|
|||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 770-ст
Дата введения - 1 января 2011 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСЛУГИ ТОРГОВЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ SERVICES OF TRADE. REQUIREMENTS FOR PERSONNEL ГОСТ Р 51305-2009
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ " О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1. 0-2004 " Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Открытым акционерным обществом " Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО " ВНИИС" ) при участии Общества с ограниченной ответственностью ООО " ИКС 5 Ритейл Групп". 2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 " Услуги торговли и общественного питания". 3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 770-ст. 4. Взамен ГОСТ Р 51305-99.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе " Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях " Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе " Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие минимальные требования к обслуживающему и административному персоналу предприятий торговли различных видов и типов всех форм собственности. Стандарт рекомендуется использовать при аттестации персонала предприятий торговли и присвоении квалификации персоналу.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования ГОСТ Р 51087-97. Табачные изделия. Информация для потребителя ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения ГОСТ Р 51391-99. Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования. Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю " Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51303, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3. 1. Торговое обслуживание: деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя при приобретении товаров и/или оказании услуг и т. д. 3. 2. Административный персонал: работники торгового предприятия, занятые организационными и технологическими вопросами деятельности предприятия торговли. 3. 3. Обслуживающий персонал: работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании покупателей.
4. Общие требования к персоналу
4. 1. Персонал предприятий торговли подразделяют на обслуживающий и административный. 4. 1. 1. К обслуживающему персоналу предприятия торговли относят работников, непосредственно участвующих в торговом обслуживании покупателей: заведующий отделом (секцией); администратор торгового зала, продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, продавец мелкорозничной (торговой) сети, продавец-консультант, кассир торгового зала, контролер-кассир и др. 4. 1. 2. К административному персоналу предприятия торговли относят работников, занятых организационными и технологическими вопросами: директор предприятия (управляющий, заведующий предприятием), заместитель директора, менеджер по закупкам, товаровед (менеджер по качеству товаров), специалист по продвижению товаров в торговле (мерчендайзер), менеджер по продажам и др. 4. 2. При установлении требований к персоналу учитывают следующие критерии оценки: - уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения; - способность к организации деятельности предприятий торговли и руководству персоналом (для административного персонала); - знание и соблюдение профессиональной этики; - знание нормативных и руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности. 4. 3. К персоналу всех категорий предприятий торговли предъявляют следующие общие требования: - наличие профессиональной подготовки и соответствие квалификационным требованиям, установленным для данной профессии [1], [2]; - знание и соблюдение действующих законов, иных нормативных правовых актов, касающихся профессиональной деятельности, в том числе Федерального закона " О защите прав потребителей" [3]; - знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка предприятия; - знание и соблюдение правил продажи товаров [4] и культуры торгового обслуживания покупателей; - владение профессиональной терминологией; - обеспечение безопасности оказываемых услуг торговли и реализуемых товаров для жизни и здоровья покупателей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды в пределах своих должностных обязанностей; - соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места; - знание и соблюдение правил эксплуатации оборудования, правил охраны труда и техники безопасности, требований пожарной безопасности [5]. 4. 4. Персонал предприятий торговли должен проходить обязательный инструктаж для ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка, организацией работы предприятия и правилами продажи товаров. 4. 5. Функциональные обязанности, права и квалификационные требования к персоналу должны быть зафиксированы в персональных должностных инструкциях, утвержденных руководителем организации, или фирменных стандартах работы персонала. 4. 6. Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация организации, исходя из требований законодательства Российской Федерации, квалификационных характеристик работ и профессий, должностей руководителей и специалистов [1], [2] с учетом особенностей работы каждого предприятия и требований настоящего стандарта. 4. 7. Администрация предприятия торговли должна систематически организовывать мероприятия по совершенствованию знаний, повышению квалификации и профессионального мастерства персонала на основе его теоретической подготовки и практических навыков. 4. 8. Персонал предприятий продовольственных товаров должен проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в период работы) медицинские осмотры, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. У каждого работника должна быть личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях и отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации [6]. 4. 9. Обслуживающий персонал предприятия торговли должен носить соответствующую форменную и/или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца. Работники предприятия торговли на форменной одежде могут носить служебный значок с эмблемой предприятия и указанием фамилии и должности. 4. 10. Профессиональными этическими нормами поведения персонала предприятий торговли являются вежливость, тактичность, доброжелательность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей.
5. Требования к конкретным должностям и профессиям обслуживающего персонала
5. 1. Требования к заведующему отделом (секцией) Заведующий отделом (секцией) должен соответствовать следующим требованиям: 5. 1. 1. Наличие профессионального образования и опыта практической работы или соответствующей профессиональной подготовки. 5. 1. 2. Умение правильно организовывать труд работников соответствующего структурного подразделения (отдела, секции), обеспечивать трудовую дисциплину. 5. 1. 3. Знание ассортимента товаров, реализуемых в отделе (секции), а также способов их размещения в торговом зале. 5. 1. 4. Соблюдение правил продажи товаров и осуществление контроля за их соблюдением персоналом отдела (секции). 5. 1. 5. Соблюдение установленного порядка приемки товаров по количеству и качеству, условий хранения и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой. 5. 1. 6. Осуществление контроля за наличием необходимых сопроводительных документов, удостоверяющих качество и безопасность продаваемых товаров. 5. 1. 7. Знание основных характеристик товаров и умение применять методы контроля качества товаров. 5. 1. 8. Знание требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков. 5. 2. Требования к администратору торгового зала Администратор торгового зала должен соответствовать следующим требованиям: 5. 2. 1. Наличие соответствующей профессиональной подготовки или опыта практической работы. 5. 2. 2. Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом качества и культуры торгового обслуживания покупателей. 5. 2. 3. Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом правил продажи товаров и санитарно-эпидемиологических требований. 5. 2. 4. Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности. 5. 2. 5. Информирование покупателей о потребительских свойствах реализуемых товаров, их ассортименте, ценах на товары и оказываемые услуги, режиме работы предприятия торговли, оказание помощи в выборе товара. 5. 2. 6. Осуществление проверки соблюдения сроков годности и условий реализации товаров в соответствии с маркировкой на упаковке, изъятие из продажи некачественных товаров и товаров с истекшим сроком годности и имеющих дефекты. 5. 2. 7. Знание требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков. 5. 2. 8. Знание расположения средств противопожарной защиты и сигнализации и правил пользования ими, номеров телефонов служб экстренного вызова (милиции, скорой помощи, пожарной службы). 5. 2. 9. Организация в чрезвычайных ситуациях эвакуации покупателей из предприятий торговли. 5. 3. Требования к продавцу продовольственных товаров Продавец продовольственных товаров должен соответствовать следующим требованиям: 5. 3. 1. Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки. 5. 3. 2. Знание ассортимента и характеристик продаваемых товаров, требований, предъявляемых к качеству товаров. 5. 3. 3. Умение осуществлять проверку качества продовольственных товаров по органолептическим показателям (внешнему виду, цвету и запаху) при приемке и отпуске покупателям. 5. 3. 4. Умение осуществлять предпродажную подготовку товаров. 5. 3. 5. Умение осуществлять выкладку продовольственных товаров в торговом зале. 5. 3. 6. Соблюдение правил товарного соседства, знание и соблюдение условий реализации и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой на упаковке. 5. 3. 7. Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. 5. 3. 8. Знание и соблюдение требований к маркировке товаров, упаковочным материалам, способам и правилам упаковки, оформлению ценников и товарных чеков. 5. 3. 9. Осуществление контроля за наличием акцизных и специальных марок, штриховых кодов и других средств торговой маркировки товаров, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами. 5. 3. 10. Соблюдение метрологических требований при отпуске нефасованных товаров. 5. 3. 11. Знание устройства, правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций на ККТ. 5. 3. 12. При отпуске и комплектовании товаров продавец продовольственных товаров должен уметь: - взвешивать, отмеривать, упаковывать и комплектовать товары в соответствии с заказом покупателя; - обеспечивать необходимую точность при отпуске товаров. 5. 4. Требования к продавцу непродовольственных товаров Продавец непродовольственных товаров должен соответствовать следующим требованиям: 5. 4. 1. Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки. 5. 4. 2. Знание ассортимента, характеристики и назначения продаваемых товаров, осуществление контроля их качества. 5. 4. 3. Умение осуществлять предпродажную подготовку и размещение товаров в торговом зале. 5. 4. 4. Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. 5. 4. 5. Соблюдение требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков. 5. 4. 6. Осуществление контроля за наличием штриховых кодов и других средств торговой маркировки товаров, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами. 5. 4. 7. Знание устройств, правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций на ККТ. 5. 4. 8. Осуществление при отпуске покупателям проверки качества товаров доступными методами в соответствии с инструкциями по эксплуатации, проверка комплектности и количественных характеристик продаваемых товаров. 5. 4. 9. Оказание помощи покупателям в выборе модели и марки товара при продаже сложных технических товаров. 5. 5. Требования к продавцу-консультанту Продавец-консультант по продаже продовольственных товаров должен соответствовать требованиям, приведенным в 5. 3, за исключением 5. 3. 9 - 5. 3. 11. Продавец-консультант по продаже непродовольственных товаров должен соответствовать требованиям, приведенным в 5. 4, за исключением 5. 4. 7. Кроме требований, указанных выше, продавец-консультант должен соответствовать следующим требованиям: 5. 5. 1. Оказание консультаций покупателям по ассортименту, наличию и количеству товаров, срокам поставки, информации об изготовителях, области применения и прочим техническим вопросам. 5. 5. 2. Оказание квалифицированной помощи покупателям в поиске и выборе необходимых товаров. 5. 5. 3. Осуществление презентации товаров покупателям согласно их потребностям, демонстрация товаров в действии. 5. 5. 4. Проверка исправности и комплектности продаваемых товаров. 5. 5. 5. Взаимодействие с покупателями по вопросам возврата товаров. 5. 6. Требования к продавцу мелкорозничной (торговой) сети Продавец мелкорозничной (торговой) сети должен соответствовать следующим требованиям: 5. 6. 1. Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки. 5. 6. 2. Знание ассортимента, характеристик продаваемых товаров и способов их выкладки в торговом оборудовании, маркировки товаров, видов брака. 5. 6. 3. Умение осуществлять проверку качества продовольственных товаров по их органолептическим показателям (внешнему виду, цвету и запаху) при приемке и отпуске покупателям. 5. 6. 4. Соблюдение правил товарного соседства, знание и соблюдение условий реализации и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой на упаковке. 5. 6. 5. Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. 5. 6. 6. Знание и соблюдение требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков. 5. 6. 7. Знание устройств, правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций на ККТ. 5. 6. 8. Знание признаков платежеспособности государственных денежных знаков, порядка получения, хранения и выдачи денежных средств, а также цен на продаваемые товары. 5. 7. Требования к кассиру (контролеру-кассиру) торгового зала Кассир (контролер-кассир) торгового зала должен соответствовать следующим требованиям: 5. 7. 1. Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки. 5. 7. 2. Знание порядка выполнения кассовых операций, правил расчета с покупателями. 5. 7. 3. Знание ассортимента продаваемых товаров и их цен. 5. 7. 4. Знание признаков платежеспособности государственных денежных знаков, порядка получения, хранения и выдачи денежных средств. 5. 7. 5. Знание устройств и правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и порядка расчета с потребителями. 5. 7. 6. Знание признаков неисправности ККТ, умение устранять мелкие неисправности.
6. Требования к конкретным должностям и профессиям административного персонала
6. 1. Требования к директору предприятия (управляющему, заведующему предприятием торговли, менеджеру) Директор (управляющий, заведующий) предприятия торговли должен соответствовать следующим требованиям: 6. 1. 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования, опыта работы по специальности и (или) дополнительной профессиональной подготовки. 6. 1. 2. Осуществление руководства производственно-хозяйственной и торгово-обслуживающей деятельностью предприятия торговли. 6. 1. 3. Знание основ законодательства об административных правонарушениях и основ трудового законодательства, правил продажи товаров. 6. 1. 4. Организация своевременного обеспечения предприятия товарами и материалами, необходимыми для осуществления торгового процесса. 6. 1. 5. Осуществление контроля объемов продаж и качества услуг на предприятии торговли. 6. 1. 6. Организация расстановки персонала с учетом его специальности и квалификации, опыта работы, личностных качеств. 6. 1. 7. Осуществление контроля за соблюдением персоналом правил эксплуатации оборудования, правил охраны труда и техники безопасности, требований пожарной безопасности, требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места. 6. 1. 8. Владение принципами организации торгового процесса на предприятии; осуществление контроля за организацией рабочих мест и работой персонала в соответствии с требованиями фирменных стандартов организации. 6. 1. 9. Обеспечение высокого уровня эффективности торгового процесса, внедрение новых форм и методов работы и организации труда. 6. 1. 10. Повышение своей квалификации путем переподготовки, обучения и самообразования. 6. 1. 11. Обеспечение в необходимых случаях вызова экстренных служб (милиции, скорой помощи, пожарной службы), организация в чрезвычайных ситуациях эвакуации покупателей из предприятий торговли. 6. 2. Требования к товароведу (менеджеру по качеству товаров) Товаровед (менеджер по качеству товаров) должен соответствовать следующим требованиям: 6. 2. 1. Наличие высшего или среднего специального образования. 6. 2. 2. Осуществление контроля за соблюдением условий поставки, транспортирования, приемки товаров; правил маркировки и упаковки товаров; условий хранения товаров на складах предприятия; размещения товаров в торговых залах, сроков годности и условий реализации товаров на предприятиях торговли. 6. 2. 3. Своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров. 6. 2. 4. Участие в формировании ассортимента реализуемых товаров. 6. 2. 5. Знание номенклатуры и ассортимента продаваемых товаров, умение их оценивать, определять дефекты и причины их возникновения. 6. 2. 6. Знание товароведных характеристик и показателей качества продаваемых товаров, нормативных и технических документов (ГОСТ Р, СТО, ТУ и др. ) на товары. 6. 2. 7. Участие в рассмотрении претензий покупателей к качеству товаров. 6. 2. 8. Осуществление своевременного контроля за качеством товаров, участие в изъятии из реализации (продажи) товаров с истекшими сроками годности, с дефектами, ненадлежащего качества. 6. 2. 9. Знание и контроль за соблюдением основных требований к маркировке товаров и информации для потребителей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074, ГОСТ Р 51087, ГОСТ Р 51391 и правилами продажи отдельных видов товаров [4].
Библиография
[1] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 51, утвержденный Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 05. 03. 2004 N 30, с изменениями и дополнениями [2] Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21. 08. 1998 N 37, с изменениями и дополнениями
КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РФ N 2300-1 от 07. 02. 1992, а не Федеральный закон от 07. 02. 1993.
[3] Федеральный закон от 7 февраля 1993 г. N 2300-1 " О защите прав потребителей" с изменениями и дополнениями [4] Правила продажи отдельных видов товаров и перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19. 01. 1998 N 55, с изменениями и дополнениями
КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду Межотраслевые правила ПОТ Р М 014-2000, а не ПОТ Р М 0140-2000.
[5] ПОТ Р М 0140-2000 Межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле [6] СП 2. 3. 6. 1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов с изменениями и дополнениями
|
|||||
|