Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(Работа с временной линией.) 2 страница



Следует учитывать систему верований и при определении продолжительности лечения: настроен клиент на быстрое однократное лечение типа кодирования или для него важна продолжительная терапия; какой тип лечения приоритетнее для него – иглотерапия, лазеротерапия, психотерапия, медикаменты или травы. Предложите клиенту несколько вариантов лечения, и вы увидите его реакцию, по которой можете определить систему верований.

Когда клиент настроен решительно, поддержите эту решительность. Назначайте именно ту терапию, в которую он верит, но обязательно с дополнениями. Дополнения важны с психологических позиций. В глазах клиента они придают вес вашему мастерству. Если ваша точка зрения противоположна, то постарайтесь убедить в этом пациента. Когда клиент сомневается, определить его предпочтение можно по невербальным признакам – жестам, мимике, кивкам головы, движению глазных яблок, вегетативным реакциям. Невербальные реакции – главный инструмент в работе психотерапевта. По исследованиям специалистов, только 7% содержания сообщения передается смыслом слов (вербально), остальное – невербально. Невербальные реакции практически неконтролируемы. Основа их лежит в физиологии человека, они закреплены вековыми традициями каждого народа. Так, по невербальным признакам вы можете понять приоритеты клиента: если вы предлагаете фитотерапию, а он отрицательно качает головой, не говоря ни слова, но при переходе к психотерапии оживляется, то для вас становится ясно, на чем нужно сделать акцент. Предлагая выбрать метод лечения, вы продолжаете психотерапию. Самый плохой и непрофессиональный подход – выбор между вариантами: лечиться или не лечиться (Вы будете лечиться или нет? ). Клиент может выбрать не лечиться у вас и лечиться у другого доктора. Поэтому предложите на выбор 2 – 3 метода лечения, и тогда речь пойдет только о варианте лечения, и не будет стоять вопрос лечиться или нет. Более того, выбор методики повышает доверие к врачу. Чувствуете, что доверия нет – завоюйте его, а если не получается, то попрощайтесь, потому что эффективное лечение, скорее всего, будет невозможным.

 

Эффект бумеранга, или Мотивация отказа от алкоголя

 

Продолжая психологическое исследование клиента, уточните ожидаемый результат. Если клиент говорит: " Я хочу не пить", он сообщает нам негативный результат. Это означает, что он стремится бросить пить, все помыслы направлены на это, и он не думает о том, на что он потратит освободившуюся энергию. В поисках нового результата человек непроизвольно отталкивается от прошлого отрицательного результата и всеми силами стремится уйти от него. Это стремление и движение мы условно обозначаем как движение от. Как правило, этот вариант малоэффективен. Поскольку нам нужен позитивный результат, необходимо уточнить: Что будет тогда, когда вы перестанете пить? Чем займетесь, когда станете свободным от алкоголя-яда? Таким образом, мы стремимся пробудить у клиента стремление двигаться к чему-либо. Например, улучшить взаимоотношения в семье, сохранить здоровье, материально обеспечить семью, развиваться как личность, изменить общественный статус и т. п.

Итак, проводя психотерапию, необходимо учитывать психологическую особенность клиента: его стремление от (чего-либо) или стремление к (чему-либо). Этот психологический феномен образно можно сравнить с бумерангом. Если попадаешь в цель, то он там и остается, а если промажешь, то бумеранг возвращается обратно, на исходную позицию. Попадая в точку, клиент навсегда отказывается от алкоголя, если же промажет, то возвращается к алкоголю. Задача психотерапевта уже на первичном приеме сформировать желаемую цель (результат), обязательно четкую и позитивную. Но не нужно полностью брать на себя формирование этого желаемого результата, так как это будет ваш желаемый результат, а не его, и вы станете тащить клиента в одну сторону, а он вас – в другую, и получится, как в басне, про лебедя, рака и щуку. Предоставьте своему подопечному свободу выбора, направьте поиск и разделите с ним ответственность за конечный результат!

Размышляя о движении от и к, мы невольно затрагиваем вопрос о том, к чему стремится человек, отказавшись от алкоголя. Кроме определения цели важно акцентировать внимание клиента на ценностях, которые он приобретает, отказавшись от яда, то есть на том, ради чего человек живет. Именно в этот момент клиент начинает размышлять (задумываться) о смысле жизни, о человеческих ценностях. Определяя глубинную ценность, ради которой он решил отказаться от алкоголя, клиент соприкасается с новыми радостными чувствами. Итак, на этом этапе необходимо сформировать мощную мотивацию отказа. Поскольку у каждого человека свои ценностные приоритеты, необходимо двигаться от одного приоритета к другому, уточняя, что является для клиента более важной ценностью по сравнению с предыдущей.

В этом случае психотерапевт напоминает наездника, который не знает, куда ехать, но умеет управлять лошадью, а лошадь (клиент) не умеет управлять собой, но ее бессознательное знает, куда двигаться. Важно вывести пациента на развилку, а выбирать, по какой тропинке идти, предоставьте его бессознательному. Вы и клиент неизбежно почувствуете тот момент, когда достигнете конечного результата. При достижении наиболее глубинной цели вы увидите, как засияет лицо вашего партнера, а он отметит глубокое чувство тепла, света внутри себя или вне себя и опишет это состояние как состояние любви или умиротворения.

 

Жизнь вне времени

 

У людей, употребляющих алкоголь, время искажается. Внешне они живут как все – день за днем, но на самом деле отсчет времени идет от запоя до выхода из него, с короткими светлыми промежутками в 1 – 2 недели. И только в эти промежутки клиент ощущает жизнь. Все остальные события проходят мимо. Это длится годы. Для некоторых алкоголиков время словно остановилось в тот момент, когда употребление алкоголя приносило им только позитивные ощущения, и они недоумевают: " Почему же алкоголь не действует так, как прежде? " Пытаясь принимать алкоголь в малой дозе, они обманывают себя, надеясь на этот раз не уйти в запой, но вновь уходят. Им невдомек, что жизнь идет, они меняются, и меняется реакция организма на алкоголь. Постепенно организм начинает отвергать этот ненужный продукт и как бы кричит похмельным синдромом: " Хватит пить! Посмотри, как ты вредишь мне! " Человек продолжает пить, снова уходит в запой, снова болеет, и приходит время, когда остается последняя возможность выбора: либо окончательное разрушение и деградация, либо длительное восстановление.

Вспоминаю одного из своих пациентов, начавшего пить в 15 лет и к 48 годам прошедшего не через один этап принудительного лечения. У меня он проходил курс психотерапевтической поддержки. Все его воспоминания о более чем 30-летней жизни начинались и заканчивались бутылкой: где, с кем, как доставали и т. д. Рождение ребенка, развод с женой, неоднократная смена работы, потерянная квалификация мастера на все руки, смерть матери – все прошло мимо. Шаг за шагом мы " отвоевывали" в его прошлом воспоминания, которые имеет смысл помнить, без которых человек, как дерево без корней, погибает, меняли его взгляд на себя и на окружающий мир, намечали пути его существования в ближайшем человеческом окружении. Возвращение в реальность было крайне болезненным. Новое обретение себя доводило до нервных срывов.

Человек склонен напрягаться только при наличии реальной угрозы. К сожалению, многим пьющим людям угроза потерять здоровье, семью, работу представляется иллюзорной и отодвигается в глубины сознания реальным удовольствием очередной пьянки. Если же человек сам или с помощью специалиста прекращает употреблять алкоголь, восприятие жизни у него резко меняется. Можно часто услышать такие слова: " Я словно заново начал жить"; " Жизнь бьет, как ключевая вода"; " Я ощутил вкус жизни, смог по-другому смотреть на мир".

 

Стратегия реагирования на алкоголь

 

При работе с людьми, употребляющими алкоголь, неизбежно возникают следующие вопросы: Когда и при каких условиях у них появляется желание употребить алкоголь? Что является провоцирующим фактором, что – формирующим, а что – запускающим? Как они приходят к мысли, что им надо снова напиться? Почему они это делают? Особенно интересен тот факт, что после запоя в течение некоторого времени (от 2 – 3 дней до 1 – 2 месяцев) люди с алкогольной зависимостью отказываются от алкоголя и с отвращением смотрят на него. Почему у одних негативная реакция на алкоголь имеет ограничения во времени (в среднем 1 – 2 недели), а другие способны отказываться от алкоголя более продолжительное время (месяцы и годы)? Как сделать так, чтобы клиент отказался от алкоголя на продолжительное время? Что поможет достичь безразличного отношения к яду? Что позволит смотреть на него с явным отвращением? Когда эта стратегия начнет работать? Где можно ее использовать?

Как правило, мы не задумываемся над тем, как принимаем решения. Решили и сделали. В случае же если это трудновыполнимое или значимое решение, мы сомневаемся: реализовать его или нет. К примеру, вы приобретаете квартиру. Вы будете выбирать район проживания, количество комнат, этаж, начнете сравнивать цены и т. п. Совсем по-другому происходит, когда вы решили приобрести молоко или хлеб, т. е. то, что вы покупаете ежедневно. Желание реализуется, как правило, быстро и с учетом ваших приоритетов. Человек, регулярно принимающий алкоголь, реализует свое желание так же быстро, как в случае с молоком или хлебом.

Для нас же с вами интересен вопрос: что становится первым стимулом к употреблению алкоголя и как принимается решение? Если на первую часть вопроса клиент еще сможет вам ответить: " Все пили и я тоже", либо: " Предложили, а я не смог отказать", то на вторую часть вопроса вы вряд ли получите ответ. Как правило, это не осознается. На основной вопрос, который поможет вам выяснить, что же является запускающим фактором: " Как вы приняли решение употребить алкоголь? " – редко кто ответит, что почувствовал желание выпить.

Существует внешняя форма принятия решения: предложения друзей, стрессовые ситуации, дни рождения, праздники и т. п. Нас же интересуют внутренние критерии. Это, как правило, неосознаваемые человеком стимулы, которые и запускают процесс употребления алкоголя. Многочисленные наблюдения за клиентами говорят о том, что в подавляющем большинстве случаев первым стимулом для принятия решения являются воспоминания о приятных ощущениях, которые появляются после первых доз алкоголя: веселости, раскрепощения, тепла, вкуса спиртного и т. п. Любое напоминание об алкоголе (разговор, внешний вид его или запах) вызывает серию приятных внутренних ощущений, которые способствуют принятию решения. Как правило, при этом человек забывает все отрицательные последствия своей зависимости. Если похмельный синдром закончился недавно, то в памяти свежи воспоминания негативных ощущений, и именно они заставляют отказаться от алкоголя, но уже через короткий промежуток времени люди с зависимостью удивительным образом забывают отрицательные ощущения похмельного синдрома, избирательно сохраняя лишь приятные воспоминания.

Одна из задач психотерапии сводится к тому, чтобы связать первую дозу алкоголя с негативными ощущениями и сделать эту связь наиболее прочной, т. е. как бы стереть из памяти алкоголика позитивные воспоминания, связанные с первыми дозами алкоголя, и оставить естественные и характерные для последнего времени негативные ощущения. Позволю себе напомнить, что именно ради позитивных ощущений люди идут на то, чтобы в последующий момент страдать от похмельного синдрома.

В России существует методика лечения алкоголизма, провоцирующая рвотный рефлекс на вкус и запах алкоголя. Иногда при ее применении случались казусы. Один из врачей рассказал мне историю о том, как однажды, прогуливаясь с девушкой, он встретил своего пациента, к которому применял условно-рвотную терапию. При приближении к врачу у бывшего пациента прямо на улице открылась рвота. Я встречал клиентов, у которых после первой-второй рюмки водки появляется рвотный рефлекс, но это их не останавливает. Они принимаются за следующую, пока вновь не испытают всю глубину приятных ощущений, а затем неприятных. И так начинается каждая алкоголизация.

Основным преимуществом метода УРТ (условно-рвотной терапии) является быстрота выработки условного рефлекса, внешняя эффективность результата. Недостаток этого метода в том, что взамен утраченных позитивных ощущений клиенту не предлагается ничего.

Суть создаваемой нами стратегии заключается в том, что на первом месте должны стоять воспоминания негативных ощущений, а после отказа от спиртного их место займут позитивные ощущения (гордость за себя, радость свободы от алкоголя, уверенность в своей силе воли и т. п. ), значимые и приятные для клиента. Содержание этой стратегии сводится к трем словам: внушение приятного отвращения.

 

Психотерапия лиц с алкогольной зависимостью

Переходя непосредственно к помощи нашим пациентам, необходимо уяснить для себя, какова ваша роль в этом процессе? Кто является ведущим, а кто ведомым? Кому из вас принадлежит решающая роль в выборе направления движения? Почему ваш пациент выбрал именно вас и почему он продолжает доверять вам? Как ваш клиент должен измениться? Насколько он готов участвовать в процессе изменений? Что необходимо сделать для изменения вашего пациента? Что должно произойти в результате совместной работы? Когда вы ожидаете первые результаты своей работы и в чем они должны проявиться?

Процесс взаимодействия между специалистом и пациентом можно назвать психотерапевтическим процессом, психологическим консультированием или обычным разговором. В любом разговорном процессе мы неосознанно влияем на своего партнера, а он, в свою очередь, влияет на нас. В любом психотерапевтическом процессе имеет место диалог. Отличие обычного диалога и психотерапевтического процесса заключается в том, что вы, как специалист, все глубже и глубже познаете своего партнера и помогаете ему двигаться в желаемом для него направлении. По сути, меняется его мышление и, соответственно, меняется отношение к спиртному.

В зависимости от частоты и продолжительности запоев, психофизиологического состояния человека в момент обращения к нам за помощью и системы его верований, подбираем тактику работы с ним. Существует две тактики изменения мышления. Первая – это однократная работа, за один сеанс. Этот метод придуман А. Р. Довженко и называется кодированием, он получил широкое распространение в России. Данная методика модифицирована разными авторами. Суть работы – за один сеанс изменить мышление человека и дать ему возможность отказаться от алкоголя на какой-либо промежуток времени. Рассмотрим, что при этом происходит с психологической точки зрения:

1. Врач берет на себя ответственность за выздоровление.

2. Врач выступает в роли родителя, запрещающего употребление алкоголя под страхом смерти или болезней.

3. Пациент выступает в роли подчиняющегося, чаще всего ребенка, отказывающегося от алкоголя под страхом смерти или болезней.

4. Все это базируется на основном инстинкте – инстинкте самосохранения и создает новое базовое предположение: алкоголь – смерть.

5. В результате формируется новое отношение к алкоголю, но ограниченное каким-либо сроком.

Вторая тактика – это проведение нескольких сеансов, во время которых формируется безразличное отношение к алкоголю под влиянием другой точки зрения, другого отношения к этому яду. Прежде всего, психотерапевт сам должен верить в выбранную методику, т. е., на языке психотерапии, быть конгруэнтным. Только глубокая степень убежденности в том, что алкоголь – это яд, позволяет изменить мышление другого человека. Пояснением может служить рассказ о том, как к известному психотерапевту издалека привезли мальчика и попросили снять тягу к бананам, которые он поедал в огромном количестве.

– Хорошо, – сказал психотерапевт, – но приезжайте завтра.

– Вы знаете, мы проделали долгий путь, не могли бы вы провести работу именно сегодня, – попросила мать мальчика.

– Нет, – сказал психотерапевт, – только завтра.

На следующий день он усадил мальчика на колени и серьезно сказал ему:

– Друг мой, на свете существует очень много других вкусных вещей.

На этом лечение закончилось. Мать была крайне удивлена: – Неужели вчера вы не могли сказать этих слов?

– Мог, – ответил психотерапевт, – но вчера я сам хотел бананов.

Уже на первичном приеме мы начинаем заниматься психотерапией. И один из первых вопросов звучит чаще всего так: " В чем я могу вам помочь? " Этим вопросом вы даете понять бессознательному человека, что только вместе вы станете решать все проблемы. Только вместе вы будете идти и к изменениям. Отвечая на этот вопрос, многие путаются и начинают говорить об алкоголизации, о частых запоях и всех остальных проблемах. Оставьте на время его открытым, вы еще успеете вернуться к нему. Перейдите на предложенную тему и спросите о частоте употребления алкоголя, длительности запоев. Уточняя частоту употребления алкоголя, дозу спиртного, мы не столько преследуем цель определить стадию зависимости, сколько стремимся показать клиенту путь прогрессирования его зависимости, дать возможность посмотреть на себя со стороны и почувствовать все, что происходило с ним на протяжении его общения с алкоголем. Другая цель уточнения частоты употребления алкоголя – правильно выбрать тактику лечения. При запоях реже одного раза в месяц и последнем употреблении более 12 – 14 дней назад возможна помощь в течение одного сеанса. Если запои длятся от недели и дольше, светлые промежутки составляют 2 – 5 дней и такое положение сохраняется на протяжении нескольких месяцев или даже лет, а последнее употребление было 1 – 5 дней назад, то лучше выбрать тактику лечения короткими курсами по 1 – 2 недели, повторяющимися через 1 – 3 месяца, с применением всех имеющихся у вас возможностей. Безусловно, этим не ограничивается определение тактики лечения. Существует много других критериев, учитывающих степень поражения организма, но опустим стадии поражения, которые вы можете найти в любом учебном пособии, и вернемся к первичному приему.

 

Контракт

 

Обязательным условием помощи является создание устного контракта. Сюда входит определение работы, которую вы берете на себя, и работы, которую оставляете вашему клиенту. Необходимо четко объяснить, что только вместе можно достичь положительного результата. Еще Гиппократ говорил: " Нас трое: врач, пациент и болезнь. На чьей вы стороне, тот и побеждает". Чаще всего на себя вы можете взять создание у клиента безразличного отношения к алкоголю. Но вы не можете стоять с ним рядом и держать за руку, вы не можете избавить его от " шрамов" (последствий повреждающего действия алкоголя), которые сделаны ядом. Такие краткие метафоры очень понятны и дают возможность клиенту четко осознать свою задачу. Примером подобной метафоры может служить следующее сравнение. Поскольку многие клиенты имеют или имели машины, можно воспользоваться их " языком":

– Вы знаете, что такое тормозные колодки?

- Да.

– Вы знаете, что происходит, когда стираются тормозные колодки?

– Да.

– Вы знаете, как поменять тормозные колодки в автомобиле? А как " поменять" их... в голове? И я тоже не знаю. Последнего не умеет делить никто в мире.

Простой язык общения способствует возникновению большего доверия у клиента и помогает ему формировать новое мышление.

Уже на первичном приеме можно поговорить о запоях. Запои воспринимаются клиентом однозначно, как ненормальное явление. Невозможность употреблять алкоголь в малых дозах тоже воспринимается как ненормальное явление. И он экстраполирует это на себя как на личность. " Неужели я никогда не смогу принимать алкоголь, как все нормальные люди? " – задает он этот вопрос и себе и врачу. Быть " ненормальным" никому не хочется, вот клиент и пытается раз за разом доказать себе и другим, что он " нормальный", уходя в очередной запой. Клиенту, настаивающему на том, что он желает оставаться " нормальным", можно привести сравнение:

– У вас есть нос, глаза, уши?

– Да.

– У меня тоже есть нос, глаза, уши?

– Да.

– Но разве мы абсолютно похожи друг на друга?

– Нет, конечно.

– Конечно. Так и организм у всех людей разный и по-разному реагирует на алкоголь. Было время, когда ваш организм принимал алкоголь, но пришло время (помните, что клиенты выпадают из времени? ) и он стал отвергать этот яд, а теперь каждый похмельный синдром – это крик вашего организма и сообщение о том, что вы навредили ему. (Слова " вы навредили ему " выделите голосом или паузой и рассматривайте как скрытое внушение; и далее по тексту выделение жирным шрифтом можно рассматривать как скрытое внушение. )

В разговоре с клиентом постоянно подчеркивайте изменения, происходящие в его организме. Нет ничего постоянного. Приходит время употреблять алкоголь, приходит время прекращать принимать этот яд. В жизни у всего есть начало и конец. У самой жизни тоже есть начало и конец, по крайней мере, у ее телесной оболочки. Здесь вновь можно вернуться к вопросу: " В чем вам помочь? " Вы с удовольствием можете отметить, что ответ станет более точным, более определенным.

Двигаясь к поставленной цели с помощью вопросов, вам необходимо сформировать способ лечения, используя систему верований пациента.

Спросите, во что верит ваш пациент. Определите по кивку головы, улыбке или нахмуренным бровям, т. е. невербальным реакциям, как он реагирует на то или иное предложение. Одни доверяют медикаментам, другие – фитопрепаратам или иглорефлексотерапии. Кто-то считает, что поможет кодирование, а кто-то хочет быть свободным от психологического запрета и нуждается в более длительной психологической работе.

Существует категория клиентов, которые верят только себе и прекращают надолго употреблять алкоголь путем самоубеждения. Каким способом они достигают этого? Что стоит за словами: " Я решил больше не пить, значит, больше не буду"? Когда бросают пить надолго – означает ли это, что произошла смена системы верований и убеждений? Поскольку каждый из нас во что-нибудь верит, поэтому и отношение к алкоголю преломляется через призму этой веры. Зачастую к алкоголю относятся как к лекарству, естественному и необходимому продукту, как, например, к хлебу. На вино переносят полезные свойства винограда, который содержит в себе большое количество витаминов, минеральных веществ, является эффективным средством при лечении воспалительных заболеваний почек, выводит камни. Этим не ограничивается положительное действие винограда, а значит, и вина. Действительно, высококачественные сухие вина обладают лечебным действием, но, как правило, люди, злоупотребляющие алкоголем, приписывают спиртному гораздо больше полезных свойств, и чаще всего они переходят на более крепкие спиртные напитки, которые также считают лекарством. Но когда лекарство регулярно приносит массу неприятных ощущений, оно должно восприниматься как яд. Поэтому все зависит от дозы. И если даже малая доза спиртного приводит к запою, оно должно восприниматься как ядовитый продукт и вызывать такие же чувства, как, например, уксусная эссенция – никому в голову ведь не приходит принимать ее рюмками или гранеными стаканами – или как бледная поганка. При выработке такого отношения меняется система убеждений. С этого момента человек начинает верить, что именно алкоголем он наносит себе непоправимый вред. И это не просто осознается. В процесс включается визуальная система –es New Roman" > он видит в этом продукте нечто отвратительное, аудиальная система – человек слышит нарекания свои и других людей, помнит рассказ о каком-либо негативном действии этого яда, а на уровне чувств вспоминается похмельный синдром со всеми последствиями. Как правило, смена системы убеждений, верований, а затем и ценностей проходит незаметно для клиента. Наша с вами задача заключается в том, чтобы провести такую работу изящно.

Итак, система верований пациента поможет вам правильно подобрать тактику лечения и заключить контракт.

 

Выбор тактики

 

Заключив контракт, вы назначаете следующую встречу. Практика психотерапии показала, что на второй встрече лучше всего проделать необычную терапию, дать возможность вашему клиенту почувствовать силу психотерапии и некое магическое воздействие, исходящее от вас. Важно показать, что вы не просто разговоры разговариваете (хотя это может быть главной работой), но умеете что-то делать. Продемонстрируйте свои возможности, и вы заставите пациента поверить в ваше искусство. Примером такой терапии может стать работа с " договором двух частей ". О каких частях идет речь?

Иногда сам клиент отмечает, как он входит во внутреннее противоречие с самим собой, как будто в нем разговаривают два разных человека. Это и есть проявление " двух частей". Одна часть начинает убеждать его, что он выпьет только небольшую дозу и тут же остановится. Но его бессознательное помнит предыдущий отрицательный опыт пития. Получается как бы противоречие сознательного и бессознательного. С одной стороны – нельзя, а с другой – хочется.

Выделение этих двух частей условное, но работа с ними достаточно реальная, ее чувствуют и в нее верят клиенты. Суть этой работы сводится к получению позитивных намерений той частью, которая желает принять алкоголь, другими способами, отказавшись от яда. Обязательным условием правильно проведенной работы является получение реальных сигналов тела в виде ощущений в системе " Да-Нет".

У психотерапевта существуют свои критерии правильно проведенной работы – это невербальные сигналы доступа к бессознательному клиента и степень погружения его в состояние транса. Примером такой работы служит следующий диалог:

– Когда вы пришли к мысли, что пора бросать пить, так как это приносит только одни проблемы?

– В принципе, я дивно уже задумывался над этим, но считал, что у меня хватит силы воли бросить самому. Пристрастие к алкоголю мешало на производстве, потому что " примешь" с утра – знаешь, что дорога на работу уже заказана. А во-вторых, алкоголь сильно расхолаживает. За меня никто ничего не сделает. И в семье тоже стали возникать неприятности.

– Давно – это сколько?

– Может быть, год назад появились у меня такие мысли. Были периоды по 2 – 3 месяца, когда я не пил вообще, но потом снова срывался...

– Что приводило к этим срывам?

– В общем-то, ничего особенного не происходило – ни стрессов, ни особых расстройств. В последнее время у меня жизнь была более-менее спокойная.

– Вы же знали, что, выпив какую-то дозу алкоголя, вы опять сорветесь.

– Меня это особенно не пугало. Я считал, что в этом нет ничего страшного, потому что, выпив даже триста-четыреста грамм, я спокойно мог выполнять свою работу. Единственное, я не мог пойти к заказчику, так как было видно, что я выпил. А когда приходил домой после такой дозы выпитого спиртного, жена ничего не замечала.

– Вы не идёте к заказчику – работа не выполняется, в итоге работы нет, возникают проблемы. Вы специально напивались, чтобы найти повод не ходить к заказчику?

– Нет, не специально. В том-то и дело, что в последнее время получилось раздвоение личности. Первое Я говорит: " Пройди мимо – тебе это не надо". А второе Я отвечает: " Ничего в этом страшного нет. Выпьешь немного, и станет легче".

– Давайте поговорим об этих двух Я. Как они между собой уживались, эти Я?

– Я пришел сюда, потому что чувствую – второе Я побеждает, а силы воли мне не хватает.

– Что позитивного было у " первого", которое говорило: " Откажись! "? И что позитивного было у " второго", которое говорило: “Да ладно, выпей! ”?

– Трудно сказать. Дело в том, что " первое" убеждало сделать работу, а “второе” неосознанно тянуло к магазину.

– Оно уговаривало вас выпить?

– Да.

– Для чего? Что позитивного вам давало это второе Я.

– Не знаю, я не могу точно определить. Непонятное состояние, подобное тому, что испытывает, наверное, наркоман. Я видел ребят, которые занимаются этим. Что-то подобное происходит со мной.

– И что же вам говорило второе Я в этой ситуации? Что позитивного оно находило в употреблении алкоголя. Что убеждало вас принять алкоголь?

– Я не знаю. Но сейчас моя работа связана с тем, что приходится выпивать.

– То есть это своего рода ритуал?

– Да, можно сказать и так, хотя никто никого не заставляет.

– Но играет свою роль и общение?

– Да, постоянное общение.

– Вам приятно общаться с этими людьми?

– Дело в том, что даже в тот период времени, когда я не пил, я находился в этом же кругу. И что интересно: когда ты с ними находишься, не замечаешь, какими они становятся, когда выпьют. А когда ты заходишь, а они уже пьют, то сразу бросается в глаза, какая дурь с ними творится...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.