|
|||
Общие понятияФизическая культура — часть общечеловеческой культуры. Ее функция — достижение физического совершенства человека. Под физическим развитием понимается процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни человека. Физическая подготовленность — результат занятий физической культурой в процессе физического воспитания. Физическое совершенство — оптимум (идеал) гармоничного физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям всех направлений его жизнедеятельности (труд, быт, отдых). Физическое воспитание — процесс обучения движениям и развития двигательных способностей учащегося. Двигательные способности — способности человека к адекватной реализации своих двигательных действий. Двигательные (физические) качества — определенные двигательные возможности человека, объединенные одинаковыми параметрами движений, имеющие один и тот же измеритель, а также аналогичные психофизиологические и биохимические механизмы. К таковым относятся сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, скоростно-силовые качества. При оценке физического развития, физической подготовленности, физического совершенства определяется их степень, или уровень, т. е. состояние, зафиксированное на какой-то конкретный момент, Под общей физической подготовленностью понимается уровень развития двигательных способностей и двигательных качеств человека, а под специальной же физической подготовленностью — уровень развития каких-либо специфических качеств. Например, в беге на короткие дистанции основную роль будет играть развитие быстроты, в беге на длинные дистанции — выносливости. Физическое образование — одна из сторон физического воспитания, включающая овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями. Физическая подготовка — прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности (например, физическая подготовка актера, летчика, космонавта, спортсмена и др. ). Физические упражнения — это движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры), отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека. Термин «упражнение» применяется и для обозначения процесса неоднократного повторения движения. Спорт — это специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований. Физическая культура — часть общей культуры; совокупность Физическая культура — самое широкое понятие из всех понятий теории физического воспитания. Они включает и себя содержание всех рассмотренных выше понятий. Необходимо также усвоить определения отдельных физических, качеств. Сила — способность человека преодолевать внешние усилия, воздействия. Быстрота — способность человека совершать максимум движений в единицу времени. Ловкость — способность человека перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с обстановкой, овладевать новыми движениями. Выносливость — способность человека выполнять работу без снижения ее интенсивности, измеримая во времени способность противостоять утомлению. Гибкость — способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой. Скоростно-силовые качества — способность человека проявлять максимальные усилия в максимально короткое время (прыжки, метания). Поскольку учащиеся специальных школ занимаются в спортивных кружках, секциях, участвуют в соревнованиях, то необходимо кратко остановиться на термине «спорт». Спорт — это соревновательная деятельность в сфере физической культуры, специальная подготовка к ней и ее общественно значимые результаты.
ЛФК направлена на коррекцию грубых нарушений физического развития и моторики в локомоторных актах — ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Ходьба и бег — действия циклического характера, поскольку все фазы движения одного цикла имеются и в других и в той же последовательности. Все циклы неотделимы друг от друга, каждый последующий является продолжением предыдущего и началом следующего. Ходьба — основной вид локомоций человека. В актах ходьбы присутствуют большие группы мышц туловища, благодаря чему усиливается деятельность всех физиологических систем организма. Бег — действие циклического типа, в котором одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. В процессе формирования беговой локомоции закрепляются относительно разнообразные динамические стереотипы нервных процессов, регулирующие мышечные усилия. Длительность возбуждения в нервных центрах сочетается с короткой фазой торможения, не обеспечивающей достаточного восстановления работоспособности мышц, вследствие чего они подвержены быстрому утомлению. Правильное положение бегущего таково: туловище слегка наклонено вперед, голова и туловище находятся на одной линии, плечи опущены, толчковая нога в момент отталкивания разгибается почти полностью, руки согнуты в локтях до 90—100°, кисти рук не напряжены, пальцы полусогнуты. Ациклическое движение — однократное, имеющее начало и конец. В отличие от циклических такие движения не могут строиться на ритмическом двигательном рефлексе. К ациклическим локомоциям человека относятся прыжки и метания. Они требуют высокой координации движений, которая обеспечивается выработкой сложных условных рефлексов в процессе тренировки, характеризуются максимальной силой и скоростью мышц, точной дозировкой мышечных усилий. В связи с тем что при этих движениях сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщаемого постоянной массе, они были названы скоростно-силовыми.
Мышечный тонус – непроизвольное напряжение мышц в состоянии покоя Ходьба – постоянная попеременная активность ног. Бег – циклические движения шагом, сложный рефлекторный двигательный акт, требующий участия всей скелетной мускулатуры тела, значительного напряжения нервной системы и достаточной физической подготовки человека. Может дозироваться по скорости, длительности, ширине шага. Приседания – упражнения, выполняемые преимущественно за счет работы мышц нижних конечностей. Прыжки – свободный полет тела в воздухе в результате отталкивания от опорной поверхности. Подскоки – простые прыжки на месте.. Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Антропометрия – измерение ряда параметров человеческого тела: роста, массы тела, ширины плеч, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, силы мышц. Специальные задачи – задачи физического воспитания, которые несут коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.
|
|||
|