|
|||
Николай Семёнович Лесков 6 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Его здесь никто не ждал, и потому появление его, разумеется, всех удивило, особенно огорченную Марью Матвеевну, которая не знала, как ей это и принять: за участие или за насмешку? Но прежде чем она выбрала роль, Гуго Карлович тихо и степенно, с сохранением всегдашнего своего достоинства, объявил ей, что он пришел сдержать свое честное слово, которое давно дал покойному, – есть блины на его похоронном обеде. «Что же, мы люди крещеные, у нас гостей вон не гонят, – отвечала Марья Матвеевна, – садитесь, блинов у нас много расчинено. На всю нищую братию ставили, кушайте». Гуго поклонился и сел, даже в очень почетном месте, между мягким отцом Флавианом и жилистым дьяконом Саввою. Несмотря на свой несколько заморенный вид, Пекторалис чувствовал себя очень хорошо: он держал себя как победитель и вел себя на тризне своего врага немножко неприлично. Но зато и случилось же здесь с ним поистине курьезное событие, которое достойно завершило собою историю его железной воли. Не знаю, как и с чего зашло у них с дьяконом Саввою словопрение об этой воле – и дьякон Савва сказал ему: «Зачем ты, брат Гуго Карлович, все с нами споришь и волю свою показываешь? Это нехорошо…» И отец Флавиан поддержал Савву и сказал: «Нехорошо, матинька, нехорошо; за это тебя бог накажет. Бог за русских всегда наказывает». «Однако я вот Сафроныча пережил; сказал – переживу, и пережил». «А что и проку-то в том, что ты его пережил, надолго ли это? Бог ведь за нас неисповедимо наказывает, на что я стар – и зубов нет, и ножки пухнут, так что мышей не топчу, а может быть, и меня не переживешь». Пекторалис только улыбнулся. «Что же ты зубы-то скалишь, – вмешался дьякон, – неужели ты уже и бога не боишься? Или не видишь, как и сам-то зачичкался? Нет, брат, отца Флавиана не переживешь – теперь тебе и самому уже капут скоро». «Ну, это мы еще увидим». «Да что „увидим“? И видеть-то в тебе стало уже нечего, когда ты весь заживо ссохся; а Сафроныч как жил в простоте, так и кончил во всем своем удовольствии». «Хорошо удовольствие! » «Отчего же не хорошо? Как нравилось, так и доживал свою жизнь, все с примочечкой, все за твое здоровье выпивал…» «Свинья», – нетерпеливо молвил Пекторалис. «Ну вот уже и свинья! Зачем же так обижать? Он свинья, да пред смертью на чердаке испостился и, покаясь отцу Флавиану, во всем прощении христианском помер и весь обряд соблюл, а теперь, может быть, уже и с праотцами в лоне Авраамовом сидит да беседует и про тебя им сказывает, а они смеются; а ты вот не свинья, а, за его столом сидя, его же и порочишь. Рассуди-ка, кто из вас больше свинья-то вышел? » «Ты, матинька, больше свинья», – вставил слово отец Флавиан. «Он о семье не заботился», – сухо молвил Пекторалис. «Чего, чего? – заговорил дьякон. – Как не заботился? А ты вот посмотри-ка: он, однако, своей семье и угол и продовольствие оставил, да и ты в его доме сидишь и его блины ешь; а своих у тебя нет, – и умрешь ты – не будет у тебя ни дна, ни покрышки, и нечем тебя будет помянуть. Что же, кто лучше семью-то устроил? Разумей-ка это… ведь с нами, брат, этак озорничать нельзя, потому с нами бог». «Не хочу верить», – отвечал Пекторалис. «Да верь не верь, а уж дело видное, что лучше так сыто умереть, как Сафроныч помер, чем гладом изнывать, как ты изнываешь». Пекторалис сконфузился; он должен был чувствовать, что в этих словах для него заключается роковая правда, – и холодный ужас объял его сердце, и вместе с тем вошел в него сатана, – он вошел в него вместе с блином, который подал ему дьякон Савва, сказавши: «На тебе блин и ешь да молчи, а то ты, я вижу, и есть против нас не можешь». «Отчего же это не могу? » – отвечал Пекторалис. «Да вон видишь, как ты его мнешь, да режешь, да жустеришь». «Что это значит „жустеришь“? «А ишь вот жуешь да с боку на бок за щеками переваливаешь». «Так и жевать нельзя? » «Да зачем его жевать, блин что хлопочек: сам лезет; ты вон гляди, как их отец Флавиан кушает, видишь? Что? И смотреть-то небось так хорошо! Вот возьми его за краечки, обмокни хорошенько в сметанку, а потом сверни конвертиком, да как есть, целенький, толкни его языком и спусти вниз, в свое место». «Этак нездорово». «Еще что соври: разве ты больше всех, что ли, знаешь? Ведь тебе, брат, больше отца Флавиана блинов не съесть». «Съем», – резко ответил Пекторалис. «Ну, пожалуйста, не хвастай». «Съем! » «Эй, не хвастай! Одну беду сбыл, не спеши на другую». «Съем, съем, съем», – затвердил Гуго. И они заспорили, – и как спор их тут же мог быть и решен, то ко всеобщему удовольствию тут же началось и состязание. Сам отец Флавиан в этом споре не участвовал: он его просто слушал да кушал; но Пекторалису этот турнир был не под силу. Отец Флавиан спускал конвертиками один блин за другим, и горя ему не было; а Гуго то краснел, то бледнел и все-таки не мог с отцом Флавианом сравняться. А свидетели сидели, смотрели да подогревали его азарт и приводили дело в такое положение, что Пекторалису давно лучше бы схватить в охапку кушак да шапку[37]; но он, видно, не знал, что «бежка не хвалят, а с ним хорошо». Он все ел и ел до тех пор, пока вдруг сунулся вниз под стол и захрапел. Дьякон Савва нагнулся за ним и тянет его назад. «Не притворяйся-ка, – говорит, – братец, не притворяйся, а вставай да ешь, пока отец Флавиан кушает». Но Гуго не вставал. Полезли его поднимать, а он и не шевелится. Дьякон, первый убедясь в том, что немец уже не притворяется, громко хлопнул себя по ляжкам и вскричал: «Скажите на милость, знал, надо как здорово есть, а умер! » «Неужли помер? » – вскричали все в один голос. А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав «с нами бог», подвинул к себе новую кучку горячих блинков. Итак, самую чуточку пережил Пекторалис Сафроныча и умер бог весть в какой недостойной его ума и характера обстановке. Схоронили его очень наскоро на церковный счет и, разумеется, без поминок. Из нас, прежних его сослуживцев, никто об этом и не знал. И я-то, слуга ваш покорный, узнал об этом совершенно случайно: въезжаю я в день его похорон в город, в самую первую и зато самую страшную снеговую завируху, – как вдруг в узеньком переулочке мне встречу покойник, и отец Флавиан ползет в треухе и поет: «святый боже», а у меня в сугробе хлоп, и оборвалась завертка[38]. Вылез я из саней и начинаю помогать кучеру, но дело у нас не спорится, а между тем из одних дрянных воротишек выскочила в шушуне баба, а насупротив из других таких же ворот другая – и начинают перекрикиваться: «Кого, мать, это хоронят? » А другая отвечает: «И-и, родная, и выходить не стоило: немца поволокли». «Какого немца? » «А что блином-то вчера подавился». «А хоронит-то его отец Флавиан? » «Он, родная, он, наш голубчик: отец Флавиан». «Ну, так дай бог ему здоровья! » И обе бабы повернулись и захлопнули калитки. Тем Гуго Карлыч и кончил, и тем он только и помянут, что, впрочем, для меня, который помнил его в иную пору его больших надежд, было даже грустно.
1876
[1] Железный «граф». – Имеется в виду германский канцлер О. Бисмарк (1815–1898).
[2] Крымская война (1853–1856) – война России с коалицией Англии, Франции, Турции и Сардинии в Крыму и на Черном море из-за столкновения интересов этих стран на Ближнем Востоке. Закончилась поражением России.
[3] Эол в древнегреческой мифологии – бог ветров; согласно легенде, струны эоловой арфы звучали при дуновении ветра.
[4] Гайдн Иосиф (1732–1809) – великий австрийский композитор.
[5] недоразумение (лат. )
[6] я ничего не понимаю по-русски (нем. )
[7] дедушка (нем. )
[8] «Миллиард в тумане» – так называлась статья либерала В. А. Кокорева (NN 5, 6 «С. -Петербургских ведомостей» за 1859 г. ) по вопросу об освобождении крестьян и выкупе крестьянских земель, оцениваемых автором в один миллиард.
[9] Стоики – течение в античной философии (III в. до н. э. – V в. н. э. ), согласно которому человек должен жить сообразно природе и быть твердым в жизненных испытаниях.
[10] Цевочка – часть конской ноги от пятки до бабки или щетки.
[11] свое понимание чести (франц. )
[12] Лютеране – приверженцы протестантского вероисповедания, основанного М. Лютером в XVI веке в Германии.
[13] Строфа из распространенной в то время народной песни «Как задумал Михеич жениться».
[14] Клопе (клопец) – мелко изрубленная и поджаренная в сухарях говядина.
[15] «Мельничиха в Марли» – французский водевиль, популярный в России в 40-е гг. XIX в. Полное заглавие: «Мельничиха из Марли, или Племянник и тетушка».
[16] Улица в Париже, где находился один из центров ордена иезуитов.
[17] «Сарептские гернгутеры» – религиозная секта, призывавшая к отказу от земных благ. Центр ее находился в городе Сарепте Саратовской губернии.
[18] Из 18-й главы поэмы Гейне «Германия».
[19] ухаживать, флиртовать (франц. )
[20] Иосиф – согласно Библии, любимый сын Иакова и Рахили, которого братья продали царедворцу египетского фараона Пентефрию.
[21] Цитируется Псалтырь, гл. VII, 16.
[22] Из книги пророка Иеремии, гл. IX, 23.
[23] вы (нем. )
[24] будьте так добры (нем. )
[25] проклятому (нем. )
[26] Имеются в виду появившиеся в «Русской старине» (1871, № 3) и других изданиях материалы о регламентации положения немцев в России.
[27] товарищи (нем. )
[28] Из трагедии «Кроткие Ксении» И. -В. Гете.
[29] Слова из монолога Гамлета «Быть или не быть? » – в переводе Н. Полевого.
[30] Из послания апостола Павла евреям.
[31] Целовальник – продавец вина в питейных домах и кабаках.
[32] Штоф – стеклянная четырехугольная водочная бутылка с коротким горлом (безмерная).
[33] Емки – ухват, рогач.
[34] Обсервация (лат. ) – осмотр, наблюдение.
[35] Подчегаристый – худощавый.
[36] Шабольно – беспорядочно.
[37] Из басни И. А. Крылова «Демьянова уха» (у Крылова: «схватив»).
[38] Завертка – привязь оглобли к саням.
|
|||
|