![]()
|
|||||||
{5} От составителейСтр 1 из 123Следующая ⇒
Мейерхольд в русской театральной критике: 1898 – 1918 / Сост. и коммент. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 527 с. От составителей..................................................................................................... 5 Читать Кружок любителей драматического искусства. N. < А. А. Косминский> «Горе от ума»............................................................... 7 Читать В. Г. < «Грех да беда на кого не живет»>............................................................ 8 Читать Московский -ф- < Н. Е. Эфрос>. «Чайка»................................................................................ 10 Читать С. Васильев. Художественно-общедоступный театр. < Без подписи>. «Одинокие».............................................................................. 15 Читать Труппа русских драматических артистов под А. Н‑ н. «Три сестры», драма А. П. Чехова, 22 сентября.................................. 20 Читать де-Линь. «Смерть Иоанна Грозного»................................................................ 21 Читать Влад. Ленский. По поводу.................................................................................. 25 Читать Товарищество Новой драмы А. Н‑ н. «Коллега Крамптон», комедия в пяти действиях соч. Г. Гауптмана, < Без подписи>. Городской театр....................................................................... 32 Читать Алексей Ремизов. Товарищество Новой драмы. Письмо из Херсона........... 33 Читать < Без подписи>. Новая драма.............................................................................. 37 Читать С. Т. Вместо рецензии. «Снег», или Бумага все терпит.................................. 39 Читать Н. М. Послесезонные выводы и заключения................................................... 41 Читать Театр-Студия Георгий Чулков. Театр-Студия.......................................................................... 45 Читать Аврелий. Искания новой сцены........................................................................ 49 Читать Товарищество Новой драмы -кий. Драма........................................................................................................... 52 Читать А. Т. Спектакли Товарищества Новой драмы.................................................. 54 Читать Ш. Драма............................................................................................................... 56 Читать А. Д. Театр и музыка........................................................................................... 57 Читать Н. Б. Русская драма.............................................................................................. 59 Читать Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской Влад. Азов. Открытие театра В. Ф. Комиссаржевской — «Гедда Габлер»... 61 Читать Ч. < Г. И. Чулков>. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Гедда Габлер» Ибсена. 64 Читать А. Кугель. Театральные заметки........................................................................ 67 Читать Ч. < Г. И. Чулков>. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Сестра Беатриса» М. Метерлинка 75................................................................................................................... Читать Юр. Беляев. О Комиссаржевской....................................................................... 77 Читать Ал. Блок. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской Максимилиан Волошин. «Сестра Беатриса» Смоленский. Театр г‑ жи Комиссаржевской. Влад. Азов. Театр Комиссаржевской. Андрей В. «Балаганчик»..................................................................................... 91 Читать А. Кугель. Театральные заметки........................................................................ 96 Читать К. Чуковский. Петербургские театры............................................................. 101 Читать Влад. Азов. Театр Комиссаржевской. «Трагедия любви» Гейберга............ 105 Читать Зигфрид. Эскизы................................................................................................ 106 Читать Смоленский. Драматический театр. «Комедия любви» Г. Ибсена.............. 110 Читать Г. Чулков. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Свадьба Зобеиды». П. Конради. Драматический театр. «Свадьба Зобеиды», Ч. < Г. И. Чулков>. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Жизнь Человека», А. Блок. О драме................................................................................................ 119 Читать П. Ярцев. О старом и новом театре. Стилизация. — «Гедда Габлер» П. Ярцев. О старом и новом театре. Статья вторая. А. Воротников. Театр Комиссаржевской в Москве. Впечатления.............. 132 Читать Андрей Белый. Символический театр. П. Ярцев. Спектакли Петербургского Драматического театра С. Ауслендер. Из Петербурга........................................................................... 147 Читать Влад. Азов. «Пробуждение весны»................................................................. 152 Читать Латник. «Пелеас и Мелисанда». (Письмо из Петербурга)............................ 156 Читать Смоленский. «Пелеас и Мелисанда» в театре г‑ жи Комиссаржевской....... 160 Читать Старик. «Пелеас и Мелисанда»........................................................................ 162 Читать Ч. < Г. И. Чулков>. Театр В. Ф. Комиссаржевской. Александр Бенуа. Дневник художника........................................................... 167 Читать Георгий Чулков. По поводу ухода Вс. Эм. Мейерхольда Александринский театр Юр. Беляев. «У царских врат».......................................................................... 171 Читать Л. Гуревич. «У царских врат» Кнута Гамсуна............................................... 173 Читать А. Коптяев. Возобновленный «Тристан»....................................................... 175 Читать А. Бенуа. Художественные письма. Постановка «Тристана»...................... 178 Читать Сергей Ауслендер. Петербургские театры..................................................... 186 Читать Евгений Браудо. Любовь и смерть С. Ауслендер. «Шут Тантрис» Э. Хардта....................................................... 190 Читать Евг. Зноско-Боровский. Башенный театр....................................................... 192 Читать Аш. «Дом интермедий».................................................................................... 198 Читать Сергей Ауслендер. Впечатления сезона. С. ‑ Петербург. Юр. Беляев. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан»)............................ 203 Читать Александр Бенуа. Балет в Александринке...................................................... 205 Читать Кн. Сергей Волконский. «Дон Жуан» и «Мокрое». Сергей Ауслендер. «Дом интермедий»........................................................... 221 Читать А. С. < А. С. Суворин>. На репетиции «Бориса Годунова».......................... 222 Читать В. Л. < В. К. Фролов>. «Борис Годунов» с Шаляпиным................................ 224 Читать А. Бенуа. Возобновление «Бориса»................................................................. 226 Читать Влад. Азов. На генеральной репетиции «Орфея и Эвридики».................... 232 Читать К. Ар‑ н (Solus). На пире звуков и красок < Без подписи>. «Орфей» в бенефис хора....................................................... 236 Читать А. Бенуа. Художественные письма. Постановка «Орфея»........................... 240 Читать К. Арабажин. Впечатления сезона. С. ‑ Петербург. Александринский театр 245 Читать Кн. Сергей Волконский. Москва. «Живой труп».......................................... 246 Читать Михаил Бабенчиков. Териокский театр И. Осипов. «Заложники жизни». Премьера в Александринском театре.... 255 Читать П. Ярцев. Александринский театр. О представлении «Заложников жизни» 257 Читать Нерихард. < На генеральной репетиции «Электры» Рихарда Штрауса>.... 259 Читать В. Г. Каратыгин. Рихард Штраус и его «Электра»........................................ 260 Читать А. Бенуа. Музейчик и балаганчик................................................................... 269 Читать Андрей Левинсон. «Пизанелла, или Душистая смерть». Любовь Гуревич. Александринский театр..................................................... 279 Читать Смоленский. Вечер А. А. Блока. — «Балаганчик» и «Незнакомка»........... 281 Читать Евг. Зноско-Боровский. Спектакли, посвященные Александру Блоку Редакция. Несколько слов по поводу постановки лирических драм Ю. С. < Ю. В. Соболев>. Лермонтовский спектакль Литературного фонда 291 Читать К вечеру Студии 12 февраля 1915 г. Отзывы ежедневной печати Н. Тамарин. Александринский театр. «Зеленое кольцо», Victor. «Стойкий принц» Кальдерона на сцене Александринского театра. Н. Лебедев. Александринский театр. «Пигмалион» Бернарда Шоу............ 313 Читать Вл. С. < В. Н. Соловьев> Петроградские театры............................................ 314 Читать И. Осипов. «Гроза» А. Н. Островского Э. Старк. Эскизы............................................................................................... 320 Читать Homo novus Заметки.......................................................................................... 324 Читать Л. Гуревич. Александринский театр. «Романтики» Мережковского.......... 330 Читать И. Рабинович. Александринский театр. «Свадьба Кречинского»............... 333 Читать А. Коптяев. Премьера «Каменного гостя» в Мариинском театре................ 336 Читать В. Г. Каратыгин. Мариинский театр. «Каменный гость»............................. 339 Читать Ал‑ ый. Мариинский театр................................................................................ 341 Читать А. Римский-Корсаков. «Каменный гость» на Мариинской сцене.............. 343 Читать В. Соловьев. «Маскарад» в Александринском театре................................... 352 Читать Amadeo. Напрасная красота («Маскарад» Лермонтова)................................ 358 Читать Э. С. < Э. А. Старк> «Маскарад»...................................................................... 361 Читать Н. Долгов. Михайловский театр. Открытие русских Омега. Театральное эхо. Александринский театр. К. Острожский. Александринский театр. («Расплюевские веселые дни» Homo novus. Заметки......................................................................................... 370 Читать Вл. Соловьев. Петроградские театры.............................................................. 375 Читать М. Кузмин. «Петр Хлебник»............................................................................ 377 Читать Божена Витвицкая. «Легенда» Л. Н. Толстого Н. Малков. «Соловей» Игоря Стравинского.................................................. 380 Читать Театр Музыкальной драмы Андрей Левинсон. «Мистерия-буфф» Маяковского..................................... 384 Читать Приложение Андрей Левинсон. Вс. Мейерхольд. «О театре». Владимир Соловьев. Театральный традиционализм..................................... 387 Читать И. Игнатов. Литературные отголоски............................................................. 392 Читать Список сокращений.......................................................................................... 399 Читать Комментарии...................................................................................................... 400 Читать Указатель имен................................................................................................... 506 Читать Указатель драматических произведений, опер и пантомим......................... 517 Читать {5} От составителей Антология содержит отклики на актерское и режиссерское творчество В. Э. Мейерхольда с 1892 по 1918 год, расположенные в хронологическом порядке. Незначительные отклонения от этого принципа продиктованы желанием более динамично и выразительно представить материал, публикуемый впервые. Из множества газетных и журнальных текстов (в петербургский период обычно около десятка развернутых отзывов на каждый спектакль) отобраны статьи, представляющие разные точки зрения на искусство режиссера. В случаях, когда спектакль вызывал многочисленные отклики, близкие по подходу рецензентов, предпочтение сделано статьям, содержащим более подробный разбор собственно режиссуры, театральных качеств постановок (что вообще было редкостью в критике того времени). Раннее творчество режиссера (с 1892 по 1907 год) представлено отзывами на наиболее важные спектакли; зрелый период отражен по возможности подробно — рецензиями почти на все постановки в императорских театрах и на наиболее интересные эксперименты в студиях и театрах малых форм. Тексты публикуются полностью. Исключения сделаны в тех случаях, когда в целых частях статей рассматриваются спектакли других режиссеров или произведения, лежащие в основе спектакля (например, собственно оперные партитуры). В этих случаях публикуется часть статей, непосредственно отражающая спектакль Мейерхольда; все сокращения оговариваются в комментариях. Тексты приведены в соответствие с современными нормами орфографии и синтаксиса. Индивидуальные обороты речи, редкие в современном литературном языке, сохранены без изменений. Написание имен собственных — современное. Слова, введенные в тексты составителями, заключены в угловые скобки. Постраничные сноски, кроме перевода иностранных слов, принадлежат авторам статей или их издателям. Очевидные ошибки и описки рецензентов исправлены. В раздел приложений включены статьи, посвященные книге Мейерхольда «О театре». Комментарии публикуются после основного корпуса текстов. В них после кратких введений об особенностях каждого из периодов творчества Мейерхольда отдельно комментируется почти каждый критический материал, включенный в антологию. Учитывая обилие современной научной литературы о Мейерхольде, составители сочли возможным ограничиться {6} в комментариях краткими справками об авторах публикуемых текстов, объяснением малоизвестных реалий, упоминаемых в них, и отсылками к другим материалам на обсуждающиеся темы. Том завершается указателями имен, а так же драматических и музыкальных произведений. Работа над изданием сложилась следующим образом: материалы 1892 – 1907 годов составлены и прокомментированы Е. А. Кухтой; статьи, касающиеся работы Мейерхольда в Театре-Студии на Поварской в 1905 году, — Н. В. Песочинским; рецензии на спектакли с 1908 по 1917 год отобраны Н. В. Песочинским; на оперные спектакли — Н. А. Таршис; статья и комментарий о постановке «Мистерии-буфф» 1918 года предоставлены для настоящего тома Т. В. Ланиной, которая была инициатором данного издания и которая подготовила к печати в издательстве «Артист. Режиссер. Театр» второй том антологии «Мейерхольд в русской театральной критике. 1921 – 1938». Раздел приложений составлен Н. В. Песочинским. Составители приносят свою благодарность Т. В. Ланиной, Л. М. Крымскому, Н. А. Потаповой, а также всем, кто так или иначе помогал нам в работе. {7} Кружок любителей драматического искусства. Пензенский Народный театр [i]
|
|||||||
|