Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





- Эгалитарное общество – ( фр. еgalitaire – равноправный, уравнительный) – принятое в западной науке обозначение первобытного общества, еще не затронутого процессами социального и имущественного расслоения. См. Демократия.. Именной словарь.



- Эгалитарное общество – ( фр. еgalitaire – равноправный, уравнительный) – принятое в западной науке обозначение первобытного общества, еще не затронутого процессами социального и имущественного расслоения. См. Демократия.

Именной словарь.

- Гердер - Иога́ нн Го́ тфрид Ге́ рдер (1744 - 1803) — выдающийся немецкий историк культуры, эволюционист, создатель исторического понимания искусства. С 1785 по 1791 год издаёт монументальный труд «Идеи к философии истории человечества». Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают свое наиболее полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирождённого, а не культивированного гения, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. По Гердеру, человечество в своем развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды от молодости к дряхлости. Однако с теорией прогрессивного развития Гердер совмещает теорию цикличности, утверждая, что в эпоху Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. Вместе с другими мыслителями эпохи Просвещения Гердер полагает, что «золотой век» следует искать не в прошлом, а в будущем.

 

-Дарвин  -  Чарлз Ро́ берт Да́ рвин (1809—1882) - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В 1859 году выходит труд Дарвина «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путем естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»). В книге он обосновывает свою теорию, согласно которой основной движущей силой эволюции считает естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством ученых ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора, как основное объяснение эволюции, стала общепризнанной лишь в 30-х годах XX-го столетия.

 

- Леви-Стросс -Клод Леви́ -Стросс (род. 1908 г. ) французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии, исследователь систем родства, мифологии и фольклора, выдающихся представителей социальной антропологии 20 века. Посредством изучения жизни и культуры первобытных народов Леви -Стросс надеялся найти решение проблем становления человеческого общества и формирования мышления. Его полевые исследования и труды, опубликованные на этих материалах, носят не узкоэмпирический, а теоретический, методологический характер. Он утверждает необходимость научной триады, неразрывного сотрудничества этнографии, этнологии и антропологии, позволяющих, начав с регистрации конкретных фактов, перейти к первой стадии синтеза путем сравнительного метода, а затем к более высокой, конечной стадии синтеза — стадии структурной антропологии, выявляющей структурные элементы, совокупность которых составляет бессознательную структуру человеческого разума.

Ему принадлежат афоризмы: «21-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе» и «Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы»

 

Маркс К. (1818-1881) и Энгельс Ф. (1820-1895) – основоположники теории марксизма. Их научные труды и публикации сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм».

Философия марксизма видит в человеке «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории. Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.  

Фридрих Энгельс много занимался совершенствованием материалистического понимания истории. Создал трудовую теорию антропосоциогенеза, изложенную в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). В «Происхождении семьи, частной Гсобственности и государства» (1884) исследовал проблемы развития и разложения первобытного общества, поставив вопрос о возможности рассмотрения естественного воспроизводства человека как одного из двух (наряду со способом производства материальных благ) факторов, определявших эволюцию первобытной общины. Детально разработал концепции становления и происхождения семьи, классов и государства.

Ф. Энгельс стремился обобщить достижения современного ему естествознания и распространить диалектико-материалистический метод на познание природы. Основным результатом этих занятий была большая незавершенная рукопись «Диалектика природы» (написана в 1873-83, опубликована в 1925). Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», а движение есть способ существования материи. Существуют пять форм ее движения — механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Пространство и время являются формами существования материи. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражаются в законах (отрицание отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др. ) материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.

 

Монтескье Л(1689-1755) -французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел».

Был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической среды. Считал, что миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

 

 

Морган Л. (1818 – 1881)— выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, основоположник эволюционизма в социальных науках.

       Обобщив материал по изучению индейских племен, Морган в 1870 году издаёт монографию «Системы родства и свойства человеческой семьи», в которой был показан процесс эволюции семейно-брачных отношений от состояния промискуитета через разные формы группового брака к моногамии. В книге «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877) Морган заложил основы изучения истории первобытного общества. Он предложил периодизацию истории человечества, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию. Причем, первые две стадии были им детально разработаны и разбиты на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия – цивилизация – связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

       В «Древнем обществе» Морган на базе конкретного материала отверг господствовавшую до того времени теорию, согласно которой основной первобытного строя была патриархальная семья основанная на частной собственности и власти отца. Его открытие универсальности материнского рода, сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности. Согласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своем развитии путь от промискуитета через групповой брак к моногамии.

       Морган внес значительный вклад не только в развитие исторической науки, но в развитие философии истории. Ядром теории Моргана является обоснованная им на большом фактическом материале теория о едином прогрессивном пути развития человечества. Независимо от Маркса Морган фактически пришел к материалистическому пониманию истории. Работа Моргана «Древнее общество» легла в основу одного из базовых марксистский трудов – книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

 

Спенсер Г. (1820 – 1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века В 1852, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития», в которой излагалась идея эволюции. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой.

 

Тайлор Э. (1832 – 1917). Основные работы Э. Тайлора: «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные» (1861), «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871), «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации» (1881). Последователь взглядов Моргана.

Э. Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Э. Тайлору принесла, разработанная им, анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Эта точка зрения стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о возникновении религии.


Ясперс Карл Теодор (1883 -  1969 гг. ) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.  В философию истории Ясперс ввел понятие осевое время. Этим термином Ясперс, обозначил период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Это начало качественно другой жизни. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, Ассиро-Вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Большое внимание в своем творчестве Ясперс уделил формированию мировоззрения человека, подчеркивая неразрывную связь формирования мировоззрения с практикой жизни индивида. Мировоззрение, таким образом, часто принимает форму «упаковки», которая имеет своеобразную защитную функцию от пугающе непонятых явлений и событий.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.