|
|||
{475} Примечания 12 страница⇐ ПредыдущаяСтр 170 из 170 Во-вторых, в конкретном случае переоценки возобновления «Чайки» Эфрос опирался еще и на суждение Вл. И. Немирович-Данченко. Недаром в монографии «Чайка» он благодарит его за «несколько бесед», прошедших в период работы над ней. Отсюда в строках Эфроса о Станиславском — Тригорине, взятое в кавычки слово «писатель», это цитата из Немировича-Данченко. Он считал достижением Станиславского, что в его обновленном Тригорине есть «человек» и «писатель», и отмечал это еще на репетициях. {577} Свое мнение Эфрос сохранил относительно того, что новый Тригорин Станиславского как ни хорош, но все же не идет в сравнение с другими его работами в чеховских пьесах — Астровым и Вершининым. В одном и, вероятно, в самом главном Эфрос не изменил с годами своим первоначальным впечатлениям. Это касалось возобновленного спектакля в целом, который, по его наблюдению, не имел в себе прежнего волнения неумелости, исполнялся мастерами, что вредило атмосфере и настроению. Здесь Эфрос сразу же совпал с ощущением Немировича-Данченко, писавшего в день премьеры: «Исполнение ровное, чистое, но без настоящего нерва и трепета» (Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. М.: ВТО, 1962. С. 215). [dcxlv] Цитата из роли Сорина («Чайка», четвертое действие). [dcxlvi] Боцяновский Владимир Феофилович (1869 – 1943), критик, историк литературы, драматург; один из основателей Русского библиографического общества, участник многих периодических изданий, в том числе газет «Русь», «Биржевые ведомости», где заведовал отделами критики, литературы и театра. Сотрудничал с журналом «Театр и искусство». Вослед М. Горькому разделял публицистическое направление в литературе и искусстве. Боцяновскому принадлежат первые опыты характеристик биографий и творчества молодых М. Горького, Л. Н. Андреева, В. В. Вересаева. Имел репутацию критика, широкодоступного читателям, среди которых популяризировал идеи и направления современной литературы. [dcxlvii] Это предположение В. Ф. Боцяновского основано на информации в «Русском слове» (25 октября 1905): «Дирекция Художественного театра, после происшедшего переполоха на вчерашнем спектакле, поехала просить автора “Детей солнца” выпустить сцену бунта в 4‑ м акте». Информации о последующих спектаклях сообщали, что сцена так называемого холерного бунта игралась короче и мягче по краскам. О репетиции для смягчения политической остроты эпизода 25 октября 1905 года записал и Вл. И. Немирович-Данченко у себя в рабочей тетради. Однако промелькнуло в прессе и то, что Горький, «не соглашаясь с купюрами в финале “Детей солнца”, хочет снять пьесу с репертуара после абонементных спектаклей» («Новости дня», 27 октября 1905). Все же был достигнут компромисс между театром и автором, так как «Дети солнца» выдержали не только двадцать одно представление в сезоне 1905/06 года (последнее — 4 декабря, когда театр уже собирался за границу), но и были сыграны семь раз в следующем сезоне 1906/07 года. [dcxlviii] Премьера спектакля «Дети солнца» в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской состоялась 12 октября 1905 года. [dcxlix] Опущен анализ образов действующих лиц и их роли в интриге и идейном смысле пьесы. [dcl] В. В. Лужский играл роль Чепурного. [dcli] М. Ф. Андреева — исполнительница роли Лизы. [dclii] О. Л. Книппер-Чехова играла Меланию. [dcliii] {578} Культ Солнца — один из мотивов символизма начала 900‑ х годов в России, наиболее ярко выразившийся в темах поэтического сборника К. Д. Бальмонта «Будем как Солнце» (1903). Обращение к Солнцу являло собой слияние духа с космосом. Оно должно было приподымать человека, придавать его мироощущению победоносное и гордое начало. Рефреном для Бальмонта была мысль: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце < …> » [dcliv] Лавуазье Антуан Лоран (1743 – 1794), французский химик, принадлежал к числу основоположников современной химии, написал известный «Начальный учебник химии». Дарвин Чарлз Роберт (1809 – 1882), английский естествоиспытатель, автор теории эволюции видов — «Происхождение видов путем естественного отбора». Предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяны. [dclv] Дворника Романа играл Д. О. Шадрин, а горничную Лушу — С. В. Залютина. [dclvi] Из обзорной статьи Ю. И. Айхенвальда в «Русской мысли», посвященной спектаклям: «Буря» Шекспира (Малый театр), «Отец» Стриндберга (Новый театр) и «Дети солнца» М. Горького (Художественный театр), — здесь публикуется с сокращением фрагмент о «Детях солнца» в МХТ. [dclvii] Опущено обильное цитирование «звучных тирад» из ролей Лизы и Протасова, а также любительские стихотворения Вагина. [dclviii] Имеется в виду пьеса М. Горького «На дне», поставленная в Художественном театра в 1902 году. [dclix] Калибан и Просперо — персонажи пьесы У. Шекспира «Буря», несущие в себе начала зла и добра. [dclx] Кассандра — героиня древнегреческой мифологии, чье имя стало нарицательным понятием пророчества бед и несчастий. [dclxi] Опущено цитирование текстов из ролей Лизы, Протасова и Вагина. [dclxii] Опущено обещание автора поговорить в следующей статье о пьесах Бара «Мастер» и Найденова «Авдотьина жизнь». [dclxiii] {607} КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 456. [dclxiv] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 456. [dclxv] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 456. [dclxvi] Там же. С. 447. [dclxvii] «Русский курьер», 1882. 3 февраля // Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века. Л.: Искусство, 1976. С. 289. [dclxviii] КС‑ 9. Т. 5, кн. 2. С. 124. [dclxix] Эфрос Н. «Ревизор» в Художественном театре // Речь. 1908. 21 декабря. [dclxx] ИП. Т. 1. С. 468. [dclxxi] Там же. С. 471. [dclxxii] Там же. С. 469. [dclxxiii] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 456. [dclxxiv] КС‑ 9. Т. 7. С. 391. [dclxxv] ИП. Т. 1. С. 238. [dclxxvi] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 457. [dclxxvii] Мамонтов С. Театр и музыка. 29‑ е представление «Ревизора» // Русское слово. 1909. 27 февраля. [dclxxviii] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 543. [dclxxix] Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с драматургами и критиками 5 октября 1933. — Н‑ Д № 7537. [dclxxx] Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с драматургами и критиками 5 октября 1933. — Н‑ Д № 7537. [dclxxxi] Немирович-Данченко Вл. И. < Набросок к выступлению на II пленуме Правления Союза советских писателей, 4 марта 1935>. — Н‑ Д № 7390. [dclxxxii] Немирович-Данченко Вл. И. < Набросок к выступлению на II пленуме Правления Союза советских писателей, 4 марта 1935>. — Н‑ Д № 7390. [dclxxxiii] Немирович-Данченко Вл. И. < Набросок к выступлению на II пленуме Правления Союза советских писателей, 4 марта 1935>. — Н‑ Д № 7390. [dclxxxiv] Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с драматургами и критиками 5 октября 1933. — Н‑ Д № 7537. [dclxxxv] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 461. [dclxxxvi] КС‑ 9. Т. 7. С. 381. [dclxxxvii] КС‑ 9. Т. 7. С. 381. [dclxxxviii] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 533. [dclxxxix] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 533. [dcxc] Там же. С. 461. [dcxci] Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с драматургами и критиками 5 октября 1933. — Н‑ Д № 7537. [dcxcii] Вечер памяти Н. Е. Эфроса в год его смерти 6 октября 1924 в МХТ. — А № 7601. [dcxciii] Вечер памяти Н. Е. Эфроса в год его смерти 6 октября 1924 в МХТ. — А № 7601. [dcxciv] КС‑ 9. Т. 1. С. 296. [dcxcv] Андреевский С. Театр молодого века. (Труппа Московского Художественного театра) // Россия. 1901. 30 ноября. [dcxcvi] Али < Н. Е. Эфрос> . Спросонок // Новости дня. 1901. 2 декабря. [dcxcvii] Н. Э‑ с < Н. Е. Эфрос> . Из Москвы // Театр и искусство. 1903. № 1. [dcxcviii] ИП. Т. 1. С. 341. [dcxcix] {608} КС‑ 9. Т. 8. С. 275. [dcc] Неотправленное письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Н. Е. Эфросу от < 1913>. — Н‑ Д № 2060. [dcci] Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Н. Е. Эфросу от 23 декабря 1912. — Н‑ Д № 11873. [dccii] Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к Н. Е. Эфросу от < 1913 – 1914>. — КП 16640. [dcciii] КС‑ 9. Т. 8. С. 339. [dcciv] Эфрос Н. «Карамазовы». (К сегодняшнему и завтрашнему спектаклям Художественного театра) // Одесские новости. 1913. 19 мая. [dccv] Старый друг < Н. Е. Эфрос> . «Братья Карамазовы» // Театр. 1910. № 716. [dccvi] ИП. Т. 2. С. 39. [dccvii] Там же. С. 51. [dccviii] Эфрос Н. Художественный театр. Вершина вершин // Одесские новости. 1913. 17 мая. [dccix] Эфрос Н. Художественный театр. Вершина вершин // Одесские новости. 1913. 17 мая. [dccx] Эфрос Н. Художественный театр. Вершина вершин // Одесские новости. 1913. 17 мая. [dccxi] ИП. Т. 2. С. 261. [dccxii] Речь Вл. И. Немировича-Данченко на вечере в память Н. Е. Эфроса в Академии Художественных наук 22 октября 1923. — А № 7597. [dccxiii] Речь Вл. И. Немировича-Данченко на вечере в память Н. Е. Эфроса в Академии Художественных наук 22 октября 1923. — А № 7597. [dccxiv] Волков Н. Памяти Н. Е. Эфроса // Современный театр. 1928. № 42. [dccxv] Письмо Л. Я. Гуревич к К. С. Станиславскому от 4 апреля 1904. — КС № 8016. [dccxvi] ИП. Т. 2. С. 94. [dccxvii] ИП. Т. 2. С. 94. [dccxviii] КС‑ 9. Т. 9. С. 651. [dccxix] Кугель А. Р. Примечание к ст. П. Ярцева «Три сестры» // Театр и искусство. 1901. № 8. [dccxx] ИП. Т. 1. С. 394. [dccxxi] Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896 – 1939. М.: Искусство, 1976. С. 96. [dccxxii] Ярцев П. О Московском Художественном театре. (К спектаклям в Киеве) // Киевская мысль. 1912. № 120. [dccxxiii] Ярцев П. О Московском Художественном театре. (К спектаклям в Киеве) // Киевская мысль. 1912. № 120. [dccxxiv] Ярцев П. О Московском Художественном театре. (К спектаклям в Киеве) // Киевская мысль. 1912. № 120. [dccxxv] Ярцев П. Театральные очерки: Новая школа актерской игры. Новая техника // Речь. 1913. 11 мая. [dccxxvi] Летопись КС. Т. 2. С. 374. [dccxxvii] Ярцев П. Театральные очерки: Новые театры // Речь. 1912. 1 декабря. [dccxxviii] Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с драматургами и критиками 5 октября 1933. — Н‑ Д № 7537. [dccxxix] ИП. Т. 1. С. 162. [dccxxx] Игнатов И. Десятилетие Художественного театра // Русские ведомости. 1908. 14 октября. [dccxxxi] Рок Н. < Н. О. Ракшанин> . Из Москвы. (Очерки и снимки) // Новости и Биржевая газета. 1901. 3 ноября. [dccxxxii] Н. Н. < Н. И. Николаев? >. И. О. Ракшанин // Театр и искусство. 1903. № 48. [dccxxxiii] Рок Н. < Н. О. Ракшанин> . Из Москвы. (Очерки и снимки) // Новости и Биржевая газета. 1901. 3 ноября. [dccxxxiv] Рок Н. < Н. О. Ракшанин> . Из Москвы. (Очерки и снимки) // Там же. 1900. 5 февраля. [dccxxxv] Н. Н. < Н. И. Николаев? >. Н. О. Ракшанин // Театр и искусство. 1903. № 48. [dccxxxvi] Яблоновский С. Юбиляры и триумфаторы // Русское слово. 1908. 14 октября. [dccxxxvii] Письмо Вл. И. Немировича-Данченко к С. В. Яблоновскому от 16 октября 1908. — Н‑ Д № 2973. [dccxxxviii] Яблоновский С. Ревизор // Русское слово. 1908. 20 декабря. [dccxxxix] Яблоновский С. Художественный театр. «Месяц в деревне» // Там же. 1909. 10 декабря. [dccxl] КС‑ 9. Т. 5, кн. 1. С. 517. [dccxli] Яблоновский С. Битва окончена // Русское слово. 1910. 8 января. [dccxlii] Письмо С. В. Яблоновского в Московский Художественный театр от 17 января 1914. — Ф. 1. Оп. 94. Ед. хр. 399. [dccxliii] Дорошевич В. На кончике пера // Московский листок. 1898. 28 октября. [dccxliv] Дорошевич В. Сектанты // Россия. 1901. 1 марта. [dccxlv] Дорошевич В. Искусство на иждивении // Русское слово. 1902. 17 февраля. [dccxlvi] Дорошевич В. Искусство на иждивении // Русское слово. 1902. 17 февраля. [dccxlvii] {609} Письмо В. М. Дорошевича к Вл. И. Немировичу-Данченко от 1 ноября 1908. — Н‑ Д № 6753. [dccxlviii] Из прошлого. С. 36. [dccxlix] Письмо С. В. Флёрова к К. С. Станиславскому от 2 февраля б. г. — КС № 11010. [dccl] Васильев С. Театральная хроника // Московские ведомости. 1900. 3 января. [dccli] Васильев С. Театральная хроника // Московские ведомости. 1900. 3 января. [dcclii] Васильев С. Неделя в Севастополе // Там же. 24 апреля. [dccliii] Васильев С. Театральная хроника // Там же. 11 декабря. [dccliv] Васильев С. В чем дело? // Там же. 5 июня. [dcclv] КС‑ 9. Т. 7. С. 380. [dcclvi] Васильев С. Театральная хроника // Московские ведомости. 1900. 3 января. [dcclvii] Васильев С. В чем дело? [Продолжение] // Там же. 12 июня. [dcclviii] КС‑ 9. Т. 1. С. 301. [dcclix] Васильев С. Театральная хроника. (Итоги и мысли) // Московские ведомости. 1901. 15 января. [dcclx] Васильев С. Гастроли Московского Художественного театра в Петербурге // Там же. 5 марта. [dcclxi] Васильев С. Театр и музыка. Московский Художественный театр в Петербурге // Там же. 24 февраля. [dcclxii] КС‑ 9. Т. 7. С. 391 – 392. [dcclxiii] Икс. Наши беседы. У А. Р. Кугеля // Театр. 1916. 26 марта. [dcclxiv] Homo Novus. Спектакли Московского Художественного театра. «Дядя Ваня» А. Чехова // Петербургская газета. 1901. 20 февраля. [dcclxv] А. К‑ ель. Заметки о Московском Художественном театре // Театр и искусство. 1901. № 9. [dcclxvi] А. К‑ ель. Заметки о Московском Художественном театре // Театр и искусство. 1901. № 9. [dcclxvii] Суворин А. Кстати // Новое время. 1901. 23 февраля. [dcclxviii] Беляев Юр. Театр и музыка. Московский Художественный театр. «Братья Карамазовы». Вечер 1‑ й // Там же. 1911. 13 апреля. [dcclxix] Беляев Юр. Театр и музыка. Спектакли Художественного театра. «Братья Карамазовы». Вечер 2‑ й // Там же. 15 апреля. [dcclxx] Беляев Юр. Театр и музыка. «Горе от ума». (Московский Художественный театр) // Там же. 1907. 26 апреля. [dcclxxi] Homo Novus. Случайные заметки // Театр и музыка. 1923. № 9. [dcclxxii] Кугель А. Театральные заметки // Жизнь искусства. 1924. № 25. [dcclxxiii] Кугель А. (Homo Novus). Театральные заметки // Театр и музыка. 1923. № 37. [dcclxxiv] Кугель А. К юбилею Московского Художественного Театра // Художественный труд. 1923. № 3. [dcclxxv] На театрах. Вечер в честь МХТ. Речь А. Р. Кугеля // Театр и музыка. 1923. № 37. [dcclxxvi] Кугель А. К юбилею Московского Художественного Театра // Художественный труд. 1923. № 3. [dcclxxvii] КС‑ 9. Т. 9. С. 288. [dcclxxviii] Андреев Л. Н. Письмо о театре // Шиповник. 1914. Кн. 22. [dcclxxix] Бескин Эм. Листки // Искусство и труд. 1921. № 2. [dcclxxx] КС‑ 9. Т. 9. С. 315. [dcclxxxi] Садко < В. И. Блюм> . За упокой раба божия юбиляра // Зрелища. 1923. № 59. [dcclxxxii] Рабочая Москва. 1928. 26 октября. [dcclxxxiii] Соболев Юр. Двадцать пять лет Художественного театра // Художник и зритель. 1924. № 1. [dcclxxxiv] Соболев Юр. «Искали правды подлинных переживаний». К 30‑ летию Художественного театра // Коммуна. 1928. 28 октября. [dcclxxxv] Соболев Юр. Художественный театр и революция. (К 30‑ летию МХТ) // Заря Востока. 1928. 27 октября. [dcclxxxvi] Письмо Ю. В. Соболева к Вл. И. Немировичу-Данченко от 29 мая 1937. — Н‑ Д № 5739. [dcclxxxvii] В. Т. < В. Т. Тихонович> . Дискуссия и полемика. Малый или Художественный // Вестник театра. 1920. № 61. [dcclxxxviii] Бескин Эм. Московские письма // Театр и искусство. 1911. № 10. [dcclxxxix] Бескин Эм. Московские письма // Театр и искусство. 1911. № 10. [dccxc] {610} Письмо Э. М. Бескина к Вл. И. Немировичу-Данченко от 3 октября 1922. — Н‑ Д № 3300/3. [dccxci] Бескин Эм. Пожар «Вишневого сада». К постановке «Лизистраты» // Зрелища. 1923. № 42. [dccxcii] В. И. Немирович-Данченко о том, почему и как поставлена «Лизистрата» // Там же. № 54. [dccxciii] Тальников Д. На театрах. «Лизистрата» // Театр и музыка. 1923. № 34. [dccxciv] Садко < В. И. Блюм> . За упокой раба божия юбиляра // Зрелища. 1923. № 59. [dccxcv] Блюм В. За китайской стеной классицизма. «Отелло» в МХТ I // Вечерняя Москва. 1930. 22 апреля. [dccxcvi] Письмо В. И. Блюма к Вл. И. Немировичу-Данченко от 3 мая 1938. — Н‑ Д № 3321. [dccxcvii] Луначарский А. Московский Художественный театр // Художественный труд. 1923. № 3. [dccxcviii] Луначарский А. Московский Художественный театр // Художественный труд. 1923. № 3. [dccxcix] Тальников Д. «Назад, к Островскому! », «Таланты и поклонники» в МХАТ СССР // Советское искусство. 1933. 14 октября. [dccc] КС‑ 9. Т. 9. С. 565. [dccci] Тальников Д. Неопреодоленный бытовизм. «Егор Булычов» в Художественном театре // Советское искусство. 1934. 28 февраля. [dcccii] Тальников Д. Неопреодоленный бытовизм. «Егор Булычов» в Художественном театре // Советское искусство. 1934. 28 февраля. [dccciii] Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с драматургами и критиками 5 октября 1933. — Н‑ Д № 7537. [dccciv] КС‑ 9. Т. 9. С. 685. [dcccv] На театрах. Вечер в честь МХТ. Речь А. Р. Кугеля // Театр и музыка. 1923. № 37. [dcccvi] Беседа Вл. И. Немировича-Данченко с драматургами и критиками 5 октября 1933. — Н‑ Д № 7537.
|
|||
|