|
|||
«Государь» ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 «Госуда́ рь» (итал. Il Principe; встречается перевод «Князь») — трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Первоначально книга носила название De Principatibus (О княжествах). Трактат был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и управлении им. Небольшой трактат, на который Макиавелли возложил последнюю надежду заслужить благосклонность Медичи, в последующие века стал самым знаменитым его произведением и обеспечил автору ярлык злодея. В тот сложный политический период раздробленности Италии многие итальянские мыслители создавали работы о государях и государствах, мечтая из хаоса создать великую Италию, но только Никколо смог открыто вывести оптимальные действия правителя для этого. Макиавелли в этом произведении создал образ мудрого правителя, уничтожающего врагов как могучий лев и избегающего все капканы как хитрая лисица. Правитель должен быть добр, но и не отказываться от зла, если оно помогает государству. Как пример, достойный подражания, Макиавелли рассматривает Римскую республику. Подчеркивая важность обмана, Никколо Макиавелли высмеивает высокопарные и зачастую морализаторские рассуждения о добром правителе. С присущим флорентийцам умением он ядовито и подчас жестоко высмеивает людей и различные ситуации, и его ухмылка проглядывает сквозь самые бесчеловечные рассуждения в трактате. И все же нет никаких сомнений в том, что в 12—14-й главах, посвященных организации армии, Макиавелли говорил всерьёз. Государственное войско (armi proprie) стало его навязчивой идеей, тем более во времена, когда казалось, что правительство Флоренции хотело избавиться от ополчения, а Макиавелли настолько им дорожил, что якобы, давая советы сначала Джулиано, а потом Лоренцо де Медичи, он на самом деле защищал плоды своих трудов. Действительно, можно сказать, что весь «Государь» выстроен вокруг вышеуказанных глав. В сущности, трактат Никколо представляет собой искусное и прекрасно изложенное собрание разрозненных идей, наспех слепленных воедино и зачастую противоречащих друг другу. «Государя» любят обвинять в жестокости и аморальности. Но «Государя» и другие работы Макиавелли надо читать с учетом исторических событий современной ему Италии, когда вся страна была раздроблена на десятки государств, постоянно враждующих между собой. " И тогда это произведение, дающее советы правителю как объединить Италию, не только получит свое оправдание, но и предстанет перед нами как истинно великое творение подлинного политического ума высокой и благородной направленности, " — считал Гегель, отмечая политический реализм учения Макиавелли. Исследователи отмечали цинизм в работах Макиавелли, но какой-то непонятный. Он учил о необходимости в политике коварства и лицемерия, а сам свои мысли всегда излагал «с пугающей прямотой». По одной из версий, политическая философия Макиавелли выражает позицию политического цинизма, основанного на политическом реализме. Ж. Ж. Руссо считал, что Макиавелли, делая вид, что дает уроки королям, преподал прекрасные уроки всем народам, и что «Государь» — это книга республиканцев. Благодаря этой работе Макиавелли считают основателем политологии.
Макиавеллианский интеллект — специфические интеллектуальные способности, обеспечивающие эффективное функционирование индивида в коллективе (способность к формированию коалиций, к организации совместного отпора «нарушителям установленного порядка», к придумыванию различных уловок для повышения своей репутации и социального статуса, к предвидению реакций и поступков «соплеменников» на основе «моделирования» их намерений, знаний и образа мыслей и т. д. )
Цитаты «Цель оправдывает средства» — часто приписываемая к авторству Макиавелли, но, согласно другим источникам, эта цитата могла принадлежать и Томасу Гоббсу (1588—1679), и Игнатию де Лойоле. Если уж и бить, то так, чтобы не страшиться мести. Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей. Пусть судьба растопчет меня — я посмотрю, не станет ли ей стыдно. Лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба — женщина. У победителя много друзей, и лишь у побеждённого они настоящие. Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие, и станешь истинным князем. Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть. Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой. Простолюдины, которые стремятся к своеволию, и знатные граждане, жаждущие порабощения других, прославляют лишь имя свободы: и те и другие не хотят повиноваться ни другим людям, ни законам. Выдающиеся люди чаще всего встречаются в республиках, где таланты в большем почете, чем в монархиях, где их боятся. Там воспитывают дарования, здесь их истребляют. Когда речь идет о спасении родины, должны быть отброшены все соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно. Нужно забыть обо всем и действовать лишь так, чтобы было спасено ее существование и осталась неприкосновенна ее свобода. Быстро и вовремя осуществленный план обещает всегда удачу. Большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество. Лучшая из всех крепостей (для государя) — не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу. Люди любят, как они сами хотят, но боятся так, как хочет Государь.
|
|||
|