|
||||||||
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Добрый день всем!
У нас в разговорах постоянно возникают вопросы по поводу детей с гиперактивностью: как быть? Что делать? Как реагировать? И, прежде чем давать советы родителям, как строить общение с таким ребёнком я решила сначала немного погрузиться в историю вопроса. Чтобы мы все с вами стали говорить на одном языке и понимали, что имеется ввиду, когда говорят, что ребенок – гиперактивен… Итак, начнём. Основные проявления.
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характерными чертами нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными. В настоящее время данная проблема не только психологическую, но и социальную значимость: психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать неуправляемым и привести к печальным последствиям. Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют « синдром дефицита внимания с гиперактивностью», включающий в себя нарушения системы эмоциональной регуляции. Основными проявлениями синдрома считаются: Ø Гиперактивность; Ø Дефицит внимания; Ø Импульсивность. Не менее серьезными являются и последствия этого синдром: слабая успеваемость и трудности в общении. Более или менее отчетливыми проявления синдрома становятся к 3м - 4м годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования. Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ними, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды и поэтому может сложиться впечатление, что «с него как с гуся – вода». Часто о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с синдромом ДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого. Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и из-за моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков, являются источником угрозы, как для себя, так и для других. Интересы гиперактивных детей, как эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении. Ребенок с синдромом ДВГ ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому багаж его знаний очень мал, а представления об окружающем мире упрощены и мозаичны. Это предопределяет неуспеваемость при систематическом обучении в школе. Неспособность сконцентрировать внимание объясняет учебные неудачи, т. к. именно внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. (Л. С. Выготский). Тем не менее, у большинства детей с синдромом ДВГ коэффициент интеллекта выше среднего. Кроме дефицита внимания для детей с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью характерны: Ø повышенная утомляемость, Ø нарушения памяти Ø низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 мин. ) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 мин. ). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности. Он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда сложности при работе в общегрупповом режиме. Необычность поведения детей с синдромом ДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые, окружающие такого ребенка. Можно утверждать, что это – специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими, так и психосоциальными факторами.
ПРИЧИНЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ Для наглядности, я составила таблицу с возможными причинами возникновения синдрома.
Обычно при изучении истории ребенка выделяются сразу несколько причин, приведших к развитию СДВГ. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.
В заключении 1й части хочу обратить ваше внимание на следующих авторов: 1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. – очень много разных книг, из которых можно почерпнуть не только информацию, но и игры и упражнения для развития детей с СДВГ 2. Брязгунова И. П., Касатикова Е. В. 2001 3. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001
В данной теме также помимо этих авторов были также использованы и книги других авторов, направленных на узких специалистов. Перечислять я их не стала по понятным причинам (каждый специалист подбирает под себя программу, методики и направления работы).
Автор-составитель: Москаленко Н. А.
|
||||||||
|