|
|||
Что есть материя?
Платон (427 - 347 гг. до н. э. ) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются " Апология Сократа", " Пармелид", " Горгий", " Федон", " Государство", " Законы". Большинство Произведений Платона написано в форме диалогов. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; • окружающий мир (" мир вещей" ) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д. ); • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: • поскольку материальный мир является всего лишь отображением " мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего " чистые идеи"; • " чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - " докса" ); • " чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать " чистые идеи". Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - " досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное " государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: 1. монархия - справедливая власть одного человека; 2. тирания. - несправедливая власть одного человека; 3. аристократия - справедливая власть меньшинства; 4. олигархия - несправедливая власть меньшинства; 5. демократия - справедливая власть большинства; 6. тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: • все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники; • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; • философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; • философы и воины не должны иметь частной собственности; • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; • не существует брака, все жены и дети общие; • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены. Историческое значение философии Платона в том, что: • впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая " линия Платона" - противоположность материалистической " линии Демокрита" ); • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.; • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др. ); • была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др. ); Аристотель (384 - 322 it. до н. э. ) - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа: 1. 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона); 2. 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского; 3. 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: " Органон", " Физика", " Механика", " Метафизика", " О душе", " История животных", " Никомахова этика", " Риторика", " Политика", " Афинская политая", " Поэтика". Философию Аристотель делил на три вида: • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название " первичная философия" ); • практическую - деятельности человека, устройстве государства; • поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть филоссофии была выделена логика. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на " мир вещей" и " мир чистых (бестелесных) идей", и " мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей " чистой -идеи". Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал " мир идей" от реального мира и рассматривал " чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: • не существует " чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; • существуют только единичные и конкретно определенные вещи; • данные вещи называются индивидуумы (в переводе - " неделимые" ), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не " идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не " идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не " идея дома", и т. д.; • индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д. ) - вторичной. Поскольку бытие не есть " чистые идеи" (" эйдосы" ) и их материальное отражение (" вещи" ), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древне-греческого - высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д. ). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; • реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; • потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное; • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: • растительная душа; • животная душа; • разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; • отличается от животных наличием мышления и разума; • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). Именно последнее качество - потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на. одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д. ) является государство. Аристотель выделяет шесть типов государства: 1. монархия; 2. тирания; 3. аристократия; 4. крайняя олигархия; 5. охлократия (власть толпы, крайняя демократия); 6. полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Аристотель разделяет " дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и " хорошие" (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство " среднего класса" (идеал Аристотеля). Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о " чистых идеях"; • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; • выделил 10 философских категорий; • дал определение бытия через категории; • определил сущность материи; • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения). Эпикур (341 - 270 гг. до н. э. ) - древнегреческий философ-материалист. Счастье по Эпикуру: Атараксия - невозмутимость, безмятежность души Апония - Отсутствие телесных страданий Дружба Эвдемонизм-смысл жизни в достижении счастья Гедонизм- смысл жизни в удоволбствиях, наслаждениях
|
|||
|