М. Кузмин «Петр Хлебник»[cccxxxv] «Жизнь искусства», 1918, 22 ноября
В годовщину смерти Толстого ничего более подходящего, более вещего нельзя было выбрать, как эта пророческая легенда. И эта упрямая неумолимость, и этот перелом обнаженной души, и это отречение для простой работы, и этот уход неизвестно куда в звездную ночь от человеческой славы опять наталкивает мысли на автобиографичность. И опять нечеловеческий лаконизм, слова, которых почти невозможно слышать произносимыми, жесткие и веские, как камни, как тот хлеб, брошенный Петром-мытарем. Почти нечего говорить, нечего исполнять, и какая трудность для постановки и исполнения. Может быть, один Уралов (отличный и по внешнему виду) сумел бросать эти какие-то неживые или последние слова так полновесно, как это требовалось. Положим, у других и не было так называемых ролей, а свои два‑ три слова они произносили если не с достаточной полнотой, то с полным достоинством. Исключение было только раб Елизар, вся роль которого очень странно понята режиссером, тормошливо и совершенно недостойно исполнена, да сцена с доктором, опять некстати размельченная. Молчание, нужное для резонанса слов, было понято как длиннейшие паузы, к тому же заполненные довольно продолжительной музыкой, не всегда объяснимой, что давало впечатление совсем неподходящее и очень мелкое каких-то «настроений», которых совершенно нет в этом страшном, загробном произведении. Начало 5‑ й картины, где на < фоне> лаконичной и эпической декорации минут пять спит немой раб под музыку, странно и некстати даже до смешного. Опять спящий и бесплодный базар, по которому, будто чтобы подчеркнуть пустынность, бродит мальчик с мелким товаром, неприятно поражает поверхностной выдумкой. И при народе слова Толстого так же веще звучали бы, а толпа не должна непременно быть толпой из «Лакмэ». Мне кажется, что в декорациях {378} и костюмах А. Я. Головина гораздо больше понято это редкое произведение, которому все вышеуказанные приемы постановки, вплоть до запрещения аплодировать между действиями, придали характер скучного и ненужного символизма с настроениями.
|