|
||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации «Как написать «лимерик»?»
ПОЛОЖЕНИЕ о районном конкурсе юных поэтов «Осенний стихопад» 1. Цель и задачи конкурса Районный конкурс юных поэтов «Осенний стихопад» (далее – конкурс) проходит в год 100-летия со дня рождения Б. В. Заходера, 125-летия со дня рождения В. В Маяковского и 275-летия со дня рождения Г. Р. Державина, в год 100-летия системы дополнительного образования детей, 80-летия Дома творчества «Измайловский». Все темы находят отражение в содержании конкурса. Целью конкурса является создание условий для самореализации личности и развития творческих способностей, учащихся через стихосложение. Задачи конкурса: - развитие навыков самостоятельного образного мышления через самовыражение в стихотворной форме; - развитие творческого потенциала талантливых детей, создание условий для их самореализации; - повышение интереса к детскому творчеству, как средству саморазвития личности; - воспитание чувства уважения к признанным мастерам российской литературы. 2. Учредитель и организаторы конкурса Учредитель конкурса - администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) в лице отдела образования администрации. Организатором конкурса является Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее – ГБУ ДО ДТ «Измайловский»). 3. Участники конкурса К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 3-11 классов образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт–Петербурга. Участники делятся на три возрастные группы: 3-5 классы, 6-8 классы, 9-11 классы. 4. Условия конкурса Заявки на участие в конкурсе (Приложение 1) и работы принимаются с 20. 09. 2018 до 15. 10. 2018 по электронной почте: ddt-i@mail. ru. Конкурс проводится заочно: Конкурсанты всех возрастных групп представляют поэтические тетради со своими произведениями. Особое условие: на две из четырёх рекомендуемых тем должно быть написано хотя бы одно стихотворение. Рекомендуемые темы (примерные фразы – образы):
Тема 1. 100 лет со дня рождения Бориса Заходера (по мотивам стихов Б. Заходера) 1. 1 Увидел маленький енот Падучей звёздочки полёт И загадал желание: … 1. 2 Отчего-то мне 1. 3 Ребенок спросил 1. 4 — Скажите, Кто испортил сыр? Кто в нем наделал Столько дыр? …
Тема 2. 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского (по мотивам стихов В. Маяковского) 2. 1 Крошка сын к отцу пришёл… 2. 2 Собирайтесь, ребятишки, наберите в руки книжки. 2. 3 У меня растут года, Будет и семнадцать…
Тема 3. 275 лет со дня рождения Гавриила Державина (по мотивам стихов Г. Державина) 3. 1 Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, 3. 2 Враги нам лучшие друзья; Они премудрости нас учат… 3. 3 Река времен в своем стремленьи
Тема 4. Лимерики - стихотворный жанр английского происхождения, пятистишие абсурдистского содержания. Пятистишие классического лимерика строится по схеме ААВВА, то есть рифмуются первая, вторая и пятая строки, и соответственно – третья и четвертая (Приложение 4).
Требования к работам: - принимаются произведения только в жанре поэзии; - произведения представляются на конкурс в электронном виде, формат А 4, шрифт 12, интервал – 1, 0 (Приложение 2. Форма поэтической тетради). - оптимальный объем поэтической тетради конкурсанта: Ø 3-5 класс - не менее 5 стихотворений (одно стихотворение – 4 и больше строк, если мысль закончена и понятна без дополнительных пояснений); Ø 6-11 класс - не менее 8 стихотворений. Поэтические тетради принимаются с 01. 10. 2018 по 15. 10. 2018 года по эл. почте: ddt-i@mail. ru в эл. виде. Работы не возвращаются, не рецензируются. Высшая оценка – 10 баллов. Критерии оценки работ: - отражение темы конкурса – 2 балла; - наличие поэтического образа – 2 балла; - законченность произведения – 2 балла; - отражение настроения автора– 2 балла; - грамотное ритмическое построение – 2 балла. 5. Подведение итогов и награждение Итоги конкурса подводятся по трём возрастным группам. Участники, набравшие наибольшее количество баллов, становятся победителями конкурса. Количество победителей определяет жюри (Приложение 3). Победителям будут вручены дипломы I, II, III степени, участникам – сертификаты. Лучшие стихотворения участников конкурса будут включены в поэтический сборник «Планета поэтов». Организаторы конкурса оставляют за собой право редактировать тексты перед публикацией. Презентация сборника и награждение состоятся в декабре 2018 года в ГБУ ДО ДТ «Измайловский» по адресу: ул. Егорова, д. 26а, литера А.
Контактные лица: - Кондратьева Людмила Павловна, педагог дополнительного образования - Кунгурцева Альбина Алексеевна, педагог-организатор, тел.: 575-06-56.
Приложение 1 к Положению о районном конкурсе юных поэтов «Осенний стихопад»
Заявка на участие в районном конкурсе юных поэтов «Осенний стихопад» Название ОУ_________________________________________________________
*Образец заполнения Заявки на участие в конкурсе
Приложение 2 к Положению о районном конкурсе юных поэтов «Осенний стихопад»
Поэтическая тетрадь (для заполнения в эл. виде) Иванова Петра ГБОУ СОШ № 225, 17 лет, 11 а класс.
*Образец заполнения
Приложение 3 к Положению о районном конкурсе юных поэтов «Осенний стихопад»
Состав жюри районного конкурса юных поэтов «Осенний стихопад» Председатель жюри: Косачева Е. Ю., заведующая отделом организационно-массовой работы ГБУ ДО ДТ «Измайловский»; Члены жюри: - Кондратьева Людмила Павловна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДТ «Измайловский»; - Кунгурцева Альбина Алексеевна, методист, педагог-организатор ГБУ ДО ДТ «Измайловский»; - Виноградова Лариса Вадимовна, методист, педагог дополнительного образования ГБУДО ДТ «Измайловский»; - Михайличенко Лариса Дмитриевна, методист Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального педагогического образования центра повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы (по согласованию); - Кривошеев Роман Сергеевич, драматург, прозаик, поэт, член Союза писателей России, руководитель секции прозы литературного объединения «Молодой Петербург» при Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России, главный редактор журнала «Другие люди» (по согласованию).
Приложение 4 к Положению о районном конкурсе юных поэтов «Осенний стихопад»
Методические рекомендации «Как написать «лимерик»? » Вам понадобится: - список названий (например, городов и посёлков Ленинградской обл. ); - короткое описание нелепого (чудаковатого) поведения («Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки…», исчезли из транспорта «зайцы») или отрицание очевидного (по реке плывёт утюг).
Маленькая история лимерика.
Ли́ мерик - стихотворный жанр английского происхождения, пятистишие абсурдистского содержания. Название лимерика происходит от ирландского города Лимерик. История его происхождения не вполне ясна. По наиболее распространённой версии, оно восходит к куплетам, которые пелись на рубеже XVII-XVIII веков ирландскими солдатами. Наиболее известным автором английских лимериков считается Эдвард Лир. Некий старец из города Бристоля
Форма лимерика. Традиционно лимерик состоит из пяти строк с рифменной схемой AABBA, причём финальные части первой и последней строк одинаковы. Чаще всего лимерик написан анапестом (1-я, 2-я и 5-я строки - трёхстопным, 3-я и 4-я - двухстопным). Композиция лимерика подчиняется строгим правилам: А. В первой строке называется персонаж и место его происхождения (как правило, употребляется географическое название). Б. Во второй повествуется о том, что этот персонаж сделал, что с ним случилось или какова его особенность. В. Дальнейшее изложение рассказывает о последствиях его действий или свойств. https: //ru. wikipedia. org/wiki/ Лимерик-эскиз. 1. Берём фразу «исчезли из транспорта «зайцы» и из списка населённых пунктов подбираем в рифму «пос. Тайцы», пробуем: Говорят, что в посёлке Тайцы Исчезли из транспорта «зайцы» … 2. Смотрим пункт В «Форма лимерика» «дальнейшее изложение рассказывает о последствиях его действий или свойств». Поселковый народ, Спит спокойно весь год… 3. И завешаем: Лучший транспорт в посёлке Тайцы! 4. Проверяем (ААВВА) и если нужно редактируем (подбираем более точные слова, не ломая ритма и рифмы): Говорят, что в посёлке Тайцы Исчезли из транспорта «зайцы». Поселковый народ, Спит спокойно весь год. Лучший транспорт в посёлке Тайцы! (А. Кунгурцева)
5. Для закрепления навыков пишем ещё: Тётя Маня в посёлке Заборье Увлеклась полит-многоборьем, В результате она, Из подружек одна Депутат в посёлке Заборье. (А. Кунгурцева)
Лимерик классический. 1. Читаем по ссылкам Википедии или интернет поисковика 5-6 источников, рассказывающих о лимериках. 2. Читаем 4-5 авторов лимериков: Э. Лир обязательно, остальные по выбору. 3. Выбираем из прочитанного 3-4 лимерика разных авторов. 4. Пишем свои похожие лимерики изменив имена или географические названия используя готовые рифмы, и т. д. (получится эскиз-подражание). 5. Проверяем (ААВВА) и обязательно редактируем до полного соответствия форме и правилам, изложенным выше.
Примечание. После последовательного и аккуратного выполнения первых 4 пунктов (можно выполнять сессионно), на 5 пункт уходит от 30-90 минут и с 90% гарантией создаётся лимерик классический. Рекомендации. Используйте готовые рифмованные пары слов https: //rifmus. net/about.
Методика подготовлена педагогом-организатором Кунгурцевой А. А.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|