокко стали дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского села, роскошь и масштабы которых не находят равных в Европе. Одним из выдающихся архитекторов той эпохи становится ФранческоРастрелли, основатель «елизаветинского барокко».

 

К середине XVIII века на смену барокко приходит еще более утонченный и эклектичный стиль рококо.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.