|
|||
М. Шкетан «Якý»
Летний, томительно-знойный день. По небу лишь кое-где плывут лёгкие, перистые облака. Нестерпимо печёт раскалённое солнце. Сегодня праздник, и все в деревне дома. Молодые люди, расстегнув воротники рубашек, сидят на улице и время от времени вытирают рукавом вспотевшие лица. — Ну, и жара! Дышать нечем... Будет, пожалуй, дождик... — говорит кто-то. — Надо бы, надо бы дождика! — мечтательно отзывается другой. — А то на поле всё пересохнет... — Хорошо бы дождик! Пусть будет дождик! — протяжно произносит третий. «Скри-ип, скри-ип, скри-ип», — доносится из-за огорода равномерное поскрипывание, иногда заглушаемое весёлым смехом и громким говором парней и девушек. Там по случаю праздника устроены качели. Молодёжь развлекается, а ребятишки бегают по улице и играют. На краю оврага, возле дома, сидит на бревне одинокий мальчик. Он не принимает участия в играх ребят, он только следит за ними печальными глазами. С самого раннего утра сидит он здесь, вот уже скоро обед, а он и на шаг от своего дома не отошёл. Время от времени в доме отворяется окно и слышится голос отца: — Якý, ты здесь? — Здесь, — отвечает Якý. — Никуда не ходи! А то свяжешься с пионерами, — сделают из тебя такого же чертёнка, как и сами они... Отец захлопывает окно, и Якý снова остаётся один на улице. «Что плохого увидел он в пионерах? Почему они ему не нравятся? » — думает Якý. — Якý -у! — кричат ребята, — иди к нам, будем вместе играть! — Не-ет! — отвечает Якý. Отец... — он быстро оглядывается на окно и кончает тише: — не пускает... — Мы в лес пойдём! — говорит один мальчик с красным галстуком на груди. — По грибы! В лес пошли! — добавляет второй. — И учитель с нами идёт! — кричит третий. — Я не пойду! — говорит Якý, а сам с завистью смотрит на мальчиков, которые, смеясь и играя, проносятся мимо него. У Якý на глазах выступают слёзы. Он мысленно ругает своего отца и даже потихоньку проклинает его... «Ну, что будет от того, что я пойду, или поиграю с ними? Ведь от этого одного не становятся пионером! » — повторяет про себя одну и ту же мысль Якý и чувствует, как сильно стучит у него сердце. В прошлом году Якý ходил в школу — украдкой от отца. Отец ушёл на лесозаготовки и целых два месяца домой не возвращался. Вот тогда Якý была свобода. А так как отец всё же мог вернуться в любой день, то Якý изо всех сил налегал на учёбу. Покуда мать не ложилась спать, он просиживал за книгой, и очень скоро научился писать и читать. Иной раз ложился спать с мыслью о том, что к утру надо ещё заучить то-то и то-то. Ради этого он вставал пораньше, недосыпал, а потом у него болела и кружилась голова. Тем не менее, он за эти два месяца ни разу не пропустил уроков в школе и многих своих товарищей обогнал. «Вернётся отец и в школу не пустит, — думал Якý, — значит надо до того, как он придёт, закончить учёбу за год! » И Якý, подгоняемый этой мыслью, старался успеть как можно больше. И действительно... Вернулся однажды отец из дальнего леса, увидал на вешалке ученическую сумку и сразу же нахмурился. Не говоря ни слова, отец пообедал, потом сел пить чай. Якý всё время сидел, как на горячих углях, его бросало то в жар, то в холод... А отец, когда покончил с обедом и чаепитием, подошёл к вешалке, снял витой пояс, потом схватил Якý и зажал его между колен... После этого тело Якý целую неделю ныло и болело. Мать жалела мальчика, но перечить отцу не смела. Ей и самой нередко попадало из-за сына. Вот и на этот раз он избил её и требовал ответа, — зачем она Якý в школу пустила? Но таково уж сердце матери... Она не может заставить сына отказаться от учёбы. * * * Отец Якý — человек ещё не старый, но какой-то старомодный, отсталый. Зовут его Фома Михайлович. Отец Фомы был когда-то старостой в деревне и хотел, чтобы сын его был попом. Поэтому он долго содержал его в доме попа. Фома и сейчас крепко дружит с попом. Во время гражданской войны он одно время был в своей деревне председателем. Вот тогда он и показал себя: выходец из богатой среды, он не упускал случая настраивать марийцев против советов. Когда он был председателем, в волости произошёл крестьянский бунт. Фома тогда бегал по деревне и агитировал против работников волостного совета. Деревенские богачи натравили на советских работников самых отсталых крестьян-бедняков, а сами хитро стояли в стороне и потирали руки... А Фома и ему подобные всячески безобразничали. Бунт продолжался недолго, всех зачинщиков посадили в исправдом. Попался и Фома, но года через полтора ему удалось освободиться. Фома остался таким же, как и был: сказалось и происхождение и поповская учёба. Он по-прежнему противился всему новому, восставал против всего прогрессивного, злобствовал и брюзжал. Если соседи по совету учителя начинали говорить о посеве клевера, Фома кричал: — Захочет бог хлеб уродить, так мы и без клевера обойдёмся! Женит, бывало, мариец сына и не обвенчает его с невестой по-церковному обычаю, — Фома злится и ругается: — В антихристы записался! Поп устраивал молебны об урожае, ходил из дома в дом с иконой. И никто так не усердствовал в таких случаях, как Фома. Если крестьяне не устраивали в поле подставки для икон, он ругал их: — Бога не признаёте! Нехристи! Особенно ненавидел Фома советскую школу. — Только и учат, что плясать да петь! — говорил он. — Раньше зайдёшь, бывало, в школу, — благопение! Молитвы читают, церковному песнопению обучают... Однажды, когда в школе отмечали юбилей республики — 1 марта, — Фома зашёл посмотреть. Один мальчик играл на гармони, другой бил в бубен, а двое плясали. Фома плюнул, будто чёрта увидел, и выбежал из школы. Ни одно собрание не обходилось без участия Фомы. И на всех собраниях Фома кричал и протестовал против чего-нибудь. На первых порах, после гражданской войны, когда не всё ещё было восстановлено, в деревне иногда слушали Фому и поступали по его указке. Но прошло некоторое время, и люди стали понимать, что Фома тянет их назад. Авторитет его падал, крики переставали действовать, а в конце концов над ним стали попросту смеяться: — Не кричи, Фома! Зря это! Сума у тебя полна, опростать пора!.. В школе организовали пионерский отряд. Большинство отцов и матерей не возражало против того, что их дети вступили в пионерскую организацию. И только Фома не унимался и ругал родителей: — Отдали детей безбожникам в руки! Бессовестные! — Не кричи! — отвечали ему. — И твой сын всё равно будет пионером! — Мой?! Ну, нет! Не быть шапке на моей голове, если сын мой пионером станет! — божился Фома и даже шапкой оземь хлопал! Только два человека в деревне открыто поддерживали Фому: Иван Попуев и Егор Тереевич. Этим кулакам слова Фомы по душе. Они всячески добивались участия Фомы во всех наиболее важных деревенских делах и постоянно твердили ему: «Вот так скажи! Вот так сделай! » Поэтому крестьяне на собраниях насмешливо спрашивали: — Ну, как, Фома? Какую инструкцию от кулаков получил?.. * * * «Старая рама — старым саням, новым саням — новая рама! » — говорится в пословице. А понимать это надо так, что новому времени старые обычаи не к лицу. В одно воскресение Якý, как всегда, сидел на бревне возле дома, но на этот раз не стерпел и убежал к ребятам — играть. Вечук с красным галстуком на груди собрал всех мальчиков и девочек и повёл их за огород на широкую площадку. Здесь Вечук выстроил всех ребят и начал учить их маршировать. Потом он затеял игры, учил петь пионерский марш: «Мы дети свободной страны, Мы — пионеры... » Громко раздавалась песня. Ребята, которые ещё не вступили в пионерскую организацию, хоть и не знали слов марша, запомнили мотив и подтягивали. — В нашем отряде всего десять ребят, — сказал Вечук. — Этого, конечно, мало. Надо, чтобы все, кто учится в школе, вступили в пионерский отряд. В отряде можно многому хорошему научиться... — Я вступлю, — сказал один из мальчиков. — Мне отец не запрещает. — И меня отец пустит, — заявил другой. — Я тоже вступлю... — И я не отстану... И только Якý, опустив голову, молчит. «Мне отец запрещает, я не могу записаться», — хочет он сказать, но стесняется. Вечук смотрит на Якý и говорит: — Якý, верно, отец не пускает в школу... Попросим учителя, чтобы он поговорил с твоим отцом... — Попросим! Будем просить! — кричат ребята. В эту минуту к ребятам подошёл отец Якý. В руке у него ремень с железной пряжкой. Он приблизился и смотрит на Якý. Мальчик стоит ни жив, ни мёртв. Он посинел от страха и не смеет шевельнуться. Ему и перед товарищами стыдно, и отца он испугался. — А-а, с чертенятами связался! — кричит Фома и, ухватив Якý за волосы, тащит его и хлещет ремнём. Якý, закусив губы, старается не плакать. Но долго сдерживаться он не в силах. Издалека слышен крик мальчика. Ребята некоторое время стоят молча, переглядываются, вздыхают. Всю дорогу, до самого дома, отец бил Якý. Дома мальчик лёг за полог и пролежал до вечера. Ночью у Якý поднялась температура. Он начал стонать и бредить. Ему стало казаться, что он руководит пионерским отрядом, учит ребят ходить по-военному, разучивает с ними песни... Потом он стал просить ребят защитить его от отца... — Надо просить учителя... Пусть разъяснит... — бормотал Якý, разметавшись по постели. Ночью к мальчику подходила мать и гладила его по голове. Она тоже уснуть не может... Сердце болит за сына. Отец спит в другом месте. Иной раз кашлянёт... Видно, чувствует свою вину, но ничего не говорит. На следующее утро Якý не встал с постели. Дышать ему стало труднее... Якý серьёзно заболел. * * * Якý лежал за пологом, часто бредил, или бормотал что-то про себя. Иной раз опомнится, лежит и смотрит в угол. Складки полога кажутся ему волнами... Вот они становятся всё шире и шире... Страшно! А вот они превращаются в сети, у них щупальца, они хотят схватить и унести куда-то Якý... — А-а-а! — кричит он в ужасе. В сени прибегает мать, открывает полог, смотрит на сына, кладёт ему руку на горячий лоб. — Что с тобой? Что ты, Якý? — спрашивает в тревоге мать. — Укусить хочет... — лепечет в ответ мальчик. — Кто? Где? — Паутина... Паук... — Ну, что ты! Нет здесь никакого паука!.. Якý успокаивается. Мать уходит. Иногда она вместе с отцом уходит на работу. Якý остаётся один. И тогда, если на мальчика нападает страх, и он кричит, к нему прибегает соседка и успокаивает его, как может. Но большей частью Якý лежит один. Помимо всего прочего, у Якý распух мизинец на правой ноге. Когда отец вёл его домой, он споткнулся и ударил ногу об камень. Приходится поэтому часто держать ногу в холодной воде, — это немного успокаивает нестерпимую боль. Фома, после того, как заболел Якý, часто думал о сыне. Иногда он украдкой, чтоб не видела мать, заглядывал за полог и внимательно смотрел на сына. И лицо его, заросшее чёрной бородой, казалось изменившимся, бледным и печальным. Тем не менее, когда соседи советовали отвезти Якý в больницу, Фома отказывался. — Если поправиться, так и дома поправится... — Погубит он мальчика своим упрямством! — говорили соседи. Только через месяц, когда уже начали желтеть листья на деревьях, Якý в первый раз после болезни вышел на улицу и сел на обычное своё место. Целый день по улице взад и вперёд тянутся телеги: возят снопы с поля. Те, что едут порожняком, держат в руке кусок пирога и едят на ходу. Те, что едут с поля со снопами, держат лошадь под уздцы, чтоб не бежала под гору. Вот и Вечук. Он с отцом везёт снопы с поля. Вечук забрался на самый верх и держит вожжи, а отец шагает в стороне. Проезжая мимо Якý, Вечук крикнул ему: — Зачем возле пыльной дороги уселся? Шёл бы на гумно, там лучше, воздух свежий! Якý ничего не ответил, но подумал: «Заботится обо мне Вечук, хочет, чтобы я скорее выздоровел! » — и проводил его благодарным взглядом. * * * Наступила осень. Листья опали. Над голыми сучьями шумит ветер. Ржаное поле, ещё недавно казавшееся серебристо-жёлтым, теперь теряло свою окраску, посерело и яровое поле. В сухую погоду молотят снопы, шумит веялка. В ветреную погоду мельница широко размахивает своими огромными крыльями. Завтра в школе начнутся занятия. В прошлом году с ребятами занимался один учитель. В нынешнем — прибавилась учительница, марийская девушка. Однажды учитель пришёл побеседовать с Фомой относительно Якý. — Почему ты, дядя Фома, сына в школу не пускаешь? — спросил учитель. — Какая нынче школа! — ответил Фома. — Что баня, что школа — одно и то же... — Неправильно говоришь! — сказал учитель. — Теперь гораздо лучше, чем прежде, обучают детей. — Раньше закону божьему учили, а нынче нет... Куда это годится? — Учить закону божьему детей никому не запрещается. Но это твоё частное дело. Школа такой науки не признаёт. А сына твоего мне жаль! Он в прошлом году всего два месяца учился, и тогда показал, что он способный мальчик. Учился хорошо, всех ребят обогнал. Долго разговаривал учитель с Фомой, но договориться до чего-нибудь ему так и не удалось. На следующий день Фома снова ушёл в дальний лес на заготовки. Перед уходом он сказал, обращаясь к Якý: — Если с пионерами свяжешься, пеняй на себя! «Что ему сделали пионеры? » — думал Якý и не находил ответа на этот вопрос. Увидав ребят, которые проходили по улице с ученическими сумками, Якý позавидовал им. Ему очень хотелось в школу, но упорное сопротивление отца и вечный страх перед ним сделали Якý вялым и безвольным. Он не разговорчив, не смеётся, хлопает глазами и смотрит куда-то в одну точку... — Отца, ведь, дома нет, — почему ты не ходишь в школу? — спросил как-то Вечук. — Вернётся, опять бить будет! — отвечает Якý. — Теперь не посмеет! — сказал Вечук. — Теперь нам легче будет тебя защитить: в школе в нынешнем году будут горячие обеды, кормить будем учеников. Если отец твой скандалить будет, мы тебя и вовсе из школы не отпустим, пока он не успокоится... — Если мама позволит, завтра же приду в школу. Вечук обрадовался и побежал по улице. Якý смотрел ему вслед и думал: «Почему мне нельзя так играть, бегать и резвиться, как всем ребятам? » И вот Якý снова начал учиться. Задания учителя он готовил всегда вовремя, часто целые вечера просиживал над книгами и тетрадями, занимался подолгу арифметикой, которая давалась ему с трудом. Утром вскочит, едва перекусит и бежит скорее в школу, чтобы успеть до начала уроков считать на больших счётах или писать мелом на доске. В школьный отряд пионеров вступило ещё десять ребят. На пионерские сборы приходят все школьники, занимаются, слушают беседы. Бывает на сборах и Якý. Но иногда он вдруг вскакивает и уходит... Правда, на этот раз отец, уходя, не сказал: «Не ходи учиться! » Но Якý знает, что его ждёт, когда отец вернётся.. «Придёт, опять бить будет, запретит учиться! “ — думает Якý и с удвоенной энергией начинает заниматься» Вечук всё время внимательно следит за Якý, помогает ему всем, чем может, советует. Он видит, как много работает Якý, и говорит ему часто: — Не переутомляйся! Не изнуряй себя! Подорвёшь здоровье! Вечерами, когда Якý засиживался за книгой, мать упрашивала его: — Ложись спать, Якý! Не уставай! Захвораешь! Прошёл месяц. Однажды учитель, взглянув на Якý, обратил внимание на то, что он странно выглядит. Учитель взял мальчика за подбородок и приподнял его голову. — Э-э, Яша, ты, братец, нездоров! Переутомился? — Да нет, как будто... — отвечал Якý. — По глазам видать... Якý никому не говорил о том, что он часто по ночам уснуть не может, что у него головные боли. Утром встанет, кушать не хочется, и Якý уходит в школу без завтрака. А на уроках у Якý частенько кружилась голова. Когда учитель узнал об этом, он велел Якý три дня в школу не ходить и книг в руки не брать. Якý ушёл домой. А в один из этих дней вернулся с лесозаготовок Фома. Он, хоть и знал, что Якý ходит в школу, но на этот раз ничего не сказал. * * * Наступила зима. Установился санный путь. День ото дня становится всё холоднее. Временами дуют сильные северные ветры, поднимается пурга. В деревне, по переулкам, в низинах и оврагах намело много снегу. По небу бегут белые пушистые облака. Как только установилась дорога, Фома стал снова собираться на работу в лес. Теперь он собирался поехать на своей лошади. Перед отъездом Фома сказал сыну: — Собирайся и ты. Поедешь со мною в лес, будешь жить в землянке, обеды будешь нам готовить... Матери не хотелось отпускать сына, но отец нахмурился, и мать не отважилась перечить, стала собирать Якý в дорогу. Ехать до места работы надо было далеко. Пришлось ночевать по пути в маленькой деревушке. Якý в дороге замёрз и устал. Вечером он, даже не поужинав, лёг на печке возле какого-то старика и сразу уснул крепким сном. На следующее утро он снова сел в сани и поехал дальше. Было холодно. Якý закутался в большой тулуп и немного согрелся. Лошадь, шла не торопясь, и мальчик думал о школе, об учёбе, о товарищах. Он вспоминал Вечука, весёлого, увлекающегося игрой, или серьёзного, когда он проводит сбор отряда. Иногда Вечук совсем как взрослый, выступает, говорит и размахивает руками, поучая ребят. — Время настало новое, — говорит Вечук, — и старые обычаи сейчас не к месту! Мы, пионеры, должны помогать строить новую жизнь, все свои силы надо положить на это! Всё старое и вредное надо изгонять... Якý видит пионеров, выстроившихся в ряд. Они шагают под барабан, поют песни... А он, Якý, сидит возле дома, на бревне, один... Он смотрит на пионеров, и на глаза набегают слёзы... Отворяется окно дома, и отец спрашивает: «Сидишь? » «Сиди, — добавляет он, — не смей ходить к пионерам!.. » И вдруг ему послышался гневный окрик отца: — Посторонись! Якý показалось, что кто-то ударил его по голове... По телу пробежала дрожь, затем бросило в жар... Перед глазами вдруг поплыли почему-то вниз головой разные предметы, лошади, люди... Якý перепугался и, в страхе перед чем-то неясным, на него надвигающимся, закричал... — Что случилось? Что такое? — всполошились люди, шедшие возле саней. У Якý изо рта потекла какая-то пена, и сам он стал на себя не похож. Отец пытался его уложить, прикрыть... Но Якý не даётся. Он словно взбесился... Люди останавливаются, смотрят, переговариваются. — Я крикнул ему «посторонись! », а он испугался чего-то, упал... Фома и сам растерялся, не знает, что предпринять. — Отсюда недалеко до больницы! — сказал кто-то из спутников. — Да что там больница! — артачится Фома. — Если пройдёт, так и без больницы пройдёт... — Тьфу! — плюнул в сердцах шедший рядом сосед по дому. — Ты со своим упрямством угробишь мальчонку! Фома заколебался и решил отвезти сына в больницу. В больнице врач осмотрел мальчика и сказал: — Надо бы оперировать... Но только вряд ли выдержит мальчик операцию... Через три дня Фома привёз домой окоченевшее тело Якý. Он достал из кармана бумажку, воткнул её в раму окна, а сам сел на скамейку и заплакал, как ребёнок. На бумажке было написано: «Скончался от воспаления мозга». * * * Снова наступило лето. Как и в прошлом году, в знойный праздничный день, сидят молодые марийцы на солнцепёке и вытирают рукавом пот со лба. Как и в прошлом году, на улице Вечук с ребятами марширует, играет, разучивает пионерский марш. А в садике, за гумном, молодёжь резвится у качели... На краю оврага все также лежит бревно. Но мальчика на бревне не видать. Он больше не смотрит с завистью на играющих ребят... И никто не окликает его из дома и не предупреждает: — Сиди! Не ходи к пионерам!..
|
|||
|