Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды требований



 

 

Проективная диагностика мотивации учения младших школьников

Психодиагностика психолога в школе           - Диагностика мотивационной сферы

Используя рисуночную методику, не следует забывать об ограниченных диагностических возможностях методик данного типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому при диагностике рисуночная методика обычно применяется наряду с другими методиками.

Данный вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса. С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.

Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: " Про самое интересное" и " В школе". Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем, что, во-первых, они показывают умение школьника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок " Про самое интересное" свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок " В школе" дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используются 2 вида характеристик рисунков: 1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе; 2) содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению.

К формальным характеристикам относятся следующие:

а) цвет рисунка: темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т. д. ) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т. д. ) считаются проявлением положительных эмоций, т. е. положительного отношения к изображаемому.

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка: при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно.

в) творческое отношение к рисунку: динамичность, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать: а) орнаменты и симметричные композиции для выражения положительного отношения к изображаемому; б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.

Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьника к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т. е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно-значимой деятельностью.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

1. Количество рисунков " В школе":

а) если ученик принес один либо несколько рисунков " Про самое интересное" и ни одного рисунка " В школе", несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению;

б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему — это свидетельствует о его положительном отношении к учению.

2. Включена ли школьная тема в рисунок " Про самое интересное". Если да, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.

3. Какой момент школьной жизни отражен в рисунке: а) урок; б) перемена; в) ситуация, внешне связанная со школой — " уход от школы" — при изображении только школьного здания; рисунок на тему с измененным названием — " В школу".

Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного (а) либо отрицательного (б, в) отношения к учению. Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью; если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

4. Отраженность содержания обучения: а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами; б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку. Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Изображение себя с другими субъектами: а) с учителем, б) со сверстниками; в) изображен сам автор, г) изображен учитель и ученики, д) изображен ученик того же класса, но не он.

Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть проинтерпретированы различным образом, в зависимости от содержания рисунка в целом. Однако изображение учителя, как правило, свидетельствует о его личной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.

Выделенные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение для диагностики имеет цвет. Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно-значимой деятельностью, может дать, например, то, включил ли ребенок школьную тему в рисунок " Про самое интересное".

В целом рисуночная методика позволяет получить данные по всем выделенным показателям мотивации учения младших школьников. Она носит проективный характер и позволяет определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению является известным. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

 

 

Диагностика показателей мотивации учения младших школьников

Психодиагностика психолога в школе           - Диагностика мотивационной сферы

Беседа-интервью

Методика " Диагностика показателей мотивации учения младших школьников" проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые психолог последовательно задает школьнику.

 

Вопросы, входящие в " Беседу-интервью", направлены на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников. (О мотивах см. методику " Лесенка побуждений"

 

 

Опросник

1. Знакомство с испытуемым (меня зовут... А тебя? ).

2. Сколько тебе лет?

3. Где ты живешь? Ты ходил в детсад?

4. С кем ты живешь (члены семьи)? Где работают родители?

5. Какие времена года ты знаешь?

6. Кого ты любишь? (кто тебе нравится? )

7. Кто тебя любит? (кому ты нравишься? )

8. Чем ты любишь заниматься?

9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.

10. Любишь ли ты ходить в школу или нет? Почему?

11. Кто твои товарищи? С кем ты дружишь?

12. Где ты готовишь уроки? Кто тебе помогает?

13. Ходишь ли ты в группу продленного дня? Проверяют ли дома домашние задания, которые ты сделал сам?

14. Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?

15. С кем тебе интереснее заниматься: с мамой или папой?

16. Что ты обычно делаешь на перемене? Некоторые ребята больше любят перемены, а некоторые уроки. А тебе что больше нравится?

17. Зачем ты ходишь в школу?

18. Какие уроки у тебя в школе?

19. Какой урок тебе больше всего нравится? Какой урок тебе не нравится?

20. Какой урок тебе нравится больше: письмо или математика? (письмо или чтение? ) (математика или чтение? )

21. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь большим?

22. Любишь ли ты слушать, как рассказывает учитель? Разговариваешь ли ты с учителем на перемене? О чем? Что ты делаешь, чтобы учитель был тобой доволен?

23. Я знаю мальчика, который говорил, что он больше любил ходить в детский сад, чем в школу. А где тебе больше нравится: в детском саду или в школе?

24. Тебе больше нравится решать задачи или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

25. Тебе больше нравится писать буквы или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

26. Тебе больше нравится читать или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

27. Кто тебя отводит в школу и забирает после нее?

28. Ты хорошо решаешь задачи?

29. Хорошо ли ты пишешь?

30. Где ты лучше решаешь задачи и пишешь: дома или в школе? Почему?

31. Что ты мог бы рассказать о школе мальчику (или девочке), который (которая) ходит в детский сад?

Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 31.

Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30.

Виды личностно-значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов №№ 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.

Личностно-значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 27, 30.

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования — № 1, 2, 3, 5.

Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.

Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности. Так, в вопросах, где сравнивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно-значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.

 

Виды требований

Педагогическое требование – метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств. Различают прямые требования и косвенные. Для прямых требований характерны императивность, конкретность, определенность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Требование предъявляется решительным тоном. Воздействие осуществляется широким спектром оттенков требования, которые выражаются силой голоса, мимикой, интонацией. Косвенное же требование (одобрение, доверие, намек, совет, просьба, и т. д. ) от прямого отличается тем, что стимул вызванные прямым требованием психологические факторы: стремления воспитанников, интересы, переживания и т. д. Перечислим наиболее употребляемые виды косвенного требования. 1. Требование-совет. Это убеждение воспитанника в целесообразности, и необходимости выполнения действий рекомендуемых педагогом. Можно считать совет принятым, если воспитанник наставнике видит старшего, авторитетного товарища, мнение которого он уважает. 2. Требование-игра. Опытные воспитатели пользуются детским интересом к игре для осуществления самых различных требований. От игры дети получают огромное удовольствие, вместе с этим, сами того не замечая, выполняют все предъявляемые требования. Игра самая эффективная и гуманная форма предъявления требования, хотя подразумевающая под собой высокий уровень мастерства. 3. Требование доверием. Между воспитуемыми и воспитателями формируются дружеские отношения, доверие является, в данном случае, естественным отношением двух сторон, уважающих друг друга. 4. В некоторых случаях эффективным является требование-просьба. Если коллектив хорошо, сплоченно организован, то просьба является самым употребляемым средством воздействия на окружающих. Основа данного требования – товарищеские отношения между воспитателем и воспитанниками. Просьба – форма проявления взаимного сотрудничества, доверия, уважения. 5. Следующий близкий к просьбе вид требования – это требование-намек, широко используется педагогами в работе со старшими классами 6. Также существует требование-одобрение. Высказывание одобрения педагогом – сильный стимул. На практике мастера педагогического труда одобряют различные методы требования, применяют формы имеющие целесообразность в зависимости от сложившихся отношений с воспитанниками. Не всегда требования вызывают положительную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования. В основном прямые запреты негативны, так как всегда вызывают бурную отрицательную реакцию учеников. Существуют негативные косвенные требования: угрозы и осуждения. Обычно формируют при внутреннем сопротивлении внешнюю покорность. Среди разнообразия форм и видов педагогического требования выделяются требования непосредственные и опосредованные. Требование, при помощи которого воспитатель от воспитанника сам добивается нужного ему поведения, называется непосредственным. Требования учеников друг к другу, организованные педагогом, – опосредованные. Они вызывают цепочку действий – каждое последующее действие передаёт требование от одних воспитанников другим.

Формы

Формы трансляции требования разнообразны; условно могут быть выделены две большие группы: вербальные формы, для осуществления которых используется речь, и невербальные, которые служат для усиления эмоционального восприятия предъявленных в словесной форме требований.

Среди вербальных форм, в свою очередь, можно выделить непосредственные и опосредованные. В непосредственных формах требование предъявляется открыто, в нем явно и недвусмысленно указывается само правило и содержание деятельности по его выполнению. Пользуясь ими, педагог должен учитывать психическое состояние ребенка и в зависимости от этого избирать эмоционально благоприятный и, с точки зрения волевого усилия, щадящий способ воздействия.

К непосредственным формам относятся:

просьба в адрес собеседника -- это побуждающее обращение, призывающее удовлетворить потребности, нужды и желания. Роль " просителя" здесь занимает воспитатель, исполнитель -- ребенок. Просьба окрашивается мягкими интонациями и инструментуется как внутренняя потребность педагога. Традиционная парадигма этой формы -- " Прошу вас... " (" Прошу вас, приглушите немного звук приемника", " Прошу вас, проследите за логикой моего рассказа" ), хотя она может звучать иначе (" Если вас не затруднит... ", " Возможно, для вас не составит труда... ", " Я буду вам признателен, если... " и т. п. ). В зависимости от ситуации и собственных возможностей каждый педагог избирает вариант, наиболее соответствующий обстановке;

совет -- мнение по поводу того, как следует поступать, что сделать, что сказать. К использованию этой формы прибегают в тех случаях, когда требуется более открытое, чем в просьбе, указание, но оно все же несет в себе скорее характер наставничества, нежели принуждения: один из собеседников лучше разбирается в обсуждаемом вопросе, поэтому он советует. Точка зрения советчика может быть либо принята, либо отвергнута. Это зависит от множества причин, но в первую очередь от того, предоставлена ли действительно такая возможность. Исходя из этого, парадигмой совета служит фраза: " Я бы посоветовал вам... ". Присутствие частицы " бы" реализует право на сомнение и выработку индивидуального решения. " Я бы посоветовал вам не солить суп" -- а человек попробовал и посолил. " Я бы посоветовал вам не кричать на детей" -- а педагог не принял совета и закричал, теперь ему приходится кричать громче и чаще. " Я бы посоветовала вам во время летних каникул прочесть ряд произведений, которые мы будем изучать в следующем году", -- говорит учительница детям, расставаясь с ними в конце учебного года. Кто прислушался к совету -- тот легко справляется с заданиями по литературе, а кто отверг его, теперь жалеет об этом;

рекомендация -- аргументированное пожелание, используемое в тех случаях, когда необходимо обосновать для ребенка значение той или иной безусловной нормы, правила. Для усиления рекомендательного воздействия часто используется иллюстрация описательного характера или личный пример. В случае острой необходимости рекомендация может высказываться как настоятельное требование, не допускающее сомнений и вызывающее быстрое ответное действие. Примерная формула рекомендации может быть представлена фразой: " Я рекомендую (я настоятельно рекомендую) вам... потому что... " Например: " Накануне выпускного сочинения я рекомендую вам побывать на природе, потому что общение с ней благотворно влияет на психическое самочувствие и создает поэтический настрой, столь необходимый для творчества". На уроке анатомии после рассмотрения вопроса о гигиене полости рта учитель говорит: " Теперь вы знаете, какими последствиями для всего организма оборачивается болезнь одного зуба, поэтому я настоятельно рекомендую вам чистить зубы утром и вечером, а после еды хотя бы полоскать рот";

деловое распоряжение -- забота о надлежащем обустройстве, соответствующем, по назначению и во времени, использовании чего-либо, выполнении в срок. Деловое распоряжение инструментуется как волевое усилие в интересах дела и поэтому ограничивает альтернативные вариации способов исполнения. К нему прибегают в тех случаях, когда требуется быстрое, четкое, деловитое исполнение задания. Форма обращения при этом должна быть этически выдержанной, с сохранением вежливого и уважительного тона, что обеспечивает равные права всех участников дела. Например: " Пожалуйста, откройте тетради", " Пожалуйста, включите свет", " Напоминаю, что завтра мы выполняем проверочную работу. Пожалуйста, обратите еще раз внимание на решение задач данного типа";

приказ -- официальное, обязательное для исполнения распоряжение человека, обладающего властью, наделенного соответствующими полномочиями. Лаконичность приказа достигается использованием неопределенной формы глагола: " Отдать... ", " Получить... ", " Исполнить... ", " Уволить... ", " Принять... " и т. п. Приказ является наиболее жесткой формой предъявления требования и используется педагогом при общении с детьми в исключительных случаях, когда необходимо пресечь какое-либо асоциальное действие ребенка, предъявив ему норму в высоком социальном значении.

Перечисленные формы отражают лишь динамику эмоциональной интенсивности воздействия в момент предъявления педагогического требования, но не исчерпывают всего многообразия их проявления. Интонационная окраска в сочетании с пластической выразительностью учителя позволяет ему интегрировать в одном акте воздействия различные формы и увеличивать за счет такого рекомбинирования их число.

Опосредованные вербальные формы трансляции еще более многообразны и индивидуальны, а спектр их применения и использования безграничен. Назовем лишь некоторые, чтобы показать их универсальный характер:

рассказ -- небольшое словесное изложение каких-либо событий. Как форма педагогического требования рассказ используется для предъявления в скрытом виде социально-культурной нормы отношения или поведения. Содержанием рассказа могут стать события реальной жизни, фрагменты художественных произведений, сказок, журнальных или газетных статей. Например, хорошо известная всем с детства сказка о репке будет пересказана учителем тогда, когда он заметит, что ученики его класса не ценят друг друга, не дорожат дружбой, а рассказ Л. Н. Толстого " Смерть Ивана Ильича" проиллюстрирует детям необходимость для каждого человека определенной цели в жизни и пагубность паразитического существования;

аналогия -- указание на сходство, подобие в чем-либо явлений, предметов, понятий, поведения и отношения детей. Использование образной литературной и жизненной аналогии делает ее яркой, доступной и запоминающейся для учеников, подталкивает их к самостоятельному осмыслению своих ценностных позиций. Парадигмами аналогии могут стать фразы: " Мне это напоминает.... ", " В таких случаях мне вспоминается... " и т. п. Например, характеризуя отношения в коллективе, можно воспользоваться замечательными аналогиями, предложенными А. Н. Лутошкиным, -- " песчаная россыпь", " мягкая глина", " горящий факел" и др;

вопрос -- обращение с целью инициирования работомысли и получения информации. Этой формой пользуются в тех случаях, когда ребенок сам способен дать отчет в содеянном, оценить и сравнить свое отношение и поведение с нормой. При этом педагог напрямую апеллирует к детям: " Как вы считаете... ", " Что вы сами думаете... ", " Как, по-вашему... ", " Как бы вы поступили на моем месте? ";

удивление -- ответная эмоциональная реакция педагога на неожиданное поведение ученика, побуждающая его к переосмыслению своей позиции. Удивление учителя демонстрирует школьникам его недоумение по поводу их действий, оценку их поступка как странного, неожиданного и нелогичного. Иногда удивление инструментуется как наивное непонимание, неверие в объективность происходящего. Такая реакция дает детям шанс ненасильственного самостоятельного изменения ситуации. Возможные парадигмы удивления: " Я не могу поверить... ", " Разве такое возможно... ", " Вы и сами усомнились бы в реальности... ";

намек -- тонкое указание, способствующее самостоятельной догадке. Предмет, явление или правило, о которых идет речь, не называются открыто, они только подразумеваются, имеются в виду. Понимание приходит к ребенку как озарение, как открытие и потому обладает большим эффектом. Используя намек, педагог должен быть ориентирован на реальный уровень развития детей, их знания, представления, иначе он рискует остаться непонятым. Одним из механизмов образования намека может служить истолкование недостойного поведения ребенка в достойном смысле и его противопоставление безусловной норме. Например, мальчик, выходя из автобуса, забыл подать руку своей маме, она ему говорит: " Как хорошо, что ты не подаешь мне руки, а то бы я привыкла и потом одна никогда не смогла бы выйти из автобуса. А так я постоянно держу себя в нужной физической форме".

Перечисленные опосредованные вербальные формы предъявления педагогического требования достаточно хорошо знакомы учителю и используются им в работе с учениками, но важно, чтобы эти воздействия были оправданы, а для этого следует внимательно присматриваться к тому, насколько оптимальным оказывается осуществленный вариант.

Из невербальных форм предъявления требования можно выделить три основные, каждая из которых выступает как отдельный вид, но в реальном акте воздействия сливаются воедино и дополняют, усиливая влияние, вербальную трансляцию:

1) пауза -- выжидательная позиция педагога, выражаемая в непродолжительной приостановке речи. Производится с целью привлечения внимания, для усиления акцента, предоставления возможности самостоятельной регуляции состояния и поведения. Особое значение паузы в общении между людьми подчеркивал С. Моэм в романе " Театр". Он писал, что чем больше актер, тем больше пауза; взяв паузу, следует держать ее до конца. Педагог тоже в чем-то актер, и если он берет паузу, то должен держать ее до того момента, пока его требование не будет выполнено детьми. В противном случае это ведет к дискредитации самого требования и подрывает авторитет педагога;

мимика -- движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Мимически можно изобразить различные состояния, от гнева до радости, но вместе с этим можно передать и информацию одобрительного или осуждающего характера, а следовательно, выразить требование. Специально мимике стали обучать будущих учителей в вузах сравнительно недавно, да и то не везде, поэтому педагогу приходится самостоятельно осваивать это умение, благо, что язык мимики доступен и понятен каждому. Овладение мимической выразительностью совершается в процессе освоения педагогической техники, путем индивидуальных упражнений и в результате наблюдения за другими людьми. Умение понять состояние учеников по внешней выразительности во многом обусловливает выбор учителем операционного воздействия;

пластика -- движения, жесты и поза, информирующие о состоянии и отношении в процессе общения. Пластическая выразительность человеческого тела обладает колоссальными возможностями в плане предъявления педагогического требования, так как отдельные позы, определенная интенсивность движения и экспрессивная окраска жеста учителя вызывают у его учеников соответствующие реакции. В момент воздействия речь педагога и пластический рисунок его телодвижений должны соответствовать друг другу, нарушение баланса между ними приводит зачастую к непредвиденным последствиям, к недоверию и непониманию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.