Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕФЕРАТ. Содержание. Введение. Сущность атеизма



 

“Московский психолого-социальный

университет”

 

РЕФЕРАТ

по курсу: «Религиоведение»

на тему: «Атеизм: история и современная форма».

 

Выполнила:

студентка 2 курса,

 гр. 15/01/БПЗ-5-1в

Роганова Елена Сергеевна

Проверила:

Зав. кафедрой, д. филол. н., профессор Заманская В. В.

 

Москва 2017

Содержание

Содержание…………………………………. …………………………………2

Введение……………………………………………………………………….. 3

Сущность атеизма……………………………………………………………... 4

XX столетие……………………………………………………………………. 5

Атеизм и наука……………………………………………………………….... 5

Атеизм в мире…………………………………………………………………. 6

Атеизм в России……………………………………………………………….. 7

Заключение…………………………………………………………………….. 9

Литература………………………………………………………………….. …10

 

 

Введение

Атеизм (от греч. ά θ ε ο ς, безбожный) — отрицание существования каких-либо сверхъестественных сил, например, Бога, богов, духов, других нематериальных существ, или отсутствие веры в их существование. Хотя обычно предполагается, что атеисты не религиозны, некоторые религии иногда характеризуются как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога (Майкл Мартин, англ. Michael Martin).

Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Хотя многие, считающие себя атеистами, являются сторонниками светских философий, таких как гуманизм, не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.

Термин атеизм появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, научного скептицизма и критики религии, этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.

Цель данного реферата: понять, что такое атеизм, его сущность, изучить историю появления и рассмотреть форму современного атеизма.

Сущность атеизма

В раннем древнегреческом языке прилагательное θ ε ο ς («без» + θ ε ό ς — «бог») означало «безбожный». Слово стало означать намеренное, активное безбожие в V веке до н. э. и приобрело смысл «разорвавший отношения с богами», «отрицающий богов, безбожник» вместо прежнего значения σ ε β ή ς — «нечестивый». Сегодня слово atheos в классических текстах иногда переводится как «атеистический». Также было абстрактное имя существительное θ ε ό τ η ς, «атеизм». Цицерон сделал латинскую транслитерацию греческого слова — atheos. Термин широко использовался в спорах между ранними христианами и язычниками, причём каждая сторона уничижительно обозначала им своих оппонентов.

Слово атеист впервые было использовано для обозначения практического безбожия в 1577 году. Позднее возникли родственные слова: деист — в 1621 году, теист — в 1662, теизм — в 1678(по другим источникам — в 1743) и деизм — в 1682. Значения слов «деизм» и «теизм» несколько изменились в районе 1700 года под влиянием атеизма. Слово «деизм» изначально имело то же значение, что и современное слово «теизм», но позднее стало обозначать отдельное философское учение.

Карен Армстронг пишет, что «в шестнадцатом и семнадцатом столетиях слово атеист применялось исключительно в полемике… Термин атеист был оскорбительным. Никому и в голову не могло прийти назвать себя атеистом». Слово «атеизм» в Европе стало использоваться для описания собственных убеждений в XVIII веке и означало неверие в монотеистического иудео-христианского бога. В XX веке благодаря глобализации термин распространился и стал означать неверие во всевозможные божества, хотя до настоящего времени в России и на Западе атеизм принято определять, как «неверие в бога». В философских кругах США распространено определение атеизма, как вариант веры, как специфичная разновидность религии. Лишь в последнее время возникла тенденция определять атеизм отрицанием — как отсутствие веры в сверхъестественное, а не как веру во что бы то ни было. Такое определение приобрело популярность в атеистических сообществах, но не получило более широкого распространения.

Такие философы, как Людвиг Фейербах и Зигмунд Фрейд, утверждали, что вера в бога и религия — человеческие изобретения, созданные, чтобы удовлетворить различные психологические и эмоциональные потребности. Это мнение разделяют и большинство буддистов. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, под влиянием трудов Фейербаха, утверждали, что вера в бога и религия — это средства социального контроля, используемые властью для эксплуатации трудящихся классов [источник не указан 301 день]. Историк Эдуард Гиббон писал по этому поводу: «Все свои религиозные культы народ Древнего Рима всегда считал одинаково истинными, философы — одинаково ложными, а правители — одинаково полезными». Согласно Михаилу Бакунину, «идея бога влечёт за собою отречение от человеческого разума и справедливости, она есть самое решительное отрицание человеческой свободы и приводит неизбежно к рабству людей в теории и на практике». Он «перевернул» знаменитый афоризм Вольтера о том, что «если бы Бога не было, его следовало бы изобрести», и написал, что «если бы Бог действительно существовал, следо­вало бы уничтожить его».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.