Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С.В.Добронравов. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.



С. В. Добронравов

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.

 

Все, что создано человеком – культура. Следовательно, чтобы выяснить, что такое культура, необходимо выяснить, что такое человек.

С одной стороны, человек оказывается животным, т. е. природным существом, а именно — позвоночным млекопитающим. Однако, с другой стороны, все те органы, посредством которых человек взаимодействует с внешней природой, дабы обеспечить свое выживание, по сравнению с соответствующими органами других животных оказываются слабы и несовершенны, выглядя при таком сравнении скорее зародышами соответствующих частей тела, нежели полноценными зрелыми органами. У человека нет таких зорких глаз, как у сокола, такого чуткого обоняния, как у собаки, таких быстрых ног, как у оленя или гепарда, позволяющих либо догонять намеченную добычу, либо убегать от тех, кто наметил в добычу его самого, нет острых клыков, нет волосяного покрова, защищающего от холода и осадков; вместо острых и крепких когтей у него хрупкие ногти, которые не только не помогают в деятельности его достаточно мягких и слабых конечностей, но, сломавшись даже от легкого воздействия, могут в любой момент помешать...

Эта особенность человека была отмечена еще древними философами — греком Протагором (481 — 411 до Р. Х. ), римлянином Плинием Старшим (24 — 79), ранневизантийским богословом Григорием Нисским (335 — 394) — а в ХХ в. один из выдающихся представителей немецкой философской антропологии Арнольд Гелен (1904 — 1976) дал ей название “биологическая недостаточность”.

Итак, человек — биологически недостаточное существо: его естественные средства взаимодействия с внешней природой — органы чувств, руки, ноги — устроены так, что не могут обеспечить его выживание. Будучи природным существом, он вместе с тем именно как природное существо существовать не может. Для того, чтобы выжить, ему необходимо восполнить слабость и несовершенство своих естественных средств деятельности, дополнить их чем-то, что усовершенствует и усилит их саму по себе недостаточную работу. Такое дополнение естественных средств деятельности — искусственные средства деятельности, в совокупности своей составляющие технику. Создавая линзы, очки, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, человек увеличивает силу своего зрения, от природы достаточно слабую. Создавая ножи, копья, стрелы, огнестрельное оружие, лопаты, грабли, более сложные сельскохозяйственные инструменты, человек увеличивает силу, крепость и дальнодействие своих рук. Создав колесо, а далее телеги, повозки, колесницы, кареты, велосипеды, автомашины, человек постоянно увеличивает скорость своего передвижения.

Каждое искусственное средство деятельности человека, разумеется, связано с тем видом деятельности, который с помощью него выполняется. Следовательно, оно является носителем определенных действий, содержит их в своем существовании, а они, соответственно, существуют не только в человеческом теле, но и вне его — в тех искусственных средствах деятельности, с помощью которых они и выполняются. Например, человек может напиться, сложив определенным образом пальцы своей руки и зачерпнув ею немного воды из ручья. Однако таким способом и много воды, и надолго ее не удержишь. А как быть с молоком или вином? Для этих питьевых жидкостей указанный способ и вовсе непригоден. Но отделяя указанные действия от своих рук и перенося их в определенные вещества природы — дерево, глину, стекло и т. д. — человек создает путем обработки этих веществ в соответствии с нужными ему в данном случае действиями ложки, кружки, чашки, стаканы, кувшины, бутылки и т. п. предметы, которые вместо его рук, но гораздо лучше их выполняют действия удержания, хранения и транспортировки самых разнообразных жидкостей.

Как видим, в любом созданном человеком предмете содержится некоторая часть человеческой жизни — те или иные действия, которые выполняются с помощью этого предмета и которые тем самым внесены в него. Сами эти предметы, соответственно — также часть человеческой жизни. Сущность искусственного средства человеческой деятельности, т. е. то, что именно оно есть — это некоторые человеческие действия.

Таким образом, техника в ее совокупности выражает в себе всю систему человеческой деятельности, или, как говорят в философии, является опредмеченной человеческой деятельностью (а отдельные орудия — опредмечиванием отдельных действий). Опредмечивание (или объективирование ) — это и есть показанное выше перенесение человеческих действий из человеческого тела во внешние предметы. Поскольку же начальные “звенья” любого действия выполняюся соответствующим органом человеческого тела — естественным средством человеческой деятельности — постольку любое искусственное средство деятельности представляет собой своего рода продолжение соответствующего органа, его “съемную” часть (скажем, очки — продолжение глаз, рупор — горла, колеса — ног и т. д. ).

Так смотрел на технику основатель философии техники Эрнст Капп (1808 — 1896): “в орудии человек систематически воспроизводит самого себя”, “множество духовных творений тесно связаны с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец становится подобием крючка, горсть руки — чашей” (цит. по: 3, с. 18). Впрочем, еще древнегреческий философ Аристотель (384 — 322 до Р. Х. ) определял создаваемые человеком средства деятельности как завершение за природу того, что она сама в человеке не завершила.

Искусственные средства деятельности, содержа в себе комплекс определенных действий, выполнимых благодаря им, будучи носителями этих действий, вместе с тем не составляют часть человеческого тела, физически отделены от него. Следовательно, ни одно действие, ни одно умение в организм человека изначально не “встроено”, человеку не врождено, как не врождено ему ни одно орудие. Всякому действию человеку приходится учиться, все его умения приходят к нему извне – из наблюдения и общения.

Не создаются отдельным человеком, а усваиваются им от других людей в процессе взаимодействия с ними язык, а значит, и умение говорить и мыслить. О различных трудовых навыках и говорить в этом отношении особо нечего: человек не рождается, а становится крестьянином, рабочим, предпринимателем, ученым и т. д., и становится лишь в процессе взаимодействия с себе подобными. Другие люди, общество — это ближайшая для каждого человека часть внешнего мира, только она первоначально дана ему, а потому только ей он и может подражать в начале своей жизни. Отдельный человек, в свою очередь — общественное существо, и эта принципиальная социальность человека, как мы видим, напрямую вытекает из устройства его организма с его биологической недостаточностью.

Воспринимая и усваивая действия других людей (во многом как раз путем подражания), человек тем самым воспринимает и усваивает часть их жизни, включает ее в свою собственную жизнь. Его деятельность всегда поэтому является социальной, даже если осуществляется в одиночку: навыки и умения, язык, посредством которого человек мыслит, ставит себе цели, строит планы своих действий, орудия этих действий — всё это получено человеком от других людей в процессе разнообразных взаимодействий с ними. Изобрести что-то свое человек может лишь на основе уже имеющегося и усвоенного им коллективного опыта, и это что-то новое является поэтому продолжением этого коллективного опыта, а потому также социально, а не только индивидуально; только поэтому любое человеческое изобретение может быть передано другим людям и усвоено ими. При этом условии изобретения, сделанные отдельным человеком, действительно могут быть подражанием соответствующим природным предметам и движениям. Однако универсальным методом создания средств деятельности оно быть не может. Например, покуда человек пытался взлететь, подражая птицам, у него ничего не получалось; только когда он отказался от этого и стал создавать сооружения, никак не сходные по своему устройству и действию с птичьим крылом (воздушные шары, самолеты, вертолеты), его мечта о полете была наконец реализована. Важнейшее изобретение человека — колесо — также не имеет аналога во внешней природе, более того, таких природных сочленений просто не может быть. Первым источником образов создаваемых человеком предметов являются, как мы уже видели, возможные действия его собственных частей тела, в первую очередь рук, направленные на удовлетворение его природных потребностей.

Не обладая какими-либо врожденными действиями, человек поэтому способен осуществлять, создавая и используя пригодные к тому искусственные средства деятельности, любой вид деятельности. Его деятельность является универсальной. Напротив, любое животное, обладая определенным набором врожденных действий, их выполняет превосходно, зато освоить другие виды деятельности не в состоянии. Врожденным действиям у него соответствует определенное устройство тела и его органов — естественных средств деятельности животного — которыми эти действия выполняются, а устройству тела и его органов — определенная среда обитания, только в которой деятельность органов животного и может успешно осуществляться, поддерживая его существование. Например, рыбы живут в воде, а, оказавшись вне ее, погибают; птицы превосходно чувствуют себя в воздухе, а на земле они достаточно неуклюжи и беспомощны; крот благодаря своим мощным лапам и продолговатому телу успешно передвигается в толще земли и находит там пищу, на поверхности земли оказывается близким к гибели...

Человек же НЕ связан с какой-либо конкретной средой обитания: создавая необходимые ему средства деятельности, он получает возможность существовать везде. Местом его жизни оказывается не какая-либо одна часть мира, как у животных, а весь мир в целом. Возникнув некогда в определенном месте земного шара, человек расселился по всей его поверхности, от экватора до полюсов. Ни одно животное не способно существовать в столь разных географических и климатических условиях. Разумеется, человек стал способен на это потому, что, переходя в земли с менее теплым климатом, создавал из шкур и меха животных для своего тела согревающие его искуственные покровы; такое изменение поверхности своего тела достигалось им в течении кратчайшего времени — нескольких дней или даже часов, скорости, с какой животные не способны приспособиться к изменениям в окружающей природе. Заняв вся земную поверхность, человек, создавая плоты, лодки, корабли, постепенно освоил и водную поверность нашей планеты, передвигаясь по ней с помощью этих технических изобретений также хорошо, как и по земле. В ХХ в. человек с помощью созданных им летательных аппаратов занял воздушное пространство и почти сразу же перешел в пространство космическое.

Поскольку ни один вид деятельности человеку не врожден, постольку и взаимодействие его с себе подобными не может быть непосредственным. Извлекать из нее необходимые для своей жизни вещества и защищаться от ее неблагоприятных воздействий “голыми руками” человек не может, его взаимодействие с природой опосредовано техникой, которая всегда находится между человеком и природой в процессе воздействия первого на вторую. Так и взаимодействие людей друг с другом происходит только благодаря некоторым посредникам, а именно, знакам. Знак — это предмет, который для индивидуального сознания замещает какой-либо другой предмет, либо свойства предмета, либо действия предмета, либо отношения между предметами.

Например, в ответ на вопрос “как пройти на такую-то улицу? ” мы не ведем человека сами, показывая ему шаг за шагом весь путь, а вместо этого произносим ему определенную последовательность слов, указывающих, как ему двигаться; каждое слово или словосочетание замещает, соответственно, показ отдельных частей пути и предметов, там находящихся. Желая остановить кого-то, мы не хватаем его своими руками, а вместо этого кричим ему “стой! ”. Дорожный знак, запрещающий проезд — белый прямоугольник внутри красного круга — ставится вместо реального препятствия для проезда (стены, забора, камня). Слова, жесты, рисунки, надписи — все это знаки. То, что ими замещается, называется значением.

Обратим внимание на то, что в любом случае замещение, производимое знаком, происходит только для сознания, оно не является материально-практическим. Знак не берет на себя никаких функций замещаемого предмета, хотя его существование связано с этим предметом. Замещение в этом случае происходит лишь в воображении — лишь в воображении мы можем использовать название предмета вместо самого предмета. Например, для образования ощущения сладости на языке сахар можно заменить фруктозой, это замещение будет материальными; но от произнесения слова “сахар” во рту слаще не станет — это замещение предмета словом будет уже не материальным, а идеальным (только в сознании).

Здесь мы также сталкиваемся с разительным отличием жизни такого общественного существа, как человек, от жизни других живых существ, ведущих общественный или полуобщественный образ жизни. Производимые ими звуки и телодвижения — не знаки, а сигналы. Различия между этими двумя средствами взаимодействия следующие:

-----------------------------------------------------------------------------------------------

1) Знак условен. Например, покачивание головой у русских — знак согласия, у болгар — знак несогласия. У знака нет физической связи с обозначаемым предметом, такой предмет — не причина существования или использования знака, а сам знак — не следствие его действия. Предмет замещается знаком, а вот происходит ли такое замещение или нет, от самого предмета не зависит. Отношение замещения — это не причинно-следственная, т. е. материальная связь предмета и знака, а духовная: знак связан с предметом благодаря сознанию. Именно поэтому у людей существует не один язык, а множество языков, не один алфавит, а множество самых разнообразных систем письменности. Сигнал безусловен. Его существование и использование являются следствием некоторого материального события, а само такое событие — причиной сигнала. Произведение сигнала и реакция на него — рефлекторный, т. е. чисто физический процесс. Если стадное животное заметило опасность, то оно сразу же издает сигнал опасности. Если другие животные слышат или видят сигнал опасности, они тут же начинают бежать, даже если сами эту опасность не заметили. Более того, если такое животное поместить в закрытое помещение и дать ему прослушать сигнал опасности, записанный на электронном носителе, то, услышав его, оно тут же начнет метаться по комнате, хотя бежать некуда да и не от кого.

2) Знак по причине своей условности и, следовательно, способность производить его и реагировать на него, усваиваются в процессе общения и обучения.

Сигнал по причине своей безусловности врожден: и способность его производить, и способность на него реагировать имеется у животного до всякого взаимодействия с себе подобными. Произведение некоторых звуков или телодвижений у животного или реакции на эти сигналы представляют собой безусловно-рефлекторные процессы.

3) Знаки, будучи условными и приобретенными, образуют открытую систему (как условные и приобретенные), т. е. такую, которая может изменяться, развиваться, расширяться. Человек уже в первые годы своей жизни, едва усвоив язык, сразу же начинает придумывать новые слова; тем более это делают люди во взрослом состоянии, и множество слов, которые мы используем теперь, раньше в нашем языке отсутствовало; множество других слов, напротив, вышло из употребления.  

Система сигналов (как безусловных и врожденных), напротив, закрыта: изменяться она не может.

4) Знак может быть перенесен с одного предмета на другой, т. е. изменить свое значение. Например, слово “стрелять” первоначально обозначало действие лука, с помощью которого метались стрелы; затем им стали обозначать действие других видов оружия — пистолетов, пушек, ружей и т. п. — хотя они выпускают из себя отнюдь не стрелы, а пули, ядра, снаряды.

У сигнала возможность переноса отсутствует: он ничего не замещает, т. е. у него нет значения, которое может меняться, и он намертво связан с тем предметом, в наличии которого производится.

5) Знак может иметь несколько значений. Например, слово “ручка” имеет по меньшей мере три значения — “маленькая рука”, “часть двери”, “средство для письма”.

У сигнала, как уже говорилось, вообще нет значения.

6) Знак может быть использован не только при наличии обозначаемого им предмета, но и при его отсутствии и, наоборот, может не использоваться при наличии обозначаемого им предмета. Например, слово “пожар” может быть произнесено не только при наличии самого пожара, но и при его отсутствии (скажем, при инструктировании по технике противопожарной безопасности) и, напротив, может быть не произнесено при виде самого пожара (если видящий его человек настроен эгоистически и безразлично относится к безопасности других людей или, что еще хуже, сам является поджигателем).

Сигнал производится только при наличии соответствующего предмета и не производится при его отсутствии.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Благодаря наличию знаков, “вклинивающихся” между сознанием и воспринимаемыми предметами, человек способен противопоставлять себя как внешнему миру, так и своему внутреннему миру, дистанцироваться относительно разнообразных природных вещей и своих собственных психических состояний и тем самым знать о самом себе, а не только о внешних вещах, изменять свои наличные впечатления, т. е. воображать, изобретать, планировать свои действия, и на основе этого не приспосабливать свою жизнь к окружающим предметам, а, наоборот, изменять их в соответствии со своими потребностями, т. е. производить и творить — но вместе с тем и скрывать свои чувства, притворяться, обманывать, ошибаться, заблуждаться. Главное же — с помощью знаков человек может передавать все, что он увидел и изобрел сам, другим людям. Это позволяет постоянно увеличивать содержание человеческого опыта от поколения к поколению, в то время как у не имеющих знаков животных индивидуальный опыт почти не передается, так что каждое новое поколение начинает с того же, что и предыдущее, и какое-либо развитие становится невозможным.  

Знаки существуют не разрозненно, а входят в ту или иную систему. Любая система — это набор взаимно связанных друг с другом (взаимно зависящих друг от друга) предметов, называемых элементами (слово “предмет” тут употреблено в предельно широком значении — как не только вещь, но и слово, и мысль, и т. д. ). Например, обычные механические часы — это система, поскольку все их части не могут существовать и действовать друг без друга, и повреждение одной из них немедленно отражается на работе других: эта работа либо искажается, либо вообще прекращается.

Свое значение знак получает только через принадлежность определенной системе, и при переходе в другую систему может изменить его. Например, сочетание “10” двух математических знаков — “1” и “0” — имеет одно значение (“десять”) в десятичной системе счисления и другое (“два”) — в двоичной. Наиболее крупные («большие») знаковые системы — язык, нравственность, право, религия, искусство, письменность, наука, философия. В философии и культурологии их совокупность называют духовной культурой (технику, соответственно — материальной культурой). В целом же « культура —  совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям » (5, с. 147).

Помимо знаков в процессе общения людей друг с другом имеются еще трансляторы знаков и рудименты исчезнувших видов предметной деятельности. Трансляторы знаков — это средства переноса (трансляции) знаков во времени и пространстве, начиная от простейшего рупора, позволяющего другим услышать наши слова на большем расстоянии, чем обычно, и заканчивая современными средствами связи. Библиотека, телевидение, радио, телеграф, телефон, лазерный диск и т. д. — все это трансляторы знаков. Они входят в состав техники, однако являются средствами взаимодействия людей друг с другом, а не с природой.

По мере развития системы человеческой деятельности некоторые ее виды могут быть прекращены. Однако зачастую, исчезая из человеческой жизни, они оставляют в ней свой след. Например, когда-то рукава верхней одежды застегивались на пуговицы; впоследствии, с изменением ее покроя их стали делать цельными; и тем не менее пуговицы к рукавам плащей, пальто, пиджаков все еще продолжают пришивать, хотя эта часть одежды уже не имеет никакого практического значения; она — рудимент, “осадок” в деятельности настоящего времени деятельности прошедшего времени. Не являясь средством взаимодействия человека с природой или частью такого средства, подобные “осадки” переходят в область взаимодействия людей друг с другом.

Некоторые искусственные предметы являются и знаками, и техникой. Например, во многих странах автомобиль — это не только средство ускоренного передвижения, но и показатель того “места”, которое его владелец занимает в обществе, т. е. способа его взаимодействия с другими людьми; в тех странах, где такая техника уже доступна многим, не только техникой, но и знаком будут автомобили некоторых “марок”.

Культура делится на материальную и духовную. Материальная культура – техника, духовная культура – знаки.

Так или иначе, преобразуя внешнюю природу в соответствии со своими интересами и потребностями, человек вносит в нее свою собственную жизнь и, соответственно, делает природные предметы частью своей собственной жизни. Поэтому человек — это не только организм, но и необходимые для существования этого организма средства материальной деятельности и общения, а тем самым и все общество в целом, и природные условия, в которых оно укоренено (об этом см. ниже); человеческий индивид — отражение всего общества в границах отдельного человеческого организма; человеческое общество — система опосредованных межиндивидуальных взаимодействий.   В этом его кардинальное отличие от обществ животных (муравьев, термитов, пчел), взаимодействующих между собой без каких-либо посредников — только частями своих тел и выделяемых ими веществ.

В процессе взаимодействия человека с природой, конечно, не только человек воздействует на природу, но и природа — на человека. Обладая собственной структурой, она так или иначе сопротивляется человеческим действиям, которые в силу этого должны как-то сообразовываться и согласовываться с тем, на что они направлены. Рельеф, плодородие почвы, наличие или отсутствие водных источников и т. п. природные условия, в которых протекает человеческая деятельность, определяют ее структуру. Такой подход в понимании культуры и общества называется « географический детерминизм ».

Вот яркий пример, приведенный итальянским социологом начала ХХ в. Г. Матеуцци. “Каковы, спрашивает он, были причины, побудившие финикиян к преимущественному и даже исключительному занятию торговлей? [... ] Защищенные от набегов высокими горами и песчанными пустынями финикийцы занимали лишь узкую полосу земли тянущуюся у подножия Ливана и пересекаемую его отрогами. Береговые выступы и соседние к ним острова представляли собой превосходные гавани”. Напротив, имеющиеся в “поле досягаемости” земли были крайне малочисленными и неплодородными, их возделывание едва-едва окупало бы затраченные на него издержки. При таких условиях источником средств к существованию могла стать только торговля, требовавшая, соответственно, ведение не натурального, а товарного производства; а поскольку перевоз товаров мог осуществляться только морскими путями, неизбежно развилось кораблестроение. “... Физическая и теллурическая природа Финикии обусловила собою необходимость для ее городов жить и развиваться изолированно. Она сделалась препятствием к установлению централизации. Место восточного деспотизма заняла федерация городов, управляемых на республиканском начале” [2, с. с. 356, 357].

Взаимодействие человека с внешней природой следует конкретизировать как производство: ведь без каких-либо искусственных средств деятельности человек воздействовать на природу не в состоянии, а для того, чтобы использовать такие средства, прежде их необходимо создать. По этой же причине производство является основой человеческой жизни, т. е. такой ее частью, от которой зависят все остальные: и то, как люди взаимодействуют друг с другом; и то, каковы средства их взаимодействия, т. е. суждения и изображения, образованные из отдельных знаков. Взаимодействие людей друг с другом неизбежно должно согласовываться с их взаимодействием с внешней природой, поскольку без последнего они просто не могут поддерживать свое существование. А значения знаков и их сочетаний либо есть человеческие действия как таковые или опредмеченные в искусственных предметах, либо естественные предметы, данные человеку только через систему его действий. Впервые это понимание структуры общества было выдвинуто Карлом Марксом (1818 — 1883): “Способ производства, какого придерживается общество, — пишет он, — составляет тот реальный базис, на котором построены учреждения юридические и политические, и в соответствии с которым находятся определенные формы общественного сознания. Способ производства определяет собою общественную, политическую и умственную жизнь” (цит. по: 2, с. с. 201 — 202). Взгляд К. Маркса на общество и духовную культуру получил название « экономический детерминизм ».

Поскольку взаимодействие человека с внешней природой развивается, т. е. искусственные средства деятельности человека становятся все сложнее по своему устройству, эффективнее по своим действиям и больше по своему количеству и распространенности, постольку способы и средства взаимодействия (знаковые) людей друг с другом также изменяются.

Таким образом, человек — не просто общественное (как, например, пчелы, муравьи, термиты), но и историческое существо, существо, изменяющееся во времени. В этом — еще одно отличие человека от животных. Любой другой биологический вид, как бы долго он не существовал на Земле, сегодня существует также, как и десять тысяч, и сто тысяч, и миллион лет назад. А вот жизнь человека всего за несколько последних тысячелетий его существования изменилась до неузнаваемости: он прошел путь от первобытного охотника, всецело подчиненного внешним природным условиям, до покорителя внеземного пространства, подчинившего себе разнообразнейшие природные силы и стихии.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 2000.

2. Ковалевский М. М. Современные социологи. СПб., 1997.

3. Митчем К. Что такое философия техники. М., 1995.

4. Проблема  человека в западной философии: сборник переводов. М., 1988.

5. Современная западная социология: словарь. М., 1990.

6. Человек: Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии (Древний мир — эпоха Просвещения). М., 1991.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.