|
|||
23.Философия Т.Гоббса.(1588-16791)«Основы философии» - из «О теле», «О человеке», «О гражданине». Развивал идеи Бэкона – знание-сила, достигается науками, во главе с философией. , но и влияние Декарта. Задача – выяснить соотношение эмпирич. И рационалистич. Методов познания. Его философию разделяют на «ф. естественную» и «ф. гражданскую». Ф не признает сверхъестественного откровения, на разум. – противопоставляет теологию и ф. Придерживается менсуализма, познание начинается с чуственного опыта. Причина наших ощущений – вне нас. Внешние тела оказывают давление на органы чувств и посредством механических процессов вызывают ощущения в мозгу, рождают образы. Нужно различать тело и ощущения. Для обыденной жизни достаточно того, что дают ощущения, для науки – нет. В науке образуются теоретич утверждения, имеющие всеобщий характер. Путь к ним – в мышлении и языке. Мышление – построение цепочек образов. Им присвавают имена (знаки), мышление заключается в установлении связей между именами (в форме утверждений) и в поиске соотношений между этими утверждениями. Сначала имена – «метки», затем становятся знаками (метки для себя, знаки – для других). В основе формированиязнаков и языка – соглашения между людьми. Когда имена соединяются в суждения – появляются истина или ложь. Истина – «свойство не вещей, а суждений о них». Истина – когда имена в суждениях соединены так, как в действительности соединены сами вещи. Понимание – знаки речи вызывают образы. Продолжал линию номинализма, признавал объективность существования только единичных вещей. Общие понятия имеются только в уме. Общие понятия – знаки не вещей, а наших мыслей о них. «Язык – великое средство познания, но и источник ошибок». Универсальные имена /= универсальное в вещах. Кроме отдельных людей, не существует «человек вообще». Так же отрицает врожденные идеи и идею Бога. С помощью органов чувств знакомимся с целостными вещами, разумом выделяем части. Онтология. Материя как совокупность отдельных материальных тел. – то, что не зависит от мышления., утверждает вечность материи. Тела состоят из делимых до бесконечности корпускул. Тела имеют свойства – отдельные возникают и уничтожаются, другие – акциденции – протяженность, движение и покой – присущи всегда. Отрицал абсолютную пустоту. Пространство – протяженность тел. Жизнь – особое движение. Уподобляет органы животных – механическим устройствам. Душа есть, - некое тонкое телесное движение – не духовная субстанция. Разум не врожденный, развит трудолюбием. Человек – природное существо, разумное с сознанием и речью, действующее, субъект морали и политики. Моральная деятельность невозможна без свободы. Свобода у него в природе – отсутствие сопротивления. Своб. человек – кому не препятствуют делать желаемое, поскольку он по физическим и умственным способностям в состоянии это сделать. Против абсолютизации свободы человека. Свобода не противоречит необходимости. Соц-полит. концепция. Идея о двух состояниях человеческого общества – естественном и государственном. 1- ч. живет чувствами, страстями, жаждет власти. Человаек человеку волк. (Плавт, римский драмотург). Война всех против всех. Неприятен вид чужого счастья, радует несчастье. Опасность для жизни каждого человека. Страх приводит к осознанию необходимости перехода к гражданскому государственному обществу. Гл. признак – наличие суверенной, обязательной власти для всех. Она учреждается путем общественного договора. – выбирают верховный орган. Важная роль договора – речь. Хотя в естественном состоянии идет война, есть естественные законы чловеческой природы. Выделяет19 – добиваться мира, закон Евангелие – поступай по отношению к другому так, как ты желал бы чтобы другие поступали по отношению к тебе., выполняй соглашения, благодарность приноравливайся ко всем, прощай обиды, не оскорбляй, беспристрастный судья, очередь, жребий, … в них разумная природа человека, но они подавляются страстями, когда есть договор они работают – государство- сила в условиях гражданского состояния ч – моральное существо. Г-во обеспечивает безопасность и благо, возникает частн. Собственность, деньги. Гоббс – сторонник сильной нейтрализованной власти, противник ее разделения. Деспотичная власть лучше анархии. Называет гос-во Левиафаном – библейский образ чудовища, созданного людьми, и вышедшего из-под их контроля. Исключение в подчинении – если у правителя нет силы защищать его. Власть должна быть сильная, но не угнетать личную инициативу и убивать волю к жизни.
|
|||
|