Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



 


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную
музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

 

Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. В связи с выходом ФГОС ДО в детском саду экологическое воспитание реализуется через непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность.

 

Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени: — Сложная экологическая обстановка в мире; — ее тяжелые последствия; — экология родного края; — засоренность среды обитания; — чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; — теряют плодородие почвы; — обедняются флора и фауна


 

 



.

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Богатым источником разнообразных ощущений и опыта является природа родного края. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить, усилить первые наиболее яркие впечатления детства, которые получил ребенок от общения с природой и опираясь на них:
научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы, учить беречь ее;
формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;
способствовать формированию экологической культур и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края.
. В группе реализуются разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность и др.

 

Почему я выбрала именно эту тему? Ответ простой- ведь в дошкольном возрасте закладывается «фундамент» в воспитании ребенка, в возрасте 4-5 лет дети воспринимают природу эмоционально, обращают внимание на такие особенности в природе, которые мы- взрослые, находящиеся с ними рядом всегда- этого не заметим: распустился цветок, прилетела божья коровка, а вот ползет маленький паучок по паутинке, сотканной между кустами и т. д. И тогда у ребенка возникает масса вопросов: Как? Зачем? Почему?
Нам же, как педагогам, так и родителям дана возможность использовать это детское любопытство в целях повышения экологического воспитания малышей.
Мне очень понравилось использовать в своей работе проектную деятельность, к этому меня подтолкнуло то, что проект- не только самостоятельная деятельность детей, но и творческая работа и у проекта всегда есть свое завершение, а это имеет социально значимый результат.
В основе проекта заложена проблема, мы должны ее решить, но как…в этом поможет поиск, исследование, и у всего этого есть общая цель.
Как известно, по времени проект может быть, как долгосрочным, так и краткосрочным, а по цели к которой мы идем — игровой, творческой, познавательной. Включить в проект можно все, что угодно: игры, прогулки с наблюдениями, тематические занятия, экскурсии в природу.

 

 Однако считаем, что наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, и индивидуальных особенностей детей;.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно - и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей), позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
- формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой родного края;
- формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей;
- формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
- привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Родители вместе с детьми активно участвовали в сборе необходимой информации, оформлении выставок.
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей решались не только задачи экологического воспитания, но и развитие навыков творческой работы, развития ряда личностных характеристик, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание.
Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.
Считаем, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение моих воспитанников ко всему окружающему
Приоритетным направлением нашей деятельности является «Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно исследовательской деятельности»
Актуальность:
Все дети по своей природе любознательны.
И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий.
Наша задача, как педагогов, поддерживать склонность детей к исследованиям, желанию самостоятельно искать истину. Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности является эффективной формой работы в воспитании экологической культуры.
. Цель нашей педагогической деятельности - создание условий для воспитания экологически грамотного, социально активного дошкольника; развитие у детей познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности в процессе экспериментирования.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
-Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;
-Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
-Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
-Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
В своей работе по проектно - экспериментальной деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:
-Принцип психологической комфортности (снятии стрессовых факторов);
-Принцип (индивидуальные особенности детей);
-Принцип дифференцированного подхода (создание специальных педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников);
-Принцип деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность);
-Принцип творчества (приобретение ребёнком собственного опыта творческой деятельности).
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую различные методы и приёмы: циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, за трудом взрослых. Ведение календаря природы, занятия, целевые прогулки, экскурсии в природу, трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Чтение познавательной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок. Экспериментирование, дидактические и речевые логические задачи, рассматривание демонстрационного материала, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Оформление выставки детских работ.
Свою работу с детьми ведем по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:
Живая природа:
– тематический блок “Животный мир”;
– тематический блок “Растительный мир”.
Неживая природа:
– тематический блок “Земля”;
– тематический блок «Воздух»;
– тематический блок “Вода”.
. Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.
Одно из важных условий воспитательно–образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды. Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль: «Уголок природы», в котором находятся комнатные растения, мини- огород, аквариум, художественная литература, альбомы о природе, календарь природы.
«Исследовательский уголок»: в данном месте дети проводят исследования, занимаются экспериментированием. В уголке есть приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); природный материал: камешки, глина, песок; жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника), ракушки, шишки и т. д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом. , формировать навыки исследовательской деятельности.
Работая по данной теме, с учётом возрастных особенностей детей, по темам недели. . Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, мы подбираем содержание, доступное их пониманию, использовала только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
1- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
2-в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
3-они практически безопасны;
4-в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д. ).
Актуальны и эффективны в работе с дошкольниками экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

 

 

последовательных этапов.

Первый этап «Выбор темы». Задача педагога на этом этапе – осуществить выбор темы для более глубокого изучения и вместе с детьми составить план предстоящей познавательной деятельности. Совместно с детьми нужно ответить на вопросы:

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

В каких источниках можно найти информацию.

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

Темы проектов могут быть самыми различными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение. Источниками для выбора тем могут быть:

Социальные события (народные и профессиональные праздники, знаменательные даты и т. д).

Природные явления, заинтересовавшие детей.

События из личной жизни ребенка.

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов».

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как можем найти ответы на свои вопросы?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.

Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксируются, причем независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольног о возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

Второй этап «Сбор сведений». Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности через:

привнесение соответствующей художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы для совместного чтения;

привнесение в группу соответствующих предметов и материалов для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов и т. д.;

организация встреч с родителями или специалистами;

организация экскурсий;

организация игровой деятельности и т. д.

В плане воспитательно - образовательной работы педагога должны найти отражения все мероприятия с детьми, учтены их интересы. Важно понимать, что периодически необходимо собираться всем вместе и воспитатель должен задавать вопрос: «Что нового мы узнали? » Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети, что нового они узнали, что оказалось наиболее удачным, что нужно изменить, что не получилось, почему.

Т. е. На данном этапе педагог реализует совместно с детьми тематическое планирование по выбранной проблеме, с учетом пожеланий и интересов детей.

Третий этап «Выбор проектов». Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять. Для этого нужно обсудить вместе с детьми вопрос, что мы можем сделать с тем, что мы узнали? И предложить детям для выбора варианты проектов.

Четвертый этап «Реализация проектов». Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через разные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) и должна способствовать формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учатся использовать полученные сведения для создания нового продукта. Реализация проекта – это практический ответ на вопрос: «Что мы делаем с тем, что узнали? »

Каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы необходимо дать возможность детям предъявить результат окружающим.

Пятый этап «Презентация». Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, газет, книг надо организовывать специально. Воспитателю необходимо обсудить с детьми, где будет размещена экспозиция, как мы расскажем о том, что мы узнали, и что у нас получилось. Дети презентуют продукт своей деятельности в виде рассказов, проведения экскурсии, участие в спектакле и т. д.

Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей.

В своей работе я использовала методические рекомендации для воспитателей по составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой), которая предлагает следующие этапы разработки и проведения проекта:

• поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;

• вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

• наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);

• обсудить план с семьями;

• обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);

• нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;

• собрать информацию, материал (изучение Плана-схемы с детьми);

• провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;

• дать домашние задания родителям и детям;

• перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей;

• организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом и т. п.;

• подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

Нами разработаны исследовательские проекты: «Как зимуют птицы? », «Что растёт в огороде? », «Насекомые», «Хлеб – всему голова» и другие.
К выбору темы проекта «Как зимуют птицы? », привела необходимость формирования у детей гуманного отношения к природе.
Во время реализации проекта «Что растёт в огороде? » у детей формировался интерес к исследовательской деятельности. Дети учились различать семена растений, познакомились со способами выращивания овощей. Опытным путём дети ответили на вопросы: «Зачем растениям вода? », «Какие условия необходимы растениям для роста? » и т. д.
Цель проекта «Хлеб всему голова»: в процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе. Предложили родителям вместе с детьми испечь хлеб, обсуждая с детьми последовательность его приготовления.
Исследовательский проект «Магия кристаллов», целью которого было вырастить кристаллы солей в домашних условиях, развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей, развивать наблюдательность. Дети смогли ответить на вопросы: «Что такое кристаллы? Откуда берутся кристаллы? Какие бывают кристаллы? Какой формы бывают кристаллы? », учились ставить цели, анализировать.
Проект «Насекомые», его цель углублять знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях; формировать реалистическое представление о роли насекомых в жизни человека; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Через познавательно-исследовательскую деятельность дети расширяли представления о зимних природных явлениях, знакомились со свойствами снега и льда, учились анализировать и делать выводы (проект «Зимнее царство», «Снег и лёд»). Опытным путём узнали: «Нужен ли растениям снег? », «Как освободить пуговицы из ледяного плена? », «Почему снег мягкий и хрустит под ногами? », «Откуда берётся иней? » и «Как самим сделать фруктовый лёд».
С помощью экспериментов доказали вредное влияние «Кока-колы» на организм человека.
Систематизировали элементарные знания о свойствах воздуха, воды, песка, глины, магнита (проект «Юные исследователи»). Занимательные опыты с воздухом, с водой, с песком, со статическим электричеством вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
На прогулках дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Зимой дети через увеличительное стекло рассматривали снежинки, измеряли глубину снежного покрова, раскопав снег, видели на земле зелёную травку, посыпали песком и солью ледяные дорожки, лепили из песка и глины. Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям. Например: Из чего легче лепить: из песка или глины?; снежинка растаяла на ладошке потому, что она тёплая; надувной круг не тонет, потому что наполнен воздухом; воздушный шар летит с помощью нагретого воздуха и т. д. Играют в игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. В ходе наблюдения за насекомыми, на прогулке детей с воспитателем, дети отметили, что насекомые есть почти везде. Их можно найти около деревьев, около кустарников, под корой деревьев, на стенах у себя дома. Дети, совместно с воспитателем сформулировали проблему: “Кто такие насекомые? ”, “Где они живут? ”, “Какие у них есть отличия? ”. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка.
В своей работе мы используем разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растёт? », «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д. ).


 

Экскурсии — один из основных форм организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д. ). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

 

 

В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей решались не только задачи экологического воспитания, но и развитие навыков творческой работы, развития ряда личностных характеристик, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание.

Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.

Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение моих воспитанников ко всему окружающему.

 

Список литературы

1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2009.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

5. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009.

6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2005.

 

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.