Виды рифм
1. По расположению ударения различаются рифмы мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая.
Название рифмы
| Место ударения в стихотворной строке (стихе)
| Примеры
| | Мужская рифма
| на последнем слоге
| Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
(А. А. Ахматова)
| | Женская рифма
| на предпоследнем слоге
| Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
(М. И. Цветаева)
| | Дактиличес-кая рифма
| на третьем от конца строки слоге
| Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М. Ю. Лермонтов)
| | Гипердакти-лическая рифма
| на четвертом (или далее) от конца строки слоге
| Берёзу день расчёсывает,
Берёзу день причёсывает…
| | | | | | | | | | |
2. По фонетическому созвучию рифмы бывают:
(1) точные и неточные
(2) богатые и бедные.
Точные рифмы основаны на фонетическом совпадении кл а узул —концовок стихов, включающих последний ударный гласный и следующие за ним звуки (н ежное — безбр ежное, план ет —н ет ). Неточные рифмы характеризуютсянеполнымфонетическим совпадением кл а узул (обор оты — самол ётом; печ алью — свеч ами ).
Богатые рифмы — это рифмы, усиленные повтором одного или нескольких предударных согласных (морск ая — сверк ая; зв анье — призв анье ).
Бедные рифмы – это рифмы, не поддержанные повтором предударного согласного (лаз ури – б ури; р ечи —предт ечи ).
Белый стих — стих, не имеющий рифмы, но обладающий определенным размером. Например, можно бывает выделить белый ямб, белый анапест и т. д.
А. С. Пушкин
***
... Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я — но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах…
|