|
|||
Явление шестое
Незнамов и Миловзоров.
Незнамов. Что это за комедия? Зачем это я вам понадобился? Миловзоров. Никакой комедии, мамочка, все очень просто. Каприз! Незнамов. Каприз! Не люблю я капризов-то. Миловзоров. Ах, мамочка, да разве бывают женщины без капризов! Незнамов. Да ты-то почем это знаешь? Много ли ты женщин видел? И каких? Ты судишь об женщинах по водевилям, где у них, после каждого слова, улыбка к публике и куплет. Что такое нынче у Нила Стратоныча? Миловзоров. Ничего особенного. Будет бомон и артисты; всё свои люди; Кручинина будет. Незнамов. Кручинина? Что ж ты мне прежде не сказал? Миловзоров. Да об чем говорить-то! Незнамов. А как ты думаешь: Кручинина обыкновенная женщина или нет? Миловзоров. Актриса, вот и все. Незнамов. Да актриса-то обыкновенная? Миловзоров. Публике нравится. Незнамов. А тебе? Миловзоров. Говорят, Сара Бернар лучше. Незнамов. Говорят! А сам-то ты уж ни глаз, ни смыслу не имеешь? Ну, так я тебе скажу: она и артистка необыкновенная и женщина необыкновенная. Миловзоров. Артистка – пожалуй! Ну, а женщина… (Улыбается и пожимает плечами. ) Незнамов (строго). Что женщина? Договаривай! Миловзоров. Я думаю, такая же, как и все. Незнамов. Ведь ты меня знаешь; я на похвалы не очень щедр; а я тебе вот что скажу: я только раз поговорил с ней, и все наши выходки, ухарство, напускное презрение к людям показались мне так мелки и жалки, и сам я себе показался так ничтожен, что хоть сквозь землю провалиться Миловзоров. Я полагаю, что она скоро уедет. Незнамов. Почему? Миловзоров. Да так: открылись некоторые обстоятельства, старые грешки. Незнамов. Я тебе приказываю говорить об этой женщине с уважением. Слышишь? Миловзоров. Я бы рад говорить с уважением, если тебе это приятно; но всех молчать не заставишь; я повторяю только чужие слова. Незнамов. Вы сами же сочинили какую-нибудь гадость, да и расславляете везде. Я вас знаю, вы на это способны. Ты скажи всем, что я обижать ее не позволю, что я за нее… Миловзоров. Прибьешь? От тебя, мамочка, только того и жди. Незнамов. Нет, не прибью… Миловзоров. Не прибьешь, помилуешь? Незнамов. Я убью до смерти. Миловзоров (с испугом). Ну, вот, мамочка! Как же можно с тобой разговаривать? Ну тебя! Оставь меня, не спрашивай. Я уйду. Незнамов. Нет, постой! Ты начал, так договаривай! Только говори правду, одну правду! Миловзоров. Вот ты сам, мамочка, заставляешь; а начни я говорить, так ты опять… Незнамов. Нет, говори, говори! Мне нужно знать все. Поверишь ли ты, поверишь ли, я вчера в первый раз в жизни видел ласку матери! Миловзоров. Мамочка, это увлечение. Ты, Гриша, влюблен? Незнамов. Нет, я вижу, что с тобой говорить невозможно. Миловзоров. Ты говоришь, что в первый раз узнал ласку матери? Вот в этом-то ты и ошибаешься. Незнамов. Что такое? Что за вздор ты говоришь? Миловзоров. Любовь матери ты можешь искать где угодно, но только не у нее. Незнамов. Не испытывай ты моего терпения! Миловзоров. Ее главным образом и обвиняют в том, что она бросает своих детей. Незнамов. Как бросает? Миловзоров. Вот здесь, например, несколько лет тому назад она бросила своего ребенка на произвол судьбы и уехала с каким-то барином. Да говорят, это бывало с ней и не один раз. Незнамов. Кто же ее обвиняет? Миловзоров. Да все, мамочка. Незнамов. Постой, постой! Это невозможно; нет, это на нее не похоже. У нее в голосе, в разговоре, в манере такая искренность, такая сердечность. Миловзоров. А ты и растаял, распустил губы-то? Актриса, хорошая актриса. Незнамов. Актриса, да… но я все-таки тебе не верю… Миловзоров. Я и уверять не стану; как хочешь! Незнамов Актриса! Актриса! Нам подавай правду, чистую правду! Актриса! (Задумывается. ) Где Шмага? Миловзоров. Наверху, в уборной, водку пьет. Незнамов. Хорошее это занятие. О, как бы я желал, чтобы все это оказалось вздором! Миловзоров. А если правда? Незнамов. Ну, тогда я сумею наказать себя за глупую доверчивость; да и еще кой-кому достанется! (Уходит. )
Входит Коринкина.
|
|||
|