Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В 1874 г. была введена общая воинская повинность: все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали воинской повинности. Правительство каждый год определяло нужное количество людей для армии и это количество набиралось по жребию из людей, подлежащих призыву.



В 1874 г. была введена общая воинская повинность: все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали воинской повинности. Правительство каждый год определяло нужное количество людей для армии и это количество набиралось по жребию из людей, подлежащих призыву. Срок службы был уменьшен с 25 до 6 дет (и 9 лет в запасе). В армии стали больше заниматься образованием солдат.

5. Финансы

В 1863 была проведена финансовая реформа, состоявшая, в основном, в том, что теперь финансами всего государства начало ведать отдельное министерство (до этого каждое министерство собирало для себя и тратило налоги). Также был принят ряд мер для увеличения доходов.

6. Уменьшение цензуры

С 1865 г. цензура сохранялась только для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (160 страниц или больше) освобождались от цензуры, хотя издатель и отвечал, если в книге было что-то противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения властей. Если в них появлялось что-нибудь противозаконное, то изданию давалось " предостережение". После третьего предостережения издание запрещалось.

7. Народное образование

Также были сделаны большие перемены в системе народного образования. В университетах профессура получила право на самоуправление: с 1863 г. совет профессоров в каждом университете избирал всех должностных лиц и заведовал хозяйством университета. Доступ в гимназии был открыт для детей " всех сословий без различия звания и вероисповедания", были улучшены " женские гимназии". В 1872 г. были открыты медицинские женские курсы для женщин-врачей, а в 1878 г. были открыты " высшие женские курсы", дающие высшее образование.

8. Достоевский и " бесы"

Реформы императора Александра II, направленные на улучшение народного благосостояния, воспринимались атеистически-воинствующей русской интеллигенцией, как уступки испугавшегося их царя, как на первые шаги к конституционной монархии, шаги на пути к осуществлению их мечтаний -- захватить политическую власть в свои руки. " Бесы" начинают раскручивать свой вихрь.

Фёдор Михайлович Достоевский (1822-81), как луч света в кромешной тьме интеллигентского беснования, вскрыл психологию грядущего поколения " бесов" и несчастья, которые придут в Россию, если та пойдёт " бесовскими" путями. Его анализы и предсказания, содержащиеся в " Дневнике писателя", " Бесах" и других произведениях, поражают своей ясной точностью, особенно в наши дни, когда все они исполнились. Но русская интеллигенция того времени, подобно евангельскому стаду свиней, одержимому бесами, очертя голову ринулась в пучину гибели и, как и предсказывал Достоевский, погибла. Но, к сожалению, погубила она не только себя, но и многие миллионы, поверившие и пошедшие за ней.

 

ЗЕМСТВО

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало

возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и

независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних

была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880

г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать

большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%).

Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю

того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений)

понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще

потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из

среды крестьянских выборщиков – лиц,  уполномоченных крестьянскими

обществами участвовать в выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило

земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это

перечёркивало главную идею земства – независимость от органов

государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.

Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность

участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима)

людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге

сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих

мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому

земству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубь

российской истории.

 

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и

земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами

государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных

полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный

ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число

избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.

Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и

управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской

администрации в их дела. Правительство получало  право не утверждать

официально избранного городского голову – председателя городской думы.

Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское

самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной

службы.

 

СУД

Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от

власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных

изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако

в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась:

публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда

присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против

должностных лиц.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые

судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между

крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они

только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе.

Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности

которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным

цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение

согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные

вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную

администрацию.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства,

рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские

университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый

университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован

университетский суд, запрещены любые студенческие объединения.

Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в

должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь

руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: он

назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал

правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать

за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об

«обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для

лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок

военной службы увеличен.

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования

графу И. Д. Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г.,

принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных

детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии

и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых

лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве

одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из

среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения

сокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных

последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории

российского образования примером исключительной ограниченности

государственных чиновников.

1884 год был ознаменован введением нового университетского устава –

военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой

министра внутренних дел графа Н. И. Игнатьева (1882 г. ) и назначением на этот

пост графа Д. А. Толстого начался период открытой реакции.

 

ПЕЧАТЬ

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882

г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными).

Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать

издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности.

Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию

властей. Усилилась цензура.

В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил

существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки»,

редактором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета

М. Н. Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг.

приходится заключительный период деятельности этого известного русского

публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для

расширения круг дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины

60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса при

Александре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и

нетерпимости в стане власть имущих.

 

Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, он

сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения

реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев,

быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29

апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно»[2]

 

Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция

контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:

 

а) божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как

основа его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ;

 

б) полная централизация власти;

 

в) осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие

условиям русской жизни;

 

г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании

(в качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.