|
|||
Annotation 23 страница Закария Ситчин относит прибытие богов на Землю к 443 000 году до РХ. Он подкрепляет эту версию утверждением, что они прибыли в период Рыб. Но как я говорил, прецессионные циклы в нынешнем виде начались лишь 13 тысяч лет назад. И стало быть, некорректно, отсчитывая время назад до этого срока, пользоваться прецессионными периодами в 2160 лет. Вполне возможно, что боги прибыли на Землю в период Рыб (хотя доказательства этого довольно слабы), но мы не имеем возможности точно датировать это событие. По моей хронологии, человек был создан гораздо позже, чем полагает Ситчин. По моим расчетам, это произошло примерно 184 тысяч лет назад, тогда как Ситчин считает, что это было 299 тысяч лет назад. Какая из этих дат ближе к истине? Как говорилось в главе 2, суть этого вопроса связана с так называемым архаичным Homo sapiens, появление которого специалисты считают первым шагом к эволюции к настоящему, современному по своему анатомическому строению Homo sapiens. Поскольку считается, что последний появился примерно 200 тысяч лет назад, то предполагают, что архаичный Homo sapiens появился примерно 300 тысяч лет назад. Эта цифра подходит в том отношении, что она отвечает «принятым» срокам развития Homo sapiens. Можно подумать, что ученые нарочито подбирают датировку таким образом, чтобы она совпадала с их предположениями о возможности постепенного, эволюционного развития, и, в соответствии с этим, делают свои выводы. Насколько надежны данные о времени появления архаичного человека? Как я говорил в главе 2, радиоуглеродная проба дает точные результаты в пределах 40 тысяч лет. Нет ни одного сколько-нибудь надежного доказательства того, что до современного типа человека действительно существовал архаичный человек. Кроме того, что архаичный тип представлен настолько малой выборкой, что нельзя с уверенностью сказать, что он собой представляет. В этом типе черты современного человека в большом разнообразии комбинаций совмещались с иными, более архаичными чертами. Имеется три возможности: либо этот тип развивался в течение длительного времени (но если так, то где же скелеты? ), либо он представляет собой результат скрещивания (возможно ли это генетически? ), либо же, наконец, это результат искусственных генетических экспериментов, проводившихся богами, как это описывается в древних текстах. Какими надежными данными о Homo sapiens мы располагаем? На состоявшейся в 1992 году конференции был подведен итог полученным к тому времени наиболее надежным свидетельствам. Приведенные здесь даты являются средними для ряда всех найденных в данной местности экземпляров и приводятся с точностью до ±20 %. Самой показательной находке, сделанная в Кафцехе в Израиле, 115 тысяч лет. Другим экземплярам, наиденным в Скуле и на горе Кармел в Израиле, 101–81 тысяч лет. Экземплярам, найденным В Африке, в нижних слоях Пограничной пещеры, 128 тысяч лет (и с помощью датировки скорлупой страусовых яиц возраст останков подтвержден по крайней мере в 100 тысяч лет). В Южной Африке, в устье реки Класис, даты варьируются от 130 тысяч до 118 тысяч лет до настоящего времени (ДНВ). И, наконец, в Джебель Ирхуд, в Южной Африке, были обнаружены экземпляры с самой ранней датировкой — 190–105 тысяч лет ДНВ. Из этого можно сделать вывод, что Homo sapiens появился на Земле менее чем 200 тысяч лет назад. И нет ни малейших свидетельств о том, что имеются более ранние останки современного или частично современного человека Теперь посмотрим, о чем свидетельствуют генетические показатели. В 1967 году Аллан Уилсон, Марк Стоункинг и Ребекка Кан из Калифорнийского унивеситета Беркли заявили, что все ныне живущие женщины имеют общего генетического предка живщего от 250 тысяч до 150 тысяч лет назад. Как они пришли к гакому заключению? Генетическая датировка стала возможной благодаря открытию митохондрии — крошечных телец в клетке, в которых выделяется энергия за счет разложения сахара. В отличие от других ДНК человека, формирующихся в результате половых слияний, ДНК митохондрии (mt DNK) наследуются практически неизменными по всей женской линии и таким образом могут служить превосходной отметкой для прослеживания родственных связей. Более того, они мутируют с предсказуемой скоростью. Количество различий между mt ДНК в выборке из 135 женщин со всего мира позволила Уилсону, Стоункингу и Канн выяснить насколько давно разошлись предки этих женщин. В целях калибровки расхождений, ученые пользовались сравнением mt ДНК человека и шимпанзе, приняв, что разделение между ними произошло 5 миллионов лет назад. В результате они пришли к заключению, что общая прародительница этих женщин, названная «митохондрической Евой», жила 250–150 тысяч лет назад. Это генетическое доказательство было оспорено из-за калибровки опыта по ДНК шимпанзе, поскольку точное время, когда человек отделился от шимпанзе, неизвестно. В дальнейшем, в 1992 году, генетики предложили усовершенствованную методологию. Работая теперь в другом коллективе, Марк Стоункинг воспользовался межвидовой калибровкой, основанной на ДНК различных человеческих популяций. Для того, чтобы усилить доказательность своего исследования, ученые провели параллельно два варианта экспериментов, которые дали весьма сходные результаты. Уточненная датировка общего mt ДНК родителя, с надежностью 95 %, теперь 133 тысяч или 137 тысяч лет, в зависимости от того, применялся ли метод 1 или метод 2. Этот генетический метод ни в коей мере не является опровержением датировки по останкам, давшим цифру 190 тысяч лет ДНВ. Он просто констатирует, что эта группа ныне живущих женщин восходит к прародительнице, которая жила несколько позже этого времени. Как указывает Ричард Докинс, это совсем не означает, будто эта Ева была в то время единственной женщиной на Земле, у которой сохранилась ненарушенной наследственная мужская линия. Хотя таким образом при помощи метода mt ДНК были получены новые данные, многие ученые по-прежнему склонны поддерживать версию о существовании общего предка в 200 000 году ДНВ. В конце концов, это время появления человека очень близко тому, которое было установлено по найденным останкам. Что же касается даты 137–133 тысяч лет до нашего времени, то я еще вернусь к этому в главе 13 — этот вопрос может оказаться чрезвычайно важным. В заключение мне хотелось бы напомнить, что в Библии говорится, что боги «создали человека по своему образу и подобию». Так что было бы невозможно отличить скелет бога от человеческого скелета. Установлено, что впервые Homo sapiens появился в Эфиопии, Кении и Южной Африке. В главе 14 я расскажу, что именно в этих регионах трудились боги. Поэтому, если палеоантропологи в один прекрасный день обнаружат останки Homo sapiens и отнесут эти останки к эпохе 300 тысяч лет до нашего времени, то они вполне могут ошибиться, приняв останки богов за человеческие скелеты. И действительно, в древних текстах говорится, что некоторые рядовые боги умирали. Во время мятежа боги жаловались, что «непомерно тяжелый труд доводит их до смерти». Согласно моей хронологии, тяжелый труд богов начался 272 тысячи лет назад. Спустя 40 саров, в результате мятежа рядовых богов, был генетическим методом создан человек. В дальнейшем я покажу на библейских свидетельствах, что 40 саров равнялись 2160 годам и что таким образом человек был создан около 184 тысяч лет назад. Но прежде нужно ознакомиться с нашим генетическим происхождением и вопросом о долгожительстве, которое Библия приписывает патриархам. Этому посвящена следующая глава. ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ ОДИННАДЦАТОЙ • Потоп произошел приблизительно в 11 000 году до РХ. Вскоре после этого, около 10 450 года до РХ, были построены пирамиды Гизы. • Приливная волна от Потопа повлияла на колебания земной оси, и с тех пор начался прецессионный цикл в 25 920 лет. Боги измеряли время по движению Земли и создали звездные часы, разделив время прецессионного цикла на 12 периодов по 2160 лет. • Сфинкс был построен приблизительно в 8700 году до РХ, в ознаменование окончания войны между богами, и он ретроспективно обозначал первый прецессионный период под знаком Льва. Война завершилась капитуляцией группы богов под главенством Энки, которые согласились с тем, что их противники примут на себя властвование на Земле на три последующих прецессионных периода. • Переход от эры Тельца к эре Овна, приблизительно в 2400–2300 годы до РХ, должен был обозначить время, когда Мардук, в обстановке бурных распрей, принимал на себя господство от имени богов партии Энки. Враждебность остальных богов к Мардуку вызвала жаркие споры по поводу точной даты начала его правления. • Стоунхендж был построен Тотом для Мардука в качестве весьма совершенной обсерватории для замеров скорости сдвигов в прецессионном цикле, а также чтобы предсказывать положение звезд в будущем. • Вторые звездные часы были построены в Мачу-Пикчу в Перу, где Тот в 2900 году до РХ ввел андский календарь. Кроме того, еще ряд обсерваторий был построен в Тянь Тане (Китай), в Лагаще (древний Шумер) и Барбаре (Бахрейн). Глава 12. ГЕНЫ СОЗДАТЕЛЯ АДАМА БОГИ ЭДЕМА В своем повествовании мы вернулись далеко в прошлое — к событиям почти 200 000-летней давности, когда рядовые боги подняли мятеж и когда был создан род человеческий. Но в какой мере эти события соответствуют библейскому описанию райского сада — Эдема, и что там в действительности произошло? Кто такой Змий, который разговаривал с Евой? Что это был за фрукт, который съели Адам и Ева, сорвав его с Древа Жизни? Почему было так важно не допускать их к Древу Жизни? В этой главе мы попытаемся сбросить завесу мифологии и отрешиться от религиозного символизма, чтобы добиться полного научного понимания всех этих событий. Начнем с того, что определим местоположение и значение Эдема. В Книге Бытия (2) говорится, что Эдем омывали четыре реки. Две из них — это Тигр и Евфрат. На этом основании большинство ученых склонялось к тому, чтобы поместить Эдем в Месопотамию. Однако две другие реки — Фисон и Гихон, судя по названиям, как будто африканского происхождения. Это в свое время доставило ученым, занимавшимся толкованием Библии, немало хлопот. Может быть, на самом деле существовало два Эдема? В главе 6 мы говорили, что шумеры называли своих богов DIN. GIR, что дословно означает «Праведники с ракет». На шумерском языке E. DIN буквально означает «Дом праведников». Не подлежит сомнению, что E. DIN — это то же самое, что Эдем. Таким образом, Эдем был местом обитания богов. Установив значение названия Эдем, мы вправе ожидать, что таких обиталищ богов должно было быть больше чем один. В главе 6 мы говорили о том, что Земля была разделена между двумя главными группами богов, потомками двух братьев — Энлиля и Энки. Мы установили, что владения Энлиля находились на востоке — в Месопотамии, а владения Энки — в юго-западной Африке. Представление о существовании двух различных Эдемов дает нам возможность устранить некоторые несоответствия, которые давно уже отмечались в библейском рассказе о сотворении мира. Так, например, в Книге Бытия, как в 1, так и в 5 разделах говорится, что Элоим сотворил мужчину и женщину одновременно на «шестой» день: «Он сотворил мужчину и женщину, и в день сотворения благословил их и назвал Адамом». Книга Бытия 5: 2. Однако, во 2 разделе Книги Бытия говорится, что сначала был создан мужчина, а женщина — его помощница — была сотворена из мужчины, чтобы составить ему компанию! Далее, имеется основание полагать, что мужчина был уже сотворен заранее, а уж затем Господь поместил его в Сады Эдема: «Затем Господь Бог посадил на востоке сад, в месте, которое называется Эдемом, и поместил там сотворенного им человека» (курсив мой. — А. Э. ). Книга Бытия 2: 8. Эти тексты плохо согласуются с рассказом в разделе 2, где говорится, что сотворение Евы происходило в восточном Эдеме. Может быть, этот пассаж из Библии был помещен не в том месте? Может быть, в действительности сотворение обоих — и мужчины и женщины — уже состоялось на западе?. Здесь мы должны вспомнить текст «Атрахасис» (приводившийся в главе 1), где говорится, что четырнадцать богинь-акушерок одновременно произвели на свет семь человек мужского и семь женского пола, дабы облегчить «труды» богов. И нужно также отметить, что все мссопотамские тексты приписывают сотворение человека главному богу африканских земель — Энки. Итак, возможно. Господь Бог взял человека из африканского западного Эдема, а затем переместил его в восточный Эдем? Один текст, названный профессором Сэмюелом Крамером «Мифом о мотыге», отчасти проливает свет на этот вопрос и дает понять, что Господом Богом в данном случае был Энлиль: Ануннаки [рядовые боги] подступили к Энлилю… Они потребовали у него Черноголовых. Они хотели, чтобы Черноголовым Роздали мотыги. Господин Энлиль, Решения которого непоколебимы, поспешил отделить Небо от Земли; он проделал в DUR. ANKI дыру, чтобы Сотворенные могли выйти из Места-Где-Нарастает-Мясо. Господин вызвал AL. ANI, отдал приказы. Он насадил бур как корону, и направил его в То Место-Где-Нарастает-Мясо. В дыре показалась голова человека; Из-под земли люди прорывались к Энлилю. Он глядел на Черноголовых твердым взглядом. В других источниках Место-Где-Нарастает-Мясо называется Бит Шимти — «Дом» Шимти. Шумерские знаки SHI. IM. TI буквально переводятся как «Вдыхание-Ветра-Жизни». Это словосочетание вполне созвучно с тем местом из Книги Бытия (2: 7), где говорится о том, как Господь Бог создал человека и «вдохнул ему в нос дыхание жизни». Зачем Энлилю понадобилось силой захватывать Черноголовых? Из текста видно, что между Энлилем и его братом Энки возникли раздоры. Энки хотел обладать исключительным правом на использование рабочих, чтобы снять бремя труда с богов в своих африканских владениях, тогда как Энлиль считал, что он должен облегчить труд богов в Месопотамии. Таким образом получилось, что Адам был насильственно взят и помещен в Сады Эдема. Теперь, когда нам известна эта предыстория, мы сможем понять последующие события. КТО БЫЛИ ЗМЕИНЫЕ БОГИ? Кто же или что же такое был этот Змей в Садах Эдема? Раз он говорил с Евой, то логично предположить, что это не змея, а бог — соперник Энлиля. И действительно, во многих странах мира древние поклонялись змеям как силе добра. Это кажется нам странным лишь потому, что западные теологи в Книге Бытия изображают змею как орудие дьявола. В мифах ацтеков в Центральной Америке описываются сцены сотворения человека богом в виде пернатого змея Кецалько-атля, а помогает ему Женщина-змей Чихуакоатль. В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея. Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу — пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами — их можно увидеть там и в настоящее время. К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити, сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо. В Северной Америке также змея — это ключевая фигура в верованиях местных индейцев. Изображения змей доминируют в искусстве индейцев племени хохокам в таких, например, местах, как Змеиный город (Аризона) на юго-западе США, существовавший с 400 года до РХ по 1200 год н. э. А на юго-востоке — в Огайо — неизвестная исчезнувшая культура оставила свой след в виде загадочной гигантской насыпи, имеющей форму змеи. И на противоположной стороне земли — на Дальнем Востоке, мы также обнаруживаем богов, ассоциирующихся со змеями. Так, например, в Тибете священные трубы монахов украшены изображениями змей. А в Непале, в местности, называемой Буданилканта, имеется таинственная статуя, именующаяся «Спящий Вишну» — она лежит в водном бассейне на ложе из змей. Нельзя обойти молчанием и древнюю колыбель цивилизации — Ирак. К северу от Мосула, возле города Шейх-Ади, находится Храм иезидов, где на дверях главного входа красуется рисунок змеи. Это важный центр паломничества тысяч кочеников-иезидов. По западным понятиям, они поклонники дьявола, но в действительности иезиды считают змей самой могущественной в мире силой — носителем как добра, так и зла. Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих «мифах Сновидений», где рассказывается о сотворении мира. В центральных районах Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги, которая проходила легендарным маршрутом от северного побережья и по пути создавала реки, горы и людей. Все эти многочисленные примеры почитания змей едва ли можно считать выражением культа Сатаны. Если змея — это воплощение Сатаны, то как теологи объяснят, почему и по сей день змеи являются символом врачевания и медицины? Вот что пишет один авторитетный ученый: «Древние статуи часто изображают бога (Эскулапа) держащим чашу, вокруг которой обвивается священная змея. Но ассо-циирование змеи с врачеванием — очень древняя традиция; и стоит отметить, что и по сей день символом профессии врача является змея, обвившаяся вокруг чаши, хотя это и связано скорее с лечением магией, а не с научными средствами медицины». Эту традицию можно проследить и в изображениях римского бога Эскулапа, отца медицины и врачевания; его мраморная статуя находится в Капитолийском музее в Риме; он также держит в руке тот же символ — змею и чашу. По-видимому, эта легенда восходит к далекому прошлому — к греческому богу Гермесу, который отождествляется с египетским богом Тотом. Но и этот бог научился всему от своего отца Энки — от того самого бога, который является автором проекта сотворения человека генетическим путем. Возникли ли все эти змеиные легенды независимо друг от друга, или же у них имеется общий источник и все они зародились в Африке среди богов — сторонников Энки? Эта последняя версия кажется наиболее достоверной. Так, например, из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами — Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Часто фараоны изображались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске Нибиру. Столь же большим почетом пользовалась змея и в соседней с Египтом стране Куш, к югу от него. Кушитские и мероитские цари и царицы изображались обычно увенчанными коронами с эмблемой царей — коброй. Символ крылатой змеи был характерен для глиняной посуды местного производства. Не подлежит сомнению, что боги-змеи появились в первую очередь в древней африканской цивилизации, вопрос лишь в том, как и почему эти боги стали впервые ассоциироваться со змеями. СИМВОЛ ЗМЕИ Тогда Господь сказал Змею: «Ты поступил очень плохо… Тебе придется хуже, чем любому другому животному. Ты должен будешь всю свою жизнь ползать на животе И есть пыль. Я сделаю женщину и тебя врагами, И ее дети будут врагами твоим детям. Ты ужалишь ее ребенка в ногу, А он размозжит тебе голову». Книга Бытия 3: 14–15. На первый взгляд может показаться, что проклятие Господа Бога имело весьма существенный результат. Опрос предпочтений людей показывает, что змея чрезвычайно непопулярное животное — против нее было подано 27 % голосов, по сравнению с 9, 5 % против паука, который занял второе место. Однако то обстоятельство, что люди так ненавидят змей, в большей степени зависит от психологии человека, чем от божественного проклятия. Десмонд Моррис считает такую неприязнь врожденной и полагает, что она вызывается не столько боязнью укуса, сколько полным отсутствием у змей антропоморфических (сходных с человеком) черт. В связи с такой органической неприязнью к змеям особенно интересно, почему они смогли стать священным символом для древних цивилизаций. Так, например, если мы возьмем пернатого змея ацтеков, то перья на нем, вероятно, должны означать способность летать. Но происхождение самой символики змеи, похоже, не интересовало большую часть авторов, занимавшихся этой темой. Может быть, у богов — приверженцев Энки — была склонность носить изделия из змеиной кожи или же у них была фантазия брать с собой в путешествия маленьких змей? Все эти предположения ничем не обоснованы. Проследить историю происхождения этой символики очень трудно. Обратимся в качестве примера к следующей цитате из шумерской поэмы, известной под названием «Энки и Мировой Порядок», в которой в качестве рассказчика выступает сам Энки: Когда я приблизился к Земле, На ней было много воды. Когда я сошел на ее зеленые луга, холмы и насыпи были возведены по моему приказу. Я построил себе дом в чистом месте… Тень от моего дома падает на З м е и$7 (Разрядка моя. — А. Э. ). В этом тексте описывается, как Энки возвратился на Землю после Потопа и восстановил свой прежний дом в Эриду. [66] Но что бы могло означать это упоминание о змеях? Значит ли это, что в этом болоте действительно жили змеи и таким образом, возможно, в этом коренилась какая-то связь между змеями и богами Энки? Или же просто было использовано уже ранее существовавшее название, и тогда происхождение этой связи следует искать где-то в другом месте? Искать объяснение этому нужно в буквальном значении древнееврейского слова, обозначающего в Библии Змея — нахаш (nahash). Корень этого слова — NHSH, что означает «выяснить, раскрыть истину» — это очень подходит для описания Энки — главного ученого среди богов, и его сыновей, которым он передал свои познания. Но теперь, опять же, мы должны задаться вопросом — каким образом змеи ассоциируются с мудростью богов. Рассказ о Садах Эдема не дает нам убедительного ответа на вопрос — почему символ змеи был так гордо воспринят сторонниками Энки и той цивилизацией, с которой они были связаны? Но имеется гораздо лучшее тому объяснение. Связь между символом змеи и богами Энки (а насколько мне известно, никто еще ее не объяснил) следует искать в африканских странах. Это настолько очевидно, что многие авторы говорят об этом, сами не сознавая все значение этого. Приведу цитату из «Искусства и истории Египта», которая поразила меня как вспышка молнии! «Со временем русло реки Нил приобрело современный вид — вид гигантской змеи. Истоки Нила лежат в сердце Африки, и он течет, извиваясь, тысячи километров вдоль Красного моря, пока не впадает в Средиземное море» (курсив мой. — А. Э. ). Нил оставляет у всех, кто его видел, одинаковое впечатление. Другой автор пишет: «…с самолета он выглядит как гигантская змея, лениво ползущая к холодным водам Средиземного моря». И действительно, Нил точно змея ползет по земле, постоянно меняя свое направление (в одном месте он даже течет 200 миль на юг, а затем возобновляя свое движение на север). Значение этой реки для Африки невозможно переоценить. В настоящее время Нил протекает через 10 стран и обеспечивет 97 % потребности Египта в воде. Для древних египтян и для их богов Нил, в этой стране, где почти не бывает дождей, означал жизнь. Ежегодные паводки затопляют берега реки и оставляют на них плодородную почву, так что вдоль реки образуется широкая семимильная зеленая полоса посреди пустынного пейзажа. И поныне остаются справедливы слова Геродота: «Египет — это дар Нила». Если мы согласимся считать Нил змеей, то нам нетрудно будет объяснить, почему все боги, возглавлявшиеся Энки, чьи владения находились в Африке, ассоциировались со знаком змеи. [67] В древние времена против змей не было предубеждений. Это был хороший знак — символ бога Энки, создателя человека, бога, который спас человек от наводнения; символ всех богов — последователей Энки, обладавших передовыми научными знаниями, которые они даровали человеку. Только Библии мы обязаны тем, что змея ассоциировалась со злом. И теперь нам становится ясно, что история с Садами Эдема представляла собой всего лишь политическое столкновение одного бога с другим, связанное с конфликтом, о котором мы сейчас вкратце расскажем. По-видимому, то, как бог-змея поступил с Адамом и Евой, было местью за набег, который Энлиль совершил, чтобы захватить африканских рабочих — LU. LU. Рассерженный Энлиль проклял Энки и приписал его прозвище NHSH — «раскрыватель тайн» — скромному пресмыкающемуся, которого люди инстинктивно не любят. Это был удачный выбор, так как благодаря сходству с текущим Нилом приверженцы Энки уже и раньше сами пользовались этим символом. То, что все это происходило именно так, подтверждается при сопоставлении истории Эдема (Книга Бытия 3) с тем, как человек давал названия всем животным (Книга Бытия 2: 19–20). Мне кажется, что последний пассаж помещен не на своем месте и должен относиться к рассказу о том, как был проклят Змей — в Книге Бытия 3. БЕССМЕРТИЕ БОГОВ? Согласно сказаниям шумеров, бессмертие богов было уделом одних лишь богов, а люди были его лишены. Как красноречиво сказал один поэт: Только боги живут вечно под солнцем, дни же человеческой жизни сочтены все, чего человек достигает — мимолетно… Всегда ли так было, или же у человека тоже был когда-то недолгий золотой век бессмертия? Само присутствие в Садах Эдема Древа Жизни можно, видимо, трактовать как признак того, что вначале человек обладал относительным бессмертием. Предполагается, что Древо обладало силой, которой наделил его Бог-Создатель: давать человеку вечную физическую жизнь до тех пор, пока Господь разрешал ему пользоваться ею. Но, отведав «запретного плода», Адам и Ева утратили свой дар бессмертия; как говорится в Библии — «и вновь обратишься в пыль». В некоторых религиях считается, что Адам и Ева были так наказаны за непослушание, но более вероятно, что это была сделка, и взамен они познали секс. [68] Во всяком случае, если бы человек сохранил бессмертие, это означало бы, что он продолжал бы всегда грешить, и тогда была бы исключена самая возможность искупления, являющегося главной заповедью христианского учения. В конечном счете вина за утрату человеком бессмертия была возложена на змея, или же на бога-змея, подстрекавшего Адама и Еву отведать запретного плода. Но, возможно, что за этой религиозной символикой, связанной с бессмертием, скрывается какое-то реальное явление? Может быть, Древо Жизни содержало какую-то физическую субстанцию? Возможно, в запретном плоде имелся какой-то препарат, тормозящий процесс старения? Любопытно, что с самого начала человеческой истории люди считали богов из плоти и крови бессмертными существами. Представление об очевидной невозможности бессмертия заставляло многих ученых отбрасывать древние сказания, как романтические мифы. Но что, если в действительности речь шла не о бессмертии, а о продлении срока жизни? Если это так, то боги казались людям бессмертными, потому что старились очень медленно, В таком случае, это было кажущееся, а не полное бессмертие. Имея это в виду, мы можем найти письменные свидетельства того, что боги на длительном отрезке времени все же тоже старились. Так, например, Нинхурсаг, богиня, приблизительно 180 тысяч лет назад (согласно моей хронологии), принимавшая участие в создании человека, в дальнейшем стала известна под прозвищем Корова. Это не слишком лестное прозвище явно содержало намек на признаки старости. Про ханаанского бога Эль в надписях говорится, что у него была седая борода. Богиня Ашера говорит Элю: «Ты велик и мудр; ты черпаешь мудрость из своей седины… мудрость и вечная жизнь — твой удел». Но действительно ли боги жили очень долго? В наш скептический XX век ученые смогли бы уверенно ответить на этот вопрос только в том случае, если бы открыли эликсир долголетия или сумели разыскать одного из бессмертных и отправить его в лабораторию на генетические исследования. Первый вариант, может быть, и возможен, но это ничего не доказало бы. Второй — вообще исключается. Дело в том, что невозможно представить научные свидетельства долгожительства богов в таких формах, которые можно было бы объективно проверить. С другой стороны, у нас есть основания думать, что это обстоятельство оказывало сильнейшее влияние на культурные установки людей, живших рядом с богами. Это и есть, в сущности, единственная поддающаяся проверке теория, и именно это мы видим в действительности. С самых первых шагов цивилизации, еще 6 тысяч лет назад, люди были одержимы тайной бессмертия и искали по всему свету «Страну вечной жизни» или «Источник вечной молодости». Примерами тому были похождения шумерских царей Гильгамеша и Амар-Сина в III тысячелетии до РХ, походы Александра Великого в IV веке до РХ и, в более поздние времена, морские экспедиции Колумба. Как это ни странно, все эти люди — крупные исторические фигуры — весьма серьезно относились к проблеме бессмертия. Современные скептики пытаются объяснить причины такой одержимости социальной реакцией на повседневную борьбу и трагедии человеческого существования. Но факты свидетельствуют о том, что в действительности такая острота проблемы бессмертия, это не абстрактное явление, а сознательно выбранная цель. Что касается шумерских царей, а возможно, и Александра Великого — то им было известно точное географическое положение места, где были сосредоточены проблемы, связанные с предполагаемым бессмертием богов. Об этом говорится в «Поэме о Гильгамеше» (см. глава 8): Гильгамеш направляется на запад — вначале на выстроенную богами платформу Баальбека, а затем к границе Синайского космического центра. А на другой стороне Синайского полуострова, как считали египтяне, находилась восточная Земля богов. Наиболее наглядно проявлялось культурное влияние долгожительства богов в Египте. Современные люди в большинстве своем воспринимают поведение древних египтян двойственным образом: с одной стороны оно зачаровывает их, а с другой — удивляет. У нас создается впечатление, что египтяне обладали какой-то тайной, каким-то эзотерическим знанием, которого мы не можем постигнуть. К тому времени, когда в Египте пришли к власти фараоны, двух главных египетских богов — Тота и Ра/Амона — уже не было. Но традиции и память об этих богах, легенды об их бессмертии бьши совсем свежи. Первыми фараонами были люди, получившие благословение богов; фараоны приняли от них высокий уровень научных знаний, но не понимали их сущность. При жизни им, как и Гильгамешу, было запрещено вступать на Землю богов, но после смерти, полагали они, их «ка», или «душа, » должна будет последовать по пути богов: сначала попадет в пирамиду, затем, минуя водную преграду, войдет в проход между горами и окажется в Дуате, а оттуда поднимется в небо к вечной жизни. Это было как бы воспроизведением путешествия, которое 6 тысяч лет назад совершил бог Осирис. Повсюду в Египте мы сталкиваемся с очевидными следами такого мощного воздействия идеи бессмертия на культуру — воздействия, сопоставимого с тем, какое христианство оказало на западный мир и которое мы обнаруживаем в христианских церквах и храмах. Будь то грандиозные обелиски, огромные пирамиды, храмы, статуи, могилы или тексты, записанные на папирусе, — вся культура раннего Египта пронизана идеей культа бессмертия фараонов. Можем ли мы усмотреть какую-то научную основу в этих культурных верованиях? Можем ли мы найти некую рациональную основу в том, что боги будто бы жили сотни тысяч лет? Разумеется, всегда есть соблазн укрыться за обычными устоявшимися формулами, но все же давайте попытаемся держать наш разум открытым. Давайте на минуту представим себе, что мы генетическим образом ограничили продолжительность жизни всех дальнейших поколений до 50 лет (спешу оговориться, что, на мой взгляд, имеются лучшие способы сократить бюджет социального обеспечения). Спустя два поколения после этого отойдет в мир иной последний представитель долгожителей. Первые несколько поколений людей с искусственно сокращенной продолжительностью жизни вначале будут обескуражены тем, что их жизнь так коротка. Однако по прошествии сотни поколений сокращенная продолжительность жизни в 50 лет будет восприниматься как вполне нормальная. И—я особенно подчеркиваю это — всякие воспоминания о людях, проживших 120 лет, будут отметаться как чистейший миф! Исторические книги XX века, в которых повествуется о жизни наших современных государственных деятелей, будут тогда восприниматься как творчество лжецов или идиотов. Возможно, в XL веке наши потомки решат заново переиздавать книги в соответствии со своими хронологическими понятиями. Я надеюсь, что мои основные установки изложены достаточно ясно. Теперь настало время выяснить — что говорит по этому поводу наука? ЧТО ТАКОЕ СТАРЕНИЕ?
|
|||
|