|
|||
Название предмета: Актуальные проблемы социальной работыСтр 1 из 2Следующая ⇒ Название предмета: Актуальные проблемы социальной работы ЛЕКЦИЯ №1 Тема: Социальный работник: формирования кадров в социальной работе и формирования профессионализма социального работника ПЛАН 1. Формирования кадров в социальной работе 2. Формирования профессионализма социального работника Содержание 1. Формирования кадров в социальной работе В социальной работе как профессиональной деятельности выделяют три уровня: макроуровень - социальная политика; мезоуровень - социальные программы регионального, местного уровня и по месту проживания; микроуровень -социальная работа с клиентом [5, 15]. Существуют и другие подходы к выделению предметной сферы социальной деятельности. Социальная работа на макроуровне реализуется через систему учреждений и организаций социальной работы в их вертикальных и горизонтальных срезах, а руководящим учреждением выступает Министерство работы и социальной политики Украины. Мезорівнь - для данного уровня социальной работы подготовка специалистов осуществляется или в системе переподготовки лиц, которые уже имеют достаточный опыт административной или управленческой деятельности, или в рамках таких спеціалізацій, как „менеджмент социальной работы", „соціально-правовий защита население", „економіка социальной сферы" т др. Микроуровень социальной работы - это одна и та же сфера практической психосоциальной деятельности, но она в большей мере представленная индивидуальной работой с клиентами. Анализ предметной сферы практической социальной работы свидетельствует о возможности выделения разных направлений подготовки специалистов: от социального работника широкого универсального профиля к узкой прикладной специализации. Для оптимального проектирования подготовки специалистов необходимо выучить потенциальные рабочие места как на государственному, так и на региональном и местном уровнях, в учреждениях и организациях социальной защиты населения, а также в частных и благотворительных организациях. Социальная работа в значительной мере обуславливается социально-экономическим, политическим, национально-географическим, культурным и духовным аспектами [1, 51]: 1. Социально-экономический аспект обуславливается условиями жизни, доступом к трудовой деятельности, системой здравоохранения и образования, системой социального обслуживания, справедливостью распределения имеющихся ресурсов и т. п. 2. Политический аспект отображает взаимообусловленность социальной политики и социальной работы; ведь сущность социальной работы в значительной мере обуславливается социальной политикой государства, которое проявляется в регулировании отношений в обществе в интересах основных социальных групп населения. 3. Национально-географический аспект: социальная работа базируется на учете особенностей данного конкретного народа, страны, региона, местности, объединения, сообщества или учреждения. 4. Культурный аспект - это учеты традиций, убеждений, культуры отдельных стран, народов, сообществ, общин, семей и отдельного человека. 5. Духовный аспект: в каждом обществе на конкретном этапе его развития существует определенная система ценностей, которые, несомненно, имеют влияние на сущность и технологический компонент социальной работы. Анализируя функции социального работника, считаем необходимым подчеркнуть разнообразие подходов к их выделению и классификации. Анализ отечественной и зарубежной литературы [Сидоров В. М., Лавриненко И. М., Мещанкіна И. С. ] свидетельствует об обособление двух подходов к характеристике профессиональной деятельности социального работника через анализ выполняемых ним функций: спектральный и процессуальный. Характеристики профессиональной деятельности социального работника через анализ выполняемых им функций делится на 2 подхода: спектральный и процессуальный. Спектральный подход характеризует конкретные ролевые действия социального работника через спектр выполняемых им функций (или функциональный спектр). Процессуальный подход базируется на обособлении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентом, адекватного парадигме „ определения проблемы - разработка плана - реализация намерений - оценка результата" ( за Стівеном Шардлоу). Украинский исследователь В. М. Сидоров основные из них объединил в (функции и подходы объединили и поделили на) два класса: базовые и специальные [11, 53]. К базовым функциям за этой классификацией автор относит: диагностическую (оценочную), прогностическую, корекційну. КР специальных: коммуникативную, организаторскую, правозащитную, превентивную, психо- терапевтическую, рекламно-пропагандистскую, медицинск, социально-педагогическую, социально-экономическую. Диагностическая функция социального работника включает в себя изучения, анализ и оценку клиентов (индивидов, семей, групп, сообществ), степень и направленість влияния на них социальной среды и „ставить социальный диагноз"; данная функция предусматривает также и оценку результатов, достигнутых в процессе социальной работы. Прогностическая функция состоит в прогнозировании социальным работником развития событий, процессов, которые проходят в семье, группе людей, обществе и разработке определенной модели социального поведения. Осуществления прогностической функции требует от социального работника определения приоритетов, так как проблемы, с которыми нему приходится иметь дело, большей частью многогранные и требуют действий за несколькими параметрами. В зарубежной практике социальной работы прогностическая функция социальных работников реализуется, как правило, в форме контракта (письменного или устного соглашения), которое укладывается между социальным работником, клиентом и другими задействованными лицами или структурами. Контракт большей частью укладывается с целью определения обязанностей всех задействованных сторон и детализации разнообразных аспектов сервисных услуг. Корекційна функция - русские научные работники В. Г. Бочарова и Г. М. Філо-нов обоснуют ее суть как „конструктивні изменения в социуме и системе жизнеобеспечения человека" [3, 7-8]. Анализ практики социальной работы разрешает говорить о две равных реализации корекційної функции: конкретный и программный. Конкретный уровень предусматривает удовлетворения потребностей индивидов, групп, сообществ за специально разработанной моделью. Корекційна работа на программном уровне осуществляется путем привлечения определенных групп, сообществ или прослоек населения к целевым социальным проектам регионального, государственного или межгосударственного характера. Примером коррекции на программном уровне могут служить программы Европейского союза, „... ориентированные на молодежь, хронически больных, мигрантов, этнические меньшинства, женщин, лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков, людей с ограниченными функциональными возможностями. Помощь этим категориям людей осуществляется в разнообразных формах, включая профессиональное обучение и переквалификацию, создания новых рабочих мест путем открытия мелких, в том числе так называемых социальных предприятий; ... создания условий для независимого существования людей с ограниченными возможностями, которые в другом случае вынужденные были бы стать постоянными жителями учреждений інтернатного типа" [8, 69-70 ]. Коммуникативная функция обеспечивает содержательный аспект сотрудничества социального работника с потенциальным или реальным клиентом. Она состоит в установлении, продолжении или прекращении необходимых профессиональных контактов, обмене информацией, восприятии и понимании другого человека, формировании во всех взаимодействующих сторон положительной перцепции один до одного. Реализация организаторской функции состоит в том, чтобы оказывать содействие организации социальных служб на предприятиях и по месту проживания, привлечению к социальной работе волонтерских организаций, общественных объединений социального и социально-педагогического направления, групп самопомощи, помощников социальных работников и направлять их деятельность на предоставление разнообразных видов помощи и социальных услуг населению; а также в согласовании взаимодействия всех участников и учреждений, задействованных к обслуживанию данного конкретного клиента, группы или сообщества при решении конкретной социальной ситуации или проблемы. Правозащитная функция предусматривает овладения и умения социального работника использовать весь комплекс законов и арсенал правовых актов для защиты прав и поддержки интересов клиентов, предоставления им помощи и поддержки, а также „сприяння в применении мероприятий государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, которые допускают прямые или опосредствованные противоправные влияния на клиента" [2, 16]. Считаем целесообразным заметить, что здіснення правозащитной функции социальным работником касается как население, которое проживает внутри страны, так и его части, которая по определенной причине оказалась вне ее границ. Превентивная функция предусматривает научное обоснование и своевременные действия социального работника, направленные на предупреждение и возникновение возможных жизненных коллизий или проблем у отдельных индивидов, сообществ, групп риска; к превентивной функции социального работника относится сохранение, поддержка и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; создания оптимальных условий для саморазвития и самореализации каждого гражданина общества. Эту функцию еще называют предохранительно-профилактической, социально-терапевтической; иногда часть содержательного контекста рассматривают как отдельную социально-медицинскую функцию. Психотерапевтическая функция — украинским исследователем В. М. Сидоровим данная функция определяется как комплексное вербальное и невербальное влияние социального работникана когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности клиента с целью помочь нему (клиенту) изменить отношение к имеющимся проблемам и окружающей социальной среде (в других концепциях данная цель подается как личностный рост, самоактуализация, самоопределения, самовоспитание и др. ). Отдельные авторы, исходя из соображений, что психотерапию нельзя считать социальной работой, предлагают называть эту функцию психологической, забывая при этом, что „психотерапія может быть содержанием социальной работы" [7, 198]. Такое утверждение заслуживает внимания особенно, чем условия, если речь идет о так называемой психотерапии здоровых людей, количество которых, за данными В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донского, составляет не менее чем половину пациентов психотерапевтов [6, 16]. Рекламно-пропагандистская функция впервые была выделенная как отдельная функция социального работника русским исследователем П. Д. Павленком. Наиболее четко она проявляется в распространении идей социальной защиты человека, а также в предоставлении объективной информации о видах социальных услуг по целью формирования спроса на них. Социально-педагогическая функция в широком трактовании предусматривает деятельность социального работника и социального педагога из формирование приоритета целенаправленного воспитательного влияния социума на поведение и деятельность клиентов. В узком трактовании задачи социально-педагогической функции - " проявлять интересы и потребности людей относительно разных видов деятельности (культурно-отпускного, спортивно-оздоровительного, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними разные учреждения, учреждения, общества, творческие союзы" [13, 122]. Социально-экономическая функция предусматривает удовлетворения материальных интересов и потребностей малообеспеченных слоев населения. Реализуется она путем предоставления натуральной и денежной помощи; определении льгот, одноразовых компенсаций, осуществления социально-бытового патронажа. В многих странах мира эта функция есть доминирующей в деятельности социального работника. Предлагаемая типология постоянно дополняется функциями, которые разрешают детальнее охарактеризовать виды практической социальной работы и обнаружить комплексные профессиональные умения. В литературе можно встретить определение таких функций социального работника, как эвристическая, суть которой состоит в повышении социальным работником своей квалификации и профессионального мастерства; системно-моделирующее — определения характера, объема, форм и методов социальной помощи; активізуюча — содействия активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы; действенно-практическая — предусматривает деятельность социального работника в направлении улучшения взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением, консультации по вопросам социальной защиты и т. п. [10; 16]. В зарубежной практике, большей частью, различают такие функции социального работника: административную, организаторскую, индустриальную и клиническую, что разрешает при складывании образовательных программ не только лучше учитывать специфику социальной деятельности, но и четче ориентировать будущих специалистов на выполнение определенной функции (при обязательном знании других) и те самим создавать условия для более квалифицированной подготовки к конкретной работе. Для успешного выполнения очерченных выше функций социальный работник должен владеть широким кругом соответствующих профессиональных знаний и умений: - иметь надлежащую профессиональную подготовку, владеть глубокими знаниями из теории и практики социальной работы, технологии ее осуществления, из психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, современных информационных технологий, методов математической статистики и др.; - владеть достаточно высокой общей культурой, быть широко эрудированным человеком в сфере культуры, музыки, живописи; - владеть информацией про современные политические, социальные-экономические процессы в обществе, быть достаточно проинформированной про разной социальной группы население, они потребности т особенности; - уметь предусматривать следствия своих действий, последовательно воплощать у жизни ценности профессии; - владеть привычками коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, людьми преклонного возраста; - придерживаться этики профессионального поведения, профессиональной тайны, быть корректной в вопросах, которые касаются интимных аспектов жизни клиентов; - быть эмоциональной уравновешенным, готовой к психологическим нагрузкам, добросовестно выполнять своя профессиональная обязанность, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к клиенту; - уметь принимать решение в сложных, неожиданных ситуациях, четко формулировать и грамотно высказывать свои мысли. 2. Формирования профессионализма социального работника Профессионализм в социальной работе это степень овладения социальным работником профессиональными привычками, „профессиональной подготовкой" и „профессиональной квалификацией", профессионализмом, „этическими знаниями", склонности к выполнения социальной робот, определенных задатков к робот с людьми [12, 362-363]. Анализируя сферу деятельности социального работника, необходимо подчеркнуть, что она, предопределяется его специализацией. Ныне социальные работники специализируются более, чем по 20 направлениям. Соответственно специализации можно выделить группы социальных работников, занятых, преимущественно, управленческой деятельностью (менеджеры социальных служб и органов социальной защиты), контактной социальной работой в рамках основных видов социального обслуживания (социально-экономические, социально-медицинские, социально-педагогической, социально-психологические, социально-правовые т социально-бытовой услуги), профилактической и превентивной профилактической работой и т. п.. Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, тому профессионализм должен определяться степенью гармонизации этих составных, их целостностью и системностью. Для характеристики профессионализма социального работника научные работники рекомендуют следующие группы показателей [1, 51]: 1. • показатели объективного характера, которые свидетельствуют о том, насколько человек отвечает требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в практику социальной работы; 2. • показатели субъективного характера — разрешают судить, насколько профессия отвечает требованиям данной личности, ее мотивам, наклонам, стремлением, насколько человек удовлетворенная своей профессиональной деятельностью; 3. • результативные показатели - свидетельствуют о результатах, которые (достиг социальный работник) адекватность достижений данного конкретного социального работника тем результатам, которые ожидает сегодня общество в данной сфере профессиональной деятельности. В современной социальной практике выделяют два основных вида оценок деятельности работающих кадров: а) прямые (оценки результатов работы) и б) побочные (оценка деятельности работников за качеством). Так, например, побочными показателями профессионализма социального работника может служить скорость и легкость решения определенных конкретных профессиональных задач или формирования определенных привычек у клиентов; 4. • процессуальные показатели информируют о том, использует ли специалист при достижении своих результатов современные социальные технологии, умения, личные качества, насколько умело он реализует разные функциональные роли (посредника, консультанта, организатора, эксперта, адвоката и др. ); 5. • нормативно-этические показатели разрешают судить, насколько социальный работник усвоил нормы, стандарты профессии, стали ли этические принципы лично принятыми; ли руководствуется он в своей работе этическими нормами, правилами, принятыми в мировой и отечественной практике социальной работы; 6. • критерии имеющегося уровня развития. Имеющийся (актуальный) уровень професійтюго развития - это те результаты, которые в данное время получает социальный работник в работе с конкретным клиентом, семьей, сообществом, организациями и т. п. Данный уровень чаще всего есть предметом изучения во время аттестации; 7. • прогностические показатели — дают информацию о зоне его ближайшего развития. Это характеристики потенциальных возможностей профессионального развития и саморазвития профессионального социального работника, это те результаты и процессы, которые только намечаются у него и начинают проявляться; 8. • показатели способности к профессиональному обучению - это характеристика стремления социального работника к образованию, повышение уровня своей профессиональной квалификации, готовности постоянно возобновлять теоретический и прикладной аспекты своей квалификации, изучать и заимствовать инновационный опыт своих коллег, проявлять профессиональную открытость. Высокий профессионализм социальных работников будет оказывать содействие их умению убедить общество, государственные и общественные структуры в необходимости и значимости своей работы, результативніше вступать в конкурентные отношения на рынке социальных услуг, демонстрируя целесообразность, необходимость и преимущества своего влияния.
|
|||
|