Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - УЧИТЬ
Глаголы
| Примеры написания задач образовательной деятельности
| А
· АКТИВИЗИРОВАТЬ
· АДАПТИРОВАТЬ
· АКЦЕНТИРОВАТЬ
· АНАЛИЗИРОВАТЬ
· АПРОБИРОВАТЬ
| - Адаптировать для детей информацию о…
- Активизировать в речи детей..; словарь….
- Акцентировать внимание детей на..... выявлении признаков…; е на расположение предметов, на цвет…; на способах действия с
- Активизировать деятельность детей на
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей
- Апробировать совместно с детьми нетрадиционные способы рисования
- с помощью наводящих вопросов предоставить возможность АНАЛИЗИРОВАТЬ сложившуюся ситуацию (рассказ, высказывание, пример из жизни)
| Б
· БЕСЕДОВАТЬ
| - Беседовать с детьми о…
| В
· ВДОХНОВЛЯТЬ
· ВДУМАТЬСЯ (ВДУМЫВАТЬСЯ)
· ВЗВЕШИВАТЬ
· ВИДЕТЬ
· ВНИКАТЬ (ВНИКНУТЬ)
· ВНОСИТЬ (ВНЕСТИ.. )
· ВНУШАТЬ
· ВОВЛЕКАТЬ (ПРИВЛЕКАТЬ)
· ВООБРОЖАТЬ (ВООБРАЗИТЬ)
· ВОСПРИНИМАТЬ
· ВСПОМНИТЬ
· ВЫБРАТЬ
· ВЫЗВАТЬ
· ВОЗБУЖДАТЬ (интерес)
· ВОЗДЕРЖИВАТЬ от
· ВОСПИТЫВАТЬ
· ВСПОМНИТЬ то-то
· ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС
· ВЫРАЖАТЬ
· ВЫСТРАИВАТЬ
· ВКЛЮЧАТЬ
| - Вдохновлять на поиск (нестандартного) решения проблемной ситуации…; на самостоятельный поиск…(на творческое решение…, на эмоциональное проявление…)
- Включать детей в совместные практические действия со взрослыми
- Внести в игровой уголок то-то…; предложение о…; гипотезу
- Внести в ППРС материалы для совместного экспериментирования с…
- Внушать необходимость правильного безопасного поведения…
- Вовлекать детей в разговор о..; беседу о прочитанном рассказе, сказке..; в совместную деятельность со сверстниками (взрослыми)…
- Возбуждать интерес к… (познавательную активность…, инициативу…)
- Воздерживать от проявления несдержанного поведения (плохих поступков…)
- Воображать нестандартные ситуации и выходы из них сказочных героев…
- Воспитывать бережное отношение к… (честность, доброту, правдивость, скромность, храбрость…)
- Воспринимать на слух произведения художественной литературы без наглядного сопровождения
- Вспомнить правила, последовательность прошедшие праздники (др. мероприятия…) с целью формирования навыка рассказывания из личного опыта…; знакомые способы действия с…
- Выбрать из предложенного; иллюстрации на тему…
- Вызвать интерес.. к..; эмоциональный отклик…(желание…); чувство восхищения объектами природы
- Выразить готовность к совместной деятельности с детьми по…; желание …(отношение к…)
- Выстраивать доверительные отношения с детьми (между детьми…); игровой сюжет в соответствии с замыслом; последовательность цепи питания.., цветовой ряд, цифровой, выстраивать последовательность событий…
- Помочь вдуматься в смысл высказывания (произведения…)
- Помочь вникнуть в содержание рассказа…
- Предложить ВЫРАЗИТЬ в рисунке свои впечатления о…
- Предоставить возможность ВОСПРИНИМАТЬ изучаемый материал, опираясь на чувственный опыт
- Предоставить возможность ВЫБОРА материала для изготовления поделки, постройки…
- Привлекать к совместной деятельности
- Привлекать к трудовым поручениям…(к совместной деятельности в парах, подгруппах)…
- Продолжать упражнять в умении ВЫРАЖАТЬ свои мысли, чувства посредством активизации словарного запаса (прописать)
- Развитие навыка видеть конечную цель предстоящей деятельности…
- Создавать условия для ВЫСКЗЫАНИЯ предположений детей о…
- Формировать умение взвешивать последствия своих поступков…
| Г
· ГОТОВИТЬ
· ГРУППИРОВАТЬ
| - Готовить вместе е детьми рабочее место к занятию
- Группировать предметы по признакам..
| Д
· ДАВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ (предоставить ВОЗМОЖНОСТЬ)
· ДАТЬ..... (СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ)
· ДЕМОНСТИРОВАТЬ (ПРОДЕМОНСТИРОВАТЬ)
· ДЕТАЛИЗИРОВАТЬ
· ДОВЕСТИ (ДОВОДИТЬ)
· ДОИГРАТЬ
· ДОКАЗАТЬ
· ДОНЕСТИ
· ДОПОЛНИТЬ
· ДОСТАВИТЬ
· ДОСТИГУНУТЬ (ДОСТИГАТЬ)
· ПРИВЛЕЧЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| - Дать возможность доказать свою позицию…; применить на практике полученные знания о…; предоставить возможность, обосновать… при помощи взрослого; самостоятельно найти решение …(реализовать замысел…, отобрать материал для деятельности, организоваться в микрогруппы (пары)…);
взять на себя главную роль; самостоятельно выполнить...;
выбора необходимого материала для (постройки, конструирования, игры); детям
- Дать возможность применить на практике полученные знания о
- Демонстрировать примеры правильного поведения (речевых оборотов, трудовых навыков…)
- Детализировать полученные представления при помощи картинок-алгоритмов
- Донести информацию о…
- Дополнить игровой сюжет новыми атрибутами (ролями)
- Доставить детям удовольствие (радость) от…
- Продемонстрировать опыт…
- Дать определение понятию…; представления о весе предметов и способах его измерения, о предмете(многоугольнике…
- Демонстрировать способы выполнения..
- Детализировать в деятельности технику выполнения ( в лепке, рисовании и др. ); представления о предмете (объекте) его свойствах, признаках
- Довести дело до конца
- Доказать на примере пользу (вред) от чего-либо или необходимость чего-либо..; совместно с детьми гипотезу
- Донести информацию..
- Дополнить знания детей информацией о..
- Помочь детям достигнуть поставленной цели в…
- Продемонстрировать способ действия с…(способ сопоставления равных по кол-ву предметов)
| Е
|
| Ж
|
| З
· ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
· ЗАКРЕПИТЬ
· ЗАФИКСИРОВАТЬ
· ЗАУЧИВАТЬ
· ЗАВЕРШИТЬ
· ЗАВЛЕЧЬ
· ЗАГАДАТЬ
· ЗАДАВАТЬ
· ЗАИНТЕРЕСОВЫВАТЬ
· ЗАКРЕПЛЯТЬ
| - Завершить проект (тему) на групповом круге
- Завлечь детей новым оборудованием для…
- Загадать загадку для самостоятельного поиска ответа по схеме-алгоритму
- Задавать задания (поручения)
- Заинтересовать выполнением задания нетрадиционным способом
- Заинтересовать детей новым для них делом
- Заинтересовать, вызвать интерес к…
- Закрепить, зафиксировать в самостоятельной деятельности, в календаре…
- Закреплять способы действия с…
- Заниматься с детьми изучением
- Заучивать потешки (четверостишья, пословицы… о…)
| И
· ИЗГОТОВИТЬ
· ИЗМЕРИТЬ (ИЗМЕРЯТЬ)
· ИЗОБРАЖАТЬ (ИЗОБРАЗИТЬ)
· ИЗОБРЕСТИ
· ИЗУЧИТЬ
· ИСПОЛЬЗОВАТЬ
| - Изготовить (выполнить, смастерить, вылепить, нарисовать) вместе с детьми
- Измерить с детьми с помощью условной мерки…
- Изображать с детьми повадки животных (сказочных персонажей)…
- Изобрести новые предметы (детали)
- Изучить с детьми….., изучать с детьми
- Использовать в качестве примера
- Предоставить возможность ИСПОЛЬЗОВАНИЯ предметов заместителей для реализации сюжета игры
| К
· КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ
· КОНСТРУИРОВАТЬ
· КЛАССИФИЦИРОВАТЬ
· КОМБИНИРОВАТЬ
· КОНТРОЛИРОВАТЬ
| - Классифицировать предметы по признакам
- Комбинировать предметы (материалы) по фактуре(например в сюжетной игре «ателье»)
- Конкретизировать основные понятия по…; представления детей о
- Конструировать атрибуты для игр..; фигуры по словесному описанию
- Контролировать процесс выполнения..
| Л
· ЛЮБОВАТЬСЯ
| - Любоваться окружающей природой
- Любоваться произведениями искусства
| М
· МОТИВИРОВАТЬ
· МОДЕЛИРОВАТЬ МАСТЕРИТЬ
· МЕНЯТЬ (ОБМЕНИВАТЬСЯ)
· МЫСЛИТЬ
| - Мастерить атрибуты для игр
- Моделировать геометрические фигуры: из нескольких треугольников составлять один, из маленьких квадратов - большой
- Моделировать объекты для игр.. (например модели горных вершин, лесов, самолетов, и др. )
- Моделировать процесс выполнения (например, схемы, модели)
- Мотивировать детей к (самостоятельному поиску…)
- Мотивировать детей на
- Обменяться с детьми впечатлениями от услышанного (увиденного)
| Н
· НАСТРОИТЬ
· НАБЛЮДАТЬ
· НАПОМНИТЬ (НАПОМИНАТЬ)
· НАВОДИТЬ
| - Наблюдать с детьми за… объектами
- Наводить на размышления о…; на мысль об использовании
- Напомнить (напоминать) детям о необходимости…(о важности)…
- Напоминать детям названия …; способы рисования, выполнения, наклеивания и т. д...
- Настроить детей на восприятие.. изучаемого материала; на выполнение задания; предстоящую беседу (разговор о…)
| О
· ОБГОВОРИТЬ (ОБГОВАРИВАТЬ)
· ОБДУМЫВАТЬ (ОБДУМАТЬ)
· ОБЕСПЕЧИВАТЬ (ОБЕСПЕЧИТЬ)
· ОБОБЩАТЬ (ОБОБЩИТЬ)
· ОБОЗНАЧИТЬ (ОБОЗНАЧАТЬ)
· ОБОСНОВАТЬ (ОБОСНОВЫВАТЬ)
· ОБРАЩАТЬ (ОБРАТИТЬ) внимание
· ОБРЕСТИ
· ОБСЛЕДОВАТЬ
· ОБСУДИТЬ
· ОБУЧАТЬ
· ОБЪЯСНИТЬ
· ОБЫГРАТЬ
· ОЗАДАЧИТЬ
· ОЗВУЧИТЬ (ОЗВУЧИВАТЬ)
· ОКАЗАТЬ (ОКАЗЫВАТЬ)
· ОКАЗАТЬ СОДЕЙСТВИЕ, ПОДДЕРЖКУ
· ОПРАШИВАТЬ (ОПРОСИТЬ)
· ОПРЕДЕЛИТЬ
· ОПРОБОВАТЬ
· ОРГАНИЗОВАТЬ
· ОРИЕНТИРОВАТЬ
· ОСВОИТЬ
· ОСТЕРЕГАТЬ
· ОТГАДЫВАТЬ
· ОТМЕЧАТЬ (ОТМЕТИТЬ)
· ОТОБРАЖАТЬ (ОТОБРАЗИТЬ)
· ОТРАБАТЫВАТЬ (ОТРАБОТАТЬ)
· ОЦЕНИВАТЬ (ОЦЕНИВАТЬ)
|
- Обговорить с детьми последовательность действий
- Обобщить полученные (имеющиеся) представления о…
- Обозначить главные этапы при осуществлении трудовой (познавательной) деятельности
- Обосновать необходимость (пользу для человека) того-то…
- Обратить внимание детей на
- Обсудить с детьми итоги деятельности
- Обучать приёмам (навыкам)
- Озадачить детей проблемой, требующей решения
- Озвучить названия некоторых объектов
- Определить основные моменты (этапы)
Опробовать с детьми новый способ
- Опросить детей с целью выявления…
- Ориентировать детей на самостоятельный поиск решения задачи
- Остерегать детей от нарушения правил (необдуманных поступков)
- Отметить особенности внешнего вида птиц (др. объектов)
- Отображать в движении ( рисунке, музыкальной импровизации) характер произведения
- Оценить с детьми действия персонажей сказки..
- Обеспечить детям знакомство со свойствами и качествами предмета, такими как
- Обеспечить детям знакомство со свойствами и качествами предмета, такими как
- Обращать внимание детей на изменения в природе, погоде..
- Обследовать в совместной деятельности объект наблюдения
- Обследовать предметы…, по схеме
- Обсудить план выполнения…; план работы…; правила….
- Обучать приему наложения, лепке из из целого куска (вытягиванию, сплющиванию. ), рисованию от пятна, от точки….
- Объяснить детям, что значит быть здоровым, как беречь здоровье обучать, обучить детей
- Обыграть в свободной деятельности (совместной) атрибуты, созданные детьми (или семейные )
- Озадачить поиском решения
- Озвучить результаты деятельности
- Оказать поддержку в изготовлении…; в освоении
- Оказать помощь детям в овладении, помочь детям овладевать….
- Оказать помощь детям в овладении, помочь детям овладевать….
- Организовать (создать, образовать) временную мастерскую для (мальчиков…
- Оказывать (оказать) помощь…, поддержку
- Оказывать (оказать) помощь…, поддержку
- Опросить детей о чем-либо с целью определения направления совместных действий по изучению темы
- Организовать (создать, образовать) временную мастерскую для (мальчиков…); детей на обыгрывание сюжета игры; наблюдение за птицами….
- Ориентировать (направлять вопросами…. ) на поиск
- Ориентировать (направлять вопросами…. ) на поиск
- Ориентировать детей на достижение положительного результата
- Освежить в памяти
- Освоить способы выполнения..
- Отметить умения детей…
- Отрабатывать навык (умение…)
- Оценить с ребенком что- то (результаты)…
| П
· ПОБУЖДАТЬ (ПОБУДИТЬ)
· ПОВТОРИТЬ
· ПОВЫШАТЬ (ПОВЫСИТЬ)
· ПОДВЕСТИ
· ПОДВИГАТЬ
· ПОДГОТАВЛИВАТЬ (ПОДГОТОВИТЬ)
· ПОДДЕРЖИВАТЬ
· ПОДДЕРЖИВАТЬ
· ПОДКЛЮЧАТЬ
· ПОДОБРАТЬ (ПОДБИРАТЬ)
· ПОЗНАКОМИТЬ
· ПОКАЗАТЬ
· ПОМОЧЬ(ПОМОГАТЬ)
· ПООЩЕРЯТЬ
· ПООЩРЯТЬ
· ПОПОЛНИТЬ
· ПОРУЧИТЬ
· ПОЯСНИТЬ
· ПРАКТИКОВАТЬ
· ПРЕДВОСХИЩАТЬ
· ПРЕДЛОЖИТЬ (ПРЕДЛАГАТЬ)
· ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ
· ПРЕДОТВРАЩАТЬ
· ПРЕДСТАВИТЬ
· ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ
· ПРИВИВАТЬ
· ПРИВЛЕЧЬ (ПРИВЛЕКАТЬ)
· ПРИГЛАСИТЬ (РИГЛАШАТЬ)
· ПРИЗЫВАТЬ
· ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ
· ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
· ПРИУЧАТЬ
· ПРОДОЛЖАТЬ
· ПРОЖИВАТЬ
· ПРОСЛЕДИТЬ (ПРОСЛЕЖИВАТЬ)
· ПРОСЛУШАТЬ (ПРОСЛУШИВАТЬ)
· ПРОЯВЛЯТЬ
· ПРОЯСНЯТЬ
| - Побуждать (стимулировать, мотивировать) …. самостоятельно
- Побуждать (стимулировать, мотивировать) …. самостоятельно
- Побуждать устанавливать связи и отношения между явлениями
- Повторить …
- Повышать познавательную активность детей путём…
- Подбирать предметы по цвету, форме
- Подвести к рассуждению о…
- Поддержать интерес детей к …
- Поддержать интерес детей к …
- Познакомить детей с ……..
- Познакомить детей с ……..
- Познакомить детей с фруктовым деревом, с яблоком
- Познакомить детей с фруктовым деревом, с яблоком
- Познакомить с планом, картой. Маршрутом. Схемой…., с монетами и др предметами…..
- Показать (рассказать, посоветовать) детям,
- Показать (рассказать, посоветовать) детям, продемонстрировать разнообразие
- Показать (рассказать, посоветовать) детям, продемонстрировать разнообразие
- Показать детям ……………
- Показать детям ……………
- показать детям такие качества предмета как ……
- показать детям такие качества предмета как ……
- Показать как сажают крупные семена…, способы чего то…
- Показать способы…., особенности расположения
- Помогать детям осваивать
- Помогать детям осваивать
- Помогать убирать посуду со столов……
- Помогать убирать посуду со столов……
- Помочь детям определить отличительные особенности, цвет
- Помочь детям определить отличительные особенности, цвет
- Помочь детям усвоить……
- Помочь детям усвоить……
- Помочь, поддержать, содействовать, способствовать, принять участие, оказать поддержку…
- Помочь, поддержать, содействовать, способствовать, принять участие, оказать поддержку…
- Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей, алгоритмом
- Предложить детям дидактическую игру «Собери фрукт»
- Предложить детям дидактическую игру «Собери фрукт»
- Предложить детям на выбор несколько вариантов выполнения задания
- Предложить детям на выбор несколько вариантов выполнения задания
- Предложить для самостоятельного рассматривания
- Предложить для самостоятельного рассматривания
- Предоставить детям возможность познакомиться с ….
- Предоставить детям возможность познакомиться с ….
- Прививать чувство благодарности к человеку труда
- Привлекать (заинтересовать, ….
- Привлекать (заинтересовать, ….
- Привлечь внимание детей к.. решению
- Привлечь внимание детей к.. решению
- Привлечь внимание к ………
- Привлечь внимание к ………
- Приводить в порядок игровые уголки...
- Приводить в порядок игровые уголки...
- Продолжать освоение
- Продолжать освоение
- Уметь узнавать яблоко по внешнему виду, запаху, вкусу.
- Уметь узнавать яблоко по внешнему виду, запаху, вкусу.
- Через проведение сюжетно-ролевых игр познакомить детей с некоторыми
- Через проведение сюжетно-ролевых игр познакомить детей с некоторыми
| Р
· РАСКРЫТЬ (ОБЪЯСНИТЬ)
· РАССПРОСИТЬ
· РАЗРАБОТАТЬ
· РАЗВЛЕКАТЬ (РАЗВЛЕЧЬ)
· РАЗВИВАТЬ
· РАЗБИРАТЬ
· РАЗГЛЯДЫВАТЬ (РАССМОТРЕТЬ)
· РАЗДВИГАТЬ ГРАНИЦЫ
· РАЗУЧИВАТЬ
· РАЗЛИЧАТЬ
· РАССПРШИВАТЬ (РАССПРОСИТЬ)
· РЕШАТЬ
· РАСКРЫТЬ
· РАЗЪЯСНИТЬ (РАЗЪЯСНЯТЬ)
| - Развивать глазомер (находить предметы по форме, цвету, шире, уже…
- Развивать осязание, способность к моделированию….
- Развивать представления о том, что результат зависит от….
- Развивать способности к наблюдению в исследовательской деятельности
- Развивать чувство времени, умение беречь время
- Развлечь детей, снять эмоциональное напряжение
- Раздвигать границы представлений детей о…
- Разнообразить, обогатить, развивать представления
- Разнообразить, обогатить, развивать представления
- Разработать проект
- Разработать совместно с детьми план действий по изучению темы (объекта)
- Разучивать стихи к празднику
- Разъяснить способы выполнения
- Раскрыть понятие
- Раскрыть понятие (суть необходимости или возможности использования предмета)
- Рассмотреть иллюстрации
- Рассмотреть признаки объекта
- Расспросить детей…
- Расспросить детей…
- Расставлять игрушки на полках, раскладывать книги
- Расставлять игрушки на полках, раскладывать книги
- Совместно разработать план предстоящей деятельности
| С
· СОДЕЙСТВОВАТЬ
· СОТРУДНИЧАТЬ
· СТИМУЛИРОВАТЬ
· СРАВНИТЬ
· СОПОСТАВИТЬ
· СООТНЕСТИ
· СБЛИЖАТЬ
· СОПРОВОЖДАТЬ
· СПОСОБСТВОВАТЬ
· СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ
· СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ
| - Сближать детей посредством организации…. игр
- Сближать малоактивных детей со сверстниками
- Сближать по интересам детей
- Систематизировать знания детей о.. ; имеющиеся представления о…
- Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств
- Создать условия (составить, организовать, развернуть, разработать, образовать, вывести…)… для….
- Создать условия (составить, организовать, развернуть, разработать, образовать, вывести…)… для….
- Сопоставить группы предметов для нахождения сходства, различия
- Сопровождать детей в самостоятельном поиске верного решения
- Способствовать становлению (формированию, развитию, проявлению…)
- Способствовать становлению (формированию, развитию, проявлению…)
- Сравнить, сопоставить, соотнести, найти сходство или различие
- Сравнить, сопоставить, соотнести, найти сходство или различие
| Т
· ТРЕНИРОВАТЬ
| - Тренировать в умении
- Тренировать внимание с помощью
- Тренировать детей в выработке навыка
| У
· УТОЧНИТЬ
· УВЛЕЧЬ
· УПРАЖНЯТЬ
· УТОЧНИТЬ ПОНЯТИЕ
· УБЕЖДАТЬ
· УГЛУБЛЯТЬ
· УДОВЛЕТВОРЯТЬ
· УСТАНОВИТЬ
| - Помочь установить причинно-следственные связи
- Убеждать детей в необходимости выполнения определённых правил безопасности
- Увлечь детей содержанием (деятельностью)
- Углублять знания (представления) детей о...
- Удовлетворить потребность детей в
- Удовлетворить потребность детей в
- Упрочить знания детей
- Установить контакт между детьми
- Уточнить представления (понятие) о…
| Ф
· ФОРМИРОВАТЬ
· ФИКСИРОВАТЬ (ЗА-)
· ФАНТАЗИРОВАТЬ
· ФОРМУЛИРОВАТЬ
| - Фантазировать вместе с детьми на заданную тему
- Фиксировать вместе с детьми результаты опыта; количество выполненных заданий; результат
- Формировать навыки …
- Формировать умение (пользоваться... )
- Формировать черты характера
- Формировать элементарные представления….
- Формулировать основную гипотезу…
| Х
| Хвалить за...
| Ц
|
| Ч
ЧЕРЕДОВАТЬ
|
| Ш
|
| Э
|
| Ю
|
| Я
|
|
http: //www. ruslo. net/index. php/list/18-vse-glagoly-russkogo-yazyka/23, %D0%92. xhtml
http: //bezbukv. ru/
Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой - " УЧИТЬ"
учить [учить] 1) а) Сообщать кому-л. какие-л. знания, передавать какие-л. умения, навыки. б) Заставлять усваивать что-л., оказывать влияние на кого-л. в нужном направлении; наставлять. 2) Быть профессиональным учителем или учительницей. 3)Высказывать определенное мнение, развивать ту или иную мысль, доказывать определенное положение. 4) Усваивать, стараться воспринять и запомнить. 5) а) Дрессировать. б) перен. разг. Бить, сечь, наказывая.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир «УЧИТЬ» кого, чему, учить, наставлять, обучать, научать, преподавать что, передавать знанье, уменье свое другому.
|