Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Где чье место?



 

 


 

Методика-игра для определения уровня развития воображения " Где чье место? "

 

" Где чье место? "

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, веду к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности. Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны.

Смысл игры-методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики подойдет любая сюжетная картинка, правда с некоторыми особенностями. На картинке практически около всех изображенных предметов остаются пустые кружочки. Такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками, нужно приготовить отдельно, так, чтобы каждой фигурке соответствовало только одно отведенное место на картинке.

Далее нужно попросить ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в " необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались. В зависимости от уровня развития воображения дети могут решать эту задачу по-разному.

Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на " законные" места, но все объяснения сводит к следующему: собака в конуре, потому что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на " чужие " места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же все-таки удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: " Кошка на клумбе потому, что она спряталась" и т. п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети ответить не могут.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на " чужие" места, но с объяснением они будут испытывать некоторые трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на " их" места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольником с этим уровнем воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере дети очень стараются это доказать: " В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). А по телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)" и т. п.

Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на " чужие " места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т. д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую- либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: " Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку", а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или, после некоторых размышлений: " На столе лежала картинка и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались. " Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить " чужое", то они должны проникнуть в " чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.