Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История. Особенности немого кино



История

В 1878 году Эдвард Мэйбридж снял с помощью большого количества камер скачущую лошадь по кличке «Оцидент». Позже была изобретена «камера» с фотопластинами на вращающемся барабане.

В 1884 году Джордж Истмэн заменил фотопластины бумажной пленкой покрытой фотоэмульсией.

В 1888 году режиссёр Луи Лепренс снял первый в истории плёночный фильм — «Сцена в саду Роундхэй». В конце 1888 года Лепренс снял «Движение транспорта по мосту Лидс».

Становление кинематографа во Франции связано с именем братьев Огюста и Луи Люмьеров, которые работали в Лионе в фотографической студии их отца Антуана. Их кинематограф, который предназначался как для съёмок фильмов, так и для их показа, был запатентован 13 февраля 1895 года. Его первая публичная демонстрация состоялась 28 декабря того же года в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже. На этом показе зрители могли наблюдать 10 фильмов, общей протяжённостью 20 минут, которые были сняты неподвижной камерой. Одним из первых фильмов стал «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе», который запечатлел выход из ворот нескольких сот человек, собаку, лошадь, а также выезд человека на велосипеде. Ещё на этом показе демонстрировался фильм «Разрушение стены», где кадры фильма прокручивались в обратном порядке и разрушенная стена восстанавливалась. «Разрушение стены» стал первым фильмом со спецэффектами. На этом сеансе также демонстрировалась и первая комедия — «Политый поливальщик», в котором поливальщик оказывается облитым струёй воды из-за шалости мальчика, наступившего на шланг.

Особенности немого кино

Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории. Титры появились в кино не сразу, и функция их со временем существенно менялась. Они использовались как заглавия монтажных частей, как замена звуковой речи, как средство изложения сюжета и связывания отдельных сюжетных фрагментов и так далее. Поначалу фильмы продавались для проката без вмонтированных титров — прокатчик получал только текст, который мог напечатать и вставить в фильм по своему усмотрению (например, перевести титры на другой язык), на плёнке в этом случае начало титра обозначалось косым крестом с номером титра. В России в начале XX века существовали тировочные мастерские, которые выполняли для прокатчиков изготовление монтажных фрагментов с интертитрами. Со временем титры были осмыслены как эстетически важная часть фильма, они специально оформлялись и организовывались с остальным материалом. Кроме того, титры часто тонировались цветом.

О немом кино

Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоеванных чистым кинематографом.

                                                                                                            Альфред Хичкок.

В конце эпохи кино великие кинематографисты — практически все — достигли уровня, близкого к совершенству. Введение звука поставило их достижения под угрозу. Дело в том, что в тот период блестящее мастерство замечательных художников оттенило жалкое непотребство прочих, и люди малодостойные потихоньку вытеснялись из профессии. Теперь же с приходом звука серость благополучно вернулась на свои позиции.

                                                                                                           Франсуа Трюффо

По мере расширения художественных средств немого кино появилась также возможность создавать полнометражные фильмы без интертитров; это было характерно прежде всего для немецкой «камерной драмы», наиболее важным примером которой является фильм Мурнау «Последний человек».

Изобразительные и художественные возможности немого кино были чрезвычайно высоки. Выработался совершенно особый неповторимый стиль общения со зрителем при помощи мимики и жестов. Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино. Кроме того, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас.

Тем не менее, распространено заблуждение, что немые фильмы были примитивны. Причиной распространения этого заблуждения в середине XX века называют то, что немые фильмы часто тогда демонстрировались на повышенной скорости (например, фильмы, снятые со скоростью 16 кадров в секунду, показывались на скорости 24 кадра в секунду), и то, что большинство сохранившихся немых фильмов оказались в технически плохом состоянии.

В студии «Гомо́ н» уже начиная с 1902 года непрерывно экспериментировали в области создания звукового кино. Проблема синхронизации изображения и голоса решалась путем соединения на одной оси сначала кинопроектора и фонографа и затем граммофона.

По этому же пути в своих поисках продвигался Чарльз Урбан. Однако сложность создававшихся аппаратов ограничивала сферу их практического применения.

Звук стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов, когда в США, Германии и СССР были созданы пригодные для широкого использования системы звукового сопровождения фильмов. Первым звуковым фильмом, вышедшим в широкий прокат, стала американская кинокартина «Певец джаза» (The Jazz Singer, 1927), однако преимущественное производство немых фильмов продолжалось ещё как минимум год, звуковые фильмы стали преобладать на экранах США лишь в 1929 году. Первый советский звуковой художественный фильм — «Путёвка в жизнь» (1931).

Знаменитые фильмы немого кино

Особенную славу немому кино принесли следующие фильмы:

 «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (Франция, 1896)

«Путешествие на Луну» (Франция, 1902)

«Большое ограбление поезда» (США, 1903)

«Вампиры» (Франция, 1915)

«Рождение нации» (США, 1915)

«Нетерпимость» (США, 1916)

«Голем: как он пришёл в мир» (Германия, 1920)

«Кабинет доктора Калигари» (Германия, 1920)

«Носферату» (Германия, 1922)

«Доктор Мабузе, игрок» (Германия, 1922)

«Колесо» (Франция, 1923)

«Стачка» (СССР, 1924)

«Последний человек» (Германия, 1924)

«Алчность» (США, 1924)

«Антракт» (Франция, 1924)

«Аэлита» (СССР, 1924)

«Менильмонтан» (Франция, 1924—1925)

«Броненосец Потёмкин» (СССР, 1925)

«Золотая лихорадка» (США, 1925)

«Большой парад» (США, 1925)

«Орочи» (Япония, 1925)

«Мать» (СССР, 1926)

«Генерал» (США, 1926)

«Страницы безумия» (Япония, 1926)

«Восход солнца» (США, 1927)

«Метрополис» (Германия, 1927)

«Фауст» (Германия, 1927)

«Наполеон» (Франция, 1927)

«Толпа» (США, 1928)

«Страсти Жанны д’Арк» (Франция, 1928)

«Цирк» (США, 1928)

«Человек с киноаппаратом» (СССР, 1929)

«Ящик Пандоры» (Германия, 1929)

«Андалузский пёс» (Франция, 1929)

«Огни большого города» (США, 1931)

«Родиться-то я родился(Ребята из Токио)» (Япония, 1932)

«Танцовщица из Идзу» (Япония, 1933)

Знаменитые персоны эпохи немого кинематографа.

 Жорж Мельес

Макс Линдер

Мак Сеннет

Чарли Чаплин

Бастер Китон

Роско Арбакл

Гарольд Ллойд

Дэвид Уорк Гриффит

Лиллиан Гиш

Эдвин Портер

Мэри Пикфорд

Дуглас Фэрбенкс

Рудольф Валентино

Лон Чейни

Теда Бара

Абель Ганс

Клара Боу

Джеймс Круз

Луиза Брукс

Жуань Линюй

Кинг Видор

Эрих фон Штрогейм

Фриц Ланг

Фридрих Вильгельм Мурнау

Пауль Вегенер

Карл Теодор Дрейер

Иван Мозжухин

Вера Холодная

Димитрий Кирсанов

Владимир Максимов

Сергей Эйзенштейн

Яков Протазанов

Лев Кулешов

Всеволод Пудовкин

Александр Довженко

Григорий Козинцев и Леонид Трауберг

Дзига Вертов

Игорь Ильинский

Анатолий Кторов

Мария Лейко

Фернан Зекка

Джеймс Уильямсон

Джордж Альберт Смит

Виктор Шёстрём

Алла Назимова

Ксения Десни

Немое кино сегодня

К стилистике немого кино обращаются многие современные режиссёры. Например, канадец Гай Мэддин, создатель таких лент как «Самая печальная музыка на свете» (2003) и «Клеймо на мозге» (2006), сделал приёмы дозвукового кинематографа неотъемлемой частью своей творческой манеры[4]. В 2007 году заметным кинособытием стала лента «Антенна» аргентинского постановщика Эстебана Сапира, выдержанная в «эстетике немецкого экспрессионизма, французского авангарда и монтажного кино 1920-х»[5]. Крупный зрительский и фестивальный успех сопутствовал французской мелодраме «Артист» (2011), поставленной Мишелем Хазанавичусом, который обратился к стилистике раннего Голливуда. [6] Фильм получил приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале и пять премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.