Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изменения в законодательстве о сервитутах



 

УДК 347. 26

ББК 67. 404. 1

Изменения в законодательстве о сервитутах

Г. В. Фёдоров

Фёдоров Геннадий Владимирович, магистрант заочного отделения кафедры «Гражданского права и процесса» Института государства и права ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», юрисконсульт юридического отдела КБ «СТРОЙЛЕСБАНК» ООО

г. Тюмень, ул. Республики 65., genkaf@outlook. com

 

В статье исследуются изменения в гражданском законодательстве РФ о сервитутах, а именно нормы и вносимые изменения в ГК РФ, ЗК РФ и др. нормативно-правовые актыв 2015 году. Указывается на закрепление в ЗК РФ сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 

Ключевые слова: сервитут, земельный участок, вещные права, регистрация сервитутов.

 

Наряду с правом собственности гражданское законодательство выделяет так называемые вещные права, к которым относится право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом или сервитут.

На современном этапе гражданское законодательство претерпевает значительные изменения. Основные нормы о сервитутах в законодательстве РФ сосредоточены в ГК РФ, ЗК РФ и других нормативно-правовых актах, вносимые изменения в которые, так же затрагивают рассматриваемый нами сервитут.

Большинство изменений гражданского законодательства РФ вносятся, скажем, так, в рамках «Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07. 10. 2009) [2], (Далее – Концепция). В ней, ведущие ученые в области гражданского права отражают свою научную позицию в отношении развития положений гражданского законодательства и в отношении сервитутов в частности. Так, в Концепции предлагалось исключить нормы о публичном сервитуте из Земельного кодекса и включить их в Гражданский кодекс (п. 3. 6. 2. Концепции). Так же в Концепции предлагается развить положения о сервитутах, установив определенный их перечень, новую классификацию сервитутов на положительные и отрицательные, с включением указанного в текст ГК РФ.

Однако, исходя из реалий сегодняшних дней видно, что развитие законодательства о сервитутах происходит несколько по иному пути, нежели определенному в Концепции, которая «…несмотря на то, что утверждена органом государственной власти, не является нормативным актом и, соответственно, не обязательна к исполнению» [1].

Незначительные изменения о сервитутах в ГК РФ вступили в силу с 01. 03. 2015г. Теперь в абзаце 2 п. 1 ст. 274 ГК РФзакреплено, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. В ранее действующей редакции ГК РФ, отсутствовало упоминание о строительном сервитуте.

Так же ст. 274 ГК РФбыла дополнена п. 6, согласно который сервитутможет устанавливаться по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. Это считается вполне логичным, так как не всегда легко заключить соглашение об установлении сервитута с собственником земельного участка, в частности с государственными органами. Данное положение введено в ГК РФ вместе и в развитии сп. 3. 3 ст. 269 ГК РФ, в котором закреплено что соглашение об установлении сервитута так же могут заключить лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование.

С 01. 04. 2015 законодатель закрепил условие прекращение сервитута, которое не перечисляется в ст. 276 ГК РФ, но следует из содержания п. 4 ст. 279 ГК РФ, в которой говорится, чтосо дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращается и сервитут. Сервитут в данном случае может быть сохранен, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

Как уже было сказано, законодательство о сервитутах действительно изменяется, однако развиваться оно стало по большей части в рамках земельного кодекса.

Ранее в ст. 23 ЗК РФ говорилось о частном сервитуте и публичном сервитуте, но с 01. 03. 2015г. указывается просто сервитут, без слова частный. В целом же суть не поменялась, а сделано это вероятнее всего, в целях приведения ЗК РФ в соответствии с ГК РФ, так как в ГК РФ, помимо того, что он закрепляет лишь общую трактовку сервитута, отсутствует понятие частного сервитута.

Таким образом, ЗК РФ был приведен в соответствие с гражданским законодательством, которое в отношении регулирования данного вида сервитутов является специальным актом, а, следовательно, обладает приоритетом.

Так же различные нормы о сервитутах встречаются в новых главах ЗК РФ V. 1-V. 6 вступивших в силу с 01. 03. 2015г. Так, в ЗК РФ появилась новая глава V. 3. «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», которая закрепляет  основания возникновения, круг лиц, заключающих соглашение о сервитуте, его существенные условия и порядок заключения.

Можно сказать, что сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится к частному земельному сервитуту, так как он устанавливается тоже на основании соглашения.

Объектом в данном случае выступает земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, который обременяется земельным сервитутом.

Субъектом, с которым будет заключаться соглашение, является орган государственной власти или местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника государственного или муниципального имущества. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в пользование гражданину или юридическому лицу. Если право, на основании которого осуществляется пользование таким участком, зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, то соглашение о сервитуте будет заключаться с этим землепользователем. Согласие органа власти в данном случае не требуется, необходимо лишь письменноего уведомить о заключении соглашения.

Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закрепленыв ст. 39. 23 ЗК РФ. Перечень не является исчерпывающим, поскольку говорится о том, что данный сервитутможет быть установлен и на основе норм гражданского законодательства, ЗК РФ и других нормативно-правовых актов.

Сервитут данного вида предполагается платным. Размер платы определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. В данном случае идет распределение по тому, в какой собственности находится земельный участок: федеральной, в собственности субъекта РФ ил в муниципальной собственности.

В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности плата за сервитут определяется на основании Постановления Правительства РФ от 23. 12. 2014 N 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности» [3], которыми установлена ставка 0, 01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. Так же указано, что размер платы может быть определен как разница между рыночной стоимостью участка до и после установления сервитута. В данном случае привлекается независимый оценщик.

Сервитутом может быть обременена лишь часть земельного участка и, как следствие, у сторон могут возникнуть проблемы при определении платы за сервитут. В данном случае плату за сервитут следует устанавливать пропорционально площади этой части земельного участка, что и указывается в утвержденных Правилах.

Помимо указанных выше изменений с 01. 01. 2015 увеличена государственная пошлина за регистрацию сервитута, которая установлена ст. 333. 33 НК РФ и составляет:

в интересах физических лиц – 1 500 рублей;

в интересах организаций – 6 000 рублей;

Касаемо государственной регистрации сервитута необходимо отметить, что в нормы, регулирующие данную процедуру, так же были внесены изменения. Ранее закрепленное в п. 1 ст. 27 ФЗ от 21. 07. 1997 N 122-ФЗ (ред. от 06. 04. 2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о Регистрации) правило, указывающее на возможность подачи заявления в Росреестр только собственником, противоречило п. 4 ст. 274 ГК РФ, в котором указывается, что сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, например на праве аренды. Возникалопротиворечие, состоящее в том, что, например, арендатор, не имел возможности подать заявление о государственной регистрации сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Заключить же соглашение об установлении сервитута с собственником объекта недвижимости, например, муниципальным органом, не всегда представляется возможным в виду различных причин, да и по времени это долгая процедура.

Однако в настоящее время, это противоречие устранено, так как с 01. 03. 2015 года в п. 1 ст. 27 Закона о Регистрации было добавлено правило, согласно которому заявление о государственной регистрации сервитута, установленного в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также вправе подать лицо, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения либо безвозмездного пользования или аренды на срок более чем один год. Так же было закреплено правило, обязывающее получить согласие органа государственной власти или органа местного самоуправления, если в соглашении об установлении сервитута указано на это. Соответственно и для проведения государственной регистрации сервитута при подаче заявления в Росреестр необходимо будет приложить согласие органа государственной власти или органа местного самоуправления, что так же было закреплено в ст. 27 Закона о Регистрации.

В заключение отметим, что указанные законодательные изменения на данном этапе только так и следует называть. Будут ли рассмотренные нами изменения в законодательном регулировании сервитутных правоотношений усовершенствованием или улучшением покажет дальнейшая практика.

 

Библиографический список

 

1. Аверьянова Н. Н. Новое законодательство о земельных сервитутах // Право и экономика, 2015, N 2.

2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07. 10. 2009 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

3. Постановление Правительства РФ от 23. 12. 2014 N 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности» // «Собрание законодательства РФ», 05. 01. 2015, N 1 (часть II), ст. 256.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.