|
|||
Глава пятая
— Ну, золотой, вставай. Пора. Сегодня у нас очень ответственный день. Надо еще разок порепетировать, ведь иностранные гости будут, — Анастасия Тихоновна бережно будила Мальчика, с чувством чмокнула пролежень на розовенькой щечке. Мальчик с ленцой сел на кровати, сонно зевнул. В это время тяжело скрипнула входная дверь, кто-то завозился в коридоре. — Роза, ты? — настороженно спросила бабушка. — Вот видишь, тетя Роза уже пришла, нам свежей водички принесла. Сейчас умоемся, зубки почистим и, пока чайник вскипит, повторим репертуар. — Мне не нлавится плелюдия Сола, — несколько капризно сказал Мальчик, — слишком глустная, как эта ночь. — Не Сола, а Сора, р-р-р, как трактор, — на ходу пыталась поучать бабушка, в это время зашла Роза, сняв с головы платок, не глядя кинув его на диван, она, сияя, склонилась над Мальчиком, тоже поцеловала. — От тебя класиво пахнет, — пробасил Мальчик. — Да? — заискрились глаза Розы. — Про запах «красиво» не говорят, — опять исправила бабушка, потом махнула рукой. — Да, у него свое мышление. — А на улице действительно красиво — весна! — Роза в восторге потянулась. — Будто и нет войны… Давайте на окне клеенку чуточку разрежем, как форточку, воздух освежим. — Ночью снова стлеляли, — недовольно проворчал Мальчик. — Вот! Это твои друзья: Бага да Голова — всю ночь тут в войнушку играют, — возмутилась Роза. — Ты ведь их просил не стрелять. — Плосил, — насупился Мальчик. — Но они говолят, что лади моего будущего воюют. — Ой-ой! Какие защитники! — недовольно подбоченилась Роза. — Знаем мы их «заботу»! Те-то ладно, — она небрежно махнула рукой в сторону, где находился российский блок-пост, — а этот вроде наш, Бага, что вытворяет? Знаем мы этих «защитников». Кто действительно защищал — либо погиб, либо в горы подался. А … — Ладно, ладно, не заводись, — перебила ее бабушка. — Мальчик, давай вставай, время с утра летит, иди-ка в ванную, — если нужна буду — позовешь, — и когда Мальчик скрылся в ванной, она полушепотом, будто их подслушивают: — Странное дело, тебе вчера забыла сказать. Возвращаемся мы с Мальчиком накануне. И не напрямую — там лужа после дождя, а под арку, — и что ты думаешь, покуривая, мирно стоят два бородача — с черной Бага, с рыжей — сержант с блок-поста, заместитель Головачева. Нас увидели, сквозь зубы проматерились и вместе ушли. — Ой, ой, ой! Вам повезло, что Мальчик был. А то могли, — и она в страхе даже рот прикрыла. — Сама понимаю. Только не пойму, что у них общего, ведь, вроде… — В том-то и дело, что «вроде». А на самом деле так называемые наши вашим всякую травку и таблетки поставляют, а те взамен оружие — вот и «воюют» до утра. — Так ведь они всю ночь друг в друга стреляют, убить могут. — Просто так — для видимости, свою деятельность обозначают; конечно, за вознаграждение. Пока. А будет приказ, мы уже это проходили, с остервенением друг на друга пойдут и нас заодно перекосят. — Боже! Не говори! — в волнении сжимая иссохшие руки, заходила Анастасия Тихоновна по комнате, меняя тему. — Чайник вскипел? Надо еще воду подогреть, а то скоро свет отключат. — Сегодня в центре не отключат — гости, концерт. — От них что угодно жди… Мальчик, — голос у нее стал мягче, — ну, давай побыстрее. Из ванной появился Мальчик. Его васильковые бархатисто-нежные глаза уже пробудились, искрились озорством: — Шоколадку когда? — с капризом в баске. — Шоколадку после кашки и чая, — постановила бабушка, прижала к себе Мальчика, прикрыв глаза, внюхалась в аромат его золотисто-курчавых пушистых волос и поглаживанием взъерошила их. — Скоро мне по самое плечо будешь. — Да, явно подрос, — тут же рядом очутилась Роза. — Тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить, — сплюнула бабушка, сделала жест, словно перекрестилась. — Да-да, — умиление исчезло с лица Розы и она что-то прошептала на чеченском. — Пока завтрак готовится, надо позаниматься, — требовательный голос бабушки. Поставив у разбитого серванта скрипящий табурет, она сверху осторожно достала футляр, будто на нем пыль слегка сдунула, мягко погладила и, уже доставая скрипку: — Вот память. Сколько раз в руки беру, сразу мать и отчима вспоминаю, — глубоко вздохнув, тяжело села на край дивана, уставилась в одну точку, явно что-то вспоминая, и из-под ее толстых линз по огрубевшей щеке, застревая в морщинах, потекла скупая старческая слеза. — Вы плачете? — приблизился к ней Мальчик, взял за руки. — Вам плохо? — Нет, — она как-то виновато улыбнулась. — Разве мне может быть плохо с тобой?! — А отчего плачете? — как только он умел, стал Мальчик пристально вглядываться в ее глаза. Бабушка попыталась отвести взгляд, поняв, что бесполезно, сняла очки, протерла глаза и сдержанно-спокойным шепотом: — Думала, скрипку отчима некому будет передать по наследству, думала, пропадет, а тебя мне Бог послал, — и вставая, уже твердым голосом. — Надо все передать, надо заниматься. Довольно быстрыми движениями она достала из угла грубо сделанный из дерева самодельный пюпитр. Поставив на него большую пережившую гарь войны нотную тетрадь, стала торопливо перелистывать: — Вот, пожалуй, начнем с этой гаммы. Она придаст нашим пальчикам гибкость. Поиграй пока ее, чтобы руки «разогреть». Взяв скрипку, Мальчик моментально изменился; стал серьезным, вытянул худую спину, как учила бабушка, какая-то грациозность появилась в его фигуре. Он принялся старательно выводить каждую ноту. — А теперь всё то же самое на полтона ниже. Да нет же, я сказала «на полтона», а ты берешь си бемоль, — руководила бабушка. — Еще разок. Ну, что же ты? Играй. Не жалей себя. Это упражнение следует повторять помногу раз. Ну, вот так, т-а-к… Но Мальчик уже отвел смычок: — Я не могу это иглать — очень глустно. А на улице весна, надо что-нибудь ладостное. У бабушки прямо плечи сникли, она почему-то озадаченно посмотрела на Розу и, видимо, не найдя поддержки: — Ну, тогда играй что хочешь… Только запомни: чтобы стать настоящим музыкантом, надо много и усердно упражняться… И, пожалуйста, играй не по памяти, а по нотам. Т-а-к, — она снова стала листать тетрадь. — Возьмись хотя бы за Баха. Тебе следует его подучить. Полился плавный, чистый насыщенный жизнью звук. — Ровнее, ровнее, — поправляла его бабушка. — Ровное, спокойное и насыщенное звучание, все звуки сильные, яркие, глубокие… Сто-о-оп! Переход на кульминацию должен быть куда значительнее. Возьми еще раз из-за такта… Не задерживай смычок на «ре», … оторвись, решительнее оторвись от предыдущей фразы… Вот так… Теперь каденция… А здесь можно и помягче. Легче-легче, еще легче…Т-с-с, совсем тихонечко. — Браво! — захлопала Роза. — Но-но, — предостерегающе подняла палец бабушка. — До «браво» еще далеко — работать надо, — вроде строг ее голос, а на лице довольство родителя. Она вновь стала листать тетрадь: — Тебе нужно много и упорно заниматься, — не уставала повторять она, в то время как Мальчик и Роза заговорщицки перемигивались. — Давай-ка Корелли, дружок. Начали, и… — Мальчик обожал «Жигу» и потому заиграл на сей раз с каким-то особенным воодушевлением. А старая учительница внимательно вслушивалась в хорошо знакомое звучание скрипки, вновь и вновь поражаясь удивительным способностям своего любимца: глубине и необычайной зрелости исполнения, невероятной для его возраста виртуозности владения инструментом. — Бог мой, неужели ему суждено достичь вершин мастерства, стать знаменитым, — размышляла она, равномерно раскачиваясь всем телом в такт музыки. — А Мальчик все играл и играл, проворно перебирая сложные пассажи ловкими почти крошечными пальчиками. Потом репетировали «Вариации». Здесь дело явно не шло. — Ты все забыл. Где твое портаменто? Я не слышу портаменто, — сердито объяснялась Анастасия со своим учеником на непонятном для Розы языке. — А это, по-твоему, арпеджио? … А ну, дай покажу, — она взяла скрипку, повела смычком, Мальчик слегка улыбнулся. — Посмотри-ка на него, — беззлобно возмутилась бабушка. — Уже над учителем посмеивается… Пальцы не те, не сгибаются, не слушаются, а мелодии тонкость нужна — и ума, и слуха, и души, и рук. Еще и еще заставляла повторять Анастасия Тихоновна сложный фрагмент. И так продолжалось до тех пор, пока сама ни сдалась и, устало опустившись на стул, ни произнесла: — Хватит! Сегодня это не идет. Давай лучше Вивальди учить, он как будто ближе к весне. Но и этим исполнением бабушка осталась недовольной. — Ну, все, — скомандовала она. — С утра устал, пора подкрепиться. От разнообразия стол не страдал. Обе женщины смотрели не в свои тарелки, а как ест Мальчик, все пытались ему подложить. — Ну, еще вот этот бутербродик, и шоколадку с чаем можно, — уговаривали они его. За чаем разгорелся спор о репертуаре предстоящих выступлений. — Лезгинку надо включить, — живо настаивала Роза. — Бабушка не любит, когда я без нот иглаю, — лукаво заметил Мальчик. — Без нот нельзя: вдруг забудешь мелодию, вдруг остановишься. В концерте подобное недопустимо, — противилась Анастасия Тихоновна, как внезапно, испытывающее глянув на Мальчика, спросила: — А что, может попробуешь поимпровизировать? Мальчик нерешительно улыбнулся. — Твой папа ведь любил лезгинку, — вдруг ляпнула Роза. Наступила неловкая пауза. Даже послышалось, как тяжело глотнул Мальчик. Нарушая суровую тишину, он медленно, не по-детски вздыхая, встал, бережно взял инструмент: — Для Папы и Мамы, — тихо промолвил он, положил скрипку на плечо и только коснулся щекой корпуса, как явно изменился, даже повзрослел, и глаза потускнели, прикрылись. Начал он тихо, медленно, печально, так, что зовущая тоска сжала всем грудь, а потом была жалоба — напевная, щемящая, тающая в звуках кавказской мелодии. Вдруг заторопился смычок, страстностью, известной лишь скрипачу-виртуозу, озарилось лицо Мальчика, он весь задрожал в зажигательном ритме лезгинки; мелодия стала бурной, мятежной, огненной, — так, что зажгла женщин. У Анастасии Тихоновны очки поползли вниз, вот-вот упадут, она в волнении сжала кулаки, вся напряглась, подалась вперед. А Роза стала в такт постукивать по столу и так прониклась исполнением, что сама запела на родном языке всем знакомый мотив. Мальчик тем временем совсем разошелся: играл почти иступленно, неистово, импровизируя с небывалым для юного музыканта воодушевлением… Внезапно и близко послышались выстрелы. Мелодия прекратилась, все взгляды к окну, а оттуда восторженные крики, хлопки, весна. Роза осторожно выглянула, истерически хохотнула, а вслед встревожено закричала: — Прекратите, идиоты. Убирайтесь! — Почему Мальчик на самом интересном месте перестал? — с улицы хриплый голос Баги. — Убирайтесь! Под носом у блок-поста гарцевать стали. — Мы у себя дома, — кичливый тон, — и когда хотим и где хотим танцуем. — Ба-ба-ба-ба! — рядом тяжело застрочил пулемет. Роза бросилась под подоконник, видимо ударилась о чугунный, давно нетопленный радиатор, тихо заскулила: — Вот дряни! — обращалась она уже к бабушке, которая теперь тоже лежала на полу, укрыв собой Мальчика. В этом положении они еще находились некоторое время, ожидая продолжения перестрелки. Благо на сей раз вроде обошлось, и они стали спешно готовить Мальчика. Это было очень важное выступление, которое, как и два предыдущих, должно было состояться в актовом зале «СевКавпроекта», где сейчас располагалось правительство. — Говорят, и центральное телевидение будет, — возбужденно говорила Роза, перед небольшим зеркалом обихаживая свою прическу. — Конечно, будет, ведь иностранные гости, — в очередь лицезреть себя стояла и бабушка, держа в руках уже подсохшую губную помаду. Розу не впустили в здание, милиция выписывает пропуск. — Тогда и я не пойду, — встал в позу Мальчик. С особой тщательностью Розу осмотрели, впустили. — Вот! Вот настоящее и будущее Чечни! — прокричал репортер, десятки камер устремились на них. — Это Анастасия Афанасьевна — преподаватель музыкальной школы. Скажите, пожалуйста, сколько у вас с школе обучается музыке детей? — А в Грозном уже давно нет музыкальной школы, одно название может есть. — Это вырежьте, уберите, — закричала какая-то красивая женщина, не из местных, видимо редактор. Тем не менее бабушке задали еще несколько вопросов, в том смысле, что жизнь в Грозном безусловно улучшается. Затем и у Розы взяли интервью, и даже у Мальчика. Бабушка и Роза сильно волновались, а Мальчик наоборот, был невозмутим, с детской непосредственностью он вышел на сцену и к ужасу Анастасии Тихоновны полностью изменил ранее оговоренный репертуар и даже лезгинку не сыграл. Все равно зал аплодировал стоя, просил исполнить на «бис». — Чудо, чудо! — восторгалась Роза. — Не, не, не то, — недовольна бабушка, — он утром перегорел, выплеснул все эмоции и силы. Мальчика все хвалили, гладили по головке, даже целовали. Подарили много подарков, даже деньги в конверте, и главное — телевизор. Уезжали с концерта на военной машине, предоставленной высоким начальством из Москвы. Сопровождающие офицеры с любезностью сами донесли подарки до квартиры, а там — дверь раскурочена, в квартире все перевернуто. — Здесь сегодня утром была вылазка боевиков, — пояснил военный. — Видимо, после этого зачистка. — Вот дряни! — любимую фразу вновь выдала Роза. — Вы это о ком? — удивился один из офицеров. Роза не ответила, сконфуженно склонила голову, бабушка натужно кашлянула в кулак. — Это о всех, кто носит олужие, — вмешался, поясняя, Мальчик. — Гм, зря, зря, — грубее стал голос военного. — Мы с добром, для вашего же блага. — А вы тогда мой телевизол установите, — лишь о своем думал Мальчик, — вот будет благо! — Телевизор? — озадаченно спросил офицер, почему-то насупившись, надолго уставился в свои часы. — Ничего не надо, мы сами все сделаем, — несвойственной скороговоркой вмешалась Анастасия Тихоновна, и, словно провожая, она явно стала теснить военных к выходу. — Спасибо вам большое! Как бы мы без вас все это донесли?! — любезностью блеснули ее очки. — Гм, да, — военный сделал шаг к выходу и вдруг остановился. — Ради Мальчика все, что угодно, сделал бы. Но времени в обрез: нам надо сопровождать иностранцев. Служба! — развел он руками, уже вышел в подъезд и, вновь остановившись, небрежным махом руки подозвал бабушку и, думая, что никто больше не слышит, командным шепотом. — Неужели этот Мальчик чеченец? Афанасьева ничего не могла ответить, этот вопрос просто вогнал ее в конфуз, так что рот самопроизвольно широко раскрылся, верхняя вставная челюсть чуть не выпала, она поперхнулась, боязливо отпрянула и все-таки попыталась сказать: «извините, пожалуйста». — Всегда пожалуйста! — гаркнул офицер и буквально врипрыжку скрылся из виду. Потирая шею, будто получила увесистый подзатыльник, бабушка вернулась в «перевернутую» квартиру, села рядом с Розой на диван, так же, как и она уставилась в потрескавшийся лак паркета, обеими руками поддерживая отяжелевшую за жизнь голову. — Так когда ж мы начнем устанавливать телевизол? — о своем продолжал Мальчик. — Я так долго хотел иметь телевизол. Навелное, мультик уже заканчивается. — Нам ныть нельзя, — горестно вздыхая, после небольшой паузы постановила бабушка. — Мы обязаны, несмотря ни на что, Мальчика вырастить, вывести в люди… Если б не он, что бы я делала? Одинокая старость — страшное горе! Иди сюда, золотой мой, — она его крепко обняла, поцеловала, улыбнулась так, что даже морщины сгладились на лице. И Роза не сдержалась, сразу же оживилась, тоже потянулась к Мальчику. — Ну, мы будем телевизор доставать? А вдруг меня уже показывают. — О-о! — как ужаленные вскочили женщины. — Антенны нет, — как физик руководила процессом бабушка, — Роза, принеси из той комнаты проволоку. Когда установили телевизор, оказалось самого главного нет — электричества. (Это по просьбе Мальчика командир блок-поста, капитан Головачев, в обход всех инструкций самовольно провел проводку до квартиры. А так бы жили они в потемках. ) — Как теперь быть? — не шуточная потеря. — Я пойду на пост, — решил Мальчик, и пока женщины испуганно переглядывались, — Вас они все лавно не послушают, даже не подпустят. А нам свет нужен — чай согреть, и пирожки с вареньем, и главное — телевизор. — Мы за тобой из окна будем смотреть. Ты не задерживайся, — зная, что Мальчик не отступит от своего, заботилась бабушка. Выскочил Мальчик во двор: тепло, весна щедро берет свое. Солнышко уже клонилось к закату, чуть потускло, но все равно с озорством заглянуло в лицо Мальчика. В редких ветвях раскуроченных выстрелами тополей спорят воробьи, радость, что пролетела первая муха, в луже купаются пушистые облака, и что он видит: на месте, где разбит асфальт, появилась травка, такая тоненькая, нежная, застенчивая. Он сел рядом, погладил: — Какая ты маленькая, …ой, даже острая. Хорошо, что ты выросла. Вместе будем все лето жить. Летом хорошо, и звезд больше видно. А зимой плохо: все время тучи, оттого папа и мама ко мне не прилетают, — он пальчиком гладил травинку. — А мне телевизол подалили! Да, такой большой, цветной. Сейчас я буду пиложки есть и мультик смотлеть… Ой, совсем забыл, света нет. Он хотел было тронуться, да вновь присел: — Тлавушка, юная, а где ж твои папа и мама? Ты совсем одинокая, тоже клуглая силота. Но ничего, сколо много тлавы выластет, и у тебя будут доблая бабушка и Роза… А летом, я велю, к нам с тобой обязательно папа и мама плилетят. Они на самой класивой звезде, там лай, … шоколад и моложеное, и никто не стлеляет… Да… Ой, ты, навелное, голодная и пить хочешь. Я сейчас тебе водички плинесу. Он побежал к ближайшей луже, зачерпнул щедро в ладошки. — Мальчик, что ты делаешь? Выходной костюм! И пальчики беречь надо! — из разбитого оконного проема, откуда улетел шарик, кричит бабушка. На блок-посту тишина, никаких пробок, досмотров, — в городе иностранные гости, так что приказ: чин чином, вот и поборов нет; трезвые, злые. — Эй, мальчуган, здоров, — кричит сержант, — ты что это вырядился как жених, аль Роза иль бабка замуж выходят? На это Мальчик ничего не ответил, даже не поздоровался, сразу перешел к делу: — Мне капитан Голочев нужен. — Не Голочев, а Головачев, уже не маленький, пора знать. — Так они командиру кликуху дали — Голова, — подошел еще один военный. — Да, башка, — процедил сержант, смачно сплюнул. — Позовите, пожалуйста, командила, — чуть ли не по стойке смирно вытянулся Мальчик. — Свет отключили, сразу прибежал. Что ж ты для этих козлов на скрипке играешь, а здесь и свет и хлеб берешь? — На концерте гости были. — Я не о концерте, а об этих бородатых козлах говорю. — Так у вас тоже борода. — Ха-ха-ха, — захохотали военные. — Вот паршивец, твою мать, — страшно выругался сержант. — У моей мамы папа есть, — насупился Мальчик, исподлобья глядит. — А папа мой тоже милиционел, и у него тоже автомат есть. — Вот волчонок, уже зубастый. А ну вали отсюда, пока я добрый. — Я тут живу, папу-маму жду, валить мне больше некуда, — совсем напрягся Мальчик, пару шажков сделал спиной, а потом, боязливо оглядываясь, бочком стал отступать. — Отставить! Мальчик, здравствуй, ты куда? — из железобетонного помещения появился капитан Головачев — высокий, выбритый, в отличие от подчиненных, подтянутый. Как родного, он обнял Мальчика, нагнувшись, поцеловал. — Повзрослел, — гладил он его курчашки. — Что ж ты так долго не объявлялся? — Концелты, каждый день лепетилуем, — бодрее стал голос Мальчика. — Наслышан, наслышан о твоих успехах. — Да, мне сегодня вот такой телевизол подалили, — и он во всю ширь развел ручонки. — А света нет, вы ублали. — Здесь сегодня зачистка была. Настоящий бой. — Этих козлов прямо в подвале гранатами закидали, — вмешался сержант. — Наверняка всех уложили, мать их… Командир лишь искоса глянул на сержанта, тот умолк. — А провода лично комендант города перерезал; сказал, логово боевиков освещаем, — оправдывался капитан. — Нечего было козлам на скрипке играть, — вновь выступил сержант, закуривая сигарету. — Я для козлов не играю, — полушепотом, да твердо ответил Мальчик. — Во дает, вот чему эта бабка его учит! — взмахивая руками придвинулся сержант, увидев взгляд командира, чуть отошел. — Бабушка Учитал учит меня только добру. А играю я для всех людей…хороших людей. — Вот и сыграй для нас, — говорливей всех тот же сержант. — Принеси скрипку и сыграй: обещаю, свет будет. А так — приказ коменданта. Мальчик пристально, в упор вгляделся в командира, не дождавшись какой-либо нужной реакции, побежал, на ходу крича: — Я сейчас со скрипкой вернусь. Во дворе он остановился. Солнце совсем склонилось, стало прохладней. Тени от близлежащих руин так зловеще удлинились, что прикрыли молодую травинку — ее совсем не видно. Он присел, легонько тронул побег. — Я и для тебя сыграю. — Мальчик! Ну что так долго? — голос бабушки из окна. Вскоре он вновь прибежал на блок-пост, капитана не видно. — Бабушка инструмент не дает — семейная реликвия. Сама идти не может: больная, устала, — задыхаясь, торопливо отчитывался Мальчик. — А вот, скоро стемнеет, будет тишина, я вам с балкона сколько хотите сыграю. — На войне как на войне, — вновь первым слово взял сержант, — не дает скрипку, старая карга, — не даем свет — баста! — А телевизол?! — совсем дрогнул голос Мальчика. — А чай и плитку? … Лоза на пиложки тесто замесила. — Вот и прекрасно! Ты на скрипке играй, бабка пусть тебя учит, пока не околеет — пора, а Роза пусть тесто месит, вкуснее будет. А свет, зачем вам свет? Свет только там, где мы. А вам никогда более света не видать. — Неплавда! Неплавда! — как и тело, задрожал голос Мальчика, аж привычный басок пропал. — Я сегодня залаботал конвелт денгег. Я-я, — уже заикаясь, пустив слезы, я буду учиться иглать, еще лучше иглать, получу целый мешок денег, у нас будет свет, и мы с бабушкой и Лозой постлоим здесь новый, светлый «Детский мил», самый лучший в миле! — Ой, небось бабка вновь сказки болтает. — Бабушка Учитал, и не болтает, а говолит…что у нас будет «Детский мил», лучше, чем даже в Волгогладе. — Это там, где ты в колонии сидел? — Я не сидел — иногда в углу стоял. — Вот там бы, со своей бабкой, и оставался бы. — Лучше бы вы там оставались. — Ах ты, звереныш! — сержант хотел было схватить мальчишку за ухо, тот увернулся, стал убегать. — Стоять! Кому говорю, стоять! — одиночный выстрел автомата в воздух; Мальчик с испугу упал. — Отставить! — услышал Мальчик громовой голос капитана, и непривычный из его уст мат. — Мальчик! Мальчик! — изо всех сил бежала Роза, у арки, облокотившись о стенку одной рукой, другой сжимая грудь, вглядывалась бабушка. Роза, бегло оглядев Мальчика, бросилась в сторону сержанта и, не доходя пару шагов, сотрясая кулаками: — Что ты от ребенка хочешь? Почему ты стреляешь? С такими, как сам, воюй! — С кем надо воюю. Вот сегодня Багу замочили, будешь много болтать, и тебя… — А-а-а! — в бешенстве кинулась на него Роза, и оказалась такой крепкой, что сержант не мог с ней справиться. Военные их растащили. — Ах ты шлюха! — хватался сержант за автомат. — Ты дрянь, анашист, а породившая тебя мать — шлюха! — отвечала разошедшаяся Роза. Проезжающие мимо блок-поста машины остановились, толпа местных людей обступила скандалистов. — Роза, уймись, успокойся! — обняв Мальчика, изо всех сил пищала наконец подоспевшая Анастасия Тихоновна. — Хоть о ребенке подумай! — Разойтись, проезжайте! — заорал капитан Головочев. — А ты пошел вон, — ткнул он в плечо своего сержанта, и когда, с уходом последнего, страсти улеглись, подошел к Мальчику, с виной в тоне: — В семь комендантский час — свет подам, но только до утра. Даже в восемь света нет, зато пирожки поспели — Роза дровяную печь затопила, и вместе со светом керосинки по всей округе аромат мирской выпечки. Правда, здесь печаль, и не из-за света и скандала: — Бага-Бага, дурак, — вновь и вновь шепчет Роза, слезу тайком стирает, чтоб Мальчик не видел. — Да, совсем молодой, ему бы жить да жить. Бахвальство сгубило, — сокрушается бабушка. А Мальчик поглощен своим: — Вот сколо и «спокойной ночи» плойдет, а свет не дают… Ластопили, жалко, — он выходит на балкон, с немым упреком, даже завистью, недолго поглядел в сторону блок-поста, где рыжим пламенем горели прожектора. — Мальчик, зайди, там опасно, — забеспокоились женщины. Он не ответил, любовался иным миром. Весенняя ночь над Грозным была прохладной, слегка унылой, зачаровывающей. На темно-синем, бездонном небе множество манящих звезд; на востоке уже всплыла спелая, сочная луна; на юге, куда, отходя от их дома, уходила вдаль улица Ленина, игристая стайка серебряных облаков, и, словно подпирая их, остроконечные фосфоритовые вершины Кавказских гор. И такая пугливая тишина, даже пробудившейся по весне на перекатах Сунжи не слышно, все залито лунной истомой, ночная блажь, мир замер, ожидая весны творения. И казалось, в природе наступил покой, полная гармония и понимание, если бы не те рыжие языки пламени с блок-поста, что теперь режут взгляд Мальчика, вроде хотят сжечь идиллию жизни. И почему-то в этот самый момент захотелось Мальчику сыграть на скрипке, и не в комнате, в камертоне стен, а на балконе, на просторе, чтобы музыка в унисон этой сказочной лунной ночи понеслась по всему городу, по всей Чечне, до самых снежных гор, и оттуда взметнулась к звездам, где ждут его зова родители. Решительными движениями он вернулся в квартиру, бережно достал из футляра инструмент. — Мальчик, ты что? — встрепенулась было Роза, но бабушка, увидев странный блеск его глаз, Розу одернула. Вновь выйдя на балкон, старательно приладив скрипку, он поднял смычок, как бы призывая мир к еще большей тишине, и сам так застыл, еще раз вслушался, только ноздри слегка вздулись, внюхивают аромат цветения, а вопрошающие, широко раскрытые глаза устремляют взгляд то к луне, то к горам, то к звездам, словно перед ним раскрылась тайна нот мелодии ночи, и он начал тихо, плавно, убаюкивающе, в такт спокойной лунной ночи. — «Тоска по Кавказу» Ганаева, — прошептала бабушка. — В депортации написана, — сказала Роза и затаила дыхание. А мелодия все лилась и действительно то была тоска, цепенящее уныние разбитого, разграбленного города, и так стало тяжело, беспросветно, что женщины, не имея более сил терпеть, горько заплакали, и в их слезах не только общая печаль, но и потаенное личное горе. — Эй, Мальчик, хватит тоску нагонять, и без тебя тошно, — закричали с блок-поста. Женщины встрепенулись, видели, что Мальчик не среагировал на злобный окрик, да мелодия явно встрепенулась; началась импровизация — мелизмы, или украшения, расцвечивающие, орнаментирующие основную мелодию. — Хватит бренчать! Кому говорю! — вновь крик, и вдруг автоматная очередь, видимо, в воздух. С криком ужаса бросились женщины на балкон, как ни сопротивлялся Мальчик, его затащили в квартиру, и когда отпустили, он будто оковы скинул, вытянулся, неожиданно для женщин встал в вызывающую позу, и в свете мерцающей керосинки и тлеющих углей то ли он сам, то ли его плавающая в полумраке тень, стала явно взрослой, даже мужской. — Я плошу вас, — уже не детский басок, а подростковый охрип появился в его тоне, — позволить мне сыграть еще одну композицию. — Играй здесь, — почти хором взмолились женщины. — Нет, я обещал капитану сыглать на балконе. — Все равно свет не дадут, и уже поздно. — А мне их свет и не нужен… Как и в нашей сказке, у нас будет свой свет, свое солнце. — Мальчик, дорогой! — хотела было дотронуться до него Роза, да как-то странно убрала руку, не посмела, еще жалобней продолжила. — Ведь то сказка, а жизнь, ты ведь сам теперь знаешь, и очень жестока и коварна. — Знаю, — твердо сказал он, — но сделать сказку былью моя задача, — таинственно сверкнули его глаза, он перевел взгляд на бабушку. — Ведь так Вы меня учили, Бабушка Учитал? Никто ему не ответил, лишь в печи треснула головешка, полетели искры на пол, но это никого не тронуло, другой, более яростный и упорный огонь подрастающей жизни разгорался и начинал полыхать прямо на глазах. — Я уже не маленький, чтоб сказкам велить. Однако, как говолиться, — сказка ложь, да в ней намек, — он вроде усмехнулся. — Конечно, я знаю, что мои лодители сюда уже не велнутся. Но я велю, что они где-то есть и меня видят, на меня надеются. И я вечно, сколько смогу, буду жить здесь, буду ждать их здесь, и лаз они по ночам, хотя бы во сне, плиходят ко мне, я должен их достойно встлечать. И когда-нибудь мы вместе постлоим здесь новый «Детский мил», новый голод, новый свет! В этот момент то ли специально, то ли случайно, он пальцем тронул верхнюю струну. Раздался четкий, затяжной пульсирующий высокий звук. — Я обязан сыглать на балконе одну мелодию, — безапелляционно заявил он. — Но ты уже сыграл, — не унимались женщины. — Ту я сыглал для нашего несчастного голода, котолый действительно «глозный», плежде всего для нас, — он сделал твердый шаг в сторону балкона, остановился, — а эту, именно с балкона, я хочу послать папе и маме, чтоб они услышали, ко мне ночью плилетели, … и еще, — он глубоко вздохнул, — посвящая Баге. Как бы там не было, он любил меня. С этими словами он уже беспрепятственно ступил ногой на балкон, и через порожек, слегка обернувшись, как показалось в свете луны, уже по-детски, добро улыбнувшись, поднял торжественно вверх скрипку и смычок, и прежним родным баском: — Вот наше олужие! С музыкой в луках и в мыслях надо жить, а не воевать! Вновь над ночным городом полилась нежная, ласковая мелодия, но не тоскливая, как прежде, а с огоньком, с задором, со стихией! — Прелюдия Шахбулатова, — вроде для себя прошептала бабушка. — Лезгинка! — поддалась азарту Роза. В это время искрометная трель, кульминация, понеслась вихрем музыка. И что все слышат? — Хорс-тох! — прямо под ними кто-то гарцует, видимо один, сам себе хлопает, Мальчика подбадривает, кричит. — Бага!? — обалдела Роза. Ба-ба-ба! — застрочил с блок-поста крупнокалиберный пулемет. По привычке женщины рухнули на пол. И лишь после этого уловили — скрипка разрывается в неистовом порыве, и это уже не мелодия, а настоящий бунт. И танец под балконом продолжается, вопль стоит, и на фоне пулеметного — хилые выстрелы из пистолета. Мгновенно пригнувшись, женщины бросились на балкон. Роза буквально на руках внесла Мальчика. На сей раз он не противился — весь дрожал, словно в продолжении ритма лезгинки тело его сотрясалось; он был в холодном поту. Сам лег на кровать, свернулся калачиком. Женщины укрыли его одеялом, и, потрясенные, еще долго стояли в виноватой позе над ним, пока он не успокоился, и вроде заснул, как вдруг ослепительно вспыхнула лампочка. Мальчик сквозь закрытые веки зажмурился, перевернулся на другой бок, и еле слышно: — Убелите их свет. Вскоре он заснул. Его сон был беспокойным: он опять вспотел, что-то бормоча, постоянно пытался сбросить одеяло. — Что же с ним? Неужели заболел? — трогала его лобик Роза. — День у него был тяжелый, эмоциональный — не выдержал нагрузки. — А как он изменился, не по годам повзрослел. — Еще бы, — печален голос бабушки, — столько повидал, пережил… Здесь фронт — год за три. В подтверждение этого вновь застрочил пулемет, где-то далеко что-то взорвалось, а над городом повис нарастающий гул самолета-разведчика, так что клеенка на окне задрожала от вибрации. — Надо его вывезти, насильно, — словно в прозрении оживилась Роза. — Давно пора. Да сам не поедет… Боюсь, нанесем еще большую травму, — Анастасия Тихоновна тяжело опустилась на диван. — Поверь моему опыту: этот ребенок — как национальное достояние; таких раз в сто лет Бог народу посылает. — Дэла! — взмолилась Роза, на родном попросила для Мальчика долгих, счастливых лет жизни, и перейдя на русский: — Как быстро он освоил скрипку?! Просто чудеса! — В том-то и дело: уникальный ребенок, талант. — Правда, и вы с ним немало возитесь. Можно сказать, круглые сутки. — Да, других соблазнов у нас нет; скрипка — единственная радость, а у него божественный музыкальный дар… Вот теперь телевизор будет его отвлекать. — Может, проверим телевизор, включим? — предложила Роза. — Мальчика разбудим. Да и устала я, день суматошный был. — Здесь все дни суматошные, — Роза осторожно закрывала балкон — и мне завтра на работу. Давайте спать. Задули керосинку, легли. Над городом странная, давящая тишина. Лунный свет заглянул в окно, пополз по полу прямо к кроватке Мальчика, осветил его лицо. Он сквозь сон стал что-то оживленно бормотать, задергался, и вдруг залился искрящимся, чистым счастливым смехом, да таким, что бабушка и Роза никогда такого от него не слышали. А Мальчик, все смеясь, неожиданно встал, и ничего не задевая, прямо по лунному свету пошел к балкону, у самой двери остановился, хотел было развернуться, и тут женщины четко услышали: — Скрипку не брать? Там все есть? …Лечу! — и он ухватился за ручку балкона, дернул… Первой подоспела Роза, они уложили его на большую кровать, меж собой, держа за обе руки. А он сквозь сон все рвался куда-то, просил отпустить, пока жалобно не застонал, стал плакать, сопеть. Женщины пытались сонного Мальчика успокоить, сами в растерянности плакали, пока он окончательно не затих. А лунный свет тем временем заполз и на эту кровать, и вновь к лицу Мальчика, и вновь он улыбнулся, стал что-то невнятно бормотать. — Роза, завесь одеялом окно, — мистически прошептала бабушка. В комнате воцарился мрак, гробовая тишина, а потом — шорох, страшные шаги в подъезде, во входную металлическую дверь тихо постучали. Они вздрогнули, сильнее обняли Мальчика. Стук повторился. Роза осторожно встала, стала шарить у печи, выискивая топор. — Роза, это я, Бага, — наконец заговорили за дверью. — Открой, я ранен… Помоги. Вскоре, при свете керосинки, в соседней комнате Роза обрабатывала окровавленное плечо. — Ой-ой! Больно, — сетовал раненый. — А откуда ты узнал о «зачистке»? — по ходу выуживала медсестра. — Мир не без добрых людей, — пытался бравировать Бага. — Это на блок-посту? — Хе, на блок-посту одни пешки, менты. А у нас…э-э, как это в мире называется? О, да, глобализация! — он здоровой рукой постучал по нагрудному карману, откуда торчала антенна рации. — И у нас глобальная связь, даже с Москвой. — Вот и позвони в Москву, чтоб нас не бомбили. — Ну, я-то звонить не могу, но иногда получается подслушать. — И что они говорят? — Худо дело, война им, видно, нужна, ой-ой! — он дернулся. — Так всюду твердят, что войне конец и Грозный восстанавливать будут. — Брехня! Вам бы отсюда уйти пора. Да знаю, Мальчик не уйдет, — он тяжело вздохнул. — Как играть научился, особенно лезгинку, — не удержишься. — А что ж ты даже раненый гарцуешь? — На зло! — Дурак ты, Бага, — с сожалением вздохнула Роза. — Жить-то надо не «на зло», а в добро. — Ой-ой, наслушалась старушечьих, христианских сказок. А Мальчика совсем испортили, — зная, что находящаяся в соседней комнате бабушка по-чеченски не понимает, говорил он. — Чем же мы его испортили? — рассердилась Роза, ткнула чуть сильнее тампоном. — А-а! — застонал Бага. — Да я пошутил. Вижу, как возитесь с ним… А бабка упертая — быстро научила его играть, — тут он отчего-то кашлянул, и уже иным, с нотками враждебности, тоном: — А вот с Ноем она, конечно, перегнула. Ведь наши ученые доказали, что от пророка Ноха произошли мы, нохчи[10], и … — Какие «ученые»? — перебила его Роза и как залилась смехом! — Ха-ха-ха, ну ты, Бага, точно дурень! — Роза! — в темном дверном проеме появилась Анастасия Тихоновна. — На всю округу слышно! Да и Мальчик спит. Быстро закончив перевязку, выпроваживая Багу, уже в подъезде, Роза говорила: — Завтра к обеду вернусь из больницы с медикаментами, надо как следует обработать рану при свете дня. Только как тебя позвать? — Пусть Мальчик сыграет наш гимн! — хорохористым голосом. — Ваш гимн, как и ваши ученые, — чуть не прыснула смехом она, и в догонку: — Мальчик сыграет лезгинку. С зарею Роза ходила несколько раз на Сунжу за водой, потом мыла подъезд от следов крови. Как и договаривались, в тот день и на следующий она обрабатывала Баге рану. А еще через сутки, до зари, в их квартиру грубо постучались, требовали открыть по-русски. Дабы дверь не взломали, Анастасия Тихоновна открыла: военные в черных масках ворвались, ни слова не проронив, грубо схватили Розу и под истерический вой Мальчика и вопрошание бабушки потащили в подъезд, и уже на улице один, сжалившись над старушкой, бросил: — За пособничество боевикам. В то же утро, взяв с собой Мальчика и скрипку в футляре — все свое состояние, — Анастасия Тихоновна ринулась за помощью в больницу, где работала Роза. Потом в милицию, в комендатуру, на военную базу в Ханкалу — все бесполезно, ее даже близко к объектам не подпускают, везде охрана — никаких следов, никто о Розе не слышал, не знает, не ведает. А в городе, почти каждую ночь, вот так же, не известно кто, людей из домов забирает — многие бесследно исчезают, какие-то истерзанные трупы за околицей столицы случайно находят. Некоторые трупы родственникам продают. В общем — война, милости ждать нечего. Через три дня поисков силы бабушки иссякли, и не знает она — куда еще идти, что еще делать? — Как к ним прямо на квартиру явился капитан Головачев, с подарками для Мальчика. — Что-то скрипки совсем на слышно, — пытался шутить он, видя, что здесь не до музыки. — Здесь вся техника ходит без номеров, но через мой пост, и я многое знаю. БТРы, что увезли Розу, принадлежат, — и он назвал одну из спецслужб России, — и они дислоцируются на территории таксопарка. В тот же день, к вечеру, были у таксопарка. Здесь та же картина — никого и близко не подпускают, и спросить не у кого — лишь изредка из ворот грязная бронетехника выезжает, на ней военные, и в масках и без них, да все одинаковые, словно на одно лицо. Как-то странно, бесчувственно смотрят они на бабушку с ребенком, газанув, обдают их копотью дизеля, — вот и весь ответ на вопрос. Уже в потемках, усталые, вернулись они ни с чем домой; собирались спать, да вновь гость — Бага. — Если знаете, где примерно Роза, то полдела уже сделано. А в этом бардаке, на территории этой республики вам могут помочь только иностранные представители. — Так я играл для них на концелте, — воскликнул Мальчик. — Вот и еще сыграй, — как обычно не унывает Бага. — И что вы в трауре? Включите свет, включите телевизор, играйте на скрипке, — только так здесь можно выжить. На следующее утро, видя что к представителю от Совета Европы тоже близко не подпускают, бабушка, доставая скрипку из футляра, заметила: — А Бага вовсе не дурак. Я бы и не догадалась. А ну-ка, Мальчик, играй, да погромче, и то же самое, что на концерте, чтобы вспомнили нас. После первых же аккордов, из-за высокого железобетонного забора с колючей проволокой, выскочили двое охранников в морской форме, сжалившись над музыкантом, кинули в футляр по десять рублей: — А теперь отчаливай, — потребовали они. — Я не поплошайка, — глядя исподлобья, уперся Мальчик, — к иностланцам пустите. — Сам ты иностланец-засланец, — передразнивая картавость ребенка, — а ну, проваливайте, да поживее, — это уже к бабушке. — Да-да, — Анастасия Тихоновна засуетилась, делая вид, что они уходят, и как только охранники скрылись за забором, они вновь вернулись. — Давай, быстрее, повеселее, и погромче, — стала дирижировать она. Опять выскочила охрана, да Мальчик не унимался, пытался играть, бабушка его загораживала, началась перебранка. Дело в самом центре Грозного, сразу собрался народ. — Уже и на скрипке играть нельзя?! — крикнул кто-то. — Да они ненормальные, музыку не слышали. — Оставьте ребенка и старушку в покое, — разгорался скандал. — Играй, играй, Мальчик! — чуть ли не орала бабушка. В итоге концерт, сопровождаемый нешуточным противостоянием, состоялся, искусство взяло свое — появился импозантный молодой человек, с явной заморской внешностью. Мальчика узнали, признали, пригласили с бабушкой в апартаменты. — Сделаем все, что можем, — нервно теребя седеющую бородку, говорил важный представитель Совета Европы. — А Мальчик одаренный, … его бы отсюда в Европу. Я могу помочь. — Это не надо. Вы туда лучше моего длуга Диму возьмите, — стал взахлеб говорить Мальчик, вспомнив детдом, где он находится. — А мы к вам, в Евлопу, с концелтами будем плиезжать. Плавда, бабушка? — Правда, золотой! — скрывая слезу, ответила Анастасия Тихоновна. — Так ведь здесь невозможно жить, — искренне заботился представитель Европы. — Можно, можно, — отстаивал свое Мальчик. — В детдоме гораздо хуже, и папа с мамой там меня не навещали. А где они? — удивился дипломат. Бабушка в растерянности отвела печальный взгляд. — Они ждут, пока мы построим новый «Детский мил», — с искрящимся азартом в глазах отвечал Мальчик, — а мы должны жить, здесь жить! Иглать на склипке и жить, и даже в сказке так. — В какой сказке? — совсем недоумевая, обратился дипломат к бабушке, и не дождавшись ответа. — Да, здесь как в сказке, точнее, как в кошмарном сне… А народ живет, значит, будет жить, раз такие дети есть! — Да, живет, — невесело ответила Анастасия Тихоновна, и уже покинув представительство, поглаживая головку Мальчика, она про себя подумала: «Надо выживать! » С этой мыслью они отправились на базар, как никогда прежде щедро отоварились, после обеда, как обычно, долго репетировали, вечером у Мальчика бананы, шоколад, мультики по телевизору, и уже собирались спать — прямо под окнами, в этот поздний час шум двигателя. — Лоза, — прошептал Мальчик. И действительно, в подъезде шаги, стук, появилась Роза или ее тень: платье изодрано, всюду синяки, а в глазах ноющая тоска. — Мальчик, бабушка! Думала, больше не увижу, — не своим голосом прошепелявила она, тихо зарыдала, в бессилии повалилась на кровать, как-то блаженно ухмыльнулась — передних зубов нет.
|
|||
|