Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. от 23 октября 2013 г. по делу N 33-2402



 

 

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2013 г. по делу N 33-2402

 

Докладчик: Ульянкин Д. В.

Судья: Мишина Г. Ю.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Ульянкина Д. В.,

судей Старцевой С. А., Коротченковой И. И.,

при секретаре А.,

в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению прокурора Знаменского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области, администрации Знаменского района Орловской области об организации сбора и утилизации мусора,

по апелляционной жалобе администрации Знаменского района Орловской области на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 14 августа 2013 года, которым постановлено:

" Исковые требования прокурора Знаменского района Орловской области -удовлетворить.

Обязать администрацию Знаменского района Орловской области в срок до 01 декабря 2013 года исполнить комплекс мер по организации объекта размещения (складирования и утилизации) бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно определить (выделить) земельный участок для размещений объекта складирования и утилизации отходов с видом разрешенного использования для этих целей, санкционировать (получить соответствующие разрешения и согласования) в уполномоченных государственных органах на размещение объекта для складирования и утилизации отходов, провести комплекс мер организационно-технического характера по обустройству и дальнейшей эксплуатации объекта размещения (складирования и утилизации) отходов, соответствующего экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям".

Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Ульянкина Д. В., выслушав объяснения представителя ответчика администрации Знаменского района Орловской области по доверенности М. В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя истца прокуратуры Знаменского района Орловской области - М. А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

 

установила:

 

Прокурор Знаменского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области, администрации Знаменского района Орловской области об организации сбора и утилизации мусора.

В обоснование требований указывал, что прокуратурой района проведена проверка в сфере обращения с отходами, в ходе которой установлено, что администрациями Знаменского сельского поселения и Знаменского района Орловской области надлежащим образом не реализованы закрепленные федеральным законодательством полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Так, на протяжении длительного времени на территории района отсутствует легитимный объект для размещения отходов, создание, обустройство и эксплуатация которого отвечали бы требованиям безопасности, как для населения, так и окружающей природной среды, что не позволяет хозяйствующим субъектам, оказывающим потребителям услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов в границах муниципального образования осуществлять свою деятельность в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций, а также может повлечь негативные и необратимые последствия для объектов окружающей природной среды.

Размещение бытовых отходов ранее осуществлялось ООО " Коммунсервис" на стихийной свалке, расположенной в Коптевском сельском поселении. Оборудование и эксплуатация данной свалки не отвечает экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям безопасности. Иного объекта для размещения (утилизации) бытовых и промышленных отходов, возможного для использования сервисными организациями в указанных целях, на территории района нет и конкретные меры к его созданию и обустройству, а также обеспечению надлежащей утилизации отходов иными законными способами со стороны местной администрации не принимались на протяжении длительного периода.

При этом указывал, что санкционированный отвод земельного участка, занятого свалкой, и его последующее предоставление в пользование специализированных организаций для строительства, оборудования и эксплуатации объекта размещения отходов и его санитарно-защитной зоны, органами местного самоуправления района не производился.

Производство по исковым требованиям прокурора Знаменского района к администрации Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области об организации сбора и вывоза мусора прекращено в связи с отказом истца от иска.

По изложенным основаниям, прокурор Знаменского района Орловской области, с учетом изменения заявленных требований, просил суд обязать администрацию Знаменского района Орловской области исполнить комплекс мер по организации объекта размещения (складирования и утилизации) бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно определить (выделить) земельный участок для размещения объекта размещения (складирования и утилизации) отходов с видом разрешенного использования для этих целей, санкционировать (получить соответствующие разрешения и согласования) в уполномоченных государственных органах на размещение объекта для размещения (складирования и утилизации) отходов, провести комплекс мер организационно-технического характера по обустройству и дальнейшей эксплуатации объекта размещения (складирования и утилизации) отходов, соответствующего экологическим и санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрацией Знаменского района Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда в части обязании администрации Знаменского района Орловской области санкционировать (получить соответствующие разрешения и согласования) в уполномоченных государственных органах на размещение объекта для складирования и утилизации отходов и проведения комплекса мер организационно-технического характера по обустройству и дальнейшей эксплуатации объекта размещения (складирования и утилизации) отходов, соответствующего экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Считает, что судом нарушен срок составления мотивированного решения, предусмотренный ст. 199 ГПК РФ, так как полный текст решения не был выдан в установленный срок, а предоставлен представителю администрации только 28 августа 2013 г.

Также указывает на то, что Администрация Знаменского района Орловской области, как орган местного самоуправления, не отнесена к хозяйствующим субъектам и в связи с этим не может получить в государственных органах соответствующие разрешения на размещение и использование объекта для складирования и утилизации отходов, поскольку данная обязанность может быть возложена только на специализированную организацию, имеющую соответствующую лицензию на обращение с отходами.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не исполняются надлежащим образом обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в частности не решен вопрос об отводе земельного участка для размещения твердых бытовых отходов, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанностей по устранению выявленных нарушений.

Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокурором Знаменского района проверки в сфере обращения с отходами, в ходе которой установлено, что на территории Знаменского района отсутствует легитимный объект для размещения отходов, создание, обустройство и эксплуатация которого отвечали бы требованиям безопасности, как для населения, так и окружающей природной среды.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Судом первой инстанции установлено, что на территории Знаменского района Орловской области размещение бытовых отходов до июня 2013 года осуществлялось ООО " Коммунсервис" посредством их неорганизованного складирования на стихийной свалке площадью 2000 кв. м, расположенной в Коптевском сельском поселении в <... > метрах к югу от дер. П., на земельном участке, отнесенном к фонду перераспределения Знаменского района, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции, руководствуясь положениями СанПин 2. 1. 7. 1038-01 " Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", пришел к правильному выводу о том, что указанная свалка твердых бытовых отходов организована в нарушение действующего природоохранного законодательства на земельном участке, вопреки разрешенному виду его использования, оборудование и эксплуатация данной свалки не отвечает экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям безопасности.

При таких обстоятельствах обязанность определения (выделения) земельного участка для размещений объекта складирования и утилизации отходов с видом разрешенного использования для этих целей, санкционирование (получение соответствующих разрешений и согласований) в уполномоченных государственных органах на размещение объекта для складирования и утилизации отходов и проведение комплекса мер организационно-технического характера по обустройству и дальнейшей эксплуатации объекта размещения (складирования и утилизации) отходов, соответствующего экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, правомерно возложена на администрацию Знаменского района Орловской области, как орган, который в силу закона обязан организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Знаменского района Орловской области, как орган местного самоуправления, не отнесена к хозяйствующим субъектам и не может получить в государственных органах соответствующие разрешения на размещение и использование объекта для складирования и утилизации отходов является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании правовых норм. Перечисленные в исковом заявлении мероприятия фактически раскрывают понятие организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и не обязывают непосредственно администрацию заниматься утилизацией и переработкой отходов.

Порядок реализации рассматриваемого полномочия самостоятельно определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов органами местного самоуправления могут быть созданы специализированные муниципальные предприятия или заключены соответствующие договоры с предприятиями иных форм собственности и имеющих необходимую разрешительную документацию.

Довод жалобы о нарушении срока изготовления мотивированного решения, в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ не может быть принят во внимание, поскольку на существо принятого решения не влияет. Кроме того, соблюдение судом срока изготовления мотивированного решения подтверждается протоколом судебного заседания от 14. 08. 2013, распиской истца о получении копии решения от 19. 08. 2013.

Поскольку обстоятельства имеющие значения для дела установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом первой инстанции, то судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

 

определила:

 

решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 14 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Знаменского района Орловской области - без удовлетворения.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.