Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Греков Борис Дмитриевич 20 страница



В своем труде " Вече и князь", не теряющем значения и сейчас, В. И. Сергеевич собрал очень большой материал, сделал немало интересных и глубоких замечаний. Главнейшим недостатком его труда, мне кажется, надо считать недостаточный учет конкретно-исторических условий существования веча в разные периоды истории древней России вплоть до его исчезновения.

Нельзя согласиться с -ним и тогда, когда он приписывает татарам решающую роль в прекращении вечевых собраний, о чем шла уже речь выше.

Сергеевич утверждает, что татары впервые (курсив мой. - Б. Г. ) познакомили русские княжения с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться безусловно и что ханы татарские не входили в соглашение с " народом". 1 Тут, во-первых, неверно то, что " русские княженья" " впервые познакомились с властью, которой необходимо было подчиняться без " соглашения",, во-вторых, с " народом" не входили в соглашение не только ханы татарские, но и князья киевские X в. и до середины XI в. Если бы можно было говорить о " соглашении", во всяком случае очень своеобразном, то оно заключалось не с народом, а с правящими верхами покоряемых племен и народов. Наконец, в-третьих, " почва для вечевой деятельности" ни в какой мере не была уничтожена и при татарах там, где имелась база для ее существования. Я имею в виду Новгород, прекрасно познавший прелести татарской власти, очень хорошо усвоивший на практике необходимость безусловного подчинения Орде и тем не менее и не думавший прекращать практику вечевых собраний. Причины этого прекращения иные и с татарами не связаны, а если и связаны, то лишь отчасти.

В итоге пересмотра материала о народных собраниях, мы должны притти к основному выводу, что эти народные собрания у нас, как и везде, имеют свою историю. Эта история неразрывно связана с этапами жизни нашей страны. Периоды в истории веча - это" периоды в истории народов, образовавших Киевское государство и его переживших. Эти периоды можно свести к следующим положениям:

1. Вече ведет свое происхождение от родового строя.

2. С появлением варварского государства вече теряет благоприятную почву для своего существования. В достаточной степени сильная власть киевского князя не имеет нужды входить в " соглашения" с народом и ограничивается совещаниями с дружиной, преимущественно старшей. Вечевые собрания (сведений точных у нас нет) вероятны лишь в исключительных случаях, когда, например, города оказывались в трудном положении, предоста вленные собственной инициативе.

3. В различных частях Киевского лоскутного государства историческое развитие протекает неравномерно. Киевский центр в этом отношении в IX--X вв. идет впереди. В то время, когда в киевском центре в X в. вечевых собраний мы почти не видим совсем, эти собрания существуют в более отсталых частях Киевского госу

дарства, но носят характер племенных собраний.

4. Вечевые собрания в городах оживляются со второй половины XI в., в связи с ростом и по мере роста отдельных частей Киевского государства и, в частности, городов.

5. Вечевые собрания живут долго на северо-западе (Новгород, Псков, Полоцк) как результат определенного соотношения классовых сил, при котором феодальная знать, захватившая в свои руки власть и ограничившая в своих интересах власть князей, не была в силах уничтожить народное собрание, но была достаточно ильна", чтобы превратить его в орудие своих интересов.

1 В. И. Сергеевич. Русск, юрид. древн. II, стр. 34.

КРАТКИЙ ОЧЕРК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА

1. НАРОДЫ И ПЛЕМЕНА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Говоря о " народах", частью вошедших в состав Киевского государства, частью так или иначе с ним связанных, мы должны прежде всего помнить, что каждый народ есть продукт очень сложной и весьма длительной истории. Задача историка проследить, насколько возможно, процесс образования известных нам народов, но нужно сознаться, что эта задача по своей трудности целиком невыполнима.

К тому же и наши письменные источники говорят о народах очень невразумительно: называют один и тот же народ разными именами, иногда смешивают различные народы, наконец, говорят о народах, уже более или менее сформировавшихся, и не дают материала для суждения о процессе их образования.

Поэтому и в предложенном изложении краткой политической истории Киевского государства о народах будет говориться далеко не в том масштабе, какой кажется автору необходимым.

Киевское государство в конце X в. уже занимало огромное пространство, на котором жило много народов, стоявших на различных ступенях развития.

Эта огромная, хотя и " нескладная" империя в своем территориальном росте, на пути включения в свой состав различных этнических единиц (имевших свою собственную историю и до включения в состав Киевской державы) в конце X в. доходит до своих, так сказать, " естественных" границ, перейти которые в целях дальнейшего своего расширения она, эта " империя", не имеет достаточно сил.

На северо-востоке граница " империи" соприкасается с Болгарским (на Волге) ханством. Несмотря на то, что источники об этом говорят сбивчиво, смешивая дунайских и волжских болгар, у нас нет оснований отвергать факты общения киевских князей и их дружин как с дунайскими, так и с волжскими болгарами. Как бы то ни было, волжские болгары в состав Киевского государства не входили, а вступили с Киевом в договорные торговые отношения.

На севере и северо-западе Киевское государство частью втянуло " свой состав ряд племен финской группы языков и племя ятвя-гов, на юге его границы в отдельных пунктах доходили до Чер-яого моря. Во всяком случае, Черное море было хорошо известно Киеву. На западе киевские владения соприкасаются с Польшей.

Южная часть Киевского государства по своей сложности вообще представляет для историка большой интерес и такие же трудности.

Она была населена издавна кочевыми и оседлыми народами, из которых древнейший народ из нам известных - киммерийцы были завоеваны, а частью и вытеснены отсюда приблизительно около VIII в. до н. э. скифами.

О скифах мы имеем особенно полные известия греческого этнографа и историка Геродота, посетившего нашу страну в V в. до н. э. Эти свидетельства Геродота значительно дополняются археологическими материалами.

Скифы - это собирательное имя многих народов, живших -я Восточной Европе, - именно в южной и отчасти в средней полосе нашей страны. Скифами их называли греки. Сами они называли себя разными именами, - различая племена и народы - сколотами, саками и др. Но и греки под общим именем скифов различали отдельные народы и племена, входившие в их состав. Та европейская Скифия, которую описывает в своем знаменитом труде Геродот, обнимала приблизительно следующие земли: Бессарабию, Одесскую и Днепропетровскую области, Крым, Подолию, Полтавщину и части Черниговщины, Курской и Воронежской областей. Геродот имел сведения, правда, не очень точные, и о более северных частях нашей страны. Ближайших к гре-. ческому городу Ольвии скифов он называет каллипидами. Они жили к западу от Днепра, выше них жили алазоны. Это народы оседлые и земледельческие. Геродот отмечает, что каллипиды сильно затронуты греческой культурой. Это " эллинизированные скифы". К северу от алазонов до истоков южного Буга жили скифы-лахари; на левой стороне Днепра - борисфениты (Борисфеном назывался Днепр). Степи к востоку отсюда были заняты скифами-кочевниками.

В областях Черниговской, Курской, Харьковской, Воронежской, Полтавской и Днепропетровской жили " царские скифы", по " определению Геродота храбрейший и многолюднейший народ, властвующий над другими скифскими народами. За Доном к востоку жили сарматы, или савроматы.

И киммерийцев и скифов греки считали автохтонами, хотя было распространено среди них. и другое мнение, что скифы пришли сюда из Азии. В конце VI в. до н. э. скифы столкнулись с персами. Персидский царь Дарий не мог покорить этого народа, хотя, пови-димому, имел дело не со всеми скифами, а лишь с частью их, со скифами-кочевниками. Во главе скифских полчищ, сумевших защитить себя от грозного завоевателя,, стоял скифский вождь Иданфирс.

Само собой разумеется, что все эти народы, объединяемые общи" именем скифов, стояли не на одинаковой ступени культуры, в этническом отношении они тоже не представляли единства. Это положение доказывается и археологическими материалами.

Часть нашей страны Геродот наблюдал непосредственно.

Привыкший к пейзажу своей гористой и безречной страны, ученый грек был удивлен равнинностью Поднепровья и поражен могучестью наших рек. Вот как описывает он Днепр.

" Река Борисфен (Днепр) - самая прибыльная, доставляет стадам прекраснейшие и очень питательные пастбища, превосходные 'луга и рыбу в огромном количестве. Вода очень приятна на вкус и отличается чистотой среди мутных рек Скифии. Вдоль нее тянется превосходная пахотная земля или растет очень высокая трава там,. где почва не засевается. В устье ее есть сама собой залегающая соль, в ней ловится для соления большая рыба, без костей" (пови-димому, осетр. -Б. Г. ). Страна скифов, -говорит далее Геродот, производит хлеб, чечевицу, лук, чеснок, лен, коноплю. Из животных здесь водятся - лошади, быки, кабаны, олени, зайцы, козы,, и т. д.

Кроме Геродота, изображение отдельных скифских народов мы, имеем также и у других греческих и римских писателей (Страбон,, Гиппократ, Клеарх Солийский, Плиний). Так как они наблюдали. . различные народы, то понятно, почему их описания не сходятся между собою. Страбон говорит об умеренности их жизни, Клеарх -об их роскоши, Гиппократ - об их кочевом образе жизни и о полигамии, Геродот - о моногамии и оседлости.

Между греками и скифами было установлено общение. Греки-получали от скифов хлеб, скот, мед, воск, соленую рыбу, металлы,. . янтарь и рабов, а привозили в Скифию изделия своего производства, - предметы роскоши, находимые сейчас нашими археологами, вино, масло, глиняную посуду, ткани.

Но не только мирные отношения характеризуют связи скифов с греками. Нам известны и военные их столкновения. Филипп Македонский и один из преемников Александра Македонского Лисимах воевали со скифами, и иногда им удавалось облагать скифов данью.

На роскошных вазах и других предметах, найденных в могилах скифских царей, имеются изображения скифов, из которых мы можем получить представление об их антропологическом типе, одежде, вооружении, конской сбруе и пр. Во II веке до н. э. скифы еще господствовали в Причерноморье и Приазовье, но могущество их было сломлено здесь Боспорским царством (см. стр. 216) и наступлением на них савроматов.

Итак, греки называли скифами не какой-либо один народ, а все народы, жившие в южной и срединной частях нашей страны, те народы, которые путем длительных взаимных связей дали в итоге известный нам народ - славянский.

В период от II до IV в. н. э. в нашей стране становятся известными готы, история которых в несомненно сильно приукрашенном виде изображена готским придворным историком Иорданом (VI в. ) Он ставил своей задачей прославление своего короля Германариха и стремился к этой цели путем явного преувеличения его военных подвигов и размеров его государства. Подлинный древний народ, носивший наименование готов, повидимому жил на нижней Висле и к северо-востоку по побережью Балтийского моря. Части этих готов удалось проникнуть отсюда в бассейны рек Днепра и Днестра. Здесь они смешались с гетами, родственными киммерийцам, и с некоторыми сарматскими и другими жившими здесь племенами. Античные писатели называли всю эту совокупность народов то скифами, то готами. Иордану известны и славяне. Он называет их " мощными своей численностью" и знает их под тремя именами (венеты, анты и склавены), но ничего не говорит об их происхождении.

Маврикий Стратег, византийский писатель VI в., тоже знает славян и антов. Славян он поселяет " от города Наветунского (дельта Дуная) и озера Муршанского (близ р. Дравы) по самый Днепр, а на север - по Вислу". " Могущественнейшие, - по его словам, -из антов живут близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра".

Прокопий, византийский писатель тоже VIв., говорит о " бесчисленных антских народах". Все эти авторы отмечают большую близость между антами и славянами, они говорят на одном языке, не отличаются по наружности, у них одни и те же обычаи.

Анты были расположены в VI в. на территории от с. -в. склона Карпат до Дона и далеко к северу (ни Прокопий, ни Иордан северной границы не указывают, очевидно, потому, что она была не известна), т. е. они занимали основную территорию будущего Киевского государства. Это обстоятельство заставило наших ученых (Эверс, М. С. Грушевский, Б. А. Рыбаков) обратить самое серьезное внимание на историю антов, поскольку эта история есть история восточных славян.

Б. А. Рыбаков в своей специальной работе " Анты, славяне и Византия в IV-VII вв. " 1 на основании письменных и археологических источников приходит к заключению, что от истории антов к истории Киевского государства идет непрерывная линия развития. Это одна и та же этническая масса, говорившая на одном языке, верившая в Перуна, плававшая на " моноксилах" (однодревках), сжигавшая рабынь на могиле умершего князя. Даже направление завоевательных набегов антов VI и Руси X вв. - одно и то же. Нет перерыва и в археологическом материале. Антское общество VI в. уже знает частную собственность, прекрасно знакомо с рабством. Внутренний процесс эволюции антов привел к образованию государства с центром в Киеве, вокруг которого уже в VI-VII вв. группировались наиболее ценные находки антских вещей.

1 Этой работой я пользовался и в оценке сообщений Иордана о готах.

Эти выводы подкрепляются и наблюдениями наших крупнейших филологов Н. Я. Марра и А. И. Соболевского. И по данным филологии, славяне корнями своими уходят в ту пеструю этническую массу, которую принято объединять термином " скифы". Так разрешается сейчас вопрос о происхождении славян, вопрос, который Ключевский считал " этнографической загадкой".

Германарих был последним представителем, несомненно, раздутого готского могущества на юге нашего Союза. Еще при его жизни началось распадение этого варварского государства.

Разбитые гуннами в 70-х гг. IV в., готы потеряли даже и то свое политическое значение, которое они имели, и вынуждены были -отодвинуться на запад, частью смешавшись с теми племенами, которые жили в Восточной Европе издавна, в том числе и со славянами.

Юг нашей страны в то же время находился в постоянных сношениях с народами Кавказа и Средней Азии.

2. НАРОДЫ КАВКАЗА 1

Государство Урарту (Ванское царство, царство халдов) в IX- VII вв. до н. э. со столицей в г. Тушпа (ныне г. Ван), занимавшее территорию нынешних Армянской и частично Грузинской ССР, было древнейшим государством в Закавказье. В разных местах Закавказья сохранились высеченные на скалах и камнях клино-дисные надписи о походах халдских царей и о массовых угонах халдами людей в плен и рабство. По имеющимся у нас данным это царство было построено на эксплоатации труда рабов. 8 В VI-IV вв. до н. э. Армения входила в состав Древнеиранского государства (династия Ахеменидов). После VII в. до н. э. индоевропейский народ хайи занял территорию Армении; от скрещения хайев с более древними насельниками, яфетическим народом арменами, сформировалась армянская народность. Армянское царство уже во II в. до н. э. было сильным государством; при царе Тигране II Великом (95 - 56 гг. до н. э. ) политическое могущество Армении было чрезвычайно велико. В нынешней Грузии во второй половине первого тысячелетия до н. э. господствовали иверы, предки нынешних картвелов - грузин. Народы восточного Закавказья греческие писатели называли общим именем албанцев, а страну их - нынешний советский Азербайджан-Албанией. В III-I вв. до н. э. в Иверии и Албании были уже свои цари и государственная власть. На кавказском побе-режье Черного моря был ряд греческих колоний; крупнейшая кз них - Севастополь - на месте нынешнего Сухуми.

1 За помощь, оказанную мне И. П. Петрушевским и А. Ю. Якубовским в составлении глав о народах Кавказа и Средней Азии, приношу " м глубокую благодарность.

2 В. В. Струве. Урарту-древнейшее государство на территории СССР. Уч. записки Лен. гос. университета, Na: 19, стр. 141-143. 1939.

За обладание Закавказьем, через которое пролегали пути евро-пейско-азиатской торговли, боролись, с одной стороны, Рим (I в, до н. э. - IV в. н. э. ), позднее Византия (V-VII вв. ), с другой стороны Парфянское царство в Иране (ок. 250 г. до н. э. -226 г. н. э. ), позднее Среднеиранское царство (династия Саса-нидов, 226-651 гг. н. э. ). В IV в. в Армении, Иверии (Грузии) и Албании христианство стало государственной религией; в связи с этим усилились существовавшие уже задолго до того культурные связи этих стран с греко-римским миром. В Армении и Грузии были созданы алфавиты (в первой половине V в. ) и стала развиваться письменность. Впрочем, существует мнение, что письменность в этих странах существовала еще до принятия христианства, на базе арамейского (сирийского) алфавита. Создан был, по преданию, и албанский; алфавит, но распространения не получил; письменность в Албании развивалась на армянском языке.

В IV-VI вв. нашей эры Закавказье находилось под властью сасанидского Ирана, и царства Армянское (с 428 г. ), Албанское (ок. 491 г. ) и Грузинское (с 532 г. ) прекратили свое существование, В I-IV вв. н. э. страны Закавказья подвергались нападениям живших на северном Кавказе аланов (предки нынешних осетин), в V в. -гуннов, в VI в. - савиров, потом тюрков, с VII в. -хазар, образовавших сильное государство с центром в г. Иткле (в устьях Волги). Большая часть Северного Кавказа в VII-X вв. находилась под властью Хазарского царства.

С 641 г. начались завоевания арабов в Закавказье; к началу VIII в. Армения, Албания (до Дербента включительно) и восточная Грузия прочно вошли в состав Арабского халифата; постепенно стало распространяться мусульманство. Арабские мусульманские феодалы, разделяя власть на местах с армянскими и гру-зинскими христианскими феодалами, усиливали эксплоатацию крестьянства. Это вызвало ряд почти непрерывных крестьянских восстаний главным образом в прикаспийских областях (VIII- X вв. ). Символом восставших крестьян было красное знамя (впервые в 778 г. ). Наибольшее значение имело восстание крестьян и ремесленников в 816-837 гг. в Азербайджане и западном Иране -так называемое восстание хуррамитов во главе с талантливым вождем Бабеком. Оно глубоко потрясло арабский халифат и было подавлено с большим трудом.

Эпоха арабского владычества в Закавказье (VII-X вв. ) связана с развитием здесь городов, ремесел и торговли (особенно в X в. ). Крупнейшими городами тогда считались Бердаа (в нынешнем Азербайджане), Дербент, Тифлис (Тбилиси), Двин (в Армении), Гянджа (ныне Кировабад) и др. Из Закавказья вывозились в восточные страны шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, ковры, марена, кошениль, меха, плоды, мед, рыба, лошади, ослы, бараны. Большое развитие получила торговля закавказских городов (особенно через хазарский Итиль) со странами восточной Европы, в частности - со славянами. Арабские купцы заходили no Волге очень далеко на северо-запад, по разным речным системам добирались до берегов Балтийского моря, а на юго-западе доходили до Днепра и за Днепр. В Дербенте и других городах Закавказья продавались для вывоза в восточные страны в огромном количестве рабы хазарские, дагестанские, осетинские, русские (и вообще славянские), печенежские. С X в. вывозилась бакинская нефть, употреблявшаяся главным образом для целей военной техники (метательные сосуды с зажигательным веществом, заменявшие нынешнюю артиллерию). Для защиты Закавказья от нападений северных народов у Дербента еще иранскими царями в V-VI вв. н. э. были выстроены мощные укрепления - стены, восстановленные арабами в 733 г. (развалины сохранились). Тем не менее, в VII-IX вв. в Закавказье не раз вторгались хазары, в X в. -руссы (морские походы 912 и 943-944 гг.; во время последнего руссами был взят и подвергся разгрому крупнейший город Закавказья - Бердаа). После разгрома Хазарского царства киевским князем Святославом (965 г. ) усилилось влияние руссов на Северном Кавказе (русское княжество в Тематархе или Тмуторо-кани).

С распадом арабского халифата на ряд феодальных государств в Закавказье создалось несколько отдельных государственных образований, частью христианских, частью мусульманских. В Армении образовалось пять царств; самое значительное из них-Ширак-ское (династия Багратидов, 864-1045 гг. ) со столицей в г. Ани (с 961 г. ), одном из величайших и красивейших городов Передней Азии; развалины Ани, тщательно изученные советскими кавказоведами акад. Н. Я- Марром и акад. И. А. Орбели, - являются настоящим музеем армянского средневекового искусства. В 1045 г. большая часть Армении с г. Ани была присоединена к Византии, но уже в 1064-1071 гг. была завоевана тюрками-сельджуками.

Образовавшиеся в IX в. в Грузии царства, так называемое Абхазское (т. е. Западногрузинское), Тао-КларджийскоеиКартлийское, в конце X в. слились в единое Грузинское царство. Рост политического могущества Грузии, задержанный в XI в. нашествием сельджуков и внутренней борьбой между царской властью и крупными владетельными феодалами, особенно заметен в XII - начале XIII вв. При царе Давиде II Строителе (1089-1125 гг. ) был проведен ряд реформ, усиливших царскую власть путем ограничения привилегий феодальной верхушки и церкви; было создано, между прочим, на ряду с феодальным ополчением постоянное наемное войско из 40 000 кипчаков (половцев), которые с тех пор стали играть заметную роль в истории Закавказья. В 1122 г. грузины отвоевали Тифлис у местного мусульманского эмира, в 1123 г. подчинили Ширван (северо-восточная часть нынешнего советского Азербайджана), в 1173 г. окончательно заняли Ани, принадлежавший до того курдским эмирам из династии Шеддадидов; при этом армянское население оказало активную помощь родственным им по культуре грузикам, встретив их как освободителей.

Блестящих успехов Грузия достигла при царице Тамаре (1184- 1213 гг. ). Ее власть признавалась во всем Закавказье, кроме Дербента. В ее царствование было завершено освобождение Армении от власти курдских и сельджукских эмиров. Сельджуки Малой Азии потерпели страшное поражение (1203 г. ). Грузины предпринимали походы в глубь Ирана. Активнейшую роль играла Грузия и в создании полугреческой, полугрузинской Трапезунтской " империи" (1204-1461 гг. ). Как Грузия, так и Армения, составившая под властью Грузии особое наместничество князей Мхаргрдзели (Долгорукие, Захариды), достигли в этот период значительного процветания. XI--начало XIII в. для обеих стран были периодом и культурного расцвета. В Грузии в этот период жили философ-неоплатоник Иоанн Петрици и великий мировой поэт Шота Руставели.

В XII - начале XIII в. северо-восточную часть Азербайджана занимало государство ширваншахов (Ширван) со столицей в Шемахе, служившей центром торговли шелком, - в частности с Италией. Ширван находился в вассальной зависимости от Грузии; политические, хозяйственные и культурные связи между обоими государствами были очень тесны. Южная и юго-западная части Азербайджана находились под управлением азербайджанских атабеков (династия Ильдегизидов 1136-1225 гг. ) со столицей в Тебризе.

В XI-XIV вв. завершился долгий процесс формирования азербайджанского народа, в результате скрещения албанцев и других коренных яфетических племен Восточного Закавказья с проникав-шими сюда в разное время арабами, кипчаками и туркменскими кочевыми племенами. Тем не менее, классовым языком феодальной культуры и поэзии в XI-XIII вв. был непонятный массам персидский язык; на нем писали и жившие в Азербайджане в XII в. мировые поэты Низами и Хакани.

Сношения Руси со странами Закавказья были значительны. Грузинская царица Тамара в первом браке была женою Георгия (Юрия), сына Андрея Боголюбского. В 1175 г. ширваншах Ахситан в союзе с грузинскими войсками одержал близ г. Баку морскую победу над " русским флотом" из 70 кораблей, находившимся на службе у эмира дербентского. Влияние грузино-армянского искусства отразилось в строительстве в Ростово-Суздальской Руси (Дмитриевский собор во Владимире).

3. ГРЕКИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Греки, как мы уже видели, очень рано (со второй половины VII в. до н. э. ) по Черному морю стали проникать в нашу страну (см. стр. 209). Греческие колонии буквально усеяли берега Черного и Азовского морей и обнаруживали явную тенденцию распространяться и дальше на север.

Среди многочисленных греческих колоний особенно известны Тирас (или Тираса в устье Днестра), Ольвия (в устье Южного Буга или Гипаниса), Херсонес, Феодосия, Пантикапея, Тамань, Фана-гория, Диоскурия.

Одна из греческих колоний Пантикапея в IV в. до н. э. стала центром большого рабовладельческого государства, в состав которого вошли и некоторые из греческих причерноморских городов. Это - Боспорское царство. Границы этого государства менялись. В цветущий период своего существования Боспорское царство простиралось с запада на восток от Херсонеса до Кубани, а на север- до устья Дона. Как видно из территориальных границ этого царства, в него входили и народы, населявшие издавна эти пространства, в том числе и те варварские народы, которые путем взаимного скрещивания дали начало славянам. Боспор вел широкие торговые сношения с Аттикой и малоазиатскими городами южного побережья Черного моря. Предметами вывоза отсюда служили: хлеб, рыба, лес, меха, кожи, шерсть и другое сырье. Особенное значение имели торговые связи с Афинской республикой. Скудная-хлебом Аттика получала из Боспора половину нужного ей хлеба.

Во II в. до н. э. Боспорское царство входит в систему Римской1 державы. В III в. н. э. ослабевшая Римская империя уводит свои войска из Причерноморья. Конец почти тысячелетнему существованию Боспорского царства положили готы.

4. НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

В Средней Азии уже в первом тысячелетии до н. э. находились богатые области, расположенные по долинам рек Сыр-дарьи, Зераф-шана, Кашка-дарьи, Аму-дарьи, Мургаба, Теджана. Это были земледельческие оазисы, культурная жизнь которых держалась на искусственном орошении, основанном на выведении каналов из рек, берущих свое начало в горах. По соседству с оазисами в степях жили разноплеменные кочевники.

Жившее здесь население иранского происхождения - согдийцы по рекам Зерафшану и Кашка-дарье, хорезмийцы - по нижнему течению Аму-дарьи, бактрийцы - к югу от Аму-дарьи, - принадлежали к народам, упоминающимся с глубокой древности. Уже с VI в. до н. э. мы встречаем имена этих народов в составе Древне-иранского (Ахеменидского) государства. В конце IV в. до н. э. Александр Македонский после завоевания Ирана отправился в области Средней Азии и покорил их, в том числе и существовавший уже тогда Самарканд. Греческие писатели, бывшие в походе Александра Македонского, оставили свои записи, из которых видно, что уже тогда эта земледельческая страна имела много городов. Впоследствии, к VI в. н. э. наибольшей известностью стали пользоваться Мерв, Бухара и Самарканд. Через эти города проходил старинны"; торговый путь из Ирана и Кавказа в Монголию и дальше в Китай. По всей стране, которую называли тогда Туркестаном и на территории которой в настоящее время находятся наши братские советские республики-Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская) ССР - раскинуты были замки крупных землевладельцев-феодалов, называвшихся тогда дехканами. 1

В зависимости от дехкан находилось земледельческое население, трудолюбиво обрабатывавшее оазисы, где на ряду с пшеницей и ячменем культивировали хлопок, рис, виноград, шелковичное и плодовые деревья.

Существовала письменность (много документов на согдийском языке дошло до нашего времени). Благодаря транзитной торговле укреплялись культурные связи с Передней Азией, Кавказом, Ираном, Индией, Китаем, что выразилось в распространении в городах Средней Азии христианства, зороастризма, манихейства, буддизма. В 60-х годах VI в. н. э. в степях нынешнего Казахстана сложилась мощная держава кочевников-тюрков, подчинившая себе и культурные оазисы.

В половине VII в. арабы завоевали нынешний Туркменистан, а в начале VIII в. области к северо-востоку от р. Аму-дарьи (Мавераннахр - буквально: " то, что за рекой" ). Арабы разбили и отбросили как тюркских кочевников, так и проникших было в район Ферганы китайцев. После распада арабского халифата в Средней Азии образовалось государство Саманидов (874-1005 гг. ) ео столицей в г. Бухаре, в котором главную роль играл таджикский элемент. В VIII-X вв. оазисы Средней Азии достигли высокого расцвета; очень развилась городская жизнь; Мерв, Бухара, Самарканд, Ургенч и др. стали большими и богатыми городами. Представителями умственной культуры были знаменитый математик Мухаммед аль-Хорезми (конец VIII--нач. IX в.; с алгеброй и логарифмами Европа впервые познакомилась по его трудам), географ Ахмед аль-Бальхи (пол. IX - нач. X в. ), величайший ученый мусульманских стран Бируни (пол. X - нач. XI в. ), вольнодумный философ ибн-Сина (Авиценна, кои. X - нач. XI в. ), писавшие на арабском языке; великими поэтами были Рудаки и Дакики (X в. ), писавшие на иранском (таджикском) языке.

В конце X - начале ХГв. Средняя Азия к востоку от р, Аму-дарьи была завоевана кочевыми тюркскими племенами, принявшими ислам и объединенными под властью династии1 Караханидов. Государство Караханидов дробилось на уделы. Области к западу от Аму-дарьи (нынешняя Туркмения) после падения государства Саманидов некоторое время входили в состав государства Газневи-дов, объединявшего нынешний Афганистан, восточный Иран и северо-западную Индию, но после битвы при Денданакане (1040 г. ) были завоеваны туркменами, во главе которых стояла династия Сельджуков. После распада Сельджукской империи (1092 г. ) Мерв стал столицей восточного удела Сельджуков. В 1141 г. тюрки-кара-ханиды должны были подчиниться " язычникам" кара-хитаям - кочевому народу, вероятно, монгольского происхождения, незадолго до того вытесненному из северного Китая и осевшему в нынешнем Синьцзяне (китайский Туркестан). Со второй половины XII в. заметно усиление Хорезмийского государства (в низовьях р. Аму-дарьи). Хорезмшаху Текешу (1172-1200 гг. ) удалось завоевать нынешнюю Туркмению и почти весь Иран; хорезмшах Мухаммед (1200- 1221 гг. ) в союзе с племенем найманов, вытесненных Чингис-ханом из Монголии, разбил и разгромил государство кара-хитаев и присоединил Бухару, Самарканд и другие районы к северо-востоку от Аму-дарьи к своим владениям (1210 г. ). Таким образом, незадолго до монгольского нашествия вся Средняя Азия и весь Иран входили в состав Хорезмийского государства с центром в г. Ургенче.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.