Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯТекст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»



· Ефимов Я. Г.

 

·

Проектное управление в Белгородской области: теория и практика

2012 / Аничин Владислав Леонидович, Середина Ольга Александровна

·

Возможности и ограничения проектного подхода в контексте реализации нового государственного менеджмента

2015 / Якимова М. Н.

·

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ НЕДР

2018 / Лыгин Алексей Михайлович, Татаринов Виктор Юрьевич, Назарова Зинаида Михайловна, Борисович Виталий Тимофеевич

·

Проектное управление инновационной деятельностью в территориях опережающего социально-экономического развития

2017 / Аврамчикова Н. Т., Данильченко Ю. В., Пучкин М. Б.

 

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Ефимов Я. Г.,

магистрант 1 курса экономического факультета, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.

Аннотация: В статье раскрыты преимущества и перспективы проектного управления. Рассматриваются основные проблемы и преимущества применения проектно-ориентированного подхода в системе государственного управления. Обоснованы предложения по совершенствованию проектной деятельности.

Ключевые слова: государство, проектное управление, бюджетная эффективность, проект.

Summary: the article states that advantages and prospects of project management. The main problems and advantages of applying the project-oriented approach in the system of public administration are considered. Proposals for the improvement of project activities are grounded.

Keywords: State, project management, budget efficiency, project.

 

Любая система (экономическая, производственная, социальная, информационная и пр. ) изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Эффективность деятельности организации во многом определяется тем, насколько адекватно, быстро и качественно она способна приспособиться к соответствующим современным условиям. Для осмысленного осуществления таких изменений необходимы специфические методы и средства, на которых основана методология проектного менеджмента. Проектно-ориентированный подход, который издавна использовался для реализации строительных и технических объектов, был успешно перенесен в экономическую, социальную и организационную сферу и стал давать поразительные результаты.

Исключительные, «неинженерные» идеи с применением проектных технологий позволяют уменьшать временные, ресурсные и иные виды затрат, сделать проект «прозрачным» для инвесторов и государства. Такой подход позволяет не только понять, что мы должны сделать, какие хотим получить результаты, но и определить, кто для этого нужен, какие ресурсы необходимы, в какие сроки можно выполнить работы и, наконец, ответить на главный вопрос: «сколько это будет стоить? » [1]. Проблема перехода к проектно-ориентированной форме управления в системе государственного управления связана с трудностями, обусловленными особенностями российской системы управления.

В наши дни сложился определенный стереотип, что современное проектное управление - это особый вид управления, который появился сравнительно недавно в Европе и Америке, во второй половине 20 века. Но

исторические данные подтверждают использование этого вида управления в советской практике в качестве крупномасштабных государственных проектов в период индустриализации и коллективизации 30-е годы 20 века.

Как известно, понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, основные из которых таковы:

• направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

• координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

• ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом [3].

Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект — однократная, не циклическая деятельность, форма организации кооперативных форм деятельности. Посредством проекта человек преодолевает противоречие между потребностями и миром, отрицает внешне инертную материю, «относится к определенному будущему объекту», который стремится вызвать к жизни то, что «еще не было» [2].

В понимании автора статьи, проекты - это то, что трансформирует окружающий мир: строительство инфраструктурных объектов, программа научных исследований, различные национальные проекты и т. д. В последнее время в разных сферах деятельности, в том числе в системе государственного управления, спрос на использование проектных методов абстрагировался. Вопросы проектного менеджмента стали привязываться к текущим процессам, организационным структурам, стратегическим целям организации. В сфере государственного управления спрос определяется масштабностью реализуемых проектов, необходимостью обоснованно принимать управленческие решения, качеством планирования и прогнозирования. Например, к таким проектам относятся «Электронная Россия», «0лимпиада-2014» (Создание информационного портала мониторинга подготовки к Олимпийским играм в г. Сочи в 2014 г. ), «XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярске» (Разработка и внедрение информационной системы управления проектами подготовки к Универсиаде) и др.

В некоторых регионах РФ успешно применяют технологии проектного управления: Ямало-Ненецкий АО (Аудит системы управления инвестиционным проектом «ОАО Ямал-СПГ»), Ханты-Мансийский АО (Постановка системы управления Приоритетными национальными проектами на региональном уровне), г. Москва (ОАО «Электронная Москва», в департаменте информационных технологий, в департаменте экономической политики и развития города) и др.

Использование технологии проектного управления в системе государственного управления в России определяется следующими условиями:

1. Постоянно возрастающая сложность и высокая стоимость государственных проектов.

2. Появление новых эффективных форм взаимодействия науки и производства.

3. Постоянно меняющаяся в рыночных условиях внутренняя и внешняя среда организации.

Управленческая культура, сложившаяся в России, а также ее социально-экономические условия обуславливают свои специфические проблемы осуществления проектного управления.

Но внедрение проектного менеджмента не является панацеей от сбоев, происходящих в российской экономике, это всего лишь инструмент для принятия решений. Последнее слово в принятии решений остается в конечном счете за руководителем, и от того насколько умело он этим пользуется, зависит эффективность любого проекта.

О необходимости внедрения проектного менеджмента можно говорить только тогда, когда преимущества внедрения компенсируют неизбежные затраты. Если же организация эффективна и работает в рамках традиционной линейно-функциональной структуры, внедрение проектного управления может оказаться неоправданным.

К сожалению, в российской практике проектное управление не получило широкого распространения в силу следующих причин:

1. отсутствия у современных менеджеров профессиональных знаний в этой сфере;

2. низкой адаптивности российского менеджмента к изменяющимся рыночным условиям;

3. сложной нормативно-правовой и законодательной базы для внедрения и использования проектного управления в деятельности органов власти.

Но, вопреки вышеперечисленным причинам, внедрение проектного управления может принести существенные преимущества:

1. минимизация времени, затраченного на выполнение проекта, путем использования четкого планирования, организации и их инспекции;

2. снижение финансовых и других видов рисков, а также ресурсных потерь;

3. уменьшение расходов бюджетов всех уровней и др. [1].

Современная практика управления показывает, что существует

прямая зависимость: качество культуры управления влияет на благосостояние общества и развитие экономики. Далее, социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от того, насколько профессионально применяются знания, умения и навыки управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит

количество подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами проектного менеджмента, имеет большое значение.

Список использованных источников:

1. Воропаев, В. И. Управление проектами - неиспользованный ресурс в экономике России // http: //www. e-xecutive. ru/knowledge/announcement/331624/

2. Сартр, Ж. П. Проблемы метода / Ж. П. Сартр. - М.: Прогресс, 1994. - 240 с.

3. Управление проектами: справ. пособие / И. И. Мазур [и др. ]; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. — 6-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 960 с.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ

Кривцов А. О.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в данной статье автор рассматривает современный этап развития гражданского общества России. Особое внимание автор уделяет общественным организациям, как институтам гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, общественные организации, институты гражданского общества.

Summary: in this article the author considers the present stage of development of civil society of Russia. The author pays special attention to public organizations as to institutes of civil society.

Keywords: civil society, public organizations, institutes of civil society.

Гражданское общество - система взаимоотношений, касающаяся структур негосударственной сферы жизни общества, а также различные способы взаимодействия данной сферы с органами государственной власти. Государство и гражданское общество - два взаимосвязанных компонента.

Гражданское общество, как правило, система самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, которая функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее при наличии благоприятных условий[2, 3]. Инициатива в формировании гражданского общества на протяжении всей истории России принадлежала государству. Основой формирования гражданского общества в России является коллектив. Таким образом, можно говорить о своеобразном понимании гражданского общества отличного от западноевропейских представлений. Особенностью является культурная составляющая и политическое сознание российской нации[4].

Российское гражданское общество формировалось в четыре этапа: первый этап (сер. XVIII в. - 1860г. ) - создание предпосылок для формирования негосударственных институтов [6]; второй этап (1860 - 70-е гг. ) - формирование зачатков основ гражданского общества[1]; третий этап

КиберЛенинка: https: //cyberleninka. ru/article/n/proektnoe-upravlenie-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.