Голубая калитка
Во дворе, обнесённом забором, стояла собачья будка. В этой будке жил огромный Пёс, с длинной шерстью и пушистым хвостом. А в заборе жила Калитка. Она была самой красивой на улице в сотню домов. Дощечки Калитки были ровными и выкрашенными в голубой цвет — цвет весеннего неба. Нарядные, белые полоски, внизу и вверху, придавали её легкости, изящества и даже немного кокетства. Удобная ручка была накрепко прикручена четырьмя шурупами. И ко всему вдобавок Калитку украшала блестящая щеколда, что являлось особым предметом её гордости.
Пёс исправно нёс службу — лаял на всех посторонних, входящих во двор. За это он ежедневно получал от хозяев большую миску вкусной похлёбки. Калитка тоже добросовестно исполняла свои обязанности: не выпускала на улицу бродивших по двору кур и закрывалась на щеколду, когда никого не было дома. Пёс был задавакой. Он считал, что его персона во дворе куда важней, чем Калитка, поэтому гордо расхаживал перед ней, высунув язык. Хозяйские дети любили играть с четвероногим другом. Мальчик и девочка по очереди забрасывали подальше палку. Пёс послушно приносил её назад. Детвора ласково гладила лохматика. В их карманах для него всегда находилось что-нибудь вкусненькое. Отношение детей к Калитке было совсем другим. Убегая по утрам в школу, они непременно каждый раз пинали её ногой. Ей было очень обидно. Но она была самой доброй Калиткой на свете и никогда не скрипела в ответ.
Время шло. Дети выросли, уехали из отчего дома и больше некому было играть с Псом. Да и лохматый сторож постарел. Он медленно прогуливался по двору. Ему нравилось, что куры по-прежнему уважали его: разбегались перед ним, уступая дорогу. А потом Пёс часами спал в своей будке. Калитка тоже состарилась. Голубая краска стала блёклой, местами облупилась. Петли поржавели, шурупы разболтались, и Калитка немного перекосилась. А щеколда! Любимая калиткина щеколда потускнела, и засовчик уже двигался с трудом, рискуя застрять в одном положении навсегда. Дети хозяев иногда приезжали к родителям. Пёс радостно заглядывал им в глаза и вилял хвостом. Но его старания были напрасны. Вечно спешившие куда-то дети не обращали на него внимания. Калитке же доставалось по-прежнему. Выходя на улицу, парень и девушка привычно, как в детстве толкали её ногами. Старая Калитка очень боялась развалиться и тяжело вздыхала петлями им вслед.
Однажды хозяева уехали на денёк в гости к своим детям. К вечеру зарядил осенний дождик. Пёс, положив голову на лапы, лежал в своей сухой будке и дремал под грустную мелодию барабанящих по лужам дождинок. Калитке не привыкать мокнуть под дождём. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха, Калитка окончательно простудилась. Она кряхтела и покашливала. Налетевший ветер дёрнул её и больно ударил о столбик. Бедняжка жалобно застонала. Безжалостный ветер продолжал трепать её из стороны в сторону, и Калитка монотонно скрипела. Пёс высунул морду из будки и залаял.
— Какая же ты — вредная старуха! И голос у тебя такой противный! Замолчи, — приказал он, — не мешай мне спать!
Калитке стало стыдно за свой простуженный голос. Она ухватилась щеколдой за столбик и наконец-то остановилась. Скрип прекратился. Пёс, успокоившись, заснул.
Вдруг из темноты к Калитке подошли два незнакомца. Они осторожно отворили её. Калитка удивилась. Давно уже с ней никто не обращался так нежно и бережно. Двое потихоньку, чтобы не разбудить Пса, подошли к крыльцу, открыли дверь и вошли в дом.
— Это же чужие! — опомнилась Калитка. — Надо скорее разбудить Пса!
Калитка стала раскачиваться на ветру. «Прос-нись! Прос-нись! » — скрипела она, но шум дождя заглушал её голос. Воры наполнили сумки хозяйским скарбом и вышли на крылечко. Обессилившая Калитка уже почти потеряла надежду разбудить хвостатого сторожа. Она ещё раз широко распахнулась и со всего размаху ударила щеколдой о столб. Пёс проснулся. Хотел облаять несносную старушку, но вдруг увидел у дома чужих. Сон как лапой сняло. Он в несколько прыжков оказался у крыльца и громко залаял. Воры попытались было сойти по ступенькам. Не тут-то было! Пёс так грозно зарычал на них, что те попятились назад к двери и замерли на месте. Так и простояли до утра.
Вернулись домой хозяева, связали верёвками непрошенных гостей. А Пёс оставался на посту, пока не приехала милиция и не увезла злодеев в отделение. Хозяева были рады, что всё их добро осталось целым. Пёс был щедро вознаграждён! Он получил сахарную косточку и целую палку колбасы. Хозяин, присев на корточки, хвалил Пса, почесывал ему за ушами. Верный страж закрывал глаза от удовольствия. И вдруг Пёс сорвался с места и бросился к Калитке. Он потёрся о бледно-голубые дощечки и заскулил. Потом подбежал к хозяину, дернул его за штанину и снова помчался к Калитке, приглашая следовать за ним. Хозяева удивлённо переглянулись и пошли за ним. Пёс лизнул Калитку и потёрся густой шерстью о подругу. Калитка покачнулась и упала на землю. Хозяин сходил в дом за инструментами. Ловкими движениями бывалого мастера он установил новые петли и ручку. Хозяйка выкрасила Калитку в ярко-голубой, как небо, цвет, а по краями чёткими линиями провела белые полоски. Только щеколда на Калитке оставалась ржавой. Пёс возмущённо залаял. Хозяин всё понял. Он принёс новую щеколду. Лучше прежней! С пружинкой внутри, засовчик в которой защёлкивался автоматически! Такой подарок даже не снился Калитке. О! Как она была счастлива!
Чуть позже в гости к родителям приехали дети. Они вошли во двор, и парень стукнул пяткой по Калитке, чтобы закрыть её. Калитка и охнуть не успела, как из будки выскочил Пёс и залаял на обидчика. Тогда молодой человек поставил сумку на дорожку и аккуратно закрыл Калитку. Пёс остался доволен. Вот так-то! И хвостатый защитник Калитки, виляя пушистым хвостом, первым побежал к крыльцу.
Пёс и дальше продолжал заботиться о своей голубой подруге. Он прогонял хулиганов-воробьёв, садившихся на Калитку. Не хотел, чтобы её поцарапали птичьи коготки. А вот против мотыльков ничего не имел. Пожалуйста, пусть садятся. Мотыльки такие пёстрые! От них Калитка становилась ещё красивее.
С тех пор Пёс мог спокойно вздремнуть в своей будке даже днём. Он знал, что Калитка не подведёт — обязательно щёлкнет автоматическим засовчиком, если кто-то войдёт во двор.
Хочу в школу! Сонечка с удовольствием показывала приехавшей в гости бабушке купленные к школе рюкзачок, пенал, карандаши, фломастеры, альбомы и тетрадки. Потом надела школьную форму. Крутилась перед бабушкой, поглядывая на себя в зеркало. Улыбка не сходила с лица девочки. — Хочешь в школу? — спросила бабушка. Сонечка бросила быстрый взгляд в сторону мамы и, уже без улыбки, отрицательно закачала головой. Бабуля смекнула, что на эту тему — не при маме. Когда родители девчушки ушли в магазин, бабушка начала разговор с внучкой. — Солнышко моё, почему тебе в школу идти не хочется? — Там не только хорошие оценки ставят, но и плохие тоже. А за плохие — мама с папой меня ругать будут и в компьютерные игры не разрешат играть. Брата Серёжку ругали же, — грустно вздохнула Сонечка. — Так ты просто учись хорошо и получай хорошие оценки, — предложила решение проблемы бабушка. — Ага, а вдруг я чего-нибудь не пойму? — Родители всегда тебе непонятное объяснят. Хочешь, я тебе историю про двух девочек расскажу? — Давай! — согласилась будущая первоклассница. Бабушка с внучкой уселись в большое уютное кресло, и бабушка начала свой рассказ. — Жили-были две неразлучные подружки — Аня и Эля. Неразлучными были не только потому, что ходили в одну группу детского сада и жили в одной многоэтажке, а потому, что любили друг друга как родные сестрички: никогда не ссорились, делились игрушками и сладостями, рассказывали свои секретики. И вот пошли подружки в школу, в один первый класс. Аня слушала учительницу внимательно, каждое слово запоминала, а Эля отвлекалась, вертелась во все стороны, даже плюшевым медвежонком под партой играла во время урока. Одна и та же учительница давала одни и те же знания обеим девочка (и всему классу, конечно), но брали их себе девочки по-разному. Анечка — охотно: уроки учила, домашнее задание выполняла аккуратно, а Эля то недоучит что-то, то задачку не решит. У Ани тоже иногда что-то не получалось с первого раза. Но она была не боялась трудностей. Пробовала ещё раз, а если не получалось, то обращалась за помощью к родителям. — Мама с папой Анины задачки решали? — удивилась внучка. — Нет. Они разъясняли девочке то, что она не поняла на уроке. После этого Сонечка уже и сама справлялась с заданием. — А Эля? — А Эля, если что-то не получалось, захлопывала учебник и бежала во двор гулять. Бабушка продолжила: — Дальше вместе учились подружки. Аня получала хорошие оценки, а Эля плохие. Аню родители хвалили за успехи, а Элю её родители ругали. Учительница давала новый материал. Аня всё понимала, потому что усвоила хорошо предыдущий, а Эля, как ни старалась, ничего не могла понять. Аня дома легко справлялась с домашним заданием. У неё оставалось свободное время и на компьютерные игры, и на прогулки во дворе, и на тренировки по гимнастике. Эля тоже хотела учиться хорошо, времени на уроки тратила гораздо больше, чем Аня, потому на прогулки времени почти не оставалось. Где уж время на спортивную секцию найти? — И зачем только эти оценки придумали? — сокрушалась внучка, сочувствуя Эле. — Оценки — это сигналы для родителей каждого ученика, будто звоночки. Пятёрка — серебряным чистым звоном заливается, значит, с учеником всё в порядке. Четвёрка — хрустальный колокольчик, звон у него чистый, не такой звонкий, но приятный. Он даёт сигнал родителям, что их ребёнок справляется с усвоением знаний, но чуток недоработал, справиться с трудностями он сможет сам. Тройка — медный колокольчик, он издаёт глухой звук, хрипловато басит и зовёт на помощь. С такими пробелами в знаниях ученику уже одному не справиться. Родители должны подсказать ребёнку, где и что тот не доучил или не понял, и позаниматься вместе с ним для исправления положения, чтобы дальше учёба пошла легко. Двойка — чугунный колокольчик, он не звенит, а гудит, как тревожный набат. После такого сигнала родителям нужно внимательно разобраться в причинах такого ужасного положения. Иногда даже стоит обратиться к помощи психологов или даже врачей. Единица — это и не колокольчик вовсе, это осколок от него. Тут уж всем миром нужно решать, как помочь такому ученику. Ты думаешь, зачем это учителя оценки в дневник ставят? — Зачем? — Чтобы оценки-звоночки дома прозвенели, и их сигналы услышали родители учеников. —Так значит, не для того, чтобы мама и папа ругали? — Иногда и для того, чтобы поругали, ведь причиной неуспеваемости может быть лень или слишком большое увлечение компьютером. Слушай дальше внученька! Учительница всех учеников снова новому стала учить. Аня легко усваивала материал. Ей всё давалось легко, и свободного времени у неё было много, чтобы заняться любимым делом: вышивать научилась, в музыкальную школу поступила, в рисовальный кружок. — А гимнастику Аня бросила? — Нет! Она и там успехов достигла, разряд спортивный получила, в соревнованиях участвовала. У Анечки всегда было хорошее настроение. Её хвалили родители дома, учителя в школе, в спортзале тренер, в музшколе педагог. А Элю никто не хвалил, зато ругали частенько. Какое же настроение тут будет? Эля никак не могла понять, почему у подружки всё так хорошо, а у неё плохо, и стала просто завидовать Ане. Но Аня-то этого не знала. Она по-прежнему хорошо относилась к подружке, а та в ответ только обидные слова говорила. Так дружба и разладилась. Так пролетели школьные годы. Обе девочки, когда ещё были маленькими, хотели стать врачами. Для поступления в медицинский университет нужно было сдавать экзамен по химии. Аня знала этот предмет на «отлично», а Эля еле на троечку тянула. — Эле нужно скорее выучить химию! — решила Соня. Скажи, внученька, — обратилась бабушка к будущей первокласснице, — по две конфетки в день съедать — это много или мало? — Маловато! Я и по три могу. — А если весь год по три конфетки, сколько это штук будет? — Ого! Наверное, целый мешок? — А за один день ты мешок конфет можешь съесть? — Ой! Не влезет в меня целый мешок. — Вот видишь! Вот так и знания ученикам дают малюсенькими порциями, как по три конфетки в день. А если Эля учила несколько лет химию кое-как, сможет она выучить всё за пару дней? — Конечно, не может. Это же всё равно что мешок конфет за два дня съесть! Бабушка, а что дальше-то? — Аня поступила в университет, а Эля нет. Пришлось Эле на работу устраиваться. Но куда же устроишься, если у неё и навыков ни в какой профессии не было? Взяли в больницу санитаркой работать. Аня на лекции ходит, учится и стипендию получает, а Эля эти же деньги мытьём полов и туалетов зарабатывает. Повзрослели девочки, стали красивыми девушками. Влюбились, свадьбы сыграли. Аня университет окончила и пришла работать врачом в больницу, где Эля до той поры санитаркой трудилась. Встретились подруги, разговорились. Аня счастливая и ухоженная, а Эля уставшая и раздражённая. — Эле тоже нужно поступать в университет! — придумала Сонечка. — Поздно, внученька. То, что знала, Эля забыла, а учиться уже некогда, когда с детишками забот невпроворот. Просто всё нужно делать вовремя, всему своё время. Какой жизненный путь выберешь ты, зависит от тебя, внученька. — Я с первого дня учиться буду хорошо, бабушка! — Вот и хорошо! Бери знания, пока дают. За ужином собралась вся семья. Сонечка спросила: — Мама, сколько дней до 1 сентября осталось? — 15. А что, Соньчик? — Как долго! Я уже скорей учиться хочу, а то, когда у меня дети появятся, поздно будет.
|