|
|||
Регресивный искРегрессные иски бывают двух видов. Первый – это иск страховой компании к незастрахованному водителю, пешеходу или дорожной службе, которые повредили машину ее клиента своими действиями или бездействием. При этом 60–70% всех исков составляют регрессы по КАСКО. Впрочем, по словам директора юридического департамента СК «PZU Украина» Василия Зубача, количество таких дел уменьшается, поскольку растет число автовладельцев, покупающих полисы «автогражданки». А если все пострадавшие в аварии застрахованы, регресса можно не бояться: по ОСГПО компании разберутся, кто кому должен компенсировать убытки (если их сумма меньше 25 тыс. грн. ). Второй вид регрессов – по ОСГПО. Согласно п. 1. 1 ст. 38 Закона «О страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» причин для регресса – шесть. Первая – после выплаты потерпевшей стороне возместить убытки могут заставить автовладельца, который на момент столкновения был за рулем нетрезв. Вторая – если человек управлял транспортным средством без права на такое управление. Третья – сбежал с места аварии (таких исков больше всего). Четвертый рисковый фактор – отказ от прохождения «алкоконтроля» или потребление спиртного, наркотиков или других дурманящих веществ после ДТП, но до соответствующей проверки. Пятый случай, когда стоит ждать регрессного иска, – если авария признана следствием эксплуатации машины в ненадлежащем техническом состоянии. Шестой причиной может стать несообщение страховщику об аварии в течение трех дней после случившегося. Если ущерб, нанесенный незастрахованным автомобилем, возмещает МТСБУ, то регресс от имени Моторбюро предъявляется водителю без «автогражданки». Своему клиенту страховщики регресс не предъявляют. Если страхователем КАСКО нарушены какие-либо правила, то выплата просто не производится. Виновник ДТП, который не выполнил ряд условий полиса ОСГПО, кроме регрессного иска, рискует получить при заключении следующего договора повышенный тариф. Сколько взыщут Если до кризиса регрессные иски использовались лишь в исключительных случаях, то 2009 год показал, что неаккуратный водитель без страховки может нажить серьезные неприятности. «Сумма регрессных исков, предъявленных нашей компанией в 2009 году, возросла в десятки раз по сравнению с 2008 годом. В 2010-м ожидается еще большее увеличение числа регрессных исков. Ведь растут выплаты, а значит, и убытки», – отмечает начальник управления претензионно-исковой работы СК «Провидна» Александр Пушкарь. «Регрессы стали одним из источников дохода страховых компаний. В кризис, когда сложно расширить клиентскую базу, СК усилили работу с существующим клиентским портфелем и регрессами», – дополняет сказанное начальник управления организации продаж СК «Основа» Анна Баранова. «Страховая компания, эффективно построив работу по возврату долгов, сможет предложить более низкий тариф на страховку для клиентов», – резюмирует Василий Зубач. Предостережением для автомобилистов должно стать то, у большинства опрошенных «АЦ» СК нет существенного «нижнего порога» ущерба, ради которого страховщик пойдет судиться. «Минимальные судебные затраты составляют около 200 грн., иск ради 100 гривен СК обычно не подает. Впрочем, наша компания практически всегда выигрывает дела, связанные со взысканием регрессных долгов, и судебные затраты компенсирует ответчик», – говорит начальник управления регрессно-претензионной работы НАСК «Оранта» Михаил Сюр. Средняя же сумма иска, по словам участников рынка, составляет 3, 5 тыс. грн.
|
|||
|