Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фредерик Перлз 25 страница



346          Терапия сосредоточением

водить данное разграничение привело к крушению попыток многих учеников.

Раз за разом он будет разочаровываться до тех пор, пока не поймет всей важности такой «ситуации». Разочарование ведет к упадку духа и отказу от всего, что уже было достигну­то. Заика сможет не испытать разочарования, если не будет ожидать слишком многого. На первых порах надлежащая речь сможет проявиться лишь в ситуации «тренинга», и ему не сто­ит ждать улучшения до тех пор, пока он не окажется в силах преодолеть свою цепляющуюся установку. В противном слу­чае он сможет лишь перенести «тренинговую» ситуацию в «ре­альность», отказывая собственной личности в праве на ка­кие-либо чувства, утрачивая «душу» и становясь похожим в этом смысле на мумию.

Во избежание подобной опасности он должен следить за тем, чтобы его возбуждение не превращалось в тревогу. В одной из предыдущих глав мы заметили, что тревога пред­ставляет собой возбуждение в ситуации недостатка кисло­рода. Заика всегда переживает трудности, связанные с ды­ханием. Он понятия не имеет о смешивании, происходящем в период между вдохом и выдохом, не имеет представления об экономичном дыхании. Утверждение о том, что заика не понимает, что говорить нужно на выдохе, что надо научиться «осознавать свое дыхание», звучит глупо и банально. Людям, страдающим заиканием, я посоветовал бы помимо упражне­ний, направленных на излечение тревоги и приведенных в следующей главе, последовательно проделать следующие упражнения:

(1) Вдыхать и выдыхать не вмешиваясь в процесс и не производя никаких дополнительных действий. При этом не­обходимо осознавать различие между вдохом и выдохом. На­прягаться и усиленно дышать не нужно. Просто лягте и скон­центрируйтесь на «чувствовании» дыхательного процесса. Не поддавайтесь соблазну что-либо менять, продолжайте выпол­нять упражнение до тех пор, пока не убедитесь, что можете осознавать дыхание на протяжении пары минут без вмеша­тельства или блуждания мыслей.

(2) Вдыхайте обычным образом и выдыхайте со звуком «м-н-с» до тех пор, пока это не войдет для вас в норму. Звук при выдыхании должен быть похожим на вздох или стон.

(3) Возьмите любое пришедшее в голову предложение и вдыхайте после каждого слога, чтобы оно звучало при­мерно так:

Заикание         347

«Ро(вдох)за (вдох), что (вдох) жи(вдох)вет (вдох) лишь/ час, / во/ сто/ крат/ цен/ней/ для/ нас, / чем/ цве/ток/ из/ ма/ла/хи/та, / что/ не/ вя/нет/ ни/ког/да».

(4) Повторяйте это упражнение про себя всякий раз, ког­да для этого представится возможность. Самое главное — делать вдох после каждого слога. Если вы сможете проделы­вать упражнение в течение пяти минут, считайте, что вы сде­лали решительнейший шаг в сторону правильного дыхания и победы над нетерпением.

(5) Только после того как полностью освоили предыду­щие упражнения, проделайте упражнения (3) и (4), совершая вдох уже не между слогами, а между словами.

(6) Следующее упражнение потребует от вас вдумчивого подхода. Поделите все произносимые предложения на ма­ленькие группы в соответствии с грамматикой. Например: «Проще (вдох) притворяться (вдох) тем, кем (вдох) не явля­ешься (вдох), нежели (вдох) скрывать (вдох) свою истинную (вдох) сущность (вдох), но тот (вдох), кто навострился (вдох) и в том (вдох) и в другом (вдох), почти (вдох) постиг (вдох) науку лицемерия (вдох)».

(7) Представьте, что вы разговариваете с людьми, исполь­зуя приведенную технику. Сначала делайте это про себя, за­тем шепотом, почти беззвучно. Потом постепенно повышайте громкость речи.

(8) Научитесь отлаживать свой голос. Потренируйтесь в проговаривании каждого слова, используя «крещендо» и «декрещендо». Важность этого упражнения невозможно пе­реоценить. Возьмитесь за те слова, которые выговариваются труднее всего, например, начинающиеся с «п». Сделайте глу­бокий вдох, расслабьте рот и мышцы горла и произнесите «п» как можно мягче, а следующий звук акцентируйте с помощью «крещендо».

(9) Перенесите ситуацию тренинга на реальную почву: по­просите друга, обладающего терпением и желанием помочь, останавливать вас всякий раз, когда вы станете сбиваться на неправильное дыхание.

(10) Вообразите себе ситуацию, вызывающую у вас зас­тенчивость, смущение или возбуждение и снова проделайте упражнение (7).

(11) Потренируйтесь в искусстве молчания. Попытайтесь развить в себе качества, характеризующие хорошего «слуша­теля». Проглатывайте лучше чужие слова, а не свои. Прежде всего запомните: возвращение заикания сигнализирует об

348          Терапия сосредоточением

опасности и требует от вас сделать паузу и расслабиться. Усвойте для себя то, что в жизни существует немного ситуа­ций, в которых бывает абсолютно необходимо что-то сказать.

(12) После того как вы научитесь хранить молчание и слу­шать, приготовьтесь заняться постижением искусства внутрен­него молчания. Это звучит парадоксально, но к правильной речи вы сможете прийти лишь через правильное молчание. Упражнения на концентрацию внимания на теле также очень важны; выясните, какие именно мышцы вы напрягаете (че­люстные, горловые или диафрагму) не только тогда, когда храните молчание (хроническое зажатие), но и во время са­мого процесса говорения. Целью данного упражнения будет являться выяснение того, каким образом происходит заика­ние. Как только вами будет достигнут полный сознательный контроль за продуцированием заикания, избавиться от него не составит труда. Однако сколь немногочисленны те заики, которые согласятся продолжать заикаться сознательно, с це­лью покончить с враждебностью, направленной против заи­кания, и борьбой с ним. Сколь немногие с охотой примут на себя полную ответственность за свое заикание!

(13) После принятия ответственности смысл заикания начнет раз за разом всплывать на поверхность. Его целью может быть выигрыш времени с тем, чтобы скрыть первичную базовую застенчивость или же, как в нижеприведенном слу­чае, попытка скрыть потаенное садистское удовольствие.

В ходе анализа выяснилось, что у одного молодого заики был ужасно заикающийся брат. Наш пациент испытывал нас­тоящие муки, когда ему приходилось выслушивать брата. По­скольку он относился к весьма нетерпеливому типу людей, то чувство неопределенного ожидания и внутреннего напряже­ния, возникавшее у него в подобных ситуациях, было намного сильнее, чем у остальных. Позднее он интроецировал заика­ние брата и это превратилось для него в «средство достиже­ния» такого положения, когда он сам мог мучить окружающих точно таким же образом, как это делал с ним его заикающий­ся брат. Вместе с тем он мог изображать невинность, пере­кладывая ответственность на предполагаемый физический недостаток.

Если вы заикаетесь, то чего вы достигаете с помощью этого симптома?

Глава 15

СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ

Среди многих симптомов сдерживания экспрессии при­ступ тревоги заслуживает особого обсуждения. Ни один дру­гой симптом не демонстрирует с такой убедительностью по­требность в адекватной разрядке укупоренной энергии, как приступ тревоги, и еще более явно делает это невроз тревож­ности (реакция в виде тревоги, вошедшая в привычку).

Вникнуть в динамику тревоги и обрести контроль над специфическими мышечными напряжениями сравнительно просто при условии, что вы будете держать в уме два мо­мента. Первый: возбуждению, лежащему в основе приступа тревоги, необходимо дать полную свободу. К счастью, если вы не любите выставлять напоказ свои чувства, вы можете в достаточной мере разрядиться в одиночку. Но вас не долж­но смущать то обстоятельство, что в течение примерно полу­часа вы будете похожи на «душевнобольного», если вы от­носитесь к тем людям, которые полагают, что любой эмоцио­нальный выплеск должен рассматриваться как самый что ни на есть явный симптом душевной болезни. Хотя выплакаться в объятьях любящего человека доставляет огромное облег­чение, вы можете поплакать и в одиночестве у себя в ком­нате. Вы можете строить рожи перед зеркалом или, впав в настоящее безумство, колотить кулаком по подушке до пол­ного изнеможения. Второй: необходимо превратить «грудной панцирь» в живой орган, соотносящийся со всем организмом в целом — перестроить дыхание.

350          Терапия сосредоточением

В то время как фрейдизм занимался изучением скрыто­го смысла полового инстинкта; Адлер — чувства неполно­ценности; Хорни — потребности в любви; Райх — мышечно­го сопротивления; а сам я — пищевого инстинкта, психоана­лиз дыхания еще должен быть создан. Поверхностное ды­хание и вздохи в состоянии депрессии и хроническое зева­ние в состоянии скуки известны почти так же хорошо, как затрудненность дыхания в состоянии тревоги. Я показал, что такое затрудненное дыхание является результатом конфлик­та между потребностью организма в кислороде и зажатос-тью грудной клетки. Мышцам, расширяющим грудную клетку, бессознательно противодействуют мышцы, ее сужающие.

Мы можем облегчить приступ тревоги еще до того, как его полностью осознаем. Необходимо лишь воздерживаться от сверхкомпенсации, от того, чтобы «сделать глубокий вдох». Этот глубокий вдох — «полная грудь» — является неправильно понятым идеалом, фетишем нашего общества. Следующая аналогия пояснит то, что я имею в виду: если вы хотите вы­мыть руки и видите, что тазик для мытья рук наполовину за­полнен грязной водой, вы не станете доливать чистую воду в грязную, но сперва выльете грязную воду, а уже затем налье­те чистую. Точно такую же разборчивость и чистоплотность вы должны проявлять и по отношению к дыханию.

В состоянии возбуждения или тревоги уровень кислоро-дообмена повышен; поэтому остаточный воздух (остающийся в легких после выдоха) содержит больше СО2 (двуокиси уг­лерода), чем в норме. От этого испорченного воздуха надо избавиться прежде, чем содержащий кислород свежий воз­дух в достаточной мере вступит в контакт с альвеолами лег­ких. Поэтому усиленный вдох бесполезен. Отсюда очевидное следствие: сперва попробуйте выдохнуть так сильно, как только сможете. Следующий за выдохом вдох не потребует никаких усилий; он покажется долгожданным облегчением, к которому вы так стремились.

Часто встречающееся осложнение при тревоге состоит в проецировании как сжатости груди, так и кислородного голодания. Это осложнение называется «клаустрофобией». Кислородное голодание переживается как потребность быть на свежем воздухе, в открытом пространстве, «грудной пан­цирь» — как неспособность оставаться в ограниченном пространстве. Один из моих пациентов, аэромеханик, нахо­дясь в возбужденном состоянии, не мог оставаться даже в

Состояние тревожности           351

ангаре для самолетов, хотя там не было недостатка в кис­лороде.

Ортодоксальный психоанализ интерпретирует ограни­ченное пространство как символ матки или вагины. Подоб­ное толкование оказывается верно для некоторых случаев, но мало помогает в деле излечения клаустрофобии. В дан­ном случае нужно:

(1) проинтерпретировать проецирование панциря;

(2) отдать себе отчет в наличии определенного напряже­ния грудных мышц (панцирь);

(3) избавиться от ригидности панциря (обеспечив поступ­ление кислорода в должной мере);

(4) выразить закупоренное возбуждение.

Глава 16

ДОКТОР ДЖЕКИЛ И МИСТЕР ХАЙД

Если вам удалось прочесть все упражнения, приведенные в этой книге, вы, должно быть, находитесь в некотором заме­шательстве и не знаете, что делать дальше. Перед вами ле­жит столь грандиозная задача, что вы никак не осмеливаетесь к ней приступить.

Но не отчаивайтесь! Любой из этих примеров может по­служить в качестве отправной точки и каждый даст вам шанс достичь сосредоточения. Когда вы сможете сосредотачивать­ся при выполнении любого из этих заданий, остальные не представят для вас затруднения.

Назвав метод, обрисованный в данной книге, терапией со­средоточением, я имел в виду две вещи:

(1) Сосредоточение есть наиболее эффективное сред­ство, с помощью которого можно достичь излечения невроти­ческих и параноидальных расстройств. «Конечный выигрыш» здесь — отсутствие: снятие, уничтожение расстройства.

(2) Само по себе сосредоточение также является «ко­нечным выигрышем». Это позитивная установка, сопряжен­ная с чувством здоровья и процветания. Это симптом par excellence здорового холизма.

Искусство сосредоточения даст вам в руки важное ору­дие личностного развития; но орудия, применяемые не по на­значению, перестают быть таковыми. Подобным же образом

Доктор Джекил и мистер Хайд         353

орудие неадекватное задаче — никакое не орудие1. Поэто­му необходимо осознавать важность, структуру и примене­ние сосредоточения. Поскольку мы уже достаточно занима­лась первым и вторым, мне остается лишь сказать несколь­ко слов о третьем — о его применении. Исходя из наших по­знаний касательно возможностей исцеления, заключенных в самой личности, нам необходимо сосредоточить внимание на тех «средствах», с помощью которых возникают психические расстройства.

В России при выявлении слабого звена в цепи мер по переделу национально-общественного устройства вся стра­на — народ и официальные лица, газеты и радио, ученые и рабочие — концентрирует свои усилия на устранении «узко­го места». Тогда взаимная идентификация приводит к на­правлению всеобщего внимания на то, чтобы справиться с общим врагом. Тем самым слабое звено уничтожается, но не путем вытеснения и разрушения, не с помощью идеалис­тических требований, а путем анализа и реорганизации. Так­же и военном деле, где сосредоточение усилий играет ре­шающую роль; это признавалось стратегами всех времен. Степень необходимого сосредоточения, конечно, относитель­на: чем слабее сопротивление, тем меньше войск и ресур­сов требуется для атаки.

Подобным же образом и человеческий организм спосо­бен к различным степеням сосредоточения. «Слабые звенья» — такие как болезненный недуг или навязчивые мысли — тре­буют небольшого сознательного усилия для концентрации; более того, они даже сами привлекают к себе внимание. С другой стороны, существуют могущественные «факторы», ко­торые требуют от человека выхода из тьмы собственного ав­тономного существования на свет сознания.

Эти «факторы» входят в состав человеческой личности и отличаются сильнейшей консервативной тенденцией, тенден­цией, которую нам приходится принимать как данность и оп­равдывать, называя ее «силой привычки», «характером», «кон­ституцией» и т. д. «Факторы» не изменяются произвольно и их реорганизация не может быть проведена без сознательной концентрации внимания. А без подобной реорганизации не может быть осуществлена перестройка личности.

1 Домашние ножницы, используемые для разрезания бумаги, являются орудием. Если же вы начнете применять их для того, чтобы попытаться разрезать стальной лист, они станут объектом насмешки.

354          Терапия сосредоточением

Организмические «факторы» известны под несколькими названиями: поведенческие реакции, черты характера, комп­лексы, «средства достижения». Последнее выражение (при­надлежащее Ф. М. Александеру) особенно полезно, так как не­сет в себе значение орудия. В «Конструктивном сознатель­ном контроле индивида» Александер четко выявляет потреб­ность в сенсорной оценке, сознаванию «средств достижения», их анализу и изменениям, необходимым для осуществления желательной перемены, выступающей в качестве «конечного выигрыша». В своем осуждении психоанализа Александер, однако, переступает ту черту, до которой его работа имела характер лишь вынесения приговора методам терапевтичес­кой работы с психическими «холоидами», например, навязчи-востями и комплексами. Фактически, Фрейд и Александер не­зависимо друг от друга открыли потребность в детальном анализе и полном осознании «факторов».

Оба метода сосредотачиваются на «средствах достиже­ния» — на деталях процедуры. Конечный выигрыш или цель подавляется или подвергается забвению. Методу Алексан-дера такое сосредоточение присуще изначально, в случае фрейдизма оно является побочным продуктом сосредоточе­ния на актуальной процедуре анализа. Подобная односторон­няя ориентация в конечном итоге столь же безуспешна, как и односторонняя концентрация на конечном выигрыше в пре­дыдущем случае, например, на изменении привычек вслед­ствие принятого решения, или внушении, или изменении черт характера путем применения наказаний.

Относительно психоанализа можно сделать следующее наблюдение: до тех пор пока пациент заинтересован лишь в собственном излечении и ни о чем другом не желает разго­варивать, он очень медленно идет на поправку. Ситуация ме­няется только тогда, когда он начинает интересоваться самим процессом анализа и забывает о «конечном выигрыше», ис­целении. Но несмотря на очевидное сосредоточение на ана­литической процедуре и несмотря на постоянно происходя­щие подвижки к лучшему, анализ продолжается бесконечно без какого бы то ни было фундаментального сдвига. Полнос­тью сосредотачивая внимание на процессе лечения, пациент забывает, вытесняет свое желание быть вылеченным. Посто­янный поиск причин изгоняет из памяти цель лечения: психо­анализ становится простой «игрой с пустышкой».

Александер, верно указывая на решающее значение пе­рестройки системы «средств достижения», неправильно упот-

Доктор Джекил и мистер Хайд         355

ребляет термин «забывание». Он подразумевает под этим не забывание, но временный отказ от «конечного выигрыша», культивацию способности откладывать (фрейдовское «чув­ство реальности»). Игрок в гольф, сосредотачивающийся лишь на «средствах достижения» — таких как, например, пра­вильное держание клюшки или поворот запястья, — совер­шенно забывающий о цели, с какой он предпринимает все эти усилия, либо утратит интерес к гольфу и совсем прекра­тит игру, либо позволит себе втянуться в чисто обсессивную и бессмысленную «пустышейную» деятельность.

Если вы учитесь музыке, вы, конечно же, не превратитесь в музыканта только лишь благодаря стремлению к конечной цели: стать великим мастером; в лучшем случае вы стане­те талантливым любителем. С другой стороны, если вы буде­те сосредотачиваться исключительно на «средствах дости­жения» — технике — и совершенно забудете о «конечной цели» — оценке, воспроизведении, а может, и составлении музыкальных композиций — ваше занятия станут механичес­кими и обессмыслятся. В лучшем случае вы можете превра­титься в «виртуоза», но не в артиста.

Не следует забывать о «конечном выигрыше». Это «сред­ство достижения» должно оставаться в поле зрения сознания на заднем плане, находясь в то же время в состоянии «боего­товности» и подготавливая временное выступление иных «средств достижения» на передний план. «Средства дости­жения» не должны изолироваться ни при каких условиях и совсем утрачивать свое опосредующее значение.

Когда давным-давно вы учились писать, вам приходилось уделять внимание лишь «средствам достижения», т. е. воспро­изведению на бумаге букв. Планирование, учет конечной цели входил в задачу учителя. Но теперь вы выросли, и у вас не всегда есть под боком учитель, и если вы собираетесь из­влечь пользу из приведенных в этой книге упражнений, вам следует постоянно держать в уме взаимозависимость цели и метода. Вам необходимо выяснить в деталях, «как» вы реаги­руете (структура «средств достижения») на те или иные вещи; для того чтобы осознать эти детали, вы должны их прочув­ствовать (сенсорно оценить). Если во время этого процесса вы «забудете» конечную цель, вас захватит и понесет поток идей и событий. Подобное забвение цели (бесцельная речь или деятельность) служит признаком душевного нездоровья. Теперь вы сможете разобраться в том, что разница между «за­быванием конечной цели» и «удержанием ее на заднем пла-

356          Терапия сосредоточением

не» не просто игра слов, но влечет за собой решающую смену смыслового акцента.

Конечная цель исходно совпадает с биологическим фор­мированием «фигуры-фона» (см. часть 1, главы 3 и 4). Орга­низм использует инструментарий — «средства достижения», — имеющиеся в его распоряжении, и коль скоро они становятся неадекватными, изобретает новые. Стремление младенца к его конечной цели, пище, влечет за собой использование простых «средств достижения»: плача и цепляющегося прикусывания. Взрослый, для того чтобы обеспечить свое существование, должен уметь обращаться с бесчисленными «средствами до­стижения», и зарабатывание на жизнь является всего лишь одним из них.

В большинстве случаев конечный выигрыш и «средства достижения» сливаются в единое психофизиологическое це­лое. До тех пор пока работа этого психофизиологическое це­лого удовлетворительна, организм не испытывает потребнос­ти в пересмотре отношения к процессу, который он полагает знакомым или «правильным». Но такая удовлетворительная работа может быть простой фикцией; на моей памяти тому множество примеров. Если вам не спится, вашими «средства­ми достижения» сна будут лекарства или решение во что бы то ни стало заснуть, тогда как в действительности бессонни­ца сама является «средством достижения» конечной цели: завершения незавершенных ситуаций.

Мы понимаем, что без необходимых материалов дом не построить; мы осознаем, что в своем стремлении к удовлет­ворению организм изобретает тот инструментарий, с помо­щью которого может его добиться; во всех этих случаях мы с легкостью признаем, что «средства достижения» и конечная цель представляют собой части одного целого. Но для этого правила существует по меньшей мере одно исключение, про­являющееся в тот момент, когда «средствами достижения» либо пренебрегают, либо применяют их «антибиологическим способом»: идеализм, являющийся установкой, которая с оче­видностью характеризуется сосредоточением исключительно на конечном выигрыше. Я говорю «с очевидностью», посколь­ку, переходя к более пристальному изучению индивидуальных случаев идеализма, выясняется, что сами идеалы выступают в роли средств, при помощи которых достигается удовлетво­рение потребности в любви, оценке по заслугам и восхище­нии. Даже если носитель высоких идеалов утверждает, что его стремление к совершенству проистекает единственно от

Доктор Джекил и мистер Хайд         357

любви к совершенству, он обыкновенно ошибается; он хочет «очутиться в списке праведников», либо же насытить свое тщеславие, выставляя себя в виде совершенства.

Он неспособен принять себя таким, каков он есть, по­скольку утратил «чувство самости», а с ним и побуждение к достижению биологических конечных выигрышей. Утратив осознавание своего биологического бытия, он оказался пе­ред необходимостью оправдания своего существования при помощи измышления «смысла жизни». Эти выдуманные цели, носящие имя идеалов, оторванные от биологической реаль­ности, словно висят в воздухе, ни на что не опираясь, и любая попытка осознать их заставляет человека почувствовать свою приниженность, бессилие и даже отчаяние. Те биологические цели, которые еще не подверглись вытеснению или не могут быть вытеснены в принципе, переживаются в то же время про­тивостоящими идеалам, и борьба с ними ведется до полного изнеможения. В результате — нервные срывы и импульсив­ные вспышки эмоций.

Родители, устанавливая невозможные нормы поведения, превращают жизнь своих детей в ад. Их базовое заблужде­ние состоит в их стремлении к совершенству, а не к разви­тию. Своей идеалистической, амбициозной установкой они достигают как раз противоположного первоначальным наме­рениям: они задерживают развитие, вселяют в детские души смущение и глубокое чувство неполноценности.

Существует одна книга, которая, будучи правильно поня­та, с достаточной ясностью показывает катастрофические по­следствия идеализма: история доктора Джекила и мистера Хайда. Доктор Джекил представляет собой живое воплоще­ние идеала, а не реального человека. Это бескорыстный бла­годетель человечества, остающийся лояльным, несмотря на фрустрации, и стойко сопротивляющийся мощным инстинк­там. Чтобы воплотить в жизнь свой идеал, он использует та­кое «средство достижения» как вытеснение; он вытесняет свою животную сущность, он скрывает под маской мистера Хайда шакала1. Человек разделяется на две противополож­ности: «ангела» и «дьявола», в сторону одного из них разда­ются приветствия и восхваления, другой вызывает отвраще-

1 Раскрывая смысл фантазии Стивенсона, Ф. Перлз отмечает фонетичес­кое сходство фамилии Хайд (Hyde) с глаголом «hide» — «прятать, скры­вать». Фамилия Джекил (Jekyll) также многое может поведать о ее носите­ле, являясь созвучной слову «jackal» — шакал {прим. перев. ).

358          Терапия сосредоточением

ние и отторжение, но один не может существовать без друго­го, также как не может существовать свет без тени. Изоляци­онисту с благими намерениями не по нутру такая правда. Все-таки идеализм и религия — в своих попытках достичь не­возможного, превратить человеческие организмы в «докторов Джекилов» — создают одновременно миллионы их противо­положностей, «мистеров Хайдов». Без принятия своей биоло­гической «реальности» «идеалист» доктор Джекил и «матери­алист» мистер Хайд продолжат существовать до тех пор, пока человечество не уничтожит самое себя.

Индивид может быть излечен от пристрастия к опиуму, его даже можно вылечить от духовного опиума, идеализма. Одна­ко поймет ли в конце концов человечество, что идеал — не более чем прекрасный мираж, неспособный предоставить ре­ального верблюда и реальную воду для реального перехода через реальную пустыню?

Научное издание

Фредерик Перлз Эго, голодиагрессия

Издательство «Смысл», 103050, Москва, 50, а/я 158. Тел. /факс (095) 195-9328 e-mail: npf_smysl@mail. ru

http: //www. smysl. ru Лицензия ЛР № 064656 от 24. 06. 1996.

Подписано в печать 29. 08. 2000. Формат 84x108/32.

Бумага офсетная. Гарнитура Pragmatica. Печать офсетная. Усл. печ. л. 19, 34. Тираж 5000.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.